№ 5-777(1)/2021
64RS0028-01-2021-001083-54
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 мая 2021 г. г. Пугачев
Судья Пугачевского районного суда Саратовской области Антонычева Ю.Ю.
при секретаре Бохан Е.А.
с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Тимохина А.М.,
законного представителя юридического лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, Садулаевой А.Р.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Пугачевский» Саратовской области, о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
установила:
государственным инспектором Саратовского регионального отдела по газовому надзору и надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору Тимохиным А.М. 19 апреля 2021 г. составлен протокол
об административном правонарушении в отношении межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Пугачевский» Саратовской области (далее - МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области) о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В протоколе указано, что в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 марта 2021 г.
№ РП-302-945-о проведена плановая выездная проверка опасного производственного объекта – сеть газопотребления МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области, рег. № А51-01475-0001, дата регистрации 23.10.2000, III класс опасности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. К. Маркса, д. 227.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований ч. 2, 5 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 531, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ от 30.12.2020 № 61962, п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ от 11.12.2020 № 61391, ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», п. 1 постановления Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», п. «а» ч. 2 Положения об аттестации в области промышленно безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365, п. 10 постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», пунктов 60, 61, 63, 70, 72, 77, 88, 92, 93, 95, 98 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, а именно:
1) ГРУ 32/6-2У1, комплекс для измерения количества газа КИСТГ-МС-Ф-50-С25, котлы КОВ-100 «Сигнал» - 2 шт., КОВ-50 «Сигнал» - 1 шт., внутренний стальной газопровод низкого давления, смонтированы без проведения оценки соответствия сети газопотребления требованиям Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления»;
2) смонтированные ГРУ 32/6-2У1, комплекс для измерения количества газа КИСТГ-МС-Ф-50, котлы КОВ-100 «Сигнал» - 2 шт., КОВ-50 «Сигнал» - 1 шт., внутренний стальной газопровод низкого давления не имеют документального подтверждения соответствия построенной сети газопотребления требованиям Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», также не представлен акт приемки, подписанный всеми членами приемочной комиссии;
3) не предоставлены результаты пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования на смонтированные ГРУ 32/6-2У1, комплекс для измерения количества газа КИСТГ-МС-Ф-50, котлы КОВ-100 «Сигнал» - 2 шт., КОВ-50 «Сигнал» - 1 шт., внутренний стальной газопровод низкого давления;
4) не предоставлены результаты контроля методами неразрушающего контроля сварных соединений, выполненные в процессе монтажа, а также испытания на герметичность воздухом на смонтированные ГРУ 32/6 -2У1, комплекс для измерения количества газа КИСТГ-МС-Ф-50, котлы КОВ-100 «Сигнал» - 2 шт., КОВ-50 «Сигнал» - 1 шт., внутренний стальной газопровод низкого давления;
5) после завершения строительных и монтажных работ не предоставлена приемка сети газопотребления приемочной комиссией;
6) не производится проверка функционирования системы контроля загазованности в помещении с установленными газоиспользующим оборудованием - котельной;
7) отсутствует проектная документация, данные о сроке эксплуатации, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, внесенное в реестр на эксплуатируемое сооружение – здание котельной;
8) отсутствует проектная документация, данные о сроке эксплуатации, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, внесенное в реестр, на эксплуатируемое сооружение – подземный стальной газопровод высокого давления Д-100 мм, 1990 года изготовления, протяженностью 471 п.м.;
9) отсутствует проектная документация, данные о сроке эксплуатации, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, внесенное в реестр, на эксплуатируемое сооружение – надземный стальной газопровод высокого давления, Д-100 мм, 1990 года изготовления, протяженностью 6 п.м.;
10) не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте – сеть газопотребления, не предоставлен страховой полис установленного образца;
11) руководитель МО МВД России «Пугачевский» Ленивов А.А. осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта, не имея аттестации в области промышленной безопасности А1. Ответственный за организацию и осуществления производственного контроля начальник тыла МО МВД России «Пугачевский» ФИО4 не имеет аттестации в области промышленной безопасности А1 и Б7.1;
12) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект отсутствует здание котельной;
13) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект отсутствует надземный стальной газопровод высокого давления, Д-100 мм, 1990 года изготовления, протяженностью 6 м;
14) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект отсутствует внутренний стальной газопровод высокого давления, Д-100 мм, 2020 года изготовления, протяженностью 5 м;
15) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект не указано ГРУ 32/6-2У1, зав. № 4348, 2020 года изготовления;
16) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект не указан внутренний стальной газопровод низкого давления, 2020 года изготовления;
17) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект не указаны газогорелочные устройства котлов КОВ-100 «Сигнал» - 2 шт.;
18) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект не указано газогорелочное устройство котла КОВ-50 «Сигнал»;
19) ответственным за организацию производственного контроля назначен начальник тыла МО МВД России «Пугачевский» ФИО4, тогда как ответственность должен нести руководитель эксплуатирующей организации;
20) установленные в ГРУ 32/6-2У1 манометры в количестве 2 шт. находятся в неисправном состоянии (отсутствует свидетельство о поверке);
21) на газовом стояке эксплуатируется поврежденные и расколотые электроизолирующие фланцевые соединения в количестве 5 шт.
Должностное лицо, составившее протокол государственный инспектор Саратовского регионального отдела по газовому надзору и надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Тимохин А.М. в судебном заседании пояснил, что выявленные нарушения требований в области промышленной безопасности создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем просил приостановить деятельность по эксплуатации опасного производственном объекта - сеть газопотребления МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области.
Законный представитель юридического лица МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области Садулаева А.Р. в судебном заседании просила суд прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по основаниям изложенным в возражениях. Также пояснила, что допущенные нарушения будут устранены в установленный срок.
Выслушав объяснения законного представителя юридического лица, должностного лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон) промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.
Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 приложения 1 к Федеральному закону к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели; е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели; ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Пунктом 4 приложения 2 к Федеральному закону установлено, что для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливается III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Частями 1, 2 статьи 9 Федерального закона установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», зарегистрированные в Минюсте России 30.12.2020 № 61962 (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил эксплуатация, включая ремонт и техническое перевооружение, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870 (далее - Технический регламент).
Пунктами 60, 61, 63, 70, 72, 77, 88, 92, 93, 95, 98 Технического регламента предусмотрено, что сварные соединения, выполненные в процессе строительства, реконструкции, монтажа или капитального ремонта, подлежат контролю методами неразрушающего контроля.
Контроль сварных соединений выполняется лицом, аттестованным в установленном порядке на право проведения неразрушающего контроля сварных соединений. По результатам контроля качества сварных соединений лицом, осуществляющим контроль, оформляется заключение о соответствии сварных соединений установленным требованиям.
По завершении строительства, реконструкции, монтажа и капитального ремонта сети газораспределения и сети газопотребления должны быть испытаны на герметичность воздухом.
Результаты пусконаладочных работ сетей газораспределения и газопотребления, строительство, реконструкция, монтаж и капитальный ремонт которых завершены, должны соответствовать проектной документации.
При эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение: а) утечек природного газа; б) перемещения газопроводов за пределы опор; в) вибрации, сплющивания и прогиба газопроводов; г) повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода; д) неисправностей в работе трубопроводной арматуры; е) повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы; ж) повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта.
Проверка срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущий ремонт и наладка технологических устройств должны проводиться в соответствии с инструкциями изготовителей.
Не допускается эксплуатация сети газопотребления при неисправности газоиспользующего оборудования или с отключенными технологическими защитами, блокировками, сигнализацией и контрольно-измерительными приборами, предусмотренными проектом.
Оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется в следующих формах: при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления - экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; при завершении строительства либо реконструкции сетей газораспределения и газопотребления - приемка сетей газораспределения и газопотребления; при строительстве, эксплуатации (включая техническое обслуживание и текущий ремонт), реконструкции, капитальном ремонте, монтаже, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления - государственный контроль (надзор).
Приемка сети газораспределения после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ.
Приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.
Приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором (далее - приемочная комиссия), в состав которой входят представители: а) застройщика; б) строительной организации; в) проектной организации; г) эксплуатационной организации; д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации); е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора; ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
При приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, строительная организация предоставляет следующие документы и материалы: а) проектная документация (исполнительная документация); б) положительное заключение экспертизы на проектную документацию; в) журналы: надзора за строительством со стороны организации, разработавшей проектную документацию (при наличии договора на его проведение); технического надзора со стороны эксплуатационной организации; контроля производства строительных работ; г) протоколы: проведения испытаний на герметичность сетей газораспределения и газопотребления; проверки сварных соединений и защитных покрытий; д) строительные паспорта газопроводов, газоиспользующего оборудования и технологических устройств; е) документы, подтверждающие соответствие используемых технических устройств, труб, фасонных частей, сварочных и изоляционных материалов; ж) технико-эксплуатационная документация изготовителей технических и технологических устройств (паспорта, инструкции по эксплуатации и монтажу); з) акты о: разбивке и передаче трассы; приемке скрытых работ; приемке специальных работ; приемке внутренней полости газопровода; приемке изоляционного покрытия; приемке установок электрохимической защиты; проверке состояния промышленных дымоотводящих и вентиляционных систем; о результатах пусконаладочных работ и комплексном опробовании газоиспользующего оборудования; и) копия приказа о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления; к) положение о газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления; л) план локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
Документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии.
Согласно п. 5 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденные приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 и зарегистрированные в Минюсте России 11.12.2020 № 61391 здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» утверждено «Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» (далее – Положение).
Пунктом 1 данного постановления определены следующие категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности: работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
В силу положений п. «а» ч. 2 Положения аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", абз. 3-6 HYPERLINK consultantplus://offline/ref=FDDDBF9F0E8DADBB0FA5C69C4BAED5C28037856D46AB2F18E891EC654EA1C574BA733C1CF9665BD3230BC00CA7E52BA29132CE7420z9d1N ст. 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и п. 3 ст. 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", проходят руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель эксплуатирующей организации (руководитель обособленного подразделения юридического лица), индивидуальный предприниматель. Ответственность за осуществление производственного контроля несут лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон) следует, что владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона)
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 марта 2021 г. № РП-302-945-о проведена плановая выездная проверка опасного производственного объекта – сеть газопотребления МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области, рег. № А51-01475-0001, дата регистрации 23.10.2000, III класс опасности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. К. Маркса, д. 227.
Проверка проведена с целью Федерального государственного контроля в области промышленной безопасности при эксплуатации производственных объектов.
Из содержания акта проверки Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору юридического лица № 13-866-04-21-151-П от 11 апреля 2021 г. следует, что МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области эксплуатирует вышеуказанный опасный производственный объект – сеть газопотребления с нарушением обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно: 1) ГРУ 32/6-2У1, комплекс для измерения количества газа КИСТГ-МС-Ф-50-С25, котлы КОВ-100 «Сигнал» - 2 шт., КОВ-50 «Сигнал» - 1 шт., внутренний стальной газопровод низкого давления, смонтированы без проведения оценки соответствия сети газопотребления требованиям Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления»; 2) смонтированные ГРУ 32/6-2У1, комплекс для измерения количества газа КИСТГ-МС-Ф-50, котлы КОВ-100 «Сигнал» - 2 шт., КОВ-50 «Сигнал» - 1 шт., внутренний стальной газопровод низкого давления не имеют документального подтверждения соответствия построенной сети газопотребления требованиям Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», также не представлен акт приемки, подписанный всеми членами приемочной комиссии; 3) не предоставлены результаты пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования на смонтированные ГРУ 32/6-2У1, комплекс для измерения количества газа КИСТГ-МС-Ф-50, котлы КОВ-100 «Сигнал» - 2 шт., КОВ-50 «Сигнал» - 1 шт., внутренний стальной газопровод низкого давления; 4) не предоставлены результаты контроля методами неразрушающего контроля сварных соединений, выполненные в процессе монтажа, а также испытания на герметичность воздухом на смонтированные ГРУ 32/6 -2У1, комплекс для измерения количества газа КИСТГ-МС-Ф-50, котлы КОВ-100 «Сигнал» - 2 шт., КОВ-50 «Сигнал» - 1 шт., внутренний стальной газопровод низкого давления; 5) после завершения строительных и монтажных работ не предоставлена приемка сети газопотребления приемочной комиссией; 6) не производится проверка функционирования системы контроля загазованности в помещении с установленными газоиспользующим оборудованием - котельной; 7) отсутствует проектная документация, данные о сроке эксплуатации, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, внесенное в реестр на эксплуатируемое сооружение – здание котельной; 8) отсутствует проектная документация, данные о сроке эксплуатации, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, внесенное в реестр, на эксплуатируемое сооружение – подземный стальной газопровод высокого давления Д-100 мм, 1990 года изготовления, протяженностью 471 п.м.; 9) отсутствует проектная документация, данные о сроке эксплуатации, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, внесенное в реестр, на эксплуатируемое сооружение – надземный стальной газопровод высокого давления, Д-100 мм, 1990 года изготовления, протяженностью 6 п.м.; 10) не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте – сеть газопотребления, не предоставлен страховой полис установленного образца; 11) руководитель МО МВД России «Пугачевский» Ленивов А.А. осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта, не имея аттестации в области промышленной безопасности А1. Ответственный за организацию и осуществления производственного контроля начальник тыла МО МВД России «Пугачевский» ФИО4 не имеет аттестации в области промышленной безопасности А1 и Б7.1; 12) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект отсутствует здание котельной; 13) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект отсутствует надземный стальной газопровод высокого давления, Д-100 мм, 1990 года изготовления, протяженностью 6 м; 14) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект отсутствует внутренний стальной газопровод высокого давления, Д-100 мм, 2020 года изготовления, протяженностью 5 м; 15) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект не указано ГРУ 32/6-2У1, зав. № 4348, 2020 года изготовления; 16) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект не указан внутренний стальной газопровод низкого давления, 2020 года изготовления; 17) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект не указаны газогорелочные устройства котлов КОВ-100 «Сигнал» - 2 шт.; 18) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект не указано газогорелочное устройство котла КОВ-50 «Сигнал»; 19) ответственным за организацию производственного контроля назначен начальник тыла МО МВД России «Пугачевский» ФИО4, тогда как ответственность должен нести руководитель эксплуатирующей организации; 20) установленные в ГРУ 32/6-2У1 манометры в количестве 2 шт. находятся в неисправном состоянии (отсутствует свидетельство о поверке); 21) на газовом стояке эксплуатируется поврежденные и расколотые электроизолирующие фланцевые соединения в количестве 5 шт.; 22) сигнализатор загазованности, природным газом СЗ-1-2Г, установлен на расстоянии 1мот потолка котельной (устранено во время проверки).
Указанные нарушения подтверждаются материалами дела, а именно: распоряжением заместителя руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 марта 2021 г. № РП-302-945-о (л.д. 12-15); актом проверки Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору юридического лица № 13-866-04-21-151-П от 11 апреля 2021 г. (л.д. 5-11); предписанием Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору юридического лица № 13-866-04-21-151-П от 14 апреля 2021 г. (л.д. 16 оборот-20), протоколом об административном правонарушении № РП-302-945-0-866-114-Ю от 19 апреля 2021 г. (л.д. 2-4), при ознакомлении с которым представитель юридического лица Ленивов А.А. обязался устранить выявленные нарушения в установленный срок, а также иными материалами дела.
Кроме того, допрошенный в суде свидетель ответственный за организацию и осуществления производственного контроля начальник тыла МО МВД России «Пугачевский» ФИО4 подтвердил, что на момент проведения проверки у них были выявлены все вышеуказанные нарушения, которые они обязуются устранить в сроки указанные в предписании.
Все вышеперечисленные доказательства являются допустимыми, так как добыты в соответствии с требованиями закона, относятся к данному делу и их достаточно для принятия по делу решения. Каких-либо оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.
Таким образом, вопреки позиции Садулаевой А.Р., действия МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области подлежат квалификации по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, то есть нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Доказательств того, что МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований вышеуказанных законов, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено. В данном случае МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области не проявил достаточной степени заботливости и осмотрительности и не принял всех зависящих от него мер по соблюдению требований вышеуказанных законов, за нарушение которых ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При этом возможность для соблюдения действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в его действиях.
При назначении административного наказания юридическому лицу в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также то обстоятельство, что дальнейшая эксплуатация опасного объекта с нарушением правил эксплуатации может повлечь угрозу жизни или здоровью людей.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В силу ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
При назначении административного наказания следует учитывать возможную угрозу жизни или здоровью людей, в связи с чем, судья считает возможным назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта – сеть газопотребления МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области, рег. № А51-01475-0001, дата регистрации 23.10.2000, III класс опасности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. К. Маркса, д. 227, установив срок приостановления эксплуатации на срок 80 суток по 30 июля 2021 г. включительно, так как менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Оснований для прекращения производства по делу и освобождения МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области от административной ответственности за содеянное не имеется.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ судья, назначивший административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в ч. 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Таким образом, МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием к административному приостановлению деятельности, вправе обратиться в суд с соответствующим ходатайством.
Руководствуясь ст. 3.12, 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановила:
признать межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Пугачевский» Саратовской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации опасного производственном объекта - сеть газопотребления МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области, рег. № А51-01475-0001, дата регистрации 23.10.2000, III класс опасности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. К. Маркса, д. 227, на срок 80 суток по 30 июля 2021 г. включительно.
Постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, подлежит исполнению судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения постановления.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья