Дело № 5-538/2012
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
город Псков ул.Петровская д.24 **.*** 2012 года
Судья Псковского городского суда Псковской области Гусак Л.Л.,
при секретаре Обризан Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Российские железные дороги», находящегося по адресу: г.М. ул.Н. д.*,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от **.***2012 года: **.***2012 года на т/п ЖДПП С. П. таможни прибыло транспортное средство вагон №* по железнодорожной накладной №* в составе поезда №* с товаром: «груз сборный», а именно: 1) рама в комплекте с двигателем -3 шт., 2) колеса с дисками-30 шт., 3) задний мост в комплекте- 4шт., передний мост в комплекте- 3 шт., 5)часть гидромеханическая управление экскаватора-1 шт.; 6) части и принадлежности моторных транспортных средств (установка платформа крана)-2 шт. 7)части и принадлежности моторных транспортных средств (гидравлическая установка крана)-2 шт.
**.***.2012 в соответствии со ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 182 ТК ТС таможенному органу предоставлены документы: железнодорожная накладная №* от **.***, справка счет №* для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза и электронная копия транзитной декларации.
Отправитель товара: ЗАО «А.» .
Получатель товара: Т. Б..
Перевозка осуществлялась перевозчиком - ОАО «РЖД».
В ходе таможенного контроля был проведен таможенный досмотр вагона №*. В результате проведенного таможенного досмотра установлено, что в вагоне кроме товаров, заявленных в товаросопроводительных (перевозочных) документах, выявлено наличие товара, сведения о наименовании которого отсутствуют в товаросопроводительных документах, а именно: погрузчик на колесной базе DAEWOO б/у - 1 шт.».
Действия ОАО «РЖД» квалифицированы по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.
Представитель ОАО « РЖД» Ращупкина Н.А. в судебном заседании вину общества в совершении данного правонарушения не признала и полагала, что в действиях ОАО «РЖД» отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ по следующим основаниям. ОАО «РЖД» представила таможенному органу все документы, указанные в п.4 ч.1 ст.159 ТК ТС. Поскольку перевозчик ОАО «РЖД» не вносит в железнодорожную накладную сведения, касающиеся наименования грузов или его кодов, не обязан, а лишь вправе проверить достоверность сведений, указанных в накладной, то лицом, ответственным на внесение сведений в накладную, является грузоотправитель. Кроме того, право на проверку грузов ограничено ст.223 ТК ТС.
Представитель Псковской таможни Ковкин А.Н. полагал, что в действиях ОАО «РЖД» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, т.к. согласно положениям Конвенции о международных железнодорожных перевозках (приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ) параграф 1 ст.11), участником которого является Российская Федерации, перевозчик в любой момент имеет право проверить, соблюдены ли условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, суд приходит к следующему выводу.
Ч.3 ст.16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов административного дела следует, что груз перевозчиком был принят к перевозке от Литовской железной дороги по процедуре международных перевозок в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г., на границе Литвы и России, в вагоне, на который были наложены запорно-пломбировочные устройства отправителя в количестве 6 шт. Товаросопроводительные документы также были оформлены отправителем и представитель ОАО "РЖД" в погрузочных мероприятиях участия не принимал, а соответственно не имел реальной возможности убедиться в достоверности внесенных в них сведений.
При ввозе груза на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик выполнил все требуемые от него действия, предоставив товаросопроводительные документы и уведомив таможню о пересечении таможенной границы.
Никаких других обязанностей, в том числе и по проверке груза, Таможенный кодекс не возлагает на перевозчика.
Это согласуется и с международными нормами, а именно ст.ст. 11 и 12 Соглашения о международном грузовом сообщении от 01.11.1951 г., которым предусмотрено, что железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной, отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной.
В соответствии с параграфами 31 - 35 Правил передачи грузов пограничного железнодорожного сообщения прием грузов в запломбированных вагонах и контейнерах производится без проверки числа мест, наименований и массы груза, но с проверкой целостности и соответствия запорно-пломбировочных устройств, указанных в документах.
Пункт 23.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2002 г. N 28 содержится запрет для перевозчика на вскрытие подвижного состава крытого типа, опломбированного с положением ЗПУ. В этом случае перевозчик осуществляет прием груза путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния вагонов.
Таким образом, право проверки перевозчиком достоверности сведений, указанных в транспортных железнодорожных накладных ограничено проверкой целостности и соответствия запорно-пломбировочных устройств.
В международном акте, на который ссылается представитель Псковской таможни, говорится о праве, а не об обязанности перевозчика проверить соблюдение условий перевозки, право на вскрытие запорно-пломбировочных устройств не оговаривается.
Согласно п.2,3 ст.223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик обязан: обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись; не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 настоящего Кодекса.
Поскольку представители ОАО «РЖД» в погрузке груза участия не принимали, сопроводительные документы на груз составлены грузоотправителем, вагон с грузом принят к перевозке на границе Литвы и России, у ОАО «РЖД» отсутствовала реальная возможность убедиться в достоверности сведений, указанных в товаросопроводительных документах.
При изложенных обстоятельствах производство по делу в отношении ОАО «РЖД» подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 29.9 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Издержки за хранение товара в сумме 5600 рублей отнести на счет федерального бюджета.
Изъятый товар «погрузчик на колесной базе DAEWOO б/у - 1 шт.», находящийся на ответственном хранении на СВХ ЗАО «Р.-П. (П. область г.П. ул.П. д.№* после вступления постановления в законную силу возвратить ОАО «Российские железные дороги».
2 пломбы, хранящиеся при материалах дела, уничтожить после вступления постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Псковского
городского суда Л.Л. Гусак
Постановление обжаловано, оставлено без изменения, вступило в законную силу.