Дело № 5-78/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об
административном правонарушении
31 марта 2016 года пгт. Провидения
Судья Провиденского районного суда Чукотского автономного округа Куликова Н.В. (пгт. Провидения, ул. Набережная Дежнёва, 49), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Нунлигран» ФИО1д.м.г. года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, ранее не привлекавшийся к административной ответственности,
установил:
30.03.2016 в Провиденский районный суд Чукотского автономного округа от представителя Межрайонной ИФНС России № 1 по Чукотскому АО по доверенности № от д.м.г. - государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками № 2 Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Чукотскому АО А. поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1.
Как следует протокола об административном правонарушении, должностное лицо ФИО1, исполняя свои должностные обязанности главного бухгалтера Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Нунлигран» (далее по тексту ТСО КМНС «Нунлигран») по адресу: Чукотский автономный округ, <...>, 01.04.2015 в 00 часов 01 минуту совершил административное правонарушение, выразившееся в ненадлежащей организации своевременного представления в контролирующий орган бухгалтерской отчетности за 12 месяцев 2014 год, по сроку предоставления 31.03.2015. Непредставление бухгалтерской отчётности в налоговые органы в установленный законом срок ФИО1 объяснила тем, что не знала о сдаче бухгалтерской годовой отчетности.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. 31.03.2016 от ФИО1 в суд поступило заявление, в котором она указала, что вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, признает, просит рассмотреть дело без её участия, в защитнике не нуждается, ходатайств, заявлений, отводов не имеет.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, запись о некоммерческой организации ТСО КМНС «Нунлигран» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц д.м.г. за основным государственным регистрационным номером №.
д.м.г. ТСО КМНС «Нунлигран» поставлена на учёт по месту нахождения в налоговом органе - в Межрайонной ИФНС России №1 по Чукотскому АО, что подтверждается копией свидетельства о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии №.
Из копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии № усматривается, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании решения о государственной регистрации, принятого Минюстом России (его территориальным органом).
Таким образом, ТСО КМНС «Нунлигран» является юридическим лицом, то есть обладает правоспособностью, следовательно, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и может нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с данным Федеральным законом, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
Перечень лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ, установлен ч. 2 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона. При этом ТСО КМНС не отнесены к вышеуказанному перечню лиц.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных указанным Законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Как следует из ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 402-ФЗ, отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ не обязана вести бухгалтерский учет.
Исходя из анализа приведённых выше норм закона, прихожу к выводу, что ТСО КМНС «Нунлигран» должно вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке и установленные сроки, то есть за 12 месяцев 2014 года они должны были представить в налоговый орган бухгалтерскую отчетность не позднее 31.03.2015 года включительно.
Частью 1 ст. 15.6. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо за отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Согласно ч. 1 ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ, необходимо также руководствоваться положениями ч.ч. 1, 3 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ, согласно которым ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта; руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено указанным законом. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 указанного Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Аналогичная по своей сути позиция содержится в п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как следует из копии приказа о приеме работника на работу от д.м.г.№, ФИО1 принята на работу главным бухгалтером ТСО КМНС «Нунлигран» по совместительству.
Как следует из протокола об административном правонарушении, факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, подтверждается инструкцией главного бухгалтера от д.м.г. б/н, но к протоколу приложена инструкция главного бухгалтера от д.м.г. и доверенность № от д.м.г., которые не могут быть рассмотрены в качестве доказательства, подтверждающего, что на главного бухгалтера ФИО1 была возложена обязанность по ведению бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.03.2015. Других доказательств, подтверждающих, что на главного бухгалтера ФИО1 была возложена обязанность по ведению бухгалтерской отчетности в материалах дела не имеется.
На основании изложенного прихожу к выводу, что материалами дела не доказано, что ФИО1 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Как следует из подп. 2 ч. 1, подп. 1 ч. 1.1 ст. 29.9. КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Провиденский районный суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Куликова