Дело № 5-12(2)/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 июля 2019 г. с. Частоозерье
Судья Петуховского районного суда Курганской области Роледер У.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении
закрытого акционерного общества «Восток», находящегося по адресу: Курганская область, Частоозерский район, с. Восточное, ул. Комсомольская, д. 25, ИНН 4521002607, ОГРН 1024501765837,
УСТАНОВИЛ:
МП (дислокация с. Частоозерье) МО МВД России «Петуховский» направлен в суд протокол об административном правонарушении № от 26.06.2019 г. в отношении закрытого акционерного общества «Восток» (далее - ЗАО «Восток») о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Согласно указанному протоколу в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ЗАО «Восток» не уведомило УВМ УМВД России по Курганской области о расторжении трудового договора 16 апреля 2019 г. с гражданином Республики Казахстан ФИО1, в установленный законом трехдневный срок.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ЗАО «Восток» с обстоятельствами административного правонарушения согласился, вину в совершенном административном правонарушении не оспаривал. Просил применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Должностное лицо, составившее административный протокол, - начальник МП «дислокация с. Частоозерье) МО МВД России «Петуховский» Печенкина И.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена своевременно и надлежаще, о причине неявки суд не уведомила.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Заслушав представителя юридического лица, исследовав и оценив представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Примечанием 1 к указанной статье определено, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В силу п.п. 2, 8 ст. 13 настоящего Закона работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом МВД РФ от 10.01.2018 г. № 11 утверждена форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (приложение N 14).
Как следует из материалов дела, ЗАО «Восток» является юридическим лицом, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
16.04.2018 г. между ЗАО «Восток» (работодателем) и ФИО1 (работником) был заключен срочный трудовой договор, по условиям которого работник был принят в коммерческий цех ЗАО «Восток» в качестве <данные изъяты> на период с 16.04.2018 г. по 16.04.2019 г.
Установлено, что ФИО1 является гражданином Республики Казахстан.
Вместе с тем, соответствующее Уведомление о расторжении указанного выше договора с иностранным гражданином было направлено Обществом в УВМ УМВД России по Курганской области 26.04.2019 г., т.е. в срок, превышающий трех рабочих дней с даты его расторжения (16.04.2019 г.).
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями самого представителя ЗАО «Восток», протоколом об административном правонарушении № от 26 июня 2019 г., запросом ПП «Частоозерский» МО МВД России «Петуховский», копиями ответа УВД России по Курганской области, почтового конверта, срочного трудового договора, уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора, а также сведениями, представленными центральной базой данных ФМС России, и выпиской из ЕГРЮЛ.
При изложенных обстоятельствах действия ЗАО «Восток» необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ - нарушение установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о прекращении (расторжении) трудового договора или на выполнение работ с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Обстоятельств смягчающих, отягчающих административную ответственность юридического лица, из представленных материалов судьей не установлено.
Обсуждая вопрос об административном наказании, отмечаю следующее.
Санкция ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении наказания исхожу из положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного им административного правонарушения, финансового положения Общества и полагаю необходимым ограничиться наказанием в виде административного штрафа.
Вместе с тем, согласно положениям статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из материалов дела следует, что ЗАО «Восток» ранее к административной ответственности не привлекалось, совершенное указанным лицом деяние выявлено в ходе осуществления государственного контроля и не относится к административным правонарушениям, указанным в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, по сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства данное юридическое лицо отнесено к категории малого предприятия, несвоевременное направление в контролирующий орган формы уведомления о расторжении трудового договора с иностранным гражданином, не повлекло возникновение вреда либо угрозы причинения вреда, в том числе и безопасности государства, других негативных последствий, доказательств обратного не представлено.
Оценивая обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, полагаю возможным назначить административное наказание в виде предупреждения, что соответствует тяжести совершенного правонарушения и направлено на достижения целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Восток» признать виновным в совершенного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд через Петуховский районный суд Курганской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья У.А. Роледер