НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 19.03.2021 № 5-597/2021

Дело № 5-597/2021, 51RS0002-01-2021-001352-77

Постановление в окончательной форме составлено 19.03.2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 марта 2021 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2) дело об административном правонарушении в отношении:

Горкавенко С.П., *** ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,

в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

В результате совершения таможенных операций при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) транспортного средства международной перевозки *** (уведомление о прибытии ***), находящегося ******, в *** (время московское) проведен таможенный осмотр помещений и территорий от ***№*** по результатам которого было установлено, что на промысловой палубе помимо товаров, заявленных в судовой грузовой декларации, находится ***

***

***

В ходе опроса членов экипажа установлено, что вышеуказанная рыбопродукция принадлежит гражданину *** Горкавенко С.П., *** года рождения, осуществляющего трудовую деятельность в ООО *** При устном опросе Горкавенко С.П. сообщил, что он вышел в очередной рейс в составе экипажа рыбопромыслового судна ***. За время рейса в свободное от вахт время он заготавливал рыбопродукцию различного ассортимента. Вышеуказанная рыбопродукция была заготовлена без соблюдения ГОСТ и предназначена для его личных нужд. Он не задекларировал данную продукцию, так как заготавливал её неофициально и у него не было разрешительных документов для её заготовки. При оформлении прихода судна в порт *** рыбопродукцию ветеринарному, пограничному, таможенному контролю не предъявлял и не заявлял о данной рыбопродукции в декларации о личных вещах экипажа судна. Пассажирскую таможенную декларацию на данную рыбопродукцию также не заполнял. У Горкавенко С.П. отсутствовали разрешительные документы, ветеринарные сертификаты на данную рыбопродукцию.

Таким образом, по результатам таможенного контроля (таможенный осмотр помещений и территорий от ***№***, устный опрос Горкавенко С.П.), ввезенный гражданином Горкавенко С.П. на таможенную территорию ЕАЭС и подлежащий таможенному декларированию по установленной форме товар был идентифицирован таможенным органом, как продукты питания животного происхождения:

***

***

По данному факту *** в отношении Горкавенко С.П. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

По результатам административного расследования *** в отношении Горкавенко С.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Административное дело в отношении Горкавенко С.П. поступило в Первомайский районный суд города Мурманска ***.

В судебное заседание Горкавенко С.П., являясь лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Горкавенко С.П.

Изучив протокол об административном правонарушении и приложенные материалы административного расследования по настоящему делу, прихожу к выводу, что Горкавенко С.П. своими действиями совершил правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:

- определением о возбуждении в отношении Горкавенко С.П. дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ; (л.д. 1-5)

- копией ИМО генеральной (общей) декларации на судно *** в которой указано о том, что у Горкавенко С.П., предметов, которые подлежат или подтверждению на запрещение, или ограничение не имеется (л.д.7-9);

- копией судовой роли, согласно которой Горкавенко С.П. является старшим механиком судна *** (л.д.10-11);

- копией ИМО декларации о грузе, где содержатся сведения о грузе, находящемся на борту судна *** (л.д.12-13);

- копией заявления о припасах на морском судне, где указаны припасы, находящиеся на судне (л.д.14);

- копией акта таможенного осмотра помещений и территорий №*** от *** в соответствии с которым на промысловой палубе судна *** помимо товаров, заявленных в судовой грузовой декларации, находится рыбопродукция различного наименования изготовленная кустарным способом, в том числе: *** (л.д.15-19);

- копией акта взвешивания неучтённой продукции из ВБР №*** от *** которым подтвержден вес, ранее обнаруженной продукции (л.д.20);

- копией протокола изъятия вещей и документов №*** от *** в соответствии с которым продукция, обнаруженная на промысловой палубе судна изъята и помещена на ответственное хранение на склад ПУ ФСБ России *** по адресу: *** (л.д.22-23);

- протокола опроса лица в отношении которого ведется дело об АП от ***, в котором Горкавенко С.П. подтвердил, что он за период рейса в свободное от вахт время, кустарным способом, заготовил для личных нужд ***, обнаруженные в ходе осмотра судна, данную продукцию не декларировал и таможенному контролю не предъявлял (л.д.24-27);

- служебной запиской начальника ОЗОиТП от ***№***, согласно которой по состоянию на *** товар, ввозимый гражданином Горкавенко С.П. классифицируются следующим образом:

***

*** (л.д.37);

- служебной запиской начальника ОКТСиТП от ***№***, таможенная стоимость товара явившегося предметом административного правонарушения по делу об АП №*** по состоянию на *** составляет 4163 (четыре тысячи сто шестьдесят три) рубля 00 копеек, а сумма подлежащих уплате (доплате) гражданином Горкавенко С.П. таможенных платежей, составляет 651 (шестьсот пятьдесят один) рубль 61 копейка (л.д.39).

- справкой от *** в соответствии с которой рыночная стоимость товаров, явившихся предметами административного правонарушения по делу об АП №*** по состоянию на ***, составляет 6798 рублей 50 коп. (л.д.40)

- протоколом об административном правонарушении №*** от *** в отношении Горкавенко С.П., в котором описаны обстоятельства совершения административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования; (л.д. 43-47)

- а также иными документами, представленными в административном деле.

Изучив материалы дела, считаю вину Горкавенко С.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.

Статьей 2 ТК ЕАЭС определены понятия для целей ТК ЕАЭС:

пункт 3: «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами;

пункт 7: «декларант» – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

пункт 10: «запреты и ограничения» – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств–членов;

пункт 16: «лицо» – физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;

пункт 27: «перемещение товаров через таможенную границу Союза» – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;

пункт 32: «таможенная декларация» – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

пункт 35: «таможенное декларирование» – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

пункт 37: «таможенные операции» – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании;

пункт 41: «таможенный контроль» – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании;

пункт 45: «товар» - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

пункт 46: «товары для личного пользования» – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Согласно статье 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Как следует из пункта 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.

В соответствии со статьей 58 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) ветеринарно-санитарные меры применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза и перемещаемых по таможенной территории Союза товаров (в том числе товаров для личного пользования), включенных в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утверждаемый Комиссией, а также в отношении объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). К товарам и объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), применяются единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, утверждаемые Комиссией.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» было утверждено «Положением о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее – Положение) и «Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)» (далее – Единый перечень товаров).

В соответствии с пунктом 10.1 Положения в целях охраны таможенной территории Союза от заноса возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и недопущения оборота продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении, уполномоченные органы государств-членов в пунктах пропуска на таможенной границе Союза, включая учреждения (места) международного почтового обмена, организуют работу по недопущению ввоза в ручной клади, багаже и почтовых отправлениях для личного пользования физическими лицами подконтрольных товаров из третьих стран, без разрешения и без ветеринарного сертификата страны отправления товара, за исключением ввоза до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке, при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза.

В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) включены товары, в том числе: *** (подсубпозиция *** ТН ВЭД ЕАЭС), *** (подсубпозиция *** ТН ВЭД ЕАЭС).

Таким образом, международными договорами в рамках Союза (Договором от 29.05.2014, решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 года №317), которые в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации установлено ограничение на ввоз в Российскую Федерацию товара, перемещаемого гражданином Горкавенко С.П., в виде ветеринарно-санитарных мер.

В соответствии с пунктом 4 статьи 256 ТК ЕАЭС, отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;

2) характера и количества товаров;

3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

Пунктом 6 статьи 256 ТК ЕАЭС установлено, что независимо от критериев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, к товарам для личного пользования не относятся следующие товары:

2) категории товаров, определяемые Комиссией.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение) установлено, что:

е) категории товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, определяются по перечню согласно приложению № 6;…

Приложением № 6 к Решению определен перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования. Пунктом 2 приложения № 6 к Решению к таким товарам отнесены рыба в количестве более 5 кг.

Таким образом, при перемещении физическим лицом через таможенную границу ЕАЭС рыбы в количестве более 5 кг, данные товары не могут быть отнесены к товарам для личного пользования в силу подпункта 2 пункта 6 статьи 256 ТК ЕАЭС и приложения № 6 к Решению.

В соответствии с пунктом 7 статьи 256 ТК ЕАЭС в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, положения главы 37 ТК ЕАЭС «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования» не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 5 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик или иные лица, указанные в статье 83 ТК ЕАЭС, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, если иной срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом, либо в отношении международных почтовых отправлений, обязаны совершить одну из таможенных операций, связанных с:

1) помещением товаров на временное хранение;

2) перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов о таможенном регулировании;

3) таможенным декларированием товаров;

4) помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ;

5) вывозом товаров с таможенной территории Союза.

Согласно пункту 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

На основании статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной и письменной формах с использованием таможенной декларации.

Анализируя вышеизложенные нормы действующего законодательства Российской Федерации, прихожу к выводу о признании Горкавенко С.П. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что гражданин Горкавенко С.П. совершил действия, выразившиеся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Данные обстоятельства дают основания считать, что Горкавенко С.П. не предпринял всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Вступая в таможенные правоотношения, Горкавенко С.П. должен был не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований Таможенного законодательства.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у него отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в материалах дела не представлено.

Обстоятельствами, смягчающими наказание Горкавенко С.П., признаю: совершение правонарушения впервые, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание Горкавенко С.П., не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения должно быть назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Санкцией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ для физических лиц, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, имущественное положение, наличие смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих, а также тот факт, что предмет административного правонарушения в рамках рассматриваемого дела не изымался, в качестве вещественного доказательства не признан, считаю возможным назначить Горкавенко С.П. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере без конфискации предмета административного правонарушения.

Издержки по настоящему делу – отсутствуют.

Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Горкавенко С.П., признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3399 (три тысячи триста девяносто девять) рублей 25 копеек.

Административный штраф подлежит уплате в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо предъявить в канцелярию Первомайского районного суда города Мурманска по адресу: город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2, кабинет № 105А, в часы работы суда или посредством факсимильной связи 23-08-07, или на электронный адрес – perv.mrm@sudrf.ru с пометкой «в административную канцелярию».

Неуплата штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, влечет за собой привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Первомайского

районного суда города Мурманска М.С. Дурягина