НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 17.08.2020 № 5-1433/20

Дело №5-1433/2020, 51RS0002-01-2020-004005-56,

постановление в окончательной форме составлено 17.08.2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

14 августа 2020 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2) дело об административном правонарушении в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «СКФ ГЕО», ***, к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,

в совершении правонарушения, предусмотренного статьей ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

В ходе проведения камеральной таможенной проверки у ООО «СКФ ГЕО» установлен факт недекларирования транспортного средства международной перевозки морского судна *** с находящимся на судне товаром – *** при ввозе данного судна и топлива на таможенную территорию ЕАЭС *** (акт камеральной таможенной проверки №***).

В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что *** ООО «СКФ ГЕО» с ООО «***» был заключен Договор №*** на проведение морских сейсморазведочных работ МОГТ 3D в пределах Северо –Западного лицензионного участка в акватории *** (далее по тексту – Договор №*** от ***). В соответствии с данным договором ООО «СКФ ГЕО» (подрядчик) обязуется выполнить по заданию ООО «***» (заказчик) комплекс сейсморазведочных работ 3D в объеме не менее ***, а также выполнить обработку и комплексную интерпретацию полученных данных в соответствии с требованиями и условиями настоящего договора и передать результаты работ заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить их в порядке, установленном настоящим договором. Согласно приложению №*** к договору от ***№*** период проведения работ был обозначен с ***. Согласно приложению №*** к договору от ***№*** в перечень судов, задействованных для проведения работ, входили:

– исследовательское судно ***

– вспомогательное судно ***

– вспомогательное судно ***

*** между ООО «СКФ ГЕО» (заказчик) и иностранной компанией *** (исполнитель) был заключен договор №*** (далее по тексту – договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать заказчику услуги посредством судна *** (Судно), такие как услуги сопровождения/снабжения/буксира и смены экипажа сейсмического судна при обеспечении сейсморазведочных работ проводимых судном заказчика *** в *** на период около ***, начиная с ***». В соответствии с пунктом 1.2 Договора место мобилизации судна является порт *** место демобилизации судна порт *** Согласно пункту 2.3 договора заказчик самостоятельно решает все вопросы с портовыми, таможенными и иными властями, а также другими контролирующими органами относительно проведения сейсморазведочных работ на весь период оказания услуг. В силу пункта 3.1.1 договора следующие расходы и услуги относятся к заказчику; расходы на топливо, расходы сюрвейера, портовые сборы, лоцманская проводка, агентские сборы, другие расходы заказчика по требованию клиента по порту и за бункеровку судна.

В соответствии с пунктом 4.1 договора выплата всех налогов и сборов в стране заказчика, связанных с выполнением услуг по данному договору (кроме налогов на заработную плату членов экипажа), лежит на нем самом.

Согласно пункту 5.1.7 договора при передаче топлива от Российского поставщика через судно исполнителя на судно заказчика должны быть соблюдены следующие условия:

1. Объем топлива, указанный в бункерной накладной Российского поставщика топлива и объем топлива, переданный на судно заказчика по передаточной бункерной накладной – (***)) должны быть идентичны;

2. Судну исполнителя запрещается использовать топливо, предназначенное для судна заказчика».

В силу пунктов 5.3.1 и 5.3.2 договора заказчик обязан обеспечить организацию и общее руководство работ судна и использовать судно в законной сфере деятельности в соответствии с его классом и техническими характеристиками». В соответствии с пунктом 5.3.5 договора заказчик обязан на период оказания услуг по настоящему договору обеспечить бункеровку судна топливом.

*** согласно акту завершения мобилизации судна *** по тайм–чартер договору №*** от *** заказчик взял судно *** с *** в порту *** Таким образом, с *** судно *** было передано в порту *** иностранной компанией *** в пользование (оперативное управление) ООО «СКФ ГЕО».

*** с целью помещения товара «морское судно обеспечения ***..» под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) таможенным представителем ООО «***», действующим от имени и по поручению ООО «СКФ ГЕО» согласно договору №*** об оказании услуг таможенным представителем от ***, на таможенный пост *** Мурманской таможни была подана декларация на товары (далее – ДТ) №***. Данная декларация выпущена таможенным органом *** с частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Срок временного ввоза судна был установлен до ***.

*** в порт *** в качестве товара прибыло транспортное средство международной перевозки *** (судовое дело №***). На приход судна оформлена таможенная декларация транспортного средства (далее – ТДТС) №***.

В период нахождения судна *** под таможенной процедурой временного ввоза данным судном в рамках договора №*** от *** и в рамках договора №*** от *** в период с *** осуществлялась деятельность по оказанию услуг сопровождения, снабжения и смены экипажа сейсмического судна *** при обеспечении сейсморазведочных работ проводимых данным судном в *** за пределами таможенной территории ЕАЭС. При этом судно *** выходило из порта *** и приходило в порт *** в следующие даты:

*** выход из порта ***;

*** приход в порт ***;

*** выход из порта ***;

*** приход в порт ***;

*** выход из порта ***;

*** приход в порт ***.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ***№*** на судно *** Пограничным управлением по Западному Арктическому району ФСБ России *** выдано разрешение на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) серия ***№***. Данное разрешение действовало до ***.

Согласно служебной записке таможенного поста *** Мурманской таможни от ***№*** в указанные выше даты должностными лицами таможенного поста таможенное оформление и таможенный контроль в отношении транспортного средства международной перевозки судна *** не осуществлялись. От перевозчика судна *** на т/пост *** не поступали уведомления в соответствии с положениями статей 89, 92 ТК ЕАЭС. Должностными лицами таможенного поста не выдавались разрешения на убытие судна *** из порта ***.

*** с целью помещения товара «морское судно обеспечения ***..» под таможенную процедуру реэкспорт таможенным представителем ООО «***», действующим от имени и по поручению ООО «СКФ ГЕО» согласно договору №*** об оказании услуг таможенным представителем от ***, на таможенный пост *** была подана декларация на товары №***. Данная декларация выпущена таможенным органом ***.

*** из порта *** в порт *** в качестве товара убыло транспортное средство международной перевозки судно *** (судовое дело №***). На отход судна была оформлена ТДТС №***.

*** согласно акту завершения демобилизации судна *** по тайм–чартер договору №*** от *** ООО «СКФ ГЕО» возвратило судно *** иностранной компании *** с *** в порту ***

Согласно представленных таможенному органу (запрос от ***№*** капитаном морского порта *** письмом от ***№*** документов, судно *** фактически пришло в порт ******c*** (заявление на заход в порт №***).

При прибытии на таможенную территорию в порт ****** транспортного средства международной перевозки судна *** в таможенный орган подлежали подаче документы (стандартные документы перевозчика), указанные в пункте 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, которые являлись декларацией транспортного средства. Данные действия по декларированию судна *** выполнены не были.

Судовладельцем судна *** на приход данного судна в порт ****** в рамках договора №*** от *** и в рамках договора №*** от *** являлось ООО «СКФ ГЕО». Соответственно, данная организация являлась декларантом в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС и обязана была декларировать судно *** однако обязанность не выполнена.

По данному факту *** в отношении ООО «СКФ ГЕО» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

По результатам административного расследования *** в отношении ООО «СКФ ГЕО» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

На основании определения от *** административное дело в отношении ООО «СКФ ГЕО» передано на рассмотрение судье и *** поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.

В судебном заседании защитники ООО «СКФ ГЕО» участия не принимали, представили письменные объяснения, в которых возражали против привлечения общества к административной ответственности. А также дополнительно указали, что ООО «СКФ ГЕО» создано в *** году для обеспечения разведки минеральной ресурсной базы путем проведения морской сейсморазведки. Единственным участником ООО «СКФ ГЕО» является ООО «***» - дочернее предприятие ПАО «Совкомфлот», учредитель которого – Российская Федерация. Соответственно конечный бенефициар ООО «СКФ ГЕО» - Российская Федерации в лице Росимущества. Деятельность ООО «СКФ ГЕО» является важной составляющей в развитии нефтегазовых проектов Российской Федерации, основными заказчиками общества в Российской Федерации являются компании *** а также их дочерние общества. В настоящее время компания управляет двумя уникальными судами, работающими в сегменте трехмерной и четырехмерной разведки минеральных ресурсов: *** Помимо ООО «СКФ ГЕО» на российском морском рынке сейсморазведки работают две компании - АО «***» и АО «***», при этом трехмерную разведку способны выполнять только три исследовательских судна, которые оперируются под Государственным флагом Российской Федерации- *** два из которых эксплуатируются ООО «СКФ ГЕО», а четырехмерную разведку - только суда ООО «СКФ ГЕО». В связи с новой коронавирусной инфекцией COVID 19 ООО «СКФ ГЕО» понесло и продолжает нести дополнительные расходы по оплате вынужденного простоя членам сейсмических экипажей судов в связи с невозможностью обеспечить их направление на работу, на суда, в установленные коллективным договором сроки, по причине прекращения с *** авиасообщения между российскими аэропортами и аэропортами иностранных государств, расходы по тестированию персонала на предмет выявления инфекции, на закупку дополнительных средств индивидуальной защиты и т.д. Также общество понесло большие расходы на обсервацию, так как при смене экипажа, требовалось выполнять введенные ограничения и соблюдать 14 дней изоляции. Данные меры принимались обществом как в ***, так и на *** В ООО «СКФ ГЕО» устроено порядка ***. У каждого моряка есть семьи и дети. В случае если суд примет решение о привлечении общества к административной ответственности и назначит наказание в виде штрафа, то совокупная сумма штрафа по шести делам, имеющимся в производстве Первомайского районного суда г.Мурманска, даже с учетом назначения наказания ниже низшего предела составит более двухсот пятидесяти миллионов рублей. Уплата штрафов приведет к невозможности общества обеспечить непрерывную деятельность, неспособность общества обеспечить выплату заработной платы и иных социальных платежей, что фактически будет означать прекращение деятельности Общества.

Представители административного органа Мурманской таможни в судебном заседании участия не принимали.

Изучив протокол об административном правонарушении, приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в бездействии ООО «СКФ ГЕО» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее – КоАП РФ).

Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.

Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными письменными материалами дела:

- Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, оцененные должностным лицом Мурманской таможни как событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ; (том 1 л.д. 1-7);

- Копией договора на проведение морских сейсморазведочных работ МОГТ 3D в пределах Северо-Западного лицензионного участка в акватории ***№*** от ***, приложением №*** и дополнительным соглашение №*** от *** к нему (том 1 л.д. 28-69);

- Копией тайм–чартер договора №*** от *** и приложениями к нему, в соответствии и на условиях которого в период с *** иностранная компания *** по заказу ООО «СКФ ГЕО», посредством судна *** оказывала услуги сопровождения, снабжения и смены экипажа сейсмического судна *** при обеспечении сейсморазведочных работ, проводимых данным судном в *** за пределами таможенной территории ЕАЭС, (том 1 л.д. 70-80);

- Копией служебной записки т/п *** от ***№***, согласно которой ***, должностными лицами таможенного поста *** таможенное оформление и таможенный контроль в отношении транспортного средства международной перевозки судна «***» не осуществлялся. От перевозчика судна «***» на т/пост *** не поступали уведомления в соответствии с положениями статей 89, 92 ТК ЕАЭС. Должностными лицами таможенного поста не выдавались разрешения на убытие судна «***» из порта *** (том 1 л.д. 96);

- Копией письма Пограничного управления по западному арктическому району УФСБ России от ***№*** и приложением к нему в виде копий точек трека судна «***» и «***», копии разрешения на неоднократное пересечение судном «***» Государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля №***/ИП №*** от *** (том 1, л.д.99-108);

- Копией заявления на отход из порта *** от *** (том 1 л.д.114);

- Копией заявления на заход в порт ****** (том 1 л.д.115);

- Копией ДТ №*** (том 1 л.д. 116-118);

- Копией судового дела на приход в порт ****** (том 1 л.д.120-133);

- Копией ДТ №*** (том 1 л.д. 134-136);

- Копией договора об оказании услуг таможенным представителем от ***№***, заключенного между ООО «***» и ООО «***» (л.д. том 1 л.д.158-160);

- Копией акта камеральной таможенной проверки №***, согласно которому проверкой установлен факт недекларирования ООО «СКФ ГЕО» судна *** при его ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза *** (том 1 л.д. 194-199);

- Письмом ООО «СКФ ГЕО» от *** с приложениями (том 2 л.д.1-21);

- Копией письма ООО «***» с приложением (том 2 л.д.71-72);

- Письмом ООО «*** от *** с приложениями (том 2 л.д.98-145);

- Копией договора об оказании услуг судового менеджмента для судов сопровождения/снабжения, заключенного между ООО «*** и ООО СКФ ГЕО», №*** от *** (том 2 л.д. 100-104);

- Копией договора поставки судовых припасов от ***№***, заключенного между ООО «***» и ООО «***», и приложениями к нему (том 2 л.д.129-140);

- Копией бухгалтерского баланса ООО «СКФ ГЕО» на *** (том.2 л.д.177-178);

- Экспертным заключением №*** от ***, согласно которому по состоянию на *** рыночная стоимость судна морского обеспечения *** составляет 154 702 953,55 рублей, ***, полученного за пределами таможенной территории ЕАЭС – 27 988 495, 06 рублей, (том 2 л.д.180-209);

- Копией письменного ответа ФТС России от *** на обращение ООО «СКФ ГЕО» и копией письменного ответа ФТС России от *** на обращение президента Общероссийского отраслевого объединения работодателей «***», согласно которым наличие разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы РФ, выданного пограничными органами ФСБ России в соответствии с положениями ст. 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» не меняет установленный ТК ЕАЭС порядок совершения таможенных операций непосредственно при прибытии морских судов в место прибытия или иные места, указанные в пункте 3 статьи 10 ТК ЕАЭС, и при убытии из мест убытия (том 3 л.д.1-12);

- Копией служебной записки от ***№***, согласно которой морское судно обеспечения «***» классифицируется в подсубпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС, *** в подсубпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС (том 3 л.д.14);

- Копией служебной записки от ***№***, согласно которой по состоянию на *** таможенная стоимость морского обеспечения *** составляет 585 944 419,30 рублей, ***, полученного за пределами таможенной территории ЕАЭС – 27 988 495,06 рублей (том 3 л.д.16);

- протоколом об административном правонарушении №*** в отношении ООО «СКФ ГЕО», в котором описаны обстоятельства административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования, а также содержатся выводы должностного лица Мурманской таможни о наличии в действиях ООО «СКФ ГЕО» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ; (том 3 л.д. 26-35); - а также иными документами, представленными в административном деле и приобщенными в судебном заседании.

Оценив совокупность представленных доказательств в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, полагаю состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в действиях ООО «СКФ ГЕО» полностью установленным и доказанным материалами дела в виду следующего.

Пунктом 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) установлены следующие понятия, в частности: ввоз товаров на таможенную территорию Союза – совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (п.3);

водные суда – морские суда, суда смешанного (река – море) плавания, а также подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством государств–членов суда внутреннего водного транспорта (плавания) (п.4);

декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п.7);

таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (п.35).

В соответствии с подпунктами 45, 49 и 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу; транспортные средства - категория товаров, включающая в себя в том числе водное судно; транспортные средства международной перевозки» (ТСМП) – транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально–технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Примечание. Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

Статьей 5 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов, а таможенной границей Союза являются пределы таможенной территории Союза.

В соответствии со статьей 67 Конституции РФ, территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» предусмотрено, что территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.

В то же время, согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Согласно подпункту 22 статьи 9 Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) Иностранные суда, осуществляющие плавание между российскими портами или морскими терминалами, а также иностранные суда, убывающие из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, с последующим прибытием в российские порты, а равно в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.

Согласно пунктам 3, 4 Правил неоднократного пересечения иностранными судами государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 813 (ред. от 09.10.2015) в отношении иностранных судов, перемещаемых на них лиц, грузов, товаров и животных пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля осуществляются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в открытых для захода иностранных судов морских портах, при прибытии на территорию Российской Федерации и при убытии с территории Российской Федерации (п.3).

После осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при прибытии на территорию Российской Федерации иностранные суда могут осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на основании разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - разрешение на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации), выданного пограничным органом по месту нахождения порта, из которого планируется убытие иностранного судна в целях торгового мореплавания, связанного с неоднократным пересечением государственной границы Российской Федерации.

Подпунктами а,б Постановления Правительства РФ от 27.08.2014 N864 (ред. от 09.10.2015) установлены случаи, в которых суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, в частности при убытии иностранных судов из российских портов в исключительную экономическую зону Российской Федерации в целях осуществления морских научных исследований с последующим прибытием в российские порты; при убытии иностранных судов из российских портов на континентальный шельф Российской Федерации в целях выполнения работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, обеспечения функционирования морских плавучих платформ, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, а также в целях создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений, в том числе морских стационарных платформ, на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты.

Подпунктом а пункта 1 статьи 9.1 Закона РФ № 4730–1 от 01.04.1993 «О Государственной границе» (далее – Закон о госгранице) предусмотрено, что в случаях, установленных Правительством РФ, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее – неоднократное пересечение Государственной границы): российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством РФ.

Анализируя в совокупности положения приведенного выше законодательства о Государственной границе Российской Федерации, полагаю, что неоднократное пересечение государственной границы на море без прохождения таможенного контроля (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) на основании соответствующего разрешения пограничного органа ФСБ России возможно только без захода в пункт пропуска – ***.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 № 813 на судно *** Пограничным управлением по Западному Арктическому району ФСБ России *** выдано Разрешение на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) серия ***№***. Данное разрешение действовало до ***.

Статьей 4 Закона о госгранице предусмотрено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе о госгранице и других законодательных актах РФ о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Таким международным договором, в частности, является Таможенный кодекс ЕАЭС.

Общие положения о таможенном декларировании установлены статьей 104 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258 ТК ЕАЭС, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.

Особенности порядка и условий перемещения ТСМП через таможенную границу Союза установлены главой 38 Таможенного кодекса ЕАЭС.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 272 ТК ЕАЭС, положения главы 38 ТК ЕАЭС применяются в отношении временно вывозимых с таможенной территории Союза для завершения и (или) начала международной перевозки за пределами таможенной территории Союза ТСМП, включая порожние, являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Согласно пункту 4 статьи 272 ТК ЕАЭС, ТСМП, указанные в пункте 2 статьи 272 ТК ЕАЭС, для временного нахождения и использования на таможенной территории Союза, временного вывоза с таможенной территории Союза, нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено главой 38 ТК ЕАЭС.

На основании пункта 5 статьи 272 ТК ЕАЭС, таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском ТСМП, указанных в пункте 2 статьи 272 ТК ЕАЭС, совершаются в местах перемещения через таможенную границу Союза.

Частью 1 статьи 278 ТК ЕАЭС установлено, что транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких транспортных средств международной перевозки; при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких транспортных средств международной перевозки (ч.1).

Согласно части 2 статьи 278 ТК ЕАЭС декларантом транспортных средств международной перевозки выступает перевозчик. От имени перевозчика таможенные операции, связанные с таможенным декларированием транспортных средств международной перевозки, могут совершаться иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств–членов.

Частью 3 статьи 278 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство (ДТС).

Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза, а также категорий товаров, указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 272 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4, 5,6 статьи 278 ТК ЕАЭС в качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств–членов с третьей стороной в области транспорта.

Если в представленных в качестве декларации на транспортное средство стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными договорами государств–членов с третьей стороной в области транспорта, не содержатся сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство.

Перечень указанных документов определяется Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, и направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза.

В качестве декларации на транспортное средство допускается использование предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в порядке, определяемом Комиссией (ч.4).

Подача декларации на транспортное средство в виде электронного документа не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на транспортное средство.

Подача декларации на транспортное средство на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на транспортное средство (ч.5).

При обратном вывозе с таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки и при обратном ввозе на таможенную территорию Союза временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, таможенное декларирование которых осуществлялось в письменной форме, в качестве декларации на транспортное средство допускается использование декларации на транспортное средство, поданной таможенному органу при таможенном декларировании временно ввозимых или временно вывозимых транспортных средств международной перевозки соответственно.

Комиссия вправе определять иные случаи, когда декларация на транспортное средство, поданная таможенному органу при таможенном декларировании временно ввозимых на таможенную территорию Союза или временно вывозимых с таможенной территории Союза транспортных средств международной перевозки, может использоваться при таможенном декларировании этих транспортных средств международной перевозки при их неоднократном перемещении через таможенную границу Союза в ходе осуществления международной перевозки товаров (ч.6).

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 511 «Об Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки» в качестве таможенной декларации транспортного средства используются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства – члены Союза (далее – государства–члены), если в них содержатся сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации ТСМП.

Пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС установлено, что при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик при международной перевозке водным транспортом представляет следующие документы и сведения: общая декларация; декларация о грузе; декларация о судовых припасах; декларация о личных вещах экипажа судна; судовая роль; список пассажиров; транспортные (перевозочные) документы, если сведения о товаре, предусмотренные настоящим подпунктом, не содержатся в декларации о грузе; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; сведения о: регистрации судна и его национальной принадлежности; судне (наименование и описание); капитане судна (фамилия); судовом агенте (фамилия и адрес); пассажирах на судне (количество, фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порты посадки и высадки); количестве и составе членов экипажа судна; порте отправления и порте захода судна (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования, общее количество и описание); порте погрузки и порте выгрузки товаров (наименования); номерах транспортных (перевозочных) документов на товары, подлежащие выгрузке в данном порту; портах выгрузки остающихся на борту товаров (наименования); первоначальных портах отправления товаров (наименования); судовых припасах, имеющихся на судне (наименования и количество); наличии (отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; наличии (отсутствии) на борту судна лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; наличии (отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы; идентификационных номерах контейнеров.

Следовательно, учитывая определения, изложенные в подпунктах 49 и 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, а также в силу общих положений о таможенном декларировании, установленных пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС, ввозимое на таможенную территорию Союза ТСМП подлежит таможенному декларированию как товар без помещения под таможенную процедуру.

Таможенное декларирование ТСМП, на основании пунктов 3,4 статьи 278 ТК ЕАЭС, осуществляется с использованием ДТС, либо в качестве ДТС используются стандартные документы перевозчика.

Таким образом, при прибытии на таможенную территорию в порт ****** транспортного средства международной перевозки судна *** в таможенный орган подлежали подаче документы (стандартные документы перевозчика), указанные в пункте 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, которые являлись декларацией транспортного средства. Данные действия по декларированию судна *** выполнены не были.

В случаях, когда должностные лица таможенного органа не участвуют в работе комиссии, документы и сведения, предусмотренные статьей 89 ТК ЕАЭС, представляются судовладельцем либо уполномоченным им лицом непосредственно в таможенный орган.

В соответствии с пунктом 3.1.6 Технологической схемы организации пункта пропуска через государственную границу РФ в морском пункте пропуска «***», утвержденной Решением Координационного совета от ***, на судовладельца возложены обязанности по передаче документов в таможенный орган напрямую для проведения соответствующего вида контроля.

Как следует из материалов дела в ходе камеральной таможенной проверки установлено, что предусмотренные статьей 278 ТК ЕАЭС требования по декларированию судна не выполнены, стандартные документы перевозчика на приход судна, указанные в пункте 1 статьи 89 ТК ЕАЭС в таможенный орган не поданы.

Следовательно, судно *** при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС не задекларировано декларантом, которым в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС является ООО «СКФ ГЕО».

Никаких предусмотренных Законом действий по декларированию ТСМП при прибытии на территорию ЕАЭС судна *** ООО «СКФ ГЕО» произведено не было.

Для целей таможенных операций под уведомлением таможенного органа о прибытии товаров водным транспортом понимается предоставление документов и сведений, перечень которых определен подпунктом 1 части 1 статьи 89 ТК ЕАЭС. В противном случае при убытии/прибытии судна в порт таможенный орган лишается возможности обеспечить надлежащий таможенный контроль.

Положения подпункта а) пункта 1 статьи 9.1 Закона РФ № 4730–1 от 01.04.1993 «О Государственной границе» (далее – Закон о госгранице) и ранее действующего положения подпункта 22 статьи 9 Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) применяются только при пересечении государственной границы на море.

Соответственно, при таком пересечении границы таможенный контроль не проводится в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов на/с таможенной территории ЕАЭС (пункт 7 статьи 9.1 Закона о госгранице).

Напротив, в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС, в рассматриваемом случае пункт пропуска - ***, куда иностранное судно заходило каждый раз при осуществлении трех рейсов, таможенный контроль в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов на/с таможенной территории ЕАЭС, проводится в полном объеме в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС.

Данное обстоятельство связано с тем, что в рассматриваемом случае пункт пропуска *** расположен на таможенной территории ЕАЭС, но не на таможенной границе ЕАЭС.

Более того, пунктом 2 статьи 5 Закона о госгранице определено, что прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море – по внешней границе территориального моря Российской Федерации, то есть по внешней границе морского пояса, шириной 12 морских миль (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155–ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Из абзацев 1,3 статьи 9 Закона о госгранице следует, что пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 5 ТК ЕАЭС, таможенной границей Союза являются пределы таможенной территории Союза, а также в соответствии с международными договорами в рамках Союза – пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств–членов.

В соответствии с частью 2 статьи 10 ТК ЕАЭС, местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств–членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств–членов.

На основании изложенного, в деянии ООО «СКФ ГЕО» установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в несовершении действий, направленных на таможенное декларирование по установленной форме судна *** и находящихся на его борту товаров при прибытии указанного судна на таможенную территорию ЕАЭС ***, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП России.

С учетом установленных по делу обстоятельств, утверждение стороны защиты об отсутствии в бездействии ООО «СКФ ГЕО» события инкриминированного правонарушения со ссылкой на полученное в установленном порядке разрешение Пограничного органа ФСБ России на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения таможенного контроля (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов), не основаны на законе, в связи с чем, подлежит отклонению.

Доводы защиты о том, что ООО «СКФ ГЕО» не является надлежащим субъектом инкриминированного правонарушения, противоречат условиям Договора оказания услуг от ***№*** и нормам таможенного законодательства по следующим основаниям.

Согласно пункту 2.3 Договора ООО «СКФ ГЕО» (заказчик) самостоятельно решает все вопросы с портовыми, таможенными и иными властями, а также другими контролирующими органами относительно проведения сейсморазведочных работ на весь период оказания услуг.

Согласно пункту 2.6 Договора с момента начала оказания услуг и до момента окончания оказания услуг экипаж *** во главе с капитаном переходит в оперативное подчинение заказчика (ООО «СКФ ГЕО).

В силу пунктов 5.3.1 и 5.3.2 Договора заказчик обязан обеспечить организацию и общее руководство работ Судна и использовать Судно в законной сфере деятельности в соответствии с его классом и техническими характеристиками.

В соответствии с пунктом 5.3.5 Договора заказчик обязан на период оказания услуг по настоящему Договору обеспечить бункеровку Судна топливом.

В соответствии со статьей 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ), под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 206 КТМ РФ, капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна.

В соответствии со статьей 71 КТМ РФ, капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания.

На основании изложенного, капитан и члены экипажа судна *** на момент прибытия судна в порт ****** находились под управлением (исполняли распоряжения) судовладельца, то есть ООО «СКФ ГЕО», следовательно, ООО «СКФ ГЕО» несет ответственность за их действия и с учетом положений Договора оказания услуг от ***№***, статьи 8 КТМ РФ и подпункта 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, является надлежащим субъектом ответственности инкриминированного правонарушения.

Ссылки стороны защиты на заключение заместителя Председателя Совета ТПП РФ по таможенной политике ФИО1 по вопросам, касающимся таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле от *** несостоятельны, противоречат действующему законодательству.

Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем, регламентированы главой 43 ТК ЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 302 ТК ЕАЭС установлено, что глава 43 ТК ЕАЭС определяет особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров ЕАЭС, в том числе пересылаемых в почтовых отправлениях, и иностранных товаров, указанных в пункте 4 статьи 302 ТК ЕАЭС, которые перевозятся с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем, за исключением товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами, а также товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Согласно пункту 4 статьи 302 ТК ЕАЭС иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а также иностранные товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС или в результате операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), для их перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита, за исключением перевозки (транспортировки) таких иностранных товаров воздушным или водным транспортом без совершения соответственно посадки воздушного судна на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, либо захода водного судна в порты государств, не являющихся членами ЕАЭС (далее – иностранные товары, перевозимые воздушным или водным транспортом без совершения посадки воздушного судна на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, либо захода водного судна в порт такого государства).

При этом положения пункта 4 статьи 302 ТК ЕАЭС не распространяются на транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), используемые в качестве транспортных средств международной перевозки (далее – ТСМП).

Одновременно пунктами 1 и 2 статьи 303 ТК ЕАЭС установлено, что положения глав 14 и 15 ТК ЕАЭС не применяются в отношении товаров ЕАЭС и иностранных товаров, перевозимых воздушным или водным транспортом без совершения посадки воздушного судна на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, либо захода водного судна в порт такого государства.

Материалами дела установлено, что судно ****** прибыло на таможенную территорию ЕАЭС в целях оказания услуг сопровождения, снабжения и смены экипажа сейсмического судна *** находящегося за пределами таможенной территории ЕАЭС, то есть в рассматриваемом случае речь не идет и не может идти о перемещении товаров с одной части таможенной территории ЕАЭС морем на другую часть территории ЕАЭС.

Учитывая изложенное, вышеуказанные нормы не распространяются на транспортные средства, перемещаемые в качестве ТСМП в порядке главы 38 ТК ЕАЭС.

Главой 38 ТК ЕАЭС регламентированы особенности порядка и условий перемещения ТСМП через таможенную границу ЕАЭС.

В соответствии со статьей 278 ТК ЕАЭС, ТСМП, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию и выпуску при вывозе с таможенной территории ЕАЭС временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС таких транспортных средств международной перевозки.

Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство (пункт 3 статьи 278 ТК ЕАЭС).

В качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств–членов ЕАЭС с третьей стороной в области транспорта (пункт 4 статьи 278 ТК ЕАЭС).

При этом следует отметить, что главой 38 ТК ЕАЭС не установлен специальный порядок совершения таможенных операций при прибытии/убытии ТСМП на/с таможенную(ой) территорию(ии) ЕАЭС, в связи с чем применяются общие положения, касающиеся прибытия/убытия товаров, предусмотренные главами 14 и 15 ТК ЕАЭС.

Наличие разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, выданного пограничными органами федеральной службы безопасности в соответствии с положениями статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации», не меняет установленный ТК ЕАЭС порядок совершения таможенных операций непосредственно при прибытии морских судов в место прибытия или иные места, указанные в пункте 3 статьи 10 ТК ЕАЭС, и при убытии из мест убытия.

Оснований, предусмотренных ч.2 ст. 80 ТК ЕАЭС, при которых документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

При этом следует отметить, что судовладелец либо уполномоченное лицо даже при наличии оснований, предусмотренных ч.2 ст. 80 ТК ЕАЭС, указывают сведения об этих документах и (или) сведениях в таможенной декларации или представляют их таможенным органам иным способом в соответствии с настоящим Кодексом.

Между тем никаких предусмотренных Законом действий по совершению таможенных операций на прибытие судна произведено не было.

Подача заявки капитаном порта о прибытии судна к таковым не относится.

Таможенный контроль осуществляется в соответствующих пунктах пропуска.

Таким образом, проанализировав действующее законодательство, определяющее основные понятия государственной границы на море и таможенной границы, полагаю, что поскольку таможенная и государственная граница на море в рассматриваемом случае не совпадают, а пропуск лиц, товаров и транспортных средств, как через Государственную границу Российской Федерации, так и через таможенную границу Союза в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется в пунктах пропуска, в рассматриваемом случае в ***, не являющегося Государственной границей РФ на море, полагаю, что положения ст. 9.1 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации» и ранее действовавшего подпункта 22 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ***) не освобождают декларанта от совершения таможенных операций, связанных с прибытием судна в пункт пропуска - ***.

В связи с указанным, ссылки стороны защиты на положения ст. 9.1 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации» не свидетельствуют об отсутствии в действии общества состава инкриминируемого правонарушения.

Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы таможенного законодательства и законодательства о Государственной границе РФ в совокупности, прихожу к выводу о признании ООО «СКФ ГЕО» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО «СКФ ГЕО», являясь декларантом таможенной процедуры временного ввоза (допуска) по ДТ №***, то есть лицом, на котором лежала обязанность по соблюдению требований ТК ЕАЭС при перемещении судна обеспечения ***, через таможенную границу ЕАЭС, имело разумную возможность и было обязано совершать действия, в соответствии со статьей 89 ТК ЕАЭС, с целью совершения таможенных операций по оформлению прибытия судна *** и находящихся на его борту товаров в порт ******.

Однако работа по совершению таможенных операций, связанных с прибытием судна *** и находящихся на его борту товаров в порт ******, не была организована ООО «СКФ ГЕО» надлежащим образом. Юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таможенных правил. Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «СКФ ГЕО» таможенных обязанностей, в ходе рассмотрения дела не установлено.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что действия ООО «СКФ ГЕО» были непосредственно направлены на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и транспортными средствами международной перевозки при их прибытии на таможенную территорию Таможенного союза без совершения действий по декларированию судна и находящихся на нем товаров.

Данные обстоятельства дают основания считать, что Общество не предприняло всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Вступая в таможенные правоотношения, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований Таможенного законодательства.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в ходе судебного разбирательства по делу не представлено.

Действия правонарушителя квалифицирую по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела в бездействии ООО «СКФ ГЕО» установлен состав административного правонарушения, выразившегося в том, что общество не произвело таможенное декларирование по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, при его прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание ООО «СКФ ГЕО», признаю: совершение административного правонарушения впервые; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, не установлено.

Вместе с тем полагаю заслуживающими внимание доводы защитников ООО «СКФ ГЕО» о том, что ООО «СКФ ГЕО» создано в *** году для обеспечения разведки минеральной ресурсной базы путем проведения морской сейсморазведки. Конечным бенефициаром ООО «СКФ ГЕО» является Российская Федерации в лице Росимущества. Деятельность ООО «СКФ ГЕО» играет важную роль в развитии нефтегазовых проектов Российской Федерации. Компания управляет двумя уникальными судами, работающими в сегменте трехмерной и четырехмерной разведки минеральных ресурсов: ***. Помимо ООО «СКФ ГЕО» на российском морском рынке сейсморазведки работают только две компании - АО «***» и АО «***», при этом трехмерную разведку способны выполнять только три исследовательских судна, которые оперируются под Государственным флагом Российской Федерации - *** два из которых эксплуатируются ООО «СКФ ГЕО», а четырехмерную разведку - только суда ООО «СКФ ГЕО». Значительный размер штрафа, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи, с учетом количества административных дел, возбужденных административным органом по факту трех рейсов, может привести к невозможности Общества обеспечить непрерывную деятельность, неспособность обеспечить выплату заработной платы и иных социальных платежей, что фактически будет означать прекращение деятельности Общества. Доводы о несении расходов, в связи с новой коронавирусной инфекцией COVID 19, по оплате вынужденного простоя членам сейсмических экипажей судов, по тестированию персонала на предмет выявления инфекции, на закупку дополнительных средств индивидуальной защиты. Приведенные доводы подтверждены документально.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Приведенные обществом обстоятельства полагаю достаточными для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного исхожу из оценки конкретных обстоятельств его совершения, учитываю, что вмененный обществу состав правонарушения не является исключением для применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку фактов существенного нарушения обществом охраняемых общественных интересов в результате допущенного правонарушения материалы дела не содержат.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что недекларирование судна и находящихся на нем товаров при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, вызвано неясностью правовых норм, регулирующих спорные таможенные правоотношения, заблуждением ООО «СКФ ГЕО» в результате получения в Пограничном управлении по Западному Арктическому району ФСБ России разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном Государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, а также разрешением *** таможни, при проведении аналогичных работ в регионе ***, на осуществление аналогичных перевозок без таможенного оформления при наличии разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы РФ, полагаю возможным квалифицировать допущенное обществом правонарушение как малозначительное.

Признавая допущенное правонарушение малозначительным, учитываю социальную и экономическую значимость общества в развитии экономики РФ и нефтегазовой отрасли, а также тот факт, что общество является добросовестным участником внешнеэкономической деятельности, о чем свидетельствует отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за однородные правонарушения.

Кроме того, полагаю необходимым учесть, что после направления в таможенный орган Пограничным управлением ФСБ России копии выданного разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы иностранным судном, таможенным органом не было предпринято действий, направленных на пресечение нарушения обществом таможенного законодательства. В результате ООО «СКФ ГЕО», полагаясь на полученное разрешение, осуществило три рейса, по результатам которых вменено совершение шести административных правонарушений, размер административного штрафа по каждому из которых рассчитывается от стоимости судна, находящегося на нем топлива, и является значительным, что с учетом сложного финансового положения общества, вызванного введением ограничительных мер как на территории РФ, так и на территории иностранных государств, значительного размера, предусмотренного санкцией вмененной статьи, штрафа может привести к невыплате заработной платы работникам общества, невозможности реализации контрактов и ликвидации общества.

Согласно положениям статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, применение ст. 2.9 КоАП РФ не противоречит целям административного наказания.

В соответствии со статьей 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику.

Оснований для признания заключения эксперта №*** от *** недопустимым доказательством не усматриваю.

Следовательно, издержки в сумме 25982,4 рубля за проведение товароведческой экспертизы, что подтверждается копией счета-фактуры №*** от *** (том 2 л.д.210) – относятся на счет юридического лица ООО «СКФ ГЕО».

Руководствуясь статьей 2.9, 24.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Освободить ООО «СКФ ГЕО» от административной ответственности, объявив устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СКФ ГЕО», прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Издержки за проведение экспертизы в сумме 25982,40 рублей отнести на счет ООО «СКФ ГЕО».

Сумма издержек подлежит перечислению по следующим реквизитам:

***

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья

Первомайского районного

суда города Мурманска /подпись/ М.С. Дурягина