НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 03.05.2018 № 5-187/2018

Дело № 5-187/2018

Постановление в окончательной форме принято 03 мая 2018 года.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 28 апреля 2018 года

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Первомайского районного суда города Мурманска (<...>) поступившие из Мурманской таможни протокол и материалы об административном правонарушении в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «Таможенный представитель» (далее - ООО «Таможенный представитель», Общество), юридический адрес: 191036, <...>, литер В, помещение 1 Н, ИНН ***, дата регистрации юридического лица – ***, генеральный директор – ФИО1, ранее привлекавшегося к административной ответственности по главе 16 КоАП РФ,

в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Решением и.о. начальника Мурманской таможни ФИО2 назначена камеральная таможенная проверка у ООО «ОленБетон» по вопросу соблюдения права ЕАЭС и таможенного законодательства Союза, в части контроля достоверности заявления таможенной стоимости при помещении под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товаров, и правильности исчисления и полноты уплаты таможенных платежей, в том числе в декларации на товары (далее – ДТ), зарегистрированной Мурманским таможенным постом Мурманской таможни *** с присвоением номера №*** и декларации таможенной стоимости (далее – ДТС-1) по указанной ДТ.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки было установлено, что *** ООО «ОленБетон» с иностранной организацией «Mapei AS» (Норвегия) был заключен внешнеэкономический Договор (далее – Договор и Дополнительное соглашение от *** к нему. В рамках указанного Договора осуществляется поставка оборудования и материалов, согласно выставленным инвойсам и на условиях поставки FCA – Сагстюа(Норвегия) Incoterms 2010.

В рамках исполнения указанного Договора на таможенную территорию ЕАЭС были ввезены следующие товары: «добавки для бетона».

За поставку данных товаров иностранной организацией «Mapei AS» (Норвегия) в адрес ООО «ОленБетон» был выставлен Инвойс от *** на общую сумму 75537 NOK.

В соответствии с Платежным поручением от ***№*** денежные средства были перечислены со счета ООО «ОленБетон» на счет иностранной организации «Mapei AS» (Норвегия) в полном объеме.

С целью вывоза товаров с территории Норвегии иностранной организацией *** были оказаны услуги по таможенному оформления груза на экспорт и предварительному уведомлению.

За оказанные услуги иностранной организацией *** в адрес ООО «Олен Бетон» был выставлен счет от ***№*** на общую сумму 1950 NOK.

В соответствии с Платежным поручением от ***№*** указанные денежные средства были перечислены со счета ООО «ОленБетон» на счет иностранной организации *** в полном объеме.

Товары, вывезенные с территории Норвегии в рамках внешнеэкономического Договора от ***, были задекларированы *** согласно экспортным декларациям страны отправления от ***№***, от ***№***.

С целью доставки товаров на таможенную территорию ЕАЭС ООО «ОленБетон» (далее – заказчик) с российской организацией ООО «ТехноЛогистика» (далее – перевозчик) был заключен Договор на перевозку груза от ***. В рамках исполнения Договора на перевозку груза от *** заказчик поручает, а перевозчик берет на себя обязательства осуществлять грузовые автомобильные перевозки в международном сообщении, а также по территории России на основании заявки заказчика.

Товар ввозился на территорию ЕАЭС согласно CMR от ***№*** общим весом 6900 кг/брутто. Товары были погружены в *** на автомобиль и доставлены на таможенную территорию ФИО3

За оказанные услуги ООО «ТехноЛогистика» в адрес ООО «ОленБетон» был выставлен счет-фактура от ***№*** на общую сумму 115 400 руб., из которых транспортные услуги по маршруту *** 103 860 руб.

В соответствии с Платежным поручением от ***№*** указанные денежные средства были перечислены со счета ООО «ОленБетон», открытому в ПАО «БИНБАНК», на счет ООО «ТехноЛогистика» в полном объеме.

Согласно Акту от ***№*** услуги выполнены полностью в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.

С целью помещения указанных товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» таможенным представителем ООО «ТП» от имени и по поручению ООО «ОленБетон» (Договор таможенного представителя с декларантом от ***№***) на Мурманский таможенный пост была подана ДТ, зарегистрированная Мурманским таможенным постом Мурманской таможни *** с присвоением номера №*** и декларация таможенной стоимости (далее – ДТС-1) по указанной ДТ.

В соответствии со статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенным представителем произведено декларирование таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров путем подачи с ДТ №***

С учетом заявленной таможенной стоимости таможенным представителем ООО «ТП» были рассчитаны таможенные платежи.

В соответствии с п. 22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля, и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее – Порядок), в графе 17 ДТС указывается величина расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров до аэропорта, порта или иного места их прибытия на таможенную территорию Союза, если в соответствии с установленными внешнеторговым договором условиями поставка перевозка (транспортировка) товара до места прибытия на таможенную территорию Союза не включенная в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.

В графе 17 указываются также понесенные покупателем расходы по таможенному оформлению товаров при вывозе из страны экспорта, а также вознаграждение экспедитору.

В ходе настоящей таможенной проверки, были выявлены расходы, понесенные ООО «ОленБетон», связанные с оформлением экспортной, транзитной деклараций и расходы на предварительное уведомление. Однако в графе 17 ДТС-1 к ДТ№*** указанные расходы не учтены.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки в таможню было направлено Обращение декларанта о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларацию №***.

Таможенным представителем ООО «ТП» по поручению ООО «ОленБетон» вновь была определена таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ №*** методом по стоимости сделки (метод 1).

В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможней *** было принято Решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ №***.

Таким образом, таможенным представителем ООО «ТП» в графе *** и ДТС-1 к ней заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки *** была осуществлена корректировка ДТ №***. Таможенные платежи, подлежащие доплате, были уплачены ООО «ОленБетон» в соответствии с Платежными поручениями от ***№***, №*** в следующем размере:

- ввозная таможенная пошлина – 745 руб. 70 коп.;

- налог на добавленную таможенную пошлину – 2818 руб. 76 коп.

Таким образом, установлен факт заявления таможенным представителем ООО «ТП» при таможенном декларировании товаров по ДТ №*** недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, послуживших основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов, в размере 3564 руб. 46 коп.

Представитель ООО «Таможенный представитель» ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные пояснения по делу, в которых не признал вину Общества в совершении административного правонарушения на основании следующего. Поставка товаров выполнена в соответствии с внешнеэкономическим договором на условиях FCA «географический пункт». Согласно Инкотермс, базис поставки FCA подразумевает, что переход рисков происходит в момент передачи перевозчику на складе продавца. Экспортные таможенные формальности являются ответственностью продавца, а импортные таможенные формальности - ответственностью покупателя. Правила Инкотермс определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям. Согласно п. 4 Постановления Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2001 года № 117-13 «Развитие законодательства о предпринимательстве и роль торгово-промышленных палат в этом процессе» указано «Признать правила Международной торговой палаты для толкования торговых терминов «Инкотермс-2000» торговым обычаем». ООО «Олен Бетон» был предоставлен пакет документов для декларирования товаров, в котором отсутствовали документы о дополнительно понесенных расходах по ввозу товаров. Обществом была подана декларация на товары на основании представленных ООО «Олен Бетон» документов. У Общества не было оснований требовать у ООО «Олен Бетон» документы, подтверждающие оплату экспортных таможенных формальностей в стране продавца. *** Обществом в Мурманскую таможню был направлен пакет документов для проведения корректировки таможенной стоимости товаров, но *** был получен отказ во внесении изменений. Требование №*** о предоставление дополнительных документов поступило в адрес Общества *** В материалах дела данные сведения отсутствуют. Просит освободить Общество от административной ответственности за указанное правонарушение, в соответствии с примечанием к ст.16.2 КоАП РФ, поскольку Обществом в таможенный орган было направлено обращение о внесение изменений в декларацию после выпуска товаров; на дату, предшествующую дате обращения Общества, таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении; на дату, предшествующую дате обращения Общества, таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом ЕЭС и (или) законодательством РФ о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется; на дату, предшествующую дате обращения Общества, у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей. Просит прекратить производство по делу в связи с недоказанностью вины Общества и не установлением факта совершения административного правонарушения.

Представители Мурманской таможни ФИО5, ФИО6 в судебном заседании настаивали на привлечении ООО «Таможенный представитель» к административной ответственности, полагали его вину в совершении правонарушения установленной и доказанной. Представитель Мурманской таможни ФИО7 представил письменные пояснения, в которых указал, что в соответствии с п.2.2.1 договора между ООО «Олен Бетон» и ООО «Таможенный представитель» от ***, таможенный представитель вправе требовать от декларанта документы, необходимые для таможенных целей, и получать эти документы в сроки, обеспечивающие соблюдение требований таможенного законодательства. Общество посчитало, что декларантом предоставлено достаточное количество документов и не запросило у декларанта сведений о понесенных ООО «Олен Бетон» дополнительных расходах. Таким образом, Общество не предприняло всех необходимых мер по соблюдению таможенного законодательства, и его вина в соответствии со ст.2.1 КоАП РФ доказана материалами дела. Основания для освобождения Общества от административной ответственности в соответствии с приложением к ст.16.2 КоАП РФ, отсутствуют на основании следующего. В рамках камеральной проверки ***. в адрес ООО «Олен Бетон» посредством факсимильной связи с последующим досылом по почте, было направлено требование № 1 о предоставлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки. *** Обществом от имени ООО «Олен Бетон» в таможенный орган подано обращение о внесении изменений в таможенные декларации, т.е. данное обращение подано в рамках камеральной проверки, после уведомление Общества о ее начале. Примечанием к ст.16.2 КоАП РФ установлено, что освобождение от административной ответственности допускается в случае добровольного предоставления обращения о внесении изменений в таможенную декларацию, и если таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя о проведении таможенного контроля, и если таможенный орган не начал проведение таможенного контроля без уведомления, если оно не требовалось. Уведомление таможенного представителя о начале проверки в отношении декларанта, таможенным законодательством не предусмотрено. *** постановлением суда ООО «Таможенный представитель» привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, однако не предприняло мер для предотвращения данного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину ООО «Таможенный представитель» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, установленной и доказанной.

Факт совершения ООО «Таможенный представитель» административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:

- определением о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования №*** от *** (л.д. 1-5);

- копией ДТ №*** и ДТС по указанной ДТ, поданными на *** таможенный пост таможенным представителем ООО «ТП» от имени и по поручению ООО «ОленБетон» с целью помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» и декларирования таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров (л.д. 11);

- копией договора ООО «ОленБетон» с иностранной организацией «Mapei AS» от ***, Дополнительное соглашение от *** к нему, в рамках которых на таможенную территорию ЕАЭС были ввезены следующие товары: «***», согласно выставленным инвойсам и на условиях поставки FCA – Сагстюа (Норвегия) Incoterms 2010(л.д. 18-19);

- копией международной товарно–транспортной накладной (CMR) от ***№***, согласно которой товар общим весом 6900 кг/брутто был погружен в *** на автомобиль и доставлен на таможенную территорию ФИО3 (л.д. 54);

- копиями платежных документов и акта выполненных работ составленных между ООО «ОленБетон» и ООО «ТехноЛогистика», согласно которым денежные средства в сумме 115400 руб. были перечислены со счета ООО «ОленБетон» на счет ООО «ТехноЛогистика» за предоставленные услуги, в том числе за транспортные услуги по маршруту *** (л.д. 52-53);

- копией инвойса от ***№***, выставленного в адрес ООО «Олен Бетон» агентской компанией *** (л.д. 41);

- копией платежного поручения от ***№***, согласно которому денежные средства на общую сумму 1950 NOK были перечислены со счета ООО «ОленБетон» на счет иностранной организации *** за услуги по таможенному оформлению груза на экспорт и предварительному уведомлению (л.д. 49);

- копиями экспортных деклараций №*** от ***, №*** от ***, согласно которым товары, вывезенные с территории Норвегии в рамках внешнеэкономического Договора от ***, были задекларированы *** (л.д. 43-46);

- копиями обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларацию №*** от ***, согласно которому ООО «ТП» по поручению ООО «ОленБетон» вновь была определена таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ №*** методом по стоимости сделки (л.д. 22);

- копией решения о корректировке таможенной стоимости товаров от *** (л.д. 24-27);

- копией договора №*** от *** (л.д. 18-19);

- копией акта камеральной таможенной проверки №***, согласно которому были выявлены расходы, понесенные ООО «ОленБетон», связанные с оформлением экспортной, транзитной деклараций и расходы на предварительное уведомление, не указанные в графе 17 ДТС-1 к ДТ№***. В графе 45 ДТ №*** и ДТС-1 к ней заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров (л.д. 96-107);

- письмом ООО «ТП» №*** от ***, в котором генеральный директор ООО «ТП» ФИО1 пояснила, что общество является юридическим лицом и не обладает индивидуальными признаками. Таким образом, Общество как субъект, не наделённых психофизиологическими особенностями и не может обладать знаниями. Должностные лица Общества, имеющие соответствующие аттестаты знакомы с правами и обязанностями и обладают в целом знаниями об ответственности таможенного представителя. Общество не заявляло недостоверных сведений о таможенной стоимости товара. В соответствии со статьями 63,64 Закона № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные операции может совершать лицо, являющееся специалистом по таможенным операциям, имеющим соответствующий аттестат. Должностному лицу, совершающему таможенные операции в рамках таможенной декларации, делегированы полномочия по контролю за правильностью совершения таможенных операций. Общество полагает, что таможенные операции должностным лицом Общества совершены в точном соответствии с поручением Декларанта, на основании и в соответствии с таможенными документами, которые Декларантом были представлены. Общество действовало в точном соответствии с нормами права, установленными для его деятельности. Общество, руководствуясь статьей 13 ТК ТС, статьей 61 Закона № 311-Ф3, приняло все зависящие от него меры для соблюдения правовых норм, охраняемых законом, обеспечило должностных лиц Общества: оборудованными рабочими местами, соответствующим специальным оценкам условий труда; соблюдает требования трудового законодательства. Генеральный директор, осуществляющий общее руководство деятельностью Общества путём администрирования, в том числе путём проведения вебинаров. В регионе деятельности Мурманской таможни Общество осуществляет свою деятельность через Обособленное подразделение г. Мурманска, начальник которого осуществляет общее руководство и контроль за действиями сотрудников обособленного подразделения. Общество не признаёт факта вменяемого ему административного правонарушения и не признаёт вину в совершении данного правонарушения. Статья 15 ТК ТС устанавливает права таможенного представителя, при этом статья 17 ТК ТС устанавливает ответственность таможенного представителя, которые не корреспондируются со статьей 188 ТК ТС, устанавливающей обязанности Декларанта. Ответственность таможенного представителя и декларанта не идентична. Декларант обязан предоставить таможенные документы в соответствии со ст.183 ТК ТС (л.д. 77-78);

- заключением ОтКТС №*** от ***, согласно которому в соответствии с пунктом 4 Правил Incoterms® (Инкотермс-2010) Правила Инкотермс не представляют собой полный договор купли-продажи, в то же время стороны, должны учитывать, что строго обязательный национальный закон (mandatory local law) может иметь преимущество в отношении какого-либо аспекта договора купли-продажи, включая избранный при заключении указанного договора термин Инкотермс. В связи с тем, что Правила Incoterms® (Инкотермс-2010) Российской Федерацией не ратифицированы, самостоятельной юридической силы они не имеют. Таким образом, при рассмотрении споров в Российской Федерации, в том числе и суде, юридически значимыми будут обладать положения внешнеторгового договора. В соответствии с подпунктом а пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы, связанные с вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой оцениваемых (ввозимых) товаров, в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары (л.д. 109-110).

- протоколом об АП№*** от *** (л.д. 116-119).

- копией требования о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке №*** в адрес генерального директора ООО «Олен Бетон» от *** исх. №*** с отметкой об отправке факса *** в 16.50, копией журнала регистрации отправляемых факсограмм, подтверждающую отправку указанного факса.

Совокупность исследованных судом доказательств по делу об административном правонарушении суд находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

С *** вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, при этом установленные нормативными правовыми актами правила перемещения через границу на таможенную территорию ЕАЭС и таможенного декларирования товаров, оставлены без изменения, в данной связи необходимо руководствоваться нормами Таможенного кодекса Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 203 ТК ТС, по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств – членов таможенного союза.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Согласно подпункту 34 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, таможенный представитель – юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

При помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары (пункта 1 статьи 181 ТК ТС).

Согласно пунктам 2 статьи 180 ТК ТС, перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств – членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:…5) сведения о товарах: …таможенная стоимость;

Согласно статье 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа;

4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС;

5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;

6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ТК ТС, декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пунктом 7 статьи 190 ТК ТС).

В графе 17 ДТС–1, указывается величина расходов по перевозке оцениваемых товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. Если ДТС–1 заполняется на товары нескольких наименований, то расходы на перевозку (транспортировку) товаров распределяются между товаров различных наименований пропорционально их весу брутто.

В графе 17 ДТС–1 также указываются понесенные покупателем расходы по таможенному оформлению товаров при вывозе из страны экспорта (если таковые имеются), а также вознаграждение экспедитора.

Следовательно, в соответствии с таможенным законодательством именно декларанты либо таможенные представители обязаны определять при таможенном декларировании товаров их таможенную стоимость. В соответствии с пунктом 4 Правил Incoterms® (Инкотермс-2010) Правила Инкотермс не представляют собой полный договор купли-продажи, в то же время стороны, должны учитывать, что строго обязательный национальный закон (mandatory local law) может иметь преимущество в отношении какого-либо аспекта договора купли-продажи, включая избранный при заключении указанного договора термин Инкотермс.

В связи с тем, что Правила Incoterms® (Инкотермс-2010) Российской Федерацией не ратифицированы, самостоятельной юридической силы они не имеют. Таким образом, при рассмотрении споров в Российской Федерации, в том числе и суде, юридически значимыми будут обладать положения внешнеторгового договора.

В соответствии с подпунктом а пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы, связанные с вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой оцениваемых (ввозимых) товаров, в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.

Однако, расходы, связанные с оформлением экспортной транзитной декларации и предварительным уведомлением, в декларации таможенной стоимости, формы ДТС-1, ООО «ТП» заявлены не были.

Таким образом, было выявлено несоблюдение структуры таможенной стоимости декларируемых по ДТ №*** товаров, а именно, в структуру таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО «ТП» не включены понесенные Покупателем расходы по таможенному декларированию товаров при вывозе из страны экспортера (Норвегии).

Доводы ООО «ТП» о том, что таможенные операции должностным лицом Общества совершены в соответствии с поручением Декларанта, на основании представленных им документов, ответственность таможенного представителя и декларанта не идентична, поскольку декларант обязан предоставить таможенные документы в соответствии со ст.183 ТК ТС, не могут служить основанием для освобождения общества от административной ответственности за совершение рассматриваемого правонарушения в силу следующего.

Пункт 2 статьи 12 ТК ТС устанавливает, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. Одновременно с этим пункт 6 указанной статьи определяет, что при совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами в соответствии с ТК ТС.

Согласно пункту 3 статьи 12 ТК ТС установлено, что отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований, установленных ТК ТС.

В силу пунктов 1, 4 статьи 16 ТК ТС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.

Согласно статье 79 ТК ТС, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В силу пункта 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.

Согласно статье 17 ТК ТС за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Следовательно, таможенный представитель обладает правами, установленными статьей 187 ТК ТС для декларанта. Из перечисленных норм следует, что декларантом по договору с таможенным представителем передаются последнему не только права, но и обязанности в полном объеме.

Таможенное декларирование товаров по ДТ №***, на основании договора №*** по совершению таможенных операций от ***, от имени и поручению декларанта ООО «Олен Бетон», производилось таможенным представителем - ООО «ТП».

Следовательно, именно таможенный представитель ООО «ТП», является субъектом ответственности за совершение данного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Статьями 15, 187 ТК ТС предусмотрены правомочия таможенного представителя, позволяющие обеспечить возможность заявления в таможенный орган достоверных сведений о таможенной стоимости товара, в частности требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований установленных ТК ТС.

Учитывая вышеизложенное, ООО «ТП» нарушило требования таможенного законодательства, а именно при таможенном декларировании товара заявило недостоверные сведения о его таможенной стоимости, что повлекло недоплату таможенных пошлин, налогов, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Действия правонарушителя судья квалифицирует по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, ООО «Таможенный представитель» заявил при таможенном декларировании товаров недостоверные сведения об их таможенной стоимости, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Оснований для освобождения ООО «Таможенный представитель» от административной ответственности в соответствии с приложением к ст.16.2 КоАП РФ судом не установлено.

Согласно п.2 приложения к ст. 16.2 КоАП РФ в случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

Согласно представленным представителем Мурманской таможни документам, обращение о внесении изменений в таможенные декларации подано Обществом *** в рамках камеральной проверки, после уведомления ООО «Олен Бетон» о ее начале посредством направления факсимильной связью ***. требования о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке №*** в адрес генерального директора ООО «Олен Бетон». Таким образом, в данном случае не может идти речь о добровольном предоставлении обращения о внесении изменений в таможенную декларацию, что является необходимым условием для освобождения от административной ответственности в соответствии с примечанием к ст.16.2 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об АП установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «ТП» имело возможность соблюсти таможенное законодательство. ООО «ТП» имея в штате специалистов по таможенному оформлению с достаточным уровнем подготовки, знанием таможенного законодательства и прав декларанта при совершении таможенных операций, имело возможность изучить все имеющиеся документы на декларируемые товары, затребовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, и получив такие документы и сведения, обеспечивающие соблюдение требований, установленных ТК ТС, т.е. верно определить их таможенную стоимость и произвести расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с последующей их уплатой. Вступая в таможенные правоотношения, ООО «ТП» должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Административное правонарушение в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля предприятия. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от Общества в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, правонарушение было бы предотвращено.

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ООО «Таможенный представитель», судьёй признается: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО «Таможенный представитель», судьёй признается: повторное совершение однородного административного правонарушения.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что совершенное ООО «Таможенный представитель» правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, судья считает возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа, предусмотренном санкцией статьи, без конфискации предметов административного правонарушения, поскольку данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 КоАП РФ, и оно соразмерно содеянному.

Руководствуясь ст. 3.5, 16.2 ч. 2, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Общества с ограниченной ответственностью «Таможенный представитель» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 1 782 (одна тысяча семьсот восемьдесят два) рублей 23 копеек.

Административный штраф подлежит уплате в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

***

***

***

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Первомайского районного

суда города Мурманска Ю.В. Кутушова