ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-8167/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Саратов 25 декабря 2020 года
Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области № от 23 июня 2020 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 11 августа 2020 года, решение судьи Саратовского областного суда от 11 сентября 2020 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера Государственного казенного учреждения Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области № от 23 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Саратова от 11 августа 2020 года, решением судьи Саратовского областного суда от 11 сентября 2020 года, должностное лицо – главный бухгалтер Государственного казенного учреждения Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» (далее – ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», Учреждение) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить названные акты, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности и иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Согласно пункту 2 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года №157н на основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года №157н) бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 декабря 20111 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.
Пунктом 351 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года №157н, установлено, что счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств» предназначен для учета имущества, за исключением денежных средств, полученного учреждением в качестве обеспечения обязательств (залог), а также иных видов обеспечения исполнения обязательств (поручительства, банковская гарантия и т.д.)
При исполнении обеспечения, исполнении обязательства, в отношении которого было получено обеспечение, осуществляется списание сумм обеспечений с забалансового счета 10 «Обеспечение исполнения обязательств».
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 27 июня 2014 года № 02-07-07/31342 выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» (отражение по счету со знаком «минус») отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия (датой исполнения контрагентом обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения гарантом требований бенефициара об уплате денежной суммы в связи с нарушением принципалом обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 23 июня 2020 года № главный бухгалтер ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» ФИО4 привлечен к административной ответственности по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за предоставление главному распорядителю бюджетных средств заведомо недостоверной бюджетной отчетности за 2018 год.
Как усматривается из материалов дела, в нарушение части 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 2, 3, 351 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года №157н, на дату полного исполнения подрядчиком обязательств не осуществлены операции по выбытию с учета на забалансовом счёте 10 «Обеспечение исполнения обязательств» (отражение по счёту со знаком «минус») банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения исполнения 8 государственных контрактов, на общую сумму 80 790 233,98 рубля, то есть при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета не обеспечено формирование полной и достоверной информации о финансовом положении ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» и сформированная на основе бухгалтерского (бюджетного) учета отчётность носит недостоверный характер, и, как следствие, министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области представлена недостоверная бюджетная отчётность за 2018 год.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с должностной инструкцией главного бухгалтера ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», утвержденной 1 ноября 2016 года, в обязанности главного бухгалтера входит обеспечение составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах, другой бухгалтерской и статистической отчетности и представление их в установленном порядке в соответствующие органы; организация работы по постановке и ведению бухгалтерского учета.
Приказом ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» от 13 октября 2015 года №ФИО1 назначен на должность главного бухгалтера ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» с 13 октября 2015 года.
Доводы жалобы о том, что банковские гарантии, выданные в 2018 году в обеспечение исполнения государственных контрактов, включают в себя, в том числе, обеспечение гарантийных обязательств подрядчика (в пределах срока действия банковской гарантии), а потому списание сумм обеспечений с забалансового счета 10 в учете Учреждения, произведенное при полном исполнении обязательств контрагента по контракту (в пределах срока действия банковской гарантии), соответствует требованиям действующих нормативно-правовых актов, приводились в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и жалоб на постановление и решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица, тщательно проверены и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебных актах.
Отклоняя указанные доводы, должностное лицо административного органа и судебные инстанции правильно исходили из того, что в соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» датой предоставления банковской гарантии. Списание с забалансового счета 10 «Обеспечение исполнения обязательств» банковской гарантии, обеспечивающей исполнение основного обязательства по государственному контракту, осуществляется на основании документов, подтверждающих исполнение государственного контракта (акты о приемке выполненных работ). По всем контрактам, исполнение которых проверялось должностным лицом УФК по Саратовской области при возбуждении дела об административном правонарушении, обязательства исполнены в полном объеме в 2018 году. Следовательно, оснований для нахождения на учете на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения исполнения 8 государственных контрактов на общую сумму 80 790 233,98 рублей после исполнения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия, не имелось. При ведении бухгалтерского (бюджетного) учета не обеспечено формирование полной и достоверной информации о финансовом положении ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» и сформированная на основе бухгалтерского (бюджетного) учета отчетность носит недостоверный характер.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях главного бухгалтера ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу вышеизложенного главный бухгалтер ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановлений, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области № от 23 июня 2020 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 11 августа 2020 года, решение судьи Саратовского областного суда от 11 сентября 2020 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера Государственного казенного учреждения Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева