ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3864/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 16 июля 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Шведова Н.Н. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Орловской области от 11 ноября 2019 года, решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 29 января 2020 года и решение судьи Орловского областного суда от 13 апреля 2020 года, вынесенные в отношении заместителя начальника по материальному и техническому обеспечению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Орловской области (далее – Управление Росгвардии по Орловской области, Управление), руководителя контрактной службы Управления Шведова Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением исполняющего обязанности начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Орловской области от 11 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Заводского районного суда г. Орла от 29 января 2020 года и решением судьи Орловского областного суда от 13 апреля 2020 года, заместитель начальника по материальному и техническому обеспечению Управления Росгвардии по Орловской области, руководитель контрактной службы Управления Росгвардии по Орловской области Шведов Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Шведов Н.Н. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заявителя к административной ответственности) нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 названного Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: 1) планов закупок; 2) планов-графиков.
Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 2 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года N 553 (далее – Правила №553), предусмотрено, что планы-графики закупок утверждаются государственными заказчиками, действующими от имени Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил №553 указанные заказчики уточняют при необходимости сформированные планы-графики закупок, после их уточнения и доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации утверждают в срок, установленный пунктом 2 названных Правил, сформированные планы-графики закупок.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании приказа руководителя УФК по Орловской области от 4 сентября 2019 года №323 должностными лицами УФК по Орловской области проведена плановая выездная проверка соблюдения Управлением Росгвардии по Орловской области законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании и осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 18 октября 2019 года, согласно которому установлено, что расходным расписанием от 30 июля 2019 года Управлению Росгвардии по Орловской области доведены лимиты бюджетных обязательств на 2019 год по коду бюджетной классификации (далее – КБК) № сумме 224 136 руб. Поскольку 30 июля 2019 года был доведен объем лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок, поэтому план-график закупок на 2019 год с изменениями подлежал утверждению в срок до 13 августа 2019 года. На дату начала проведения проверки (9 сентября 2019 года) закупки на доведенный объем лимитов бюджетных обязательств в план-график закупок на 2019 год с изменениями по КБК № в сумме 224 136 руб. Управлением не включались.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Шведова Н.Н. постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции с принятым должностным лицом постановлением по делу об административном правонарушении согласились.
С состоявшимися по делу актами согласиться нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводятся в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме регулируются жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает, в частности, взнос на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 названного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 названного Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в числе прочего, обязан аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме (подпункт 7); обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов (подпункт 2); привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры (подпункт 3); контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (подпункт 4); осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (подпункт 5).
Учитывая изложенное, перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта не образует отношений, урегулированных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ. Указанные расходы по смыслу Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ закупкой не являются.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: 1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 данного Федерального закона; 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 названного Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 данного Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно); 3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований; 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа; 5) дата начала закупки; 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта; 7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя); 8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 названного Федерального закона.
В силу части 11 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 названной статьи.
Таким образом, в план – график включается информация о закупке, позволяющая идентифицировать объект закупки, и в последующем данная закупка должна быть осуществлена.
При рассмотрении дела, а также в настоящей жалобе Шведов Н.Н. последовательно заявлял о том, что доведенные Управлению Росгвардии по Орловской области расходным расписанием от 30 июля 2019 года лимиты бюджетных обязательств на 2019 год по КБК № в сумме 224 136 руб. имеют целевое назначение на уплату взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем не подлежали включению в план-график закупок на 2019 год.
В подтверждение данного обстоятельства Шведовым Н.Н. представлялись данные из бюджетной росписи Управления Росгвардии по Орловской области на 2019 год и телеграмма командующего Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 июля 2019 года, в которых указано о том, что дополнительные лимиты бюджетных обязательств в сумме 224 136 руб. доведены Управлению с целевым назначением по коду классификации операций сектора государственного управления 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" на уплату взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Согласно платежным поручениям Управлением Росгвардии по Орловской области перечислены региональному оператору денежные средства в счет уплаты взносов на капитальный ремонт в общей сумме 224 136 руб.
В данном случае из имеющихся в деле доказательств не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии в деянии Шведова Н.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, нельзя признать, что судебными инстанциями дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Орловской области от 11 ноября 2019 года, решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 29 января 2020 года и решение судьи Орловского областного суда от 13 апреля 2020 года подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шведова Н.Н. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные акты.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Орловской области от 11 ноября 2019 года, решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 29 января 2020 года и решение судьи Орловского областного суда от 13 апреля 2020 года, вынесенные в отношении заместителя начальника по материальному и техническому обеспечению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Орловской области, руководителя контрактной службы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Орловской области Шведова Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.В. Поддымов