ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5527/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 12 октября 2023 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 10 октября 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 22 мая 2023 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Объединенные Пензенские ЛВЗ» (далее также – ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ», общество) ФИО2 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 10 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 22 мая 2023 года, производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» ФИО2 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области ФИО1 приводит доводы о незаконности судебных актов.
ФИО2, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче заявителем жалобы, представил возражения на нее, в которых указывает о законности судебных актов.
Изучение материалов дела, доводов жалобы и возражений на нее позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Основанием для составления 10 марта 2022 года в отношении ФИО2 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в них выводы должностного лица административного органа о том, что он, являясь генеральным директором общества, несвоевременно представил извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции от 17 января 2022 года № 01, рег. № 1373128458. Срок представления обществом указанного извещения со сроком действия на налоговый период с 1 декабря 2021 года по 31 января 2022 года – не позднее 20 декабря 2021 года, фактически оно представлено 18 января 2022 года; несвоевременно представил извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции от 17 января 2022 года № 02, рег. № 1373125265. Срок представления обществом указанного извещения со сроком действия на налоговый период с 1 декабря 2021 года по 31 января 2022 года – не позднее 20 декабря 2021 года, фактически оно представлено 18 января 2022 года; несвоевременно представил извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции от 17 января 2022 года № 03, рег. № 1373123896. Срок представления обществом указанного извещения со сроком действия на налоговый период с 1 декабря 2021 года по 31 января 2022 года – не позднее 20 декабря 2021 года, фактически оно представлено 18 января 2022 года; несвоевременно представил извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции от 17 января 2022 года № 05, рег. № 1373130979. Срок представления обществом указанного извещения со сроком действия на налоговый период с 1 декабря 2021 года по 31 января 2022 года – не позднее 20 декабря 2021 года, фактически оно представлено 18 января 2022 года.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 27 сентября 2022 года дела об указанных административных правонарушениях объединены в одно производство.
Мировой судья судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы, рассмотрев дело, постановлением от 10 октября 2022 года производство по нему прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая данное решение, мировой судья, оценив фактические обстоятельства настоящего дела, пришел к выводу о том, что имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о совершении ФИО2 указанных административных правонарушений.
Судья Ленинского районного суда г. Пензы, рассмотрев жалобу должностного лица административного органа ФИО3, поданную в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 22 мая 2023 года постановление по делу об административном правонарушении оставил без изменения, согласившись с выводами мирового судьи.
В настоящей жалобе заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области ФИО1 просит об отмене судебных актов, указывая на то, что правовых оснований для прекращения производства по делу не имелось.
Однако судебные акты по доводам жалобы отменены быть не могут.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения, которые носили фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 1 год.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Учитывая изложенное, постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 10 октября 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 22 мая 2023 года отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 10 октября 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 22 мая 2023 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Объединенные Пензенские ЛВЗ» ФИО2 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области ФИО1 - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов