НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 № 16-1650/20

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-1650/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 12 марта 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу директора муниципального автономного учреждения городского округа Щелково «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка» (далее МАУ ГОЩ ФОК «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка») Белоусова А.В. (далее Белоусов А.В.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 277 Щелковского судебного района Московской области от 17 мая 2019 года, решение судьи Щелковского городского суда Московской области от 24 декабря 2019 года, вынесенные в отношении муниципального автономного учреждения Щелковского муниципального района «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка» (далее учреждение, МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена») по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 277 Щелковского судебного района Московской области от 17 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Щелковского городского суда Московской области от 24 декабря 2019 года, МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор МАУ ГОЩ ФОК «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка» Белоусов А.В. (МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» переименовано в МАУ ГОЩ ФОК «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка» на основании постановления администрации городского округа Щелково от 01 июля 2019 года № 2549) ставит вопрос об отмене вынесенных по делу процессуальных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по делу. В доводах жалобы указывает, что учреждение не является субъектом административного правонарушения. Ссылается, что учредителем МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» - администрацией Щелковского муниципального района функции по ведению централизованного бухгалтерского (бюджетного) налогового учета и отчетности учреждений физической культуры, спорта и работе с молодежью городского поселения Щелково и Щелковского муниципального района возложены на муниципальное казенное учреждение Щелковского муниципального района «Централизованная бухгалтерия по отрасли «Спорт» (далее МКУ ЩМР «ЦБ по отрасли Спорт»). Полагает, что МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена», являющееся некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета на основе муниципального задания, не является участником бюджетного процесса, соответственно, применение к возникшим правоотношениям статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недопустимо.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Положениями части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг (части 1 и 2 статьи 4 данного закона).

В силу положений части 4 статьи 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

В силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно пункту 14 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Щелковского муниципального района бюджетным и автономным учреждениям Щелковского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Щелковского муниципального района от 01 октября 2015 года № 2672, субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) предоставляются учреждению при условии соблюдения условий, в том числе по использованию субсидии в соответствии с целями предоставления, утверждению органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, муниципального задания учреждению и т.п.

Пунктом 3.4 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Щелковского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Щелковского муниципального района от 25 сентября 2015 года № 2579, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным или автономным учреждением Щелковского муниципального района осуществляется путем предоставления субсидии из бюджета Щелковского муниципального района в соответствии с Порядком определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Щелковского муниципального района бюджетным и автономным учреждениям Щелковского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Щелковского муниципального района от 01 октября 2015 года № 2672.

Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (работ) в рамках муниципального задания с учетом нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, или приобретенного муниципальным бюджетным или автономным учреждением Щелковского муниципального района за счет средств, выделенных ему органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя на приобретение такого имущества.

Как следует из материалов дела в соответствии с распоряжением председателя контрольно-счетной палаты Щелковского муниципального района Московской области от 14 июня 2018 года № 122 с учетом его изменения распоряжением от 03 сентября 2018 года № 160, пунктом 3.2 плана работы контрольно-счетной палаты по Щелковскому муниципальному району на 2018 год, проведена проверка использования МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг и средств субсидий, выделенных учреждению на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (иные цели), использования учреждением муниципального имущества за 2016 год – истекший период 2018 года.

В ходе проверки установлено, что муниципальное задание МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утверждено постановлением администрации Щелковского муниципального района от 26 января 2017 года на выполнение муниципальной работы «Обеспечение доступа к объектам спорта» в объеме 3270 часов. Субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания утверждена учреждению в сумме 36 740 000 рублей на каждый указанный год.

Первоначально в муниципальном задании на выполнение муниципальной работы в 2017 году утверждены следующие виды муниципальной работы: обеспечение доступа к объектам спорта для организации массового катания в объеме 308 часов с предоставлением учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения указанной работы в сумме 3 460 500 рублей; обеспечение доступа к объектам спорта для проведения соревнований в объеме 90 часов с предоставлением учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнение указанной работы в сумме 1 011 200 рублей; обеспечение доступа к объектам спорта для проведения тренировок в объеме 2872 часа с предоставлением учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения данной работы в 32 268 300 рублей.

Постановлением администрации Щелковского муниципального района от 27 сентября 2017 года № 5946, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 01 сентября 2017 года, в нормативные затраты на выполнение муниципальной работы, применяемые при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена», утвержденные постановлением администрации от 26 января 2017 года, внесены изменения, с изложением их в новой редакции (том 1 л.д. 25).

Согласно приложению к данному постановлению администрации № 5946 в расчет нормативных затрат на выполнение работы «Обеспечение доступа к объектам спорта» с 01 сентября 2017 года включены «Затраты на содержание объектов недвижимого имущества», в том числе затраты по ремонту помещений в сумме 133 333 рубля 33 копейки (том 1 л.д. 28).

При проверке должностными лицами контрольно-счетной палаты установлено, что учреждение на основании договора от 11 августа 2017 года и акта выполненных работ от 31 августа 2017 года, платежным поручением от 06 сентября 2017 года № 521 за счет средств субсидии произвело оплату ИП Сатрутдинову И.А. за выполнение работ по ремонту помещений в сумме 399 000 рублей (том 1 л.д. 30) ранее срока утверждения расчета нормативных затрат на проведение ремонтных работ и в размере, превышающем утвержденные нормативные затраты на их выполнение, вследствие чего расходы в сумме 265 700 рублей признаны нецелевым использованием средств субсидии на выполнение муниципального задания.

Вышеуказанные обстоятельства, зафиксированные в акте по результатам контрольного мероприятия от 20 сентября 2018 года, послужили основанием для составления 21 сентября 2018 года председателем контрольно-счетной палаты Щелковского муниципального района Московской области в отношении МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения учреждения к административной ответственности, установленной названной нормой.

Оценив фактические обстоятельства дела, судебные инстанции исходили из того, что направление 06 сентября 2017 года МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» денежных средств на оплату работ по ремонту помещений учреждения, полученных из бюджета Щелковского муниципального района за счет средств субсидии, ранее срока утверждения расчета нормативных затрат на проведение ремонтных работ и в размере, превышающем утвержденные нормативные затраты на их выполнение, целевым использованием средств бюджета не является.

Доводы автора жалобы, в том числе о том, что МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» не является субъектом административного правонарушения, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили исчерпывающую правовую оценку с учетом установленных фактических обстоятельств совершенного правонарушения, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях учреждения объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.

Отклоняя указанные доводы как необоснованные, судебные инстанции учитывали, что в соответствии с пунктами 4.2 и 4.7 Устава МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» выполнение в полном объеме плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечение целевого и рационального использования бюджетных средств, в том числе субсидий на оказание услуг (выполнение работ) и соблюдение финансовой дисциплины является обязанностью единоличного исполнительного органа (директора) МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена».

Вопреки доводу жалобы в соответствии с договором на постановку, организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета от 11 января 2017 года № 11, заключенному МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» (заказчик) с МКУ ЩМР «ЦБ по отрасли Спорт» (исполнитель), заказчик обязан неукоснительно соблюдать законодательство в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, принимать необходимые меры к повышению эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, к обеспечению сохранности имущества (пункты 3.1, 3.5 договора), при том, что исполнитель составляет расчеты к муниципальному заданию с учетом специфики, типа и статуса учреждения по согласованию с заказчиком (пункт 2.1.6 договора).

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Деяние МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса, в том числе лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к ответственности.

Административное наказание назначено с применением положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 277 Щелковского судебного района Московской области от 17 мая 2019 года, решение судьи Щелковского городского суда Московской области от 24 декабря 2019 года, вынесенные в отношении муниципального автономного учреждения Щелковского муниципального района «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора муниципального автономного учреждения городского округа Щелково «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка» Белоусова А.В. - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина