НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 № 16-1022/20

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1022/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Саратов 12 марта 2020 года

Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу защитника Шония Г.З. - ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7

г. Энгельса Саратовской области от 19 сентября 2019 года и решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 ноября 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица – директора муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования

город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» Шония Г.З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 г. Энгельса Саратовской области от 19 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шония Г.З. - ФИО1 просит отменить названные акты, вынесенные в отношении Шония Г.З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном

частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности) грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В силу примечания к данной статье под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года

№ 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ от

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ от

Согласно пунктам 33 и 128 Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 года

№ 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" принятие обязательств и оприходование материальных запасов, полученных в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, отражаются на основании первичных (сводных) учетных документов, предусмотренных договором (обычаями делового оборота) и подтверждающих исполнение поставщиком условий договора по передаче материальных ценностей.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, а также отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» выявлено, что директор муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» Шония Г.З. допустил грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в регистрации в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета.

Директором муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» Шония Г.З. утвержден регистр бухгалтерского учета – ведомость расхода топлива. Данная ведомость является ежемесячным сводным учетным документом, сформированным на основании первичных документов – путевых листов.

В ведомость расход топлива за декабрь 2018 года не полученный бензин марки АИ-95 объемом 5 818 литров включен как «резерв». Создание указанного резерва в объеме 5 818 литров и расходов на его создание не предусмотрены учетной политикой муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области». Согласно данным путевых листов бензин марки АИ-92 объемом 32 955 литров фактически получен в декабре 2018 года, в ведомости расхода топлива директором муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» Шония Г.З. утверждено 38 773 литров, что на

Регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета, а именно бензина марки АИ-92 в объеме 5 818 литров, стало очевидным следствием заключенного 27 декабря 2018 года между муниципальным бюджетным учреждением «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» (далее – учреждение) и обществом с ограниченной ответственностью «Онтарио» (далее - ООО «Онтарио», общество) договора ответственного хранения материальных ценностей, в соответствии с которым учреждением передано обществу на хранение топливо в объеме 5 818 литров, с обязательством ответственного хранения возвратить данное имущество в срок с 1 по 6 января 2019 года.

Таким образом, директором муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» Шония Г.З. не выполнены требования по организации бухгалтерского учета, в регистрах бухгалтерского учета произведена регистрация мнимого объекта бухгалтерского учета (не имевшего места факта хозяйственной жизни) - поставка бензина марки АИ-92 объемом 5 818 литров.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4 названного Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Вывод судебных инстанций о совершении директором муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» Шония Г.З. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Деяние указанного лица, которое в соответствии с трудовым договором от

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса, в том числе лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.

Довод жалобы о том, что заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Энгельсского муниципального района не наделен полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным.

В соответствии с частью 7 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 31, 32 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, а об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, - при осуществлении муниципального финансового контроля.

В соответствии с Перечнем должностных лиц органов местного самоуправления, содержащимся в Приложении №1 к Закону Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» (в редакции Закона Саратовской области от 1 февраля 2016 года № 11-ЗСО) правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального финансового контроля наделен, в том числе заместитель председателя контрольно-счетного органа муниципального района Саратовской области.

Вопреки доводам жалобы, директор муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» Шония Г.З. правомерно привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, до внесения изменений в указанную норму Федеральным законом от 29 мая 2019 года № 113-ФЗ, которые вступили в силу 9 июня 2019 года.

Иные доводы настоящей жалобы аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций и были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в соответствующих судебных актах.

Оценив все доказательства, приведенные в обоснование выводов о виновности директора муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» Шония Г.З. судебные инстанции обоснованно признали их достоверными, допустимыми и достаточными и правильно положили в обоснование выводов о виновности директора муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» Шония Г.З. в совершенном правонарушении, поскольку они подробны и согласуются друг с другом.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения директора муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» Шония Г.З. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 15.11 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка № 7 г. Энгельса Саратовской области от 19 сентября 2019 года и решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 ноября 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица – директора муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» Шония Г.З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Шония Г.З. - ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева