НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2020 № 16-6277/20

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-6277/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 10 ноября 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Гнеушева А.Г. (далее Гнеушев А.Г.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 в Павловском судебном районе Воронежской области от 14 мая 2020 года, решение судьи Павловского районного суда Воронежской области от 20 июля 2020 года, вынесенные в отношении конкурсного управляющего открытого акционерного общества «МИР» (далее ОАО «МИР») Гнеушева А.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 в Павловском судебном районе Воронежской области от 14 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Павловского районного суда Воронежской области от 20 июля 2020 года, должностное лицо – конкурсный управляющий ОАО «МИР» Гнеушев А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Гнеушев А.Г. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность. В доводах жалобы указывает, что решением Арбитражного суда Воронежской области от 12 декабря 2019 года в отношении ОАО «МИР» завершено конкурсное производство, в связи с чем у него отсутствовали полномочия по предоставлению отчетности за 2019 год в филиал № 4 Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее Фонд). Ссылается на ненаправление в его адрес копии протокола об административном правонарушении.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Обязанность страхователя представлять в территориальные органы страховщика (ФСС) документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным, установлена в пункте 19 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Закон о социальном страховании). При этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Расчетный и отчетный периоды по страховым взносам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов установлены в статье 22.1 Закона о социальном страховании. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о социальном страховании страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В силу пунктов 1 - 4 части 2 статьи 28 Закона о социальном страховании плательщики страховых взносов обязаны, в том числе правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.

Как установлено судебными инстанциями, ОАО «МИР» расчет по форме 4-ФСС за отчетный период 2019 года в Фонд предоставлен не был, что явилось основанием для составления в отношении конкурсного управляющего ОАО «МИР», зарегистрированного в качестве страхователя, Гнеушева А.Г. протокола об административном правонарушении от 04 марта 2020 года № 21, по результатам рассмотрения которого постановлением мирового судьи должностное лицо общества привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 04 марта 2020 года № 21 (л.д. 3), актом контрольных мероприятий от 28 января 2020 года № 1 (л.д. 7), определением Арбитражного суда Воронежской области от 12 декабря 2019 года о завершении конкурсного производства в отношении ОАО «МИР» (л.д. 12-13), выпиской из ЕГРЮЛ о наличии сведений о юридическом лице - ОАО «МИР» (л.д. 14-16), страховым свидетельством, выданным 15 августа 2002 года юридическому лицу – ОАО «МИР», подтверждающим регистрацию юридического лица в качестве страхователя по месту нахождения (л.д. 17), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом доказательств того, что конкурсным управляющим ОАО «МИР» Гнеушевым А.Г., являющимся должностным лицом общества в отчетный период 2019 года, были предприняты все зависящие от него меры для сдачи отчетности в Фонд за 2019 год в установленный законом срок, материалы дела не содержат.

Действия Гнеушева А.Г. правильно квалифицированы по части 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Довод жалобы об отсутствии у юридического лица обязанности по предоставлению отчетности за 2019 год ввиду незаключения в отчетном периоде трудовых договоров не может быть признан состоятельным.

Статьей 3 Закона о социальном страховании страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страхователи подлежат обязательной регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации в установленные сроки и в порядке, определяемом страховщиком.

При этом положениями данного Закона представление отчетности не ставится в зависимость от наличия у юридического лица нанятых им работников, а связано с фактом регистрации юридических лиц в качестве страхователя. Следовательно, общество, зарегистрированное в Фонде в качестве страхователя, было обязано выполнить указанное требование закона, за неисполнение которого должностное лицо ОАО «МИР» обоснованно привлечено к административной ответственности по вменяемой норме.

Вопреки утверждению заявителя протокол об административном правонарушении от 04 марта 2020 года составлен должностным лицом Фонда в соответствии с требованиями статей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в тот же день направлен Гнеушеву А.Г. (л.д. 5).

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 39760045902708, размещенному на официальном сайте Почты России, почтовое отправление прибыло 06 марта 2020 года в место вручения, и в связи с неудачной попыткой вручения возвращено отправителю.

Все доводы поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Гнеушева А.Г. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов жалобы, поданной в кассационный суд, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для применения положений статьи 2.9 настоящего Кодекса судебные инстанции не усмотрели.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 в Павловском судебном районе Воронежской области от 14 мая 2020 года, решение судьи Павловского районного суда Воронежской области от 20 июля 2020 года, вынесенные в отношении конкурсного управляющего ОАО «МИР» Гнеушева А.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гнеушева А.Г. - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина