НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.01.2022 № 16-305/2022

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-305/2022

№П16-304/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 10 января 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» Герасимова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Заводского района города Саратова от 21 июля 2021 года и решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 15 сентября 2021 года, вынесенные в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» (далее также – МУП «Дорожник Заводского района», предприятие) Герасимова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Заводского района города Саратова от 21 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Заводского районного суда города Саратова от 15 сентября 2021 года, директор МУП «Дорожник Заводского района» Герасимов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Герасимов А.А. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Согласно пункту 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Основанием для привлечения директора МУП «Дорожник Заводского района» Герасимова А.А. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что он в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ не представил в полном объеме в установленный данной нормой срок (не позднее 15 октября 2020 года) в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе города Саратова (межрайонное) за сентябрь 2020 года сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. 26 января 2021 года представлена дополняющая форма СЗВ-М, содержащая сведения о застрахованном лице (ФИО4), сведения о котором отсутствовали в исходном отчете страхователя СЗВ-М за сентябрь 2020 года, представленном в орган Пенсионного фонда Российской Федерации 13 октября 2020 года.

Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или Законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Признавая директора МУП «Дорожник Заводского района» Герасимова А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции исходили из того, что предприятие в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» было обязано представить отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету в отношении ФИО4

Вместе с тем материалы дела не позволяют сделать вывод о совершении директором МУП «Дорожник Заводского района» Герасимовым А.А. вмененного административного правонарушения.

В ходе рассмотрения дела директор МУП «Дорожник Заводского района» Герасимов А.А. последовательно заявлял, что обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации отчетности по форме СЗВ-М в отношении <данные изъяты> отсутствовала, поскольку предприятием с названным лицом заключался договор поставки коленчатого вала. Выплаты по данному гражданско-правовому договору не признаются объектом обложения страховыми взносами.

В подтверждение указанных доводов Герасимовым А.А. мировому судье представлялись копии договора поставки коленчатого вала от 3 сентября 2020 года, спецификации к данному договору, акта приема – передачи товара от 4 сентября 2020 года.

Аналогичные доводы изложены в настоящей жалобе.

В статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ указано, что страхователями признаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к застрахованным лицам относятся, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход").

В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 419, пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если иное не предусмотрено указанной статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса): 1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг; 2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений; 3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Таким образом, отчетность по форме СЗВ-М предоставляется страхователями о каждом лице, работающем в рамках трудовых отношений либо по гражданско-правовым договорам, указанным в приведенных выше нормах.

В силу пункта 4 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой Налогового кодекса Российской Федерации выплаты, производимые организацией в пользу физического лица по договору о поставке товара, не подлежат обложению страховыми взносами.

В материалах дела не содержится доказательств того, что ФИО4 состоял в трудовых отношениях с МУП «Дорожник Заводского района», а также того, что с ним заключались договоры, на выплаты по которым подлежат начислению страховые взносы.

При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о том, что у МУП «Дорожник Заводского района» возникла обязанность сдавать в Пенсионный фонд Российской Федерации отчетность по форме СЗВ-М в отношении <данные изъяты>

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

В рассматриваемом случае изложенное не позволяет сделать вывод о совершении директором МУП «Дорожник Заводского района» Герасимовым А.А. вмененного административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 4 Заводского района города Саратова от 21 июля 2021 года и решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 15 сентября 2021 года подлежат отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» Герасимова А.А. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Заводского района города Саратова от 21 июля 2021 года и решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 15 сентября 2021 года, вынесенные в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» Герасимова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья А.В. Поддымов