НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2022 № 16-5326/2022

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N 16-5326/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов5 сентября 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу ФИО1на вступившие в законную силу постановление заместителя министра финансов Республики Мордовия от 6 сентября 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г.Саранска от 14 декабря 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 4 марта 2022 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера ГБУ Республики Мордовия "Автобаза N 13" ФИО1по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением заместителя министра финансов Республики Мордовия от 6 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Саранска от 14 декабря 2021 года и решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 4 марта 2022 года, главный бухгалтер ГБУ Республики Мордовия "Автобаза N 13" ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции,ФИО1 просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив доводы жалобы заявителя и приложенные документы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении при проведении выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности в отношении ГБУ Республики Мордовия "Автобаза N 13" в период со 2 февраля по 29 марта 2021 года были выявлены грубые нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учёту, выразившиеся в неполном и несвоевременном отражении фактов хозяйственной жизни в первичных учетных документах, подтверждающих выполнение работ по договору от 29 декабря 2018 года , заключенного между ООО Спортивная база "Авгура" и ГБУ Республики Мордовия "Автобаза N 13" на сумму 1 850 256 руб. 65 коп., в том числе:

неполное отражение в бюджетной (бухгалтерской) отчётности по состоянию на 31 декабря 2019 года всего объема оказанных услуг: в дебиторской задолженности не указана сумма 681 533 руб. 03 коп., в то время как услуги оказаны на сумму 817 649 руб. 03 коп., в отчетности числится дебиторская задолженность - 136 116 рублей;

несвоевременное оформление первичными учетными документами (актами оказания услуг) за 2020 года подтвержденного факта хозяйственной жизни на сумму 1 168 723 руб. 62 коп..

Неотражение в учете объектов основных средств привело к искажению годовой бухгалтерской отчетности учреждения за 2019 год об активах и о финансовом результате по показателю от общей суммы дебиторской задолженности, выраженном в денежном измерении на сумму 681 533 руб. 03 коп. в части отражения показателя по строке 250 "Дебиторская задолженность по доходам (020500000, 020900000)" баланса ГБУ Республики Мордовия "Автобаза N 13" на 1 января 2020 года, то есть более чем на 10 процентов, а именно на 82,2 процентов, и в части отражения показателя по счету 0205 31000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ) " в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения более чем на 10 процентов, а именно на 162,2 процентов. За 2020 год искажена информация об активах и о финансовом результате по показателю от общей суммы дебиторской задолженности, выраженного в денежном измерении на сумму 1 850 256 руб. 65 коп., в части отражения показателя по строке 250 "Дебиторская задолженность по доходам (020500000, 020900000)" баланса ГБУ Республики Мордовия "Автобаза N 13" на 1 января 2021 года более чем на 10 процентов, а именно на 186,7 процентов и в части отражения показателя по счету 0205 31000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)" в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения более чем на 10 процентов, а именно на 346,6 процентов.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вывод должностного лица административного органа о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных по делу фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете, в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу статьи 5 Закона о бухгалтерском учете объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Положениями статьи 3 Закона о бухгалтерском учете, определяющей основные понятия, используемые в данном законе, установлено, что факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (пункт 8). В силу положений статьи 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим перечень предусмотренных названной нормой реквизитов и составленным по форме, определенной руководителем экономического субъекта.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Вопреки доводам жалобы у заявителя имелась реальная возможность и обязанность для установления объема оказанных учреждением заказчику услуг в рамках указанного договора и, как следствие, обязанность формирования в регистрах бухгалтерского учета соответствующих записей.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в минимальном размере санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 указанного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление заместителя министра финансов Республики Мордовия от 6 сентября 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г.Саранска от 14 декабря 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 4 марта 2022 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера ГБУ Республики Мордовия "Автобаза N 13" ФИО1по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1- без удовлетворения.

Судья Г.К. Шамшутдинова