НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.03.2020 № 16-1549/19

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-520/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 03 марта 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу председателя контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск Московской области (далее КСП городского округа Зарайск Московской области) Коротаевой Е.Н. (далее Коротаева Е.Н.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области от 13 августа 2019 года, решение судьи Зарайского городского суда Московской области от 12 ноября 2019 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера муниципального казенного учреждения (далее МКУ) «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО1 (далее ФИО1),

установил:

постановлением мирового судьи 57 судебного участка Зарайского района Московской области от 13 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Зарайского городского суда Московской области от 12 ноября 2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО1 в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск Московской области, направившее дело на рассмотрение мировому судье, Коротаева Е.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, приводя доводы о незаконности.

Возражения ФИО1 на данную жалобу в установленный срок не поступили.

Изучение доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалов дела об административном правонарушении, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В силу примечания к данной статье под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения контрольно-счетной палатой городского округа Зарайск Московской области контрольного мероприятия в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический информационный центр» (далее МБОУ ДПО УМИЦ, учреждение), выявлено занижение учреждением кредиторской задолженности по муниципальным контрактам с ГБУЗ МО «ЗЦРБ» от 15 ноября 2017 года № 487, ИП Т.О.Н. от 15 ноября 2017 года № 483, ПАО «Ростелеком» от 01 января 2017 года № 225100168802 на общую сумму 22 360 рублей, которая не отражена в бухгалтерской отчетности «Баланс государственного (муниципального) учреждения на 01 января 2018 года», что повлекло искажение строки 490 «Расчеты по принятым обязательствам» раздела 3 «Обязательства» «Баланса государственного (муниципального) учреждения» МБОУ ДПО УМИЦ на конец отчетного периода, не менее чем на 10 процентов, а именно, на 86, 98 процентов.

Вменяемое нарушение имело место 22 января 2018 года в день подписания документа «Баланс государственного (муниципального) учреждения на 01 января 2018 года».

Указанные обстоятельства, отраженные в акте от 29 марта 2019 года № 3, явились основанием для составления в отношении ФИО1, исполнявшей в период с 20 апреля 2017 года по 14 декабря 2018 года обязанности главного бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск», протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о том, что действия должностного лица МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО1 не образуют объективную сторону состава административного правонарушения.

При этом мировой судья, исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должностной инструкции главного бухгалтера, указал, что при установленном в судебном заседании факте непредставления в МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» первичной документации МБОУ ДПО УМИЦ относительно произведенных расчетов с контрагентами, оснований считать, что должностное лицо МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» при составлении бухгалтерской отчетности МБОУ ДПО УМИЦ допустило нарушения требований статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, как о том указывает контрольно-счетная палата, не имеется.

С данными суждениями, изложенными в постановлении мирового судьи, согласился судья городского суда.

Вопреки доводам жалобы судья Первого кассационного суда общей юрисдикции также не усматривает оснований для несогласия с выводами, изложенными в судебных актах по делу.

Из материалов дела следует, что МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» на основании договоров от 01 января 2017 года и 01 января 2018 года № 41, заключенных с муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебно-методический информационный центр» осуществляет полномочия по ведению бухгалтерского учета исполнения плановых назначений, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников, в том числе имущества учреждения, его финансовых обязательств и их движения, а также хозяйственных операций, осуществляемых учреждением в процессе организации всех видов деятельности, предусмотренных уставом (пункт 1.1 договора).

Как следует из содержания пункта 1.3 договора первичные учетные документы подписываются руководителем МБОУ ДПО УМИЦ или уполномоченным им лицом. Все бухгалтерские документы, связанные с исполнением плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» или уполномоченными ими лицами.

В соответствии с пунктом 2.1 договора в обязанности МБОУ ДПО УМИЦ включаются, в том числе оформление проводимых хозяйственных операций оправдательными документами, служащими первичными документами (основанием) для ведения бухгалтерского учета и своевременное предоставление исполнителю первичных учетных документов, необходимых для выполнения возложенных на него обязанностей (договоры, акты выполненных работ, табели учета рабочего времени и другие первичные документы).

Руководитель учреждения несет полную ответственность за законность совершаемых операций и правильность их оформления.

За несвоевременное, некачественное оформление и составление документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, несут ответственность должностные лица Учреждения, составившие и подписавшие их (пункты 4.1, 4.2 договора).

Согласно должностной инструкции главного бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск», в его должностные обязанности включены формирование учетной политики указанного учреждения в целях бухгалтерского учета, проверка обоснованности первичной документации, которыми оформлены факты хозяйственной деятельности, ведение налогового учета и составлении налоговой отчетности в учреждении (л.д. 25-32).

Поскольку при производстве по делу судебными инстанциями установлено, что допущенные при составлении бухгалтерской отчетности МБОУ ДПО УМИЦ нарушения положений Федерального закона № 402-ФЗ обусловлены несвоевременным предоставлением указанным учреждением первичных документов в МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск», ответственность за предоставление данных документов возложена на должностных лиц МБОУ ДПО УМИЦ, соответственно, виновные действия главного бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, в рассматриваемом случае отсутствуют.

Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Учитывая, что постановлением мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области от 13 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Зарайского городского суда Московской области от 12 ноября 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено, на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности по вменяемой статье, истек, то производство по делу об административном правонарушении возобновлено быть не может. При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области от 13 августа 2019 года, решение судьи Зарайского городского суда Московской области от 12 ноября 2019 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО1,, оставить без изменения, жалобу председателя контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск Московской области Коротаевой Е.Н. - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина