Мировой судья – Кальсина Н.В.
Судья – Шилоносова Т.В.
44а-1141-2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 29 августа 2018 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Н.А. Нечаева, рассмотрев жалобуПлотниковой Юлии Леонидовнына постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Кочевского судебного района Пермского края мирового судьи судебного участка № 1 Косинского судебного района Пермского края от 15.05.2018 и решение судьи Кочевского районного суда Пермского края от 18.06.2018, вынесенные в отношении Плотниковой Ю.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Кочевского судебного района Пермского края мирового судьи судебного участка № 1 Косинского судебного района Пермского края от 15.05.2018 Плотникова Ю.Л., являющаяся главой Большекочинского сельского поселения, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей (л.д. 136-137, 138-141).
Решением судьи Кочевского районного суда Пермского края от 18.06.2018 года вышеуказанное постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Кочевского судебного района Пермского края мирового судьи судебного участка № 1 Косинского судебного района Пермского края от 15.05.2018 оставлено без изменения, жалоба Плотниковой Ю.Л. – без удовлетворения (л.д. 165-168).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 25.07.2018, заявитель ставит вопрос об отмене вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и прекращении производства по делу на тех основаниях, что Плотникова Ю.Л. является ненадлежащим субъектом правонарушения, а также в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Для проверки доводов жалобы дело об административном правонарушении истребовано 27.07.2018, поступило в Пермский краевой суд 13.08.2018.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу пунктов 1-2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года (в ред. от 29.07.2018), каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н (ред. от 17.11.2017) "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" квитанция (ф.0504510) является типовой формой бланка строгой отчетности и применяется для оформления приема наличных денежных средств уполномоченным учреждением в установленном законодательством порядке лицами от физических лиц без применения контрольно-кассовых машин. В случае приема наличных денежных средств уполномоченное лицо ежедневно сдает в кассу учреждения, полученные денежные средства при составлении реестра сдачи документов с приложением копий квитанций (ф. 0504510).
Как следует из положений Указания Центрального Банка Российской Федерации N 3210-У от 11.03.2014 «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», выручка, полученная в кассу без надлежащего документального оформления или оформленная не в срок (не в тот же день), признается неоприходованной.
Материалами дела, в том числе: актом проверки председателя Контрольно-счетной палаты Кочевского муниципального района Ч. законности, результативности использования средств бюджета Большекочинского сельского поселения, входящего в состав района, аудит в сфере закупок (совместно с прокуратурой Кочевского района) от 28.02.2018 (л.д. 15-43); протоколом об административном правонарушении от 29.03.2018 №2 (л.д. 5-9); решением Совета депутатов Большекочинского сельского поселения Пермского края от 06.04.2017 №8 об избрании главы Большекочинского сельского поселения (л.д. 12); распоряжением главы Большекочинского сельского поселения от 07.04.2017 №8-к о вступлении в должность главы Большекочинского сельского поселения (л.д. 11); Уставом Большекочинского сельского поселения (л.д. 82-124); штатным расписанием (л.д. 127, 128, 129) и иными доказательствами по делу подтверждается, что главой Большекочинского сельского поселения Плотниковой Ю.Л. нарушен порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций, неоприходование в кассу денежной наличности. Денежные средства самообложения граждан с момента принятия решения Совета депутатов Большекочинского сельского поселения от 21.06.2017 № 14 о самообложении граждан Большекочинского сельского поселения, в кассу администрации Большекочинского сельского поселения приходными кассовыми ордерами не приходовались, в кассовой книге записи по поступлению средств самообложения не осуществлялись, в Журналах операций № 1 по счету «Касса» записи не производились. По состоянию на 30.01.2018 в ходе инвентаризации наличных денежных средств в кассе администрации Большекочинского сельского поселения, проведенной на основании распоряжения главы Большекочинского сельского поселения от 30.01.2018 №11-р «О проведении ревизии кассы и учетной документации администрации сельского поселения», установлены излишки денежных средств в сумме 39937,25 рублей.
С учетом изложенного, суд правомерно квалифицировал действия Плотниковой Ю.Л. в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные в жалобе доводы Плотниковой Ю.Л. о том, что она не является субъектом правонарушения нельзя признать состоятельными, посколькуэти доводыпротиворечат пункту 1 статьи 19 Устава Большекочинского сельского поселения Кочевского муниципального района, в соответствии с которыми глава сельского поселения является высшим должностным лицом Большекочинского сельского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляет местную администрацию. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Устава администрацией Большекочинского сельского поселения руководит глава Большекочинского сельского поселения.
Согласно решению Совета депутатов Большекочинского сельского поселения от 17.04.2013 № 6 «Об утверждении структуры администрации Большекочинского сельского поселения», глава сельского поселения является главой администрации Большекочинского сельского поселения (л.д. 73, 74).
Поэтому ссылка заявителя на то, что контроль за оборотом денежных средств как в кассе, так и на счетах финансового отдела администрации осуществляют начальник финансового отдела и главный бухгалтер администрации Большекочинского сельского поселения, судом во внимание не принимается, поскольку должностными инструкциями начальника финансового отдела и главного бухгалтера администрации Большекочинского сельского поселения (л.д. 60, 65) предусмотрено, что данные должностные лица находятся в непосредственном подчинении главы сельского поселения.
Исходя из письменного объяснения кассира администрации Большекочинского сельского поселения Р. от 31.01.2018, находящейся в непосредственном подчинении главы Большекочинского сельского поселения, следует, что она не оприходовала деньги по распоряжению главы поселения (л.д. 47).
Таким образом, оснований для вывода о том, что Плотникова Ю.Л. является ненадлежащим субъектом, не имеется.
Не влекут отмену обжалуемых актов доводы заявителя о привлечении к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае, как следует из материалов дела, на момент вынесения постановления от 15.05.2018 о привлечении к административной ответственности срок давности за правонарушение, допущенное Плотниковой Ю.Л., не истек по следующим основаниям.
Положение о самообложении граждан Большекочинского сельского поселения, которое явилось правовым основанием для принятия в кассу денежных средств от граждан в качестве сумм самообложения, принято решением Совета депутатов Большекочинского сельского поселения от 21.06.2017 № 14, при этом порядок сбора и использования денежных средств самообложения граждан Большекочинского сельского поселения утвержден решением Совета депутатов Большекочинского сельского поселения от 21.09.2017 № 11, согласно которому, денежные средства, полученные от самообложения граждан, поступают на лицевой счет Большекочинского сельского поселения. Оплата платежей гражданами производится путем перечисления денежных средств через организации, имеющие право на осуществление расчетов по поручению физических лиц, на осуществление почтовых расходов, или через кассу администрации Большекочинского сельского поселения. Подтверждением факта оплаты является квитанция приходного кассового ордера, чек-ордер, иные документы, подтверждающие факт оплаты.
Следовательно, сбор денежных средств самообложения граждан осуществлялся с момента принятия вышеуказанного решения Совета депутатов Большекочинского сельского поселения, т.е. с 21.09.2017.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» данный Закон служит целями обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях.
При этом вопросы кассовых расчетов касаются сферы действия названного Закона.
Пунктом 1 ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники не может быть вынесено со дня совершения административного правонарушения по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Плотниковой Ю.Л. дела об административном правонарушении, были обнаружены 28.02.2018, о чем составлен акт проверки законности, результативности использования средств бюджета Большекочинского сельского поселения, входящего в состав района, аудит в сфере закупок (совместно с прокуратурой Кочевского района).
Постановление о назначении административного наказания вынесено 15.05.2018, следовательно в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности, а размер назначенного административного штрафа соответствует санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, доводы Плотниковой Ю.Л. направлены на переоценку выводов мирового судьи и основанием к отмене решений судей не являются.
Несогласие Плотниковой Ю.Л. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы Плотниковой Ю.Л. и отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Административное наказание назначено Плотниковой Ю.Л. с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Кочевского судебного района Пермского края мирового судьи судебного участка № 1 Косинского судебного района Пермского края от 15.05.2018 и решение судьи Кочевского районного суда Пермского края от 18.06.2018, вынесенные в отношении Плотниковой Юлии Леонидовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Плотниковой Юлии Леонидовны – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда подпись