Пермский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
4-Г-2844 44-г-1811
Судья- Кляусова И В.
С/к - Железчикова А.В. - докладчик
Истомина Т.А.
Карпович P.M.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Пермского краевого суда
г.Пермь 28декабря 2011 года
Президиум Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Куницына А.В.
членов президиума Бестолкова А.И., Суркова П.Н., Суворова С.А., Елисеевой Е.Н., Бузмаковой О.Н.
при секретаре Жук Н.В.
рассмотрел гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района в защиту интересов Азановой Г.С. к Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, переданное для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции по надзорной жалобе Межрайонного территориального управления №2 Министерства социального развития Пермского края определением судьи Пермского краевого суда Поповой Н.В. от 07 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Поповой Н.В., президиум
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верещагинского района обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении Азановой Г.С. меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, в размере и порядке, определенном законом с 01.02.2010 г.
В обоснование заявленных требований указал, что Азанова Г.С. пользуется льготами как педагог, проживающий в сельской местности. До февраля 2010 года также пользовалась льготами как пенсионер с большим страховым стажем, после - в предоставлении данной льготы ей отказано. Между тем как педагог, проживающий в сельской местности, Азанова Г.С. пользуется льготами по бесплатному отоплению и освещению, а как пенсионер с большим страховым стажем имеет льготу на оплату 50% расходов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение). Меры социальной поддержки, на которые имеет право Азанова Г.С., различны по своему содержанию, в связи с чем, прокурор считает, что истец вправе получать льготы по обоим основаниям.
Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 29.03.2011 года исковые требования прокурора удовлетворены. На межрайонное территориальное управление № 2 Министерства социального развития Пермского края возложена обязанность предоставить Азановой Г.С. с 01.02.2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, в размере и порядке, определенном законодательством (л.д.36-38).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.05.2011 года решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29.03.2011 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба Межрайонного территориального управления №2 Министерства социального развития Пермского края без удовлетворения (л.д. 60-63).
В надзорной жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 20.10.2011 г, Межрайонное территориальное управление №2 Министерства социального развития Пермского края просит отменить состоявшиеся судебные постановления, принять новое решение об отказе в иске, указывая, что действующим региональным законодательством предусмотрено предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг таким категориям граждан как пенсионерам, имеющим большой страховой стаж и педагогам-пенсионерам, при этом гражданину предоставлено право выбора получения указанной меры по одному из оснований.
Вывод суда том, что гражданин вправе получать указанную меру социальной поддержки по двум основаниям, поскольку она имеет различный объем, не соответствует положениям п. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 01.06.2010г. №628-ПК «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», при этом разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг законом не предусмотрено. Таким образом, Азановой Л.С. могут предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только по одному основанию, либо как педагогическому работнику, либо как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж. Обжалуемые решения влекут выплату компенсации по одной мере социальной поддержки в двойном размере.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует, что Азанова Г.С. является пенсионером с большим страховым стажем (л.д. 14 об). Кроме того, Азанова Г.С. является членом семьи педагога - супруга А., и в этой связи пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопление и освещение) (л.д. 51).
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции пришли к выводу о том, что меры социальной поддержки, которыми пользуется Азанова Г.С. как член семьи педагога -пенсионера, проживающего в сельской местности, не являются той же мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой пенсионерам, имеющим большой страховой стаж, поскольку указанные меры предусматривают различный объем компенсируемых коммунальных услуг.
Президиум находит надзорную жалобу Межрайонного территориального управления №2 Министерства социального развития Пермского края обоснованной, решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29.03.2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.05.2011 года подлежащими отмене в связи с существенным нарушениями норм материального права.
Меры социальной поддержки пенсионеров, имеющих большой страховой стаж, регулируются Законом Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" (ст. 2).
Меры социальной поддержки педагогических работников, проживающих в сельской местности, регулируются Законом Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» (ст. 55), на региональном уровне Законом Пермского края № 628-ПК от 01.06.2010 «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (ст.ст.1,2).
Указанными законами субъекта предусмотрено право пенсионера, имеющего большой страховой стаж, на получение меры социальной поддержки в виде оплаты жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления, в пределах норм, установленных для продажи населению). И право педагогических работников, работающих в сельской местности, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, на получение ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения (наем жилого помещения, содержание а ремонт (текущий) жилого помещения) и отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжения (освещения и отопления жилого помещения); отопления (теплоснабжения); твердого топлива; газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов).
Данные меры социальной поддержки пенсионерам, имеющим большой страховой стаж, педагогическим работникам и пенсионерам из их числа предоставляются в форме ежемесячной денежной компенсации.
Принимая оспариваемые судебные постановления, судебные инстанции не учли, что федеральным и региональным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой по видам и объему услуг не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2009 г. № 44-Г09-5).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 628-ПК от 01.06.2010, настоящий Закон распространяется на постоянно проживающих в Пермском крае: педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), с учетом проживающих совместно с ними членов их семей; а также педагогических работников, вышедших на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет, а также если при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
В связи с этим, Азановой Г.С., в силу п.п. 2,3 ст. 2 Закона Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 и п. 3 ст. 1 Закона Пермского края № 628-ПК от 01.06.2010 мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может быть предоставлена только по одному основанию, либо как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, либо как члену семьи педагогического работника, по выбору Азановой Г.С.
Предоставление социальной поддержки лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 г. № 1019-0-0).
Получение гражданами мер социальной поддержки по нескольким основаниям до 01.01.2010 года не свидетельствует о праве на их получение в настоящее время, поскольку федеральное законодательство и законы субъекта Российской Федерации положений о предоставлении одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям ранее не содержали.
Неправильное толкование норм материального права судебными инстанциями влечет предоставление Азановой Г.С. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из средств бюджета Пермского края в двойном размере, что нарушает баланс публичных и частных интересов. Данное обстоятельство является фундаментальным нарушением правовых норм, повлиявшим на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика.
Поскольку судом первой и второй инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, то принятые судебные постановления подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29.03.2011 года вступило в законную силу 03 мая 2011 года и с указанной даты подлежало исполнению. Выплата Азановой Г.С. ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, могла производиться до настоящего момента в полном объеме.
Перечень дел, по которым в случае отмены решения суда в порядке надзора не допускается поворот исполнения решения, если отмененное решение не было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах, установлен ч. З ст. 445 ГПК РФ. Дело о взыскании денежных сумм, связанное с выплатой пособий, в этот перечень не включено.
Вместе с тем, суммы денежной компенсации, полученные истцом на основании впоследствии отмененного решения, могут рассматриваться в качестве неосновательного обогащения, не подлежащего возврату при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
В связи с этим оснований для поворота исполнения решения и взыскании с истца выплаченных сумм президиум не находит.
Руководствуясь п.5 ч.1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29.03.2011 года и определение судебной коллеги по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.05.2011 года по делу по иску прокурора Верещагинского района в защиту интересов Азановой Г.С. к Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж с 01 февраля 2010 года - отменить.
Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Прекратить предоставление Азановой Г.С. меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по водопотреблению, водоотведению и газоснабжению, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, с 01 января 2012 года. Поворот исполнения решения не производить.
Председательствующий А.В. Куницын