НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пермского краевого суда (Пермский край) от 20.09.2018 № 4А-1314/18

мировой судья – Епишин А.С.

44а-1314/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пермь

20 сентября 2018 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника Шарафутдинова Андрея Анваровича, действующего в интересах Шевченко Алексея Сергеевича, на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Свердловского судебного района г. Перми от 13 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилсервис» Шевченко Алексея Сергеевича,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Свердловского судебного района г. Перми от 13 июля 2018 года генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилсервис» (далее – ООО «УК «Жилсервис», управляющая компания), ИНН **, Шевченко А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на 2 года (л.д.91-97).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 27.08.2018, защитник Шевченко А.С.- Шарафутдинов А.А. просит отменить принятый по делу судебный акт, прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Шевченко А.С., указывая со ссылкой на ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации(далее – ЖК РФ), пункты 4.6.1.10, 6.2.7 Перечня работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, утвержденного в постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Постановление № 170), п.7 Порядка содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденного постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 (далее - Постановление № 290), что неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в течение суток. От владельцев квартиры № ** многоквартирного дома № 13 по ул.Коломенская в г. Перми в аварийную службу ООО «УК «Жилсервис» 26.03.2018 поступила заявка о протечке из трубы ливневой системы многоквартирного дома. Данная заявка исполнена и причина течи устранена, о чем 28.03.2018 сделана запись в журнале регистрации заявок о прочистке ливневой системы. Таким образом, причины течи устранены управляющей компанией в установленные законом сроки. Профилактическая очистка сетей канализации в многоквартирных домах должна производиться не реже одного раза в три месяца, прочистка ливневой канализации-не реже двух раз в год до периода выпадения атмосферных осадков. При проведении работ по очистке кровли от снега управляющей компанией осуществлена прочистка ливневой системы. Работы по ремонту кровли, проведение которых осуществляется в летний период при сухой погоде или в дни с малыми осадками, управляющей компанией были запланированы на 2018 год. На момент рассмотрения Протокола работы по ремонту кровли многоквартирного дома № 13 по ул. Коломенская в г. Перми были выполнены. Наличие фактов, указанных в Протоколе (местное увлажнение на стене и потолке и прочее), не свидетельствует о нарушении генеральным директором ООО «УК «Жилсервис» Шевченко А.С. лицензионных требований и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, поскольку законодательство предусматривает порядок действий управляющей организации при наступлении таких событий, как течь кровли и неисправность ливневой системы. Данный порядок был соблюден. Кроме того, применение санкции в отношении Шевченко А.С. в виде дисквалификации является необоснованным, поскольку такой вид ответственности является максимально ущербным, ограничивающим трудовую дееспособность гражданина, может быть применен только при грубом нарушении закона в случае причинения гражданам или организациям ущерба или возникновения опасности для жизни и здоровья граждан. Учитывая, что работы по ремонту кровли многоквартирного дома управляющей компанией проведены, причины протечки устранены, вреда и ущерба не причинено, а также отсутствие в оспариваемом постановлении указания на привлечение Шевченко А.С. к административной ответственности за аналогичные правонарушения, применение к нему административной ответственности в виде дисквалификации является незаконным.

Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 31.08.2018 жалоба принята к рассмотрению, дело об административном правонарушении № 5-1022/2018 истребовано 31.08.2018, поступило в Пермский краевой суд 06.09.2018.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, административный материал, проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части 3 данной статьи приводятся требования, которые могут быть включены в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности. Согласно пункту 5 указанной нормы в перечень лицензионных требований могут быть включены иные требования, установленные федеральными законами.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, в которой приведен перечень лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110, к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 1 ст.193, ч. 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с п. "а" ст. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления, товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п. 7 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" в указанный минимальный перечень входят работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: проверка кровли на отсутствие протечек.

В соответствии с п. 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли.

Согласно п. 4.6.1.10 указанных Правил неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в течение суток.

В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в апреле 2018 года от жильцов дома № 3 и №13 по ул.Коломенская г. Перми поступили жалобы на незаконные действия (бездействие) ООО «УК «Жилсервис» (л.д.27-30).

На основании распоряжения заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее-ИГЖН Пермского края) № ** от 20.04.2018 в отношении ООО «УК «Жилсервис» назначено проведение в период с 20.04.2018 года по 22.05.2018 внеплановой выездной проверки (л.д.24-26).

В адрес ООО «УК «Жилсервис» 20.04.2018 направлено требование о принятии участия представителя управляющей компании в проверке, проведение которой состоится 24.04.2018 в 10 час. 00 мин. по адресам: г.Пермь, ул. Коломенская, дом 13 и дом 3 (л.д.22).

Согласно акту проверки от 24.04.2018 должностным лицом ИГЖН Пермского края в ходе проверки выявлены следующие нарушения:

- в многоквартирном доме № 3 по ул. Коломенская г. Перми в подъезде № 1 на пятом этаже между квартирами № ** и **, в подъезде № 8 на третьем этаже между квартирами № ** и №** ограничен доступ к местам общего пользования, а именно к части лестничных площадок, расположенных между вышеуказанными квартирами посредством несанкционированного установления закрытой на замок двери;

- в многоквартирном доме № 13 по ул. Коломенская г. Перми в тамбуре на лестничной клетке у квартир № ** и № ** на стене и потолке местное увлажнение, капельная течь, по стояку ливневой канализации капельная течь воды с перекрытия, на потолке местами отслоение побелочного слоя, пятна серого и коричневого цвета (л.д.18-21).

По результатам проведения вышеуказанной внеплановой выездной проверки ООО «УК «Жилсервис» выдано 24.04.2018 предписание № ** об устранении выявленных нарушений до 28.06.2018 (л.д.17).

В адрес ООО «УК «Жилсервис» 28.04.2018 должностным лицом ИГЖН Пермского края направлено уведомление № ** о необходимости 13.06.2018 в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Пермь ул.Екатерининская, дом 78, каб. 42 прибыть лично или направить уполномоченного представителя с доверенностью для составления и вручения протоколов по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении ООО «УК «Жилсервис» и генерального директора ООО «УК «Жилсервис» Шевченко А.С. по делам № ** и ** по результатам внеплановой проверки, проведенной 24.04.2018 по адресу: г.Пермь ул. Коломенская, дома № 3 и №13 (л.д.11).

Указанное уведомление получено 11.05.2018 ООО «УК «Жилсервис» (л.д.13).

Специалистом отдела протоколов об административных правонарушениях – государственным жилищным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края 13.06.2018 в отношении генерального директора ООО «УК «Жилсервис» Шевченко А.С. в присутствии его представителя Шадрова Р.А., действующего на основании доверенности от 21.05.2018, составлен протокол № ** об административном правонарушении по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ (л.д.3).

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в бездействии генерального директора ООО «УК «Жилсервис» Шевченко А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Утверждение заявителя жалобы об отсутствии в действиях генерального директора ООО «УК «Жилсервис» Шевченко А.С. состава вменяемого административного правонарушения со ссылкой на то, что протечка кровли в доме № 13 по ул. Коломенская г. Перми управляющей компанией устранена своевременно, а запланированный в 2018 году ремонт кровли многоквартирного дома № 13 по ул. Коломенская в г. Перми произведен до рассмотрения мировым судьей протокола об административном правонарушении, не является основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением установленных лицензионных требований, а не в виде невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Ремонт кровли многоквартирного дома № 13 по ул. Коломенская в г.Перми осуществлен ООО «УК «Жилсервис» уже после вынесения в отношении его генерального директора протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.3.1 КоАП РФ, что подтверждается распиской собственника квартиры № 33 от 20.06.2018 (л.д.90).

Как следует из карточки входящего документа ООО «УК «Жилсервис» № **, приложенной к настоящей жалобе, протечка вышеуказанной кровли в нарушение п. 4.6.1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением № 170, после поступления заявки устранена управляющей компанией только через два дня, а не в течение суток.

Таким образом, генеральный директор ООО «УК «Жилсервис» Шевченко А.С., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Доводы заявителя о несоразмерности назначенного наказания в виде дисквалификации сроком на два года характеру совершенного правонарушения, а также о том, что наказание в виде лишения Шевченко А.С. права занимать должность генерального директора управляющей компании приведет к нарушению его законного права на труд, не является основанием для отмены оспариваемого судебного постановления.

Согласно ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.07.2009 № 919-О-О, соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания. Применение вида и (или) размера административного наказания за конкретное правонарушение зависит от санкции соответствующей нормы КоАП РФ и учитываемых при назначении наказания обстоятельств.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей, в силу ч. 2 данной статьи дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

В материалах дела об административном правонарушении имеются вступившие в законную силу постановления мирового судьи судебного участка № 5 Пермского судебного района Пермского края от 19.06.2018 по делу № 5-507/2018, постановление мирового судьи судебного участка № 5 Пермского судебного района Пермского края от 19.02.2018 по делу № 5-129/2018, из содержания которых следует, что ранее генеральный директор ООО «УК «Жилсервис» Шевченко А.С. уже привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа (л.д. 64-67, 73-76).

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оснований для изменения назначенного мировым судьей административного наказания в виде дисквалификации сроком на два года не имеется, поскольку ранее назначенные генеральному директору ООО «УК «Жилсервис» Шевченко А.С. наказания в виде штрафа своей предупредительной цели не достигли.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи.

Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 7 Свердловского судебного района г. Перми от 13 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилсервис» Шевченко Алексея Сергеевича, оставить без изменения, жалобу защитника Шарафутдинова Андрея Анваровича, действующего в интересах Шевченко Алексея Сергеевича, - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда -