Дело №4-А-306/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 февраля 2018 г. г. Орел
Заместитель председателя Орловского областного суда Суворова Е.Н., рассмотрев жалобу П. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Орла от 5 сентября 2017 г. и решение судьи Советского районного суда г.Орла от 20 ноября 2017 г., вынесенные в отношении главного бухгалтера <БУК>П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Орла от 5 сентября 2017 г. главный бухгалтер <БУК>П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере <...>
Решением судьи Советского районного суда г.Орла от 20 ноября 2017 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, П. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, поскольку, поскольку она была принята на должность главного бухгалтера <...> то есть годовые отчеты были сформированы главным бухгалтером, замещавшим до нее эту должность.
Обращает внимание на то, что протокол об административном правонарушении не содержит описания конкретного события административного правонарушения, в нем отсутствует ссылка на нарушенные ею нормы законодательства.
Утверждает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушен принцип презумпции невиновности, не учтено наличие неустранимых сомнений по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к данной статье под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере исполнения действующего бюджетного законодательства Российской Федерации.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит, в частности, в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. №157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее – Инструкция).
Согласно данной Инструкции бланки билетов должны учитываться на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности».
Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке: один бланк, один рубль, а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики: по стоимости приобретения бланков (пункт 337).
Инструкцией также предусмотрено, что бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (пункт 3).
Согласно материалам дела об административном правонарушении, приказом директора <БУК> от <дата>№П.<дата> была назначена на должность главного бухгалтера <БУК> (л.д.№).
По условиям трудового договора от 29 ноября 2016 г. работник (П.) лично выполняет следующую работу в соответствии с условиями настоящего трудового договора: формирует в соответствии с законодательством бухгалтерскую и налоговую учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности учреждения, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости; подготавливает данные по соответствующим счетам бухгалтерского учета для составления отчетности, оформляет бухгалтерские документы в соответствии с установленным порядком для сдачи в архив; обеспечивает составление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы (л.д.№).
Аналогичные обязанности закреплены за П. должностной инструкцией, с которой она была ознакомлена <дата> (л.д.№).
На основании распоряжения от <дата>№ с учетом распоряжения от <дата>№ председателя Контрольно-счетной палаты Орловской области в целях исполнения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета <БУК> предусмотренного пунктом 4.1.4 Плана деятельности Контрольно-счетной палаты Орловской области за 2017 г., утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты <адрес> от <дата>№, со <дата> по <дата> была проведена выездная проверка <БУК> за период с <дата> по <дата> и иные периоды в случае необходимости (л.д.№).
В ходе проверки установлено, что в <БУК> учет бланков строгой отчетности осуществляется на бюджетных счетах: 03 «бланки строгой отчетности» и 10536 «прочие материальные запасы», а именно: по состоянию на <дата> в справке о наличии имущества на забалансовых счетах не отражены бланки строгой отчетности на сумму <...> (<...>»), в том числе по деятельности в рамках государственного задания - <...> по приносящей доход деятельности - <...>
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что <БУК> в 2016 г. произведен возврат средств внесенных <ООО> в качестве обеспечения исполнения государственного контракта на выполнение ремонтно-реставрационных работ фасадов здания, заключенного между <БУК> и <ООО><дата>, по платежному поручению от <дата> в сумме <...>
Возврат средств произведен после подписания актов о приемке выполненных работ (<...>) от <дата>№ на сумму <...> от <дата>№ на сумму <...>
Оплата работ по контракту производится на основании унифицированной формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат - унифицированной формы КС-3 и выставленного счета.
Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется органом охраны объектов культурного наследия субъекта РФ, выдавшем разрешение на производство указанных работ, создается комиссия по приемке объекта культурного наследия. Итогом работы считается акт приемки объекта культурного наследия.
Согласно представленной <БУК> справке о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3) от <дата>№, стоимость выполненных работ по государственному контракту от <дата> составила <...> в том числе выполненных по актам о приемке выполненных работ (ф.КС-2) от <дата>№ на сумму <...> от <дата>№ на сумму <...> счет на оплату при проверке <БУК> представлен не был, оплаты по данному государственному контракту <БУК> в 2016 г. не производилось, анонсирование работ контрактом не предусмотрено. Акт приемки выполненных работ подписан <дата>
Таким образом, в ходе проверки установлено нарушение П. статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 337 Инструкции, Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приложением №1 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. №174н.
Данное обстоятельство явилось основанием для привлечения
П. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере <...>
Вина П. в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом № об административном правонарушении от <дата> (№); приказом о назначении на должность от <дата>№ (№); трудовым договором от <дата> (№); должностной инструкцией главного бухгалтера (№); распоряжениями председателя Контрольно-счетной палаты <адрес> от <дата>№, <дата>№ о проведении контрольного мероприятия (№); копиями уведомлений о проведении контрольного мероприятия от <дата>№ и от <дата>№ (№); балансом <...> на <дата> (№); справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (№); оборотной ведомостью по нефинансовым активам (№); государственным контрактом от <дата>, заключенным между <БУК> и <ООО><...>); актом приемки выполненных работ от <дата> (<...>); справкой о стоимости выполненных работ и затрат (№); актом о приемке выполненных работ (<...>); сведениями о кредиторской и дебиторской задолженности (<...>); платежным поручением от <дата> (<...>); пояснениями должностных лиц – инспекторов Контрольно-счетной палаты Орловской области Г. и Т., которые подтвердили факт совершения П. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ.
Каждое доказательство получило оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия главного бухгалтера <БУК>П. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Постановление о назначении П. административного наказания соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено П. в пределах санкции части 1 статьи 15.11 КоАП РФ.
С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, доводы заявителя жалобы о незаконности привлечения ее к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, являются несостоятельными ввиду ошибочного толкования норм действующего законодательства.
То обстоятельства, что П. была назначена на должность главного бухгалтера <дата>, когда годовые отчеты были сформированы лицом, ранее замещавшим данную должность, было учтено судом при рассмотрении дела, однако не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку на П. должностной инструкцией была возложена обязанность по формированию отчетности в строгом соответствии с действующим законодательством, в связи с чем она должна была проверить имеющиеся в годовой отчетности сведения.
Вопреки доводам П., протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с нормами КоАП РФ, содержит в себе описание совершенного ею административного правонарушения, ссылки на нарушенные П. нормы законодательства, в связи с чем обоснованно принят судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Иные приведенные в жалобе П. доводы, направленные на оспаривание выводов суда, не могут послужить основанием для отмены судебных постановлений, как основанные на неправильном толковании положений действующего законодательства и на иной оценке имеющихся по делу доказательств.
При этом несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 КоАП РФ,
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Орла от 5 сентября 2017 г. и решение судьи Советского районного суда г.Орла от 20 ноября 2017 г., вынесенные в отношении главного бухгалтера <БУК>П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11, оставить без изменения, жалобу П. – без удовлетворения.
Заместитель председателя суда Е.Н. Суворова