№ 4а-183/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 марта 2019 года г. Оренбург
Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области от 21 ноября 2018 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области от 21 ноября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 января 2019 года, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Лив смайлинг» (далее – ООО «Лив смайлинг», общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и прекращении производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как следует из материалов дела, ФИО1, являясь генеральным директором ООО «Лив смайлинг», нарушил установленный законодательством о налогах и сборах срок предоставления в налоговый орган расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2017 год до 02 апреля 2018 года, фактически предоставив в налоговый орган указанные сведения 06 апреля 2018 года.
Таким образом, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2017 год был представлен в налоговый орган с нарушением установленных законодательством о налогах и сборах сроков.
Обстоятельства вменяемого ФИО1 административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-2); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Лив смайлинг» по состоянию на 12 октября 2018 года (л.д. 8-12); копией расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2017 год, датой составления которого указано 06 апреля 2018 года (л.д. 7) и другими материалами дела об административном правонарушении, получившими оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия генерального директора ООО «Лив смайлинг» ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
На момент совершения административного правонарушения ФИО1 осуществлял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и являлся субъектом вмененного ему административного правонарушения. В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ названное лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 названного Кодекса в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст.ст. 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки, в данном случае, расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) в налоговый орган.
В рассматриваемом случае доказательств надлежащей организации привлекаемым к административной ответственности лицом бухгалтерского учета, в том числе контроля за своевременным предоставлением документов и иных необходимых сведений в инспекцию, материалы дела и поданная жалоба не содержат.
Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
В жалобе ФИО1 указывает, что нарушение срока предоставления сведений в налоговый орган связано с техническими причинами, поскольку в указанный период происходило обновление операционной системы персонального компьютера.
Данный довод жалобы является необоснованным, поскольку ФИО1 не был лишен возможности заблаговременно составить отчетность в электронном виде, в том числе и с использованием иного компьютера, либо предоставить необходимые сведения в налоговый орган на бумажном носителе.
Вопреки доводам жалобы составление протокола об административном правонарушении с нарушением сроков, установленных ст. 28.5 КоАП РФ, не является основанием для отмены состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов, поскольку указанные сроки не являются пресекательными.
Оснований для отнесения совершенного ФИО1 административного правонарушения к малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, так как оно посягает на общественные отношения в области финансов, налогов и сборов, регулируемые и охраняемые государством.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи.
В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного ФИО1 административного правонарушения, судебные инстанции не усмотрели правовых оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Оснований для переоценки данных выводов не имеется, поскольку допущенное нарушение существенно нарушает общественные отношения в сфере налогов и сборов, подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля со стороны уполномоченных органов за соблюдением законодательства. Указанное правонарушение является формальным, поэтому наступление негативных последствий не требуется.
С учетом изложенного, следует признать, что жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области от 21 ноября 2018 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев