НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 13.12.2018 № 4А-779/18

№ 4а-779/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 декабря 2018 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу заместителя председателя Счетной палаты Оренбургской области ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Оренбурга от 16 августа 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры «Оренбургский областной музей изобразительных искусств»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Оренбурга от 16 августа 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 октября 2018 года, Государственное бюджетное учреждение культуры «Оренбургский областной музей изобразительных искусств» (далее – ГБУК «Музей ИЗО», музей) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заместитель председателя Счетной палаты Оренбургской области ФИО2 просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, считая их незаконными.

ГБУК «Музей ИЗО» в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлены копия жалобы должностного лица на указанные судебные акты и извещение о принесении жалобы. В установленный срок в Оренбургский областной суд от ГБУК «Музей ИЗО» поступили возражения, в которых директор ГБУК «Музей ИЗО» просит жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и дополнений к ней, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в том числе, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

Взаимосвязанными положениями абз. 1 п. 4.1 Указания Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» и п. 167 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н (далее – Инструкция № 157н), предусмотрен срок для оприходования (сдачи в кассу) принятых в течение дня наличных денежных средств – ежедневно в конце рабочего дня.

Основанием привлечения ГБУК «Музей ИЗО» к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, послужили результаты проверки, проведенной должностным лицом Счетной палаты Оренбургской области в период с 17 июля 2018 года по 31 июля 2018 года, по вопросу полноты учета (оприходования) в кассу музея наличных денежных средств, полученных от реализации билетов в день получения выручки.

Проверкой установлено, что выручка от реализации билетов поступает в кассу музея и отражается по данным бухгалтерского учета не ежедневно, выручка за субботу и воскресенье оприходовалась на следующий, после выходных, рабочий день.

В частности в акте проверки указано на следующие факты неоприходования музеем денежной наличности:

19 мая 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 7700 рублей;

20 мая 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 2000 рублей;

26 мая 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 3800 рублей;

27 мая 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 6850 рублей;

02 июня 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 2350 рублей;

03 июня 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 3600 рублей;

10 июня 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 790 рублей;

16 июня 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 3720 рублей;

17 июня 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 1810 рублей;

23 июня 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 920 рублей;

24 июня 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 2590 рублей;

30 июня 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 3000 рублей;

01 июля 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 1510 рублей;

07 июля 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 1180 рублей;

08 июля 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 210 рублей;

14 июля 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 980 рублей;

15 июля 2018 года не оприходована денежная сумма в размере 1780 рублей.

По результатам проверки Счетной палатой Оренбургской области составлен акт проверки от 31 июля 2018 года и 17 протоколов от 7 августа 2018 года об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении ГБУК «Музей ИЗО».

Определением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Оренбурга от 9 августа 2018 года указанные протоколы об административных правонарушениях соединены в одно производство.

Установив, что ГБУК «Музей ИЗО» допущены нарушения п.п. 4.1, 4.6 Указаний Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У и абз. 2 п. 167 Инструкции № 157н, выразившиеся в неоприходовании в кассу денежной наличности, мировой судья признал доказанным наличие в действиях ГБУК «Музей ИЗО» события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

Судья районного суда согласился с выводами мирового судьи.

Вместе с тем по делу не было учтено следующее.

Судьями нижестоящих судов правильно сделан вывод о том, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств при надлежащем документальном оформлении каждой операции. Неотражение в кассовой книге полученной денежной выручки в тот же день само по себе свидетельствует о неоприходовании в кассу денежной наличности.

Между тем при вынесении определения от 9 августа 2018 года и постановления от 16 августа 2018 года мировой судья ошибочно полагал, что нарушения порядка работы с денежной наличностью, выявленные в ходе проверки, допущены в результате одного бездействия, что допущенное правонарушение является длящимся. В связи с этим мировой судья необоснованно объединил дела об административных правонарушениях и назначил ГБУК «Музей ИЗО» административное наказание по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.

Оснований согласиться с такими выводами мирового судьи не имеется.

Как было указано выше, требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением (абз. второй п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Следовательно, моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в рассматриваемом случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу, а потому каждый факт неоприходования денежной наличности образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Вместе с тем в рассматриваемом случае отсутствовали основания для объединения дел об административных правонарушениях и применения положений указанной нормы, так как выявленные в рамках проверки нарушения требований к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций допущены не в результате одного бездействия.

С учетом конкретных обстоятельств дела основания для применения положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ отсутствовали, поскольку вмененные ГБУК «Музей ИЗО» административные правонарушения совершены в разное время, не в результате одного деяния.

Составленные должностным лицом Счетной палаты Оренбургской области протоколы от 7 августа 2018 года - об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении ГБУК «Музей ИЗО» подлежали рассмотрению в отдельном производстве с принятием постановления по каждому совершенному правонарушению.

Судьей районного суда допущенное мировым судьей нарушение оставлено без должного внимания.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Оренбурга от 16 августа 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 октября 2018 года, вынесенные в отношении ГБУК «Музей ИЗО» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, законными признаны быть не могут и подлежат отмене.

В настоящее время исключена возможность устранения допущенного мировым судьей и судьей районного суда нарушения путем возвращения дела на новое рассмотрение мировому судье.

На момент рассмотрения в Оренбургском областном суде жалобы заместителя председателя Счетной палаты Оренбургской области ФИО2 срок давности привлечения ГБУК «Музей ИЗО» к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, в связи с чем производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу заместителя председателя Счетной палаты Оренбургской области ФИО2 удовлетворить частично.

Определение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Оренбурга от 9 августа 2018 года, постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Оренбурга от 16 августа 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 октября 2018 года, вынесенные в отношении ГБУК «Музей ИЗО» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, отменить.

Производство по делам об административных правонарушениях предусмотренных ч. 1 ст.15.1 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры «Оренбургский областной музей изобразительных искусств», прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда ФИО1