НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Омского областного суда (Омская область) от 19.01.2009 № 4-А-840

                                                                                                         Дело № 4-А-840

                                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Омск                                                                                              19.01.2009 года

            Председатель Омского областного суда Ярковой В.А. рассмотрев  надзорную жалобу генерального директора ОАО «ТранКК» Богатырева В.В. на  постановление мирового судьи судебного участка № 23 Омского района Омской области от 09.09.2008 года о наложении штрафа в размере 10 000 рублей на юридическое лицо ОАО «Транспортно-коммерческая компания»  по ч.1 ст. 19.20 КОАП РФ, а также на решение Омского районного суда Омской области от 08.10.2008 года, которым  постановление мирового судьи было оставлено без изменения,

                                                  УСТАНОВИЛ:

         Постановлением мирового судьи судебного участка № 23 Омского района Омской области от 09.09.2008 года ОАО «Транспортно-коммерческая компания» было подвергнуто штрафу в размере 10000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.1 КОАП РФ, выразившегося в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.

Судом было установлено, что  в территориальном подразделении открытого акционерного общества «Транспортно-коммерческой компании», а именно детском оздоровительном лагере «Чайка», оказывается доврачебная медицинская помощь, но при этом отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности. 

Решением Омского районного суда Омской области от 08.10.2008 года постановление мирового судьи было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

В своей надзорной жалобе генеральный директор ОАО «ТранКК» указал, что обжалуемые судебные решения вынесены с грубым нарушением норм процессуального и материального права, в связи с чем не могут быть законными и обоснованными, поскольку детский оздоровительный лагерь «Чайка» не является ни структурным ни территориальным подразделением ОАО «ТранКК»,  а является государственным учреждением, финансируемым из бюджета.

Изучив материалы дела № 5-1190(23)/08,  проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым отменить как постановление мирового судьи судебного участка № 23 Омского района Омской области от 09.09.2008 года, так и решение Омского районного суда Омской области от 08.10.2008 года, прекратив производство по делу, в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КОАП РФ , в действиях ОАО «Транспортно-коммерческой компании».

             Согласно п.1.11 СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»,   открытие загородного оздоровительного учреждения и заезд детей осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии оздоровительного учреждения санитарным правилам и медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала оздоровительного учреждения (в соответствии с представленным списком), а также сведений об отсутствии контактов их с инфекционными заболеваниями.

         Указанное заключение, как следует из материалов дела, у детского оздоровительного лагеря «Чайка» имелось (л.д.37).

         В штатном расписании  детского оздоровительного лагеря «Чайка» должности медицинских работников не предусмотрены (л.д.52-53), медицинский персонал в количестве 3-х человек (врача, медсестры, диетсестры) укомплектован на период оздоровления детей в летний период, поскольку работа лагеря носит сезонный характер.

         При указанных обстоятельствах  вменяемая в вину  ОАО «Транспортно-коммерческая компания» деятельность,  является деятельностью по обеспечению организации отдыха в детском оздоровительном лагере, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию не подлежит, поскольку детский оздоровительный лагерь не оказывает каких-либо медицинских услуг, и такие медицинские услуги не предусмотрены Положением  о детском оздоровительном лагере «Чайка».

Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

При рассмотрении административного материала по ч.1 ст.19.20 КОАП РФ в отношении ОАО «Транспортно-Коммерческая компания» указанные требования закона были  судом 1 и 2 инстанции нарушены, поскольку не все  имеющиеся доказательства  были проверены, а  дополнительные истребованы и оценены.

            Мировой судья, а также судья районного суда не дали должной оценки доводам  представителя ОАО «Транспортно-коммерческая компания» о том, что лагерь находится в собственности Омской области и передан обществу в безвозмезное пользование,  а содержание детей и оплата труда персонала, в том числе медицинского, осуществлялась за счет средств областного бюджета.

            Суды 1 и 2 инстанции, установив отсутствие должностей врача и медицинских сестер в штатном расписании детского оздоровительного лагеря  «Чайка»,  обязаны были проверить правовые основания их трудовой деятельности в лагере, а также в каком-либо  лечебном учреждении, в котором они работают на постоянной основе. Если они являются медицинскими работниками какого-либо лечебного учреждения, а такие сведения в материалах дела имеются, но без указания наменования этого лечебного учреждения,  то суд должен был проверить наличие договорных отношений между  этими медицинскими работниками и конкретными работодателями, а также наличие договорных отношений  между медицинским учреждением о временном выделении медицинских работников в лагерь «Чайка» для осуществления медицинского обслуживания детей.

             В этом случае  наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности  следовало истребовать у лечебного учреждения, в штат которого включены эти медицинские работники.

            Кроме того, не был установлен надлежащий субъект правонарушения, поскольку из материалов дела следует, что собственником лагеря «Чайка» является Омская область, а из Положения о детском оздоровительном лагере «Чайка» можно сделать вывод о том, что этот лагерь является самостоятельным юридическим лицом, а не подразделением ОАО«Транспортно-коммерческой компании».

Так, из Положения о детском оздоровительном лагере «Чайка», утвержденном 20.05.2005 года, следует, что указанный лагерь является учреждением, предназначенным для организации отдыха и оздоровления деттей школьного возраста рабочих, специалистов и служащих автотранспортных предприятий и дорожных организаций. В соответствии с планом приватизации детский оздоровительный лагерь «Чайка» находится на балансе открытого акционерного общества «Транспортно-коммерческая компания», имеет отдельный баланс и организует свою деятельность на основе хозяйственного расчета, имеет расчетный счет в учреждении банка.

Непосредственное руководство детским оздоровительным лагерем «Чайка» осуществляет директор лагеря, который назначается и освобождается от занимаемой должности Генеральным директором акционерного общества «ТранКК». Директор лагеря в пределах своей компетенции организует деятельность лагеря, может совершать хозяйственные операции и заключать договоры по доверенности. Директор лагеря организует его работу и несет полную ответственность за состояние воспитательной и оздоровительной работы с детьми, хозяйственную и финансовую деятельность лагеря, за организацию питания детей, общественно полезного труда, инструктажа персонала лагеря о мерах обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

На директора детского оздоровительного лагеря возлагается осуществление подбора и расстановки кадров, прием и увольнение работников лагеря, применение мер поощрения и наказания, определяет распорядок рабочего дня, сменность работы, предоставление выходных дней, очередного и дополнительного отпуска. Обязанности обслуживающего персонала определяются правилами внутреннего распорядка, издаваемыми директором лагеря. Хозяйственное содержание детского оздоровительного лагеря осуществляется за счет средств   лагеря. Расходы на заработную плату работникам лагеря, питание, лечение, культ обслуживание отдыхающих детей осуществляется за счет средств администрации  области, фонда  социального  страхования, профсоюзных органов и других источников согласно утвержденной сметы. Детский   оздоровительный   лагерь   «Чайка»   имеет круглую печать и штамп, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в соответствии с действующим законодательством. (л.д.49-51)

Для установления надлежащего субъекта правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КОАП РФ,  необходимо было также установить кто именно платит налог на имущество детского оздоровительного лагеря "Чайка", а также земельный налог за земельный участок, на котором расположен  детский оздоровительный лагерь "Чайка».

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"(с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г.) в понятие  «организации отдыха детей и их оздоровления»  предусматривает детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Таким образом,  оказание каких –либо медицинских услуг, подлежащих лицензированию ,  деятельность детского оздоровительного лагеря не предусматривает.

Допущенные судом  нарушения являются существенными,  влекущими отмену  судебных  решений, поскольку состав правонарушения, его объективная сторона, а также  надлежащий субъект правонарушения и его виновность, не были установлены, что в соответствии со ст. 24.5 п. 2 КОАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.

На основании изложенного,  руководствуясь ст. 30.11 п.3КОАП РФ,

                                   ПОСТАНОВИЛ:

1. Отменить постановление мирового судьи судебного участка № 23 Омского района Омской области от 09.09.2008 года о наложении штрафа в размере 10 000 рублей на юридическое лицо ОАО «Транспортно-коммерческая компания»  по ч.1 ст. 19.20 КОАП РФ, а также  решение Омского районного суда Омской области от 08.10.2008 года, которым  постановление мирового судьи было оставлено без изменения, прекратив производство по делу, в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях ОАО «Транспортно-Коммерческая компания».

  2. Копию настоящего постановления направить генеральному директору ОАО «Транспортно-коммерческая компания».

Председатель

Омского областного суда                                               В.А. Ярковой