НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Омского областного суда (Омская область) от 18.02.2011 № 4А-31/2011

                                                                                                                4-А-31/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Омск                                                                                                               18.02.2011 года        

            И.о. председателя Омского областного суда С.А. Волков, рассмотрев надзорную жалобу Иващенко Г.И., директора ОАО «ОмскВодоканал», на постановление главного государственного инспектора труда Гострудинспекции в Омской области от 11 октября 2010 года, на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 25.11.2010 года и на решение Омского областного суда от 21.12.2010 года в отношении ОАО «ОмскВодоканал» по части 1 статьи 5.27 КОАП РФ,            

УСТАНОВИЛ :

         Постановлением главного государственного инспектора труда Гострудинспекции в Омской области от 11 октября 2010 года юридическое лицо ОАО «ОмскВодоканал» признано виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КОАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.     

         Как следует из постановления ОАО «ОмскВодоканал» признано виновным в том, что 26 августа 2010 года в ходе прокурорской проверки было установлено несоблюдение ОАО «ОмскВодоканал» обязанности по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В ОАО «ОмскВодоканал» трудоустроено 8 инвалидов, размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 56 человек. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы и в установленном порядке не аттестованы.

         Куйбышевский районный суд г. Омска, рассмотрев жалобу ОАО «ОмскВодоканал» на постановление главного государственного инспектора труда Гострудинспекции в Омской области, оставил ее без удовлетворения.       

Не согласившись с решением Куйбышевского районного суда г. Омска, ОАО «ОмскВодоканал» обратилось в Омский областной суд с жалобой, в которой просило отменить решение Куйбышевского районного суда г. Омска и постановление главного государственного инспектора труда Гострудинспекции в Омской области.

Решением Омского областного суда от 21.12.2010 года было отказано в удовлетворении жалобы ОАО «ОмскВодоканал».  

В своей надзорной жалобе Иващенко Г.И., директор ОАО «ОмскВодоканал», просит отменить как постановление главного государственного инспектора труда Гострудинспекции в Омской области, так и последующие судебные решения, ссылаясь на отсутствие вины ОАО «ОмскВодоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1 КОАП РФ. По мнению Иващенко Г.И. не было учтено, что юридическое лицо предпринимает необходимые и достаточные меры, направленные на выполнение требований действующего законодательства о труде и об охране труда. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о характере нарушений трудового законодательства. Протокол об административном правонарушении был составлен без уведомления ОАО «ОмскВодоканал» о времени и месте составления протокола с нарушением права на защиту. Указывает, что уведомление о месте и времени рассмотрения дела является ненадлежащим. Постановление о назначении административного наказания не соответствует требованиям ст.29.10 КОАП РФ. Считает, что административное правонарушение является малозначительным.

       Проверив доводы жалобы,  рассмотрев материалы административного дела № 12-275/2010, полагаю  необходимым отменить постановление главного государственного инспектора труда Гострудинспекции в Омской области от 11 октября 2010 года, решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 25.11.2010 года, а также решение Омского областного суда от 21.12.2010 года, по следующим основаниям.           

        Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

         При рассмотрении административного материала по ст.5.27 ч.1  КОАП РФ в отношении ОАО «ОмскВодоканал» указанные требования закона главным государственным инспектором труда Гострудинспекции в Омской области, Куйбышевским районным судом г. Омска, а также Омским областным судом, были нарушены, поскольку не все имеющиеся  обстоятельства были проверены и оценены.

            Пунктом 1 ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов на основании п.3 ст.25 указанного Закона.

            В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 22 названного Федерального закона, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

   Статьёй 6 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» установлены обязанности организации в области квотирования рабочих мест, среди которых:

  1. Организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

  2. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать организации в соответствии с законодательством.

            Согласно пункту 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» было установлено для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством:

  1) квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников;

  2) минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

          В  силу требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации по обеспечению безопасных условий труда работодатель, кроме прочего, обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия.

            Однако,  несмотря на перечисленные нормы законов, фактически обвинение ОАО «ОмскВодоканал» состоит  в невыполнении работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов.

             Между тем, согласно п.4  статьи 7.1. Закона Омской области от 21 июля 2009 г. N 1174-03 "О квотировании рабочих мест в Омской области" (с изменениями и дополнениями), обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) принимающей стороной и приема на них инвалидов.

            Таким образом, даже если бы было создано 56 рабочих мест для инвалидов на ОАО «ОмскВодоканал», то по смыслу, изложенному в постановлении прокурора,  в постановлении должностного лица и  в решениях судов, административная ответственность у юридического лица все равно бы наступила, поскольку на эти 56 мест не были приняты инвалиды, и, соответственно, обязанность по квотированию рабочих мест считается невыполненной. 

            Вместе с тем, во исполнение Закона Омской области от 21.07.2009 №  1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» и Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации закона Омскойобласти "О квотировании рабочих мест в Омской области" приказом генерального  директора  ОАО  «ОмскВодоканал»  №   132/1д  от   19.05.2010  года утверждено   и   введено   в   действие   с    19.05.2010   г.   штатное   расписание «Квотированные рабочие места (служащие)» с штатной численностью 8 шт. ед.» и «Квотированные рабочие места (рабочие)» с штатной численностью 41 шт. ед.»

            Таким образом,  в ОАО  «ОмскВодоканал»  вместо 56 (3% от общего числа работников) было создано 49 (2,6%) квотированных рабочих мест для инвалидов.

            Кроме того, не было учтено, что вмененное обществу нарушение, не содержит какого-либо состава административного правонарушения, поскольку объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27КОАП РФ, составляет нарушение законодательства о труде и охране труда, то есть обязательных правил в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора.

             ОАО «ОмскВодоканал» имеет трудовые отношения только с 8 инвалидами, которые в индивидуальных картах реабилитации не имеют показаний для создания специальных рабочих мест, поэтому в чем именно выразилось нарушение законодательсва о труде или охране  труда в отношении каждого из указанных 8 инвалидов не было сформулировано в обвинении  и не было вменено юридическому лицу при назначении наказания.

Между тем, ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, предусмотрена в статье 5.42 КОАП РФ.

 В ч. 1 предусмотрена ответственность за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. 

В ч.2 предусмотрена ответственность за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного.

            В 2005 году  в Госдуму был внесен законопроект N 160965-4 « О внесении дополнения в статью 5.42 КОАП РФ» ,  где предлагалось дополнить статью 5.42 КОАП РФ частью 3, в которой предусматривалось наступление ответственности за невыполнение работодателем установленной квоты для приема на работу инвалида (аналогия с обвинением ОАО «ОмскВодоканал»).

            Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству,   своим заключением от 8.09.2005 года отклонил указанный законопроект, указав, что согласно такой редакции к административной ответственности можно привлечь юридическое лицо и должностных лиц при отсутствии их вины в невыполнении квоты, например, если инвалиды не обращались в организацию за трудоустройством самостоятельно или по направлению службы занятости, что недопустимо для правоохранительной нормы. 

            При указанных обстоятельствах в действиях ОАО «ОмскВодоканал» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1КОАП РФ.

            Кроме того, в материалах дела отсутствует акт проверки от 26.08.2010 года, проведенной прокуратурой Центрального административного округа, а  также материалы Главного управления государственной службы занятости населения Омской области, послужившие основанием для этой прокурорской проверки, которые  могли явиться доказательствами тех фактов, которые были изложены в постановлении прокурора.

            Также, отсутствие этих материалов не позволило надлежащим образом установить дату совершения либо обнаружения вмененного юридическому лицу ОАО «ОмскВодоканал» правонарушения.

            Между тем, именно с этой даты  должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности.

            Указанные нарушения также являются основанием к отмене судебных решений и постановления должностного лица, поскольку  не позволили  всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы дела в отношении ОАО «ОмскВодоканал».

          На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.13 п. 2, ст.30.17 ч.2, п.1 КОАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ :

         1. Постановление государственного инспектора труда Гострудинспекции в Омской области от 11 октября 2010 года, решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 25.11.2010 года и решение Омского областного суда от 21.12.2010 года в отношении ОАО «ОмскВодоканал» по части 1 статьи 5.27 КОАП РФ –  отменить, прекратив производство по делу, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава указанного правонарушения

         2. Копию постановления направить для сведения Иващенко Г.И., директору ОАО «ОмскВодоканал», а также прокурору Центрального административного округа г.Омска.

И.о. председателя

Омского областного суда                                                                 С.А. Волков