НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Омского областного суда (Омская область) от 12.09.2019 № 4А-423/19

4-423/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Омск 12 сентября 2019 года

Заместитель председателя Омского областного суда Светенко Е.С., рассмотрев жалобу защитника Маталыцкой Н.В. – Чинбаева Д.Ф. на вступившие в законную силу постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области от 23 ноября 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от 13 февраля 2019 года и решение судьи Омского областного суда от 26 марта 2019 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера Акционерного общества «Омскэлектро» Маталыцкой Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области от 23 ноября 2018 года главный бухгалтер Акционерного общества «Омскэлектро» (далее по тексту – АО «Омскэлектро», общество) Маталыцкая Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ; ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 13 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Омского областного суда от 26 марта 2019 года, размер назначенного Маталыцкой Н.В. административного наказания в виде административного штрафа снижен до 25 000 рублей. В остальной части постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

В жалобе защитник Маталыцкой Н.В. – Чинбаев Д.Ф. просит постановление и судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Ссылается отсутствие в нормативных правовых актах требования о ведении раздельного учета именно в регистрах бухгалтерского учета, которые к первичным бухгалтерским документам не относятся. Выводы должностного лица и судебных инстанций противоречат пункту 14 Порядка ведения раздельного учета. Кроме того, полагает, что Маталыцкая Н.В. не является надлежащим субъектом административного правонарушения. Считает, что вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Омской области имеет преюдициальное значение по делу.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении № <...>, прихожу к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ административным правонарушением признается занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.

В силу п. 2 Основ ценообразования под ценообразованием понимается процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям (п. 5 Основ ценообразования).

Пунктом 2 Основ ценообразования определено понятие необходимой валовой выручки как экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Согласно п. 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

АО «Омскэлектро» оказывает услуги по передаче электрической энергии и является субъектом электроэнергетики, основные права и обязанности которых при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики регулируются ФЗ «Об электроэнергетике».

Статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее по тексту – ФЗ «О естественных монополиях») услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. Ведение раздельного учета доходов и расходов субъекта естественной монополии по видам деятельности осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и (или) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 8 ФЗ «О естественных монополиях»).

В силу ч. 2 ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: производству электрической энергии; передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства); реализации (сбыту) электрической энергии; оперативно-диспетчерскому управлению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 года № 707 установлено, что субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в соответствии с названным Постановлением.

Приказом Минэнерго РФ от 13 декабря 2011 № 585 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее – Порядок ведения раздельного учета).

Ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета (п. 2 Порядка ведения раздельного учета).Согласно п. 6 Порядка ведения раздельного учета показатели раздельного учета по перечню согласно таблице 1 приложения № 1 должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности.

Состав расходов, по которым субъектами естественных монополий ведется раздельный учет, в зависимости от сферы деятельности субъектов естественных монополий, определяется согласно таблицам 1.2 -1.4 приложения № 1 к Порядку ведения раздельного учета (п. 7.2 названного Порядка).

Как следует из материалов дела, Региональной энергетической комиссией Омской области (далее – РЭК Омской области) проведена плановая выездная проверка АО «Омскэлектро» за период с 1 января 2017 года по 30 сентября 2018 года, о чем составлен акт проверки от 26 октября 2018 года.

При проведении проверки установлено нарушение порядка ценообразования – отсутствие раздельного учета в части дифференциации расходов по статье затрат «Налог на прибыль» при осуществлении регулируемого вида деятельности в сфере электроэнергетики в 2017 году, в связи с чем в отношении главного бухгалтера АО «Омскэлектро» Маталыцкой Н.В. должностным лицом РЭК Омской области 16 ноября 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Рассматривая дело, заместитель председателя РЭК Омской области посчитал вину Маталыцкой Н.В. в совершении административного правонарушения доказанной.

При рассмотрении жалоб защитника, судьи районного и областного суда, согласились с квалификацией содеянного и не усмотрели оснований для освобождения Маталыцкой Н.В. от административной ответственности.

Вместе с тем доводы жалобы защитника заслуживают внимания.

Из материалов дела усматривается, что на момент проведения проверки РЭК Омской области обществом представлена таблица 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий» АО «Омскэлектро» за 12 месяцев 2017 года, согласно которой общая сумма налога на прибыль составляет 22090 тыс. руб., по видам деятельности: 19 730 тыс. руб. (передача по распределительным сетям); 0 руб. (технологическое присоединение); 2360,00 тыс. руб. (прочие виды деятельности).

По мнению административного органа, раздельный учет расходов по налогу на прибыль за 2017 год должен быть отражен в регистрах бухгалтерского учета.

Применительно к положениям ст. ст. 8, 9, 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – ФЗ «О бухгалтерском учете») экономических субъект самостоятельно формирует свою учетную политику как совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждаются экономическим субъектом.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Системное толкование ч. 5 ст. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете», ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об электроэнергетике» позволяет сделать вывод о том, что для целей, предусмотренных ст. 43 ФЗ «Об электроэнергетике», ведение раздельного учета по видам деятельности осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (первичных бухгалтерских документов) по правилам, предусмотренным Порядком ведения раздельного учета.

Пунктом 14 Порядка ведения раздельного учета установлено, что принципы раздельного учета показателей, применяемые субъектом естественных монополий, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий закрепляются в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий или в ином организационно-распорядительном документе.

Таким образом, у АО «Омскэлектро» не имеется законодательно установленной обязанности по ведению раздельного учета с применением счетов бухгалтерского учета, в частности по выделению аналитических счетов (субсчетов и (или) иных объектов аналитического учета) к субсчетам по налогу на прибыль.

Представленные в ходе производства по делу Маталыцкой Н.В. письменные доказательства, касающиеся учетной политики общества в 2017 году, а также регистр раздельного учета статьи «Налог на прибыль» за 2017 год в соответствии с Отчетом о финансовых результатах за 2017 год позволяют определить принцип распределения налога на прибыль по видам деятельности (регулируемому и нерегулируемым) – распределение налога на прибыль по видам деятельности осуществляется пропорционально прибыли до налогообложения, а также детализированный порядок раздельного учета.

В то же время пояснения должностных лиц РЭК Омской области в нижестоящих судебных инстанциях, сводящиеся, по сути, к невозможности проверки установления величины налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности в отсутствии счетов бухгалтерского учета, не свидетельствует о нарушении порядка ценообразования в понимании п. 2 Основ ценообразования, образующего объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Кроме того, указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 2 апреля 2019 года по делу № <...>

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и судебные решения подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 названного Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области от 23 ноября 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от 13 февраля 2019 года и решение судьи Омского областного суда от 26 марта 2019 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера АО «Омскэлектро» Маталыцкой Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Заместитель председателя

Омского областного суда подпись Е.С. Светенко

<...>

<...>