НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Ольского районного суда (Магаданская область) от 19.12.2023 № 5-503/2023

Дело № 5-503/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.

Мотивированное постановление составлено 21 декабря 2023 года.

Судья Ольского районного суда Магаданской области Власенко О.В., рассмотрев в помещении Ольского районного суда материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя управления муниципальным имуществом Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области Гретченко И.В., <данные изъяты>, сведений о привлечении которой к административной ответственности в материалах дела не имеется,

у с т а н о в и л:

Гретченко И.В., являющаяся руководителем управления муниципальным имуществом Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области (далее – УМИ, Управление), расположенного в пос. Ола Ольского района Магаданской области, пл. Ленина, д. 4, 06.02.2023 допустила грубое нарушение требований к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об обязательствах по кредиторской задолженности в размере 625,8 % за 2022 год, а именно – занижен и недостоверно отражен показатель кредиторской задолженности на начало 2022 года в отчете «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» ф. 0503169 приложения к Пояснительной записке ф. 0503160 по счету 302.25, коду бюджетной классификации 0505-8У00300025-244-225 по взаиморасчетам за оказанные услуги ООО «Сервис ЖКХ» в сумме 399900,71 рублей и ООО «Спецтранс-Ола» в сумме 267372,88 рублей. Кроме того, 28.07.2023 допущено грубое нарушение требований к организации и ведению бюджетного учета, выразившееся в отсутствии у экономического субъекта первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета за 2021 год в течение установленных сроков хранения таких документов.

По данным фактам в отношении руководителя управления муниципальным имуществом Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области Гретченко И.В. составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ.

Гретченко И.В. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, заявлений, ходатайств не представила.

С учетом надлежащего извещения Гретченко И.В. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В примечании 1 к указанной статье КоАП РФ определено, что предусмотренная этой статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

При этом в силу примечания 4 к ст.15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов (п.1); отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов (п.7).

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта; руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета

Статьями 9, 10, 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания; данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета; не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

Согласно п.1 ст.29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

В соответствии с п.5 ст.161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Пунктом 3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ установлено, что получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса РФ единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации; бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых обязательств, а также об операциях, изменяющих указанные обязательства; под бюджетной отчетностью понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

Так, приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, который устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Пунктом 16 названного приказа установлено в числе прочего, что ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты). Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

В силу п.33 того же приказа субъект учета обеспечивает хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела в Российской Федерации, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.

Согласно п.254 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н) расчеты по принятым учреждением обязательствам за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, по иным основаниям, вытекающим из условий договоров, соглашений осуществляются на счете 30200 «Расчеты по принятым обязательствам».

Пунктом 3 Инструкции № 157н установлено, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, в соответствии с требованием о необходимости осуществлять записи в журналы операций по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, установленного пунктом 11 Инструкции № 157н.

В соответствии с п.14 Инструкции № 157н хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организуется руководителем субъекта учета и (или) руководителем централизованной бухгалтерии.

Решением Собрания представителей Ольского городского округа от 19.12.2022 № 145-РН утверждено Положение об управлении муниципальным имуществом администрации Ольского муниципального округа Магаданской области, согласно которому Управление является постоянно действующим структурным подразделением Администрации и действует в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения (п.1.2). Управление обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, в пределах, доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств (п.4.11). Непосредственное руководство Управлением осуществляет руководитель Управления, назначаемый и освобождаемый от должности Главой Ольского муниципального округа Магаданской области по представлению заместителя главы Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области по вопросам обеспечения жизнедеятельности населения (п. 5.1). Руководитель Управления организует и обеспечивает выполнение функций и полномочий Управления, несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Управление функций и задач и в числе прочего обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины (п.п.5.2, 5.3.6).

Из материалов дела следует, что в соответствии с п.2.3. Плана работы на 2023 год, на основании распоряжения от 10.07.2023 № 24-п и.о. председателя Контрольно-счетной палаты Ольского муниципального округа Магаданской области, с 18.07.2023 по 18.08.2023 проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств в рамках муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального образования «Ольский городской округ» за 2021-2022 годы», которым установлено несвоевременное и неполное отражение данных о кредиторской задолженности при расчетах за оказанные услуги ООО «Сервис ЖКХ». Так, фактически согласно Акту сверки по взаимным расчетам по состоянию на 31.12.2021, задолженность в пользу ООО «Сервис ЖКХ» составила 399900,71 руб. и была принята на учет по КБК 0505-8У00300025-244-225 в июле 2022 года. Оплата произведена в полном объеме. Приняв к учету 2022 года расходы по расчетам с ООО «Сервис ЖКХ», подлежащие принятию в 2020 и 2021 годах и произведя оплату расходов прошлых лет за счет лимитов бюджетных обязательств 2022 года в сумме 399900,71 руб., УМИ допустило нарушение требований, установленных п.5 ст.161, п.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ, п.2 ст.10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», п.16 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п.п.3, 254 Инструкции № 157н и ст.9 Решения о бюджете на 2022 год. Не своевременное принятие к учету расходов 2020 и 2021 года по расчетам с ООО «Сервис ЖКХ» повлекло за собой занижение показателей отчетности и недостоверное отражение сведений о наличии кредиторской задолженности в отчете «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» ф. № 0503130 (далее Баланс ф. 0503130) и в отчете ф. 0503169, предоставляемой в составе Пояснительной записки ф. 0503160 за 2022 год по коду бюджетной классификации КБК 0505-8У00300025-244-225 на счете 302.25 в сумме 399900,71 руб.

Аналогичные нарушения были допущены Управлением при принятии в 2022 году к учету расходы по расчетам с ООО «Спецтранс-Ола», подлежащие учету в августе, сентябре и октябре 2021 года в сумме 267372,88 руб., как следствие, не отражена задолженность на начало 2022 года по КБК 0505-8У00300025-244-225 на счете 302.25 в регистрах бюджетного учета Баланс ф 0503130, Отчет ф. 0503169.

В результате несоблюдения требований ведения бухгалтерского учета Управлением не приняты к бюджетному учету и не отражена в регистрах бюджетного учета по состоянию на 01.01.2022 на начало отчетного периода за 2022 год задолженность по расчетам с ООО «Сервис ЖКХ» и ООО «Спецтранс-Ола» за 2020 и 2021 годы за оказанные услуги на сумму 667273,59 рублей.

Кроме того, в нарушение ст.7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», п.33 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п.14 Инструкции № 157н руководителем Управления не обеспечена организация ведения бухгалтерского учета и хранения первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского за 2021 год, локальных актов о регистрации фактов хозяйственной жизни, повлекшее невозможность предоставления на проверку.

Так, уведомлением о проведении планового контрольного мероприятия от 13.07.2023 № 02-04/71 КСП Управлению направлен запрос о предоставлении документов, подлежащих проверке, полученный лично руководителем УМИ Гретченко И.В. 13.07.2023.

В ответ на данный запрос Управление направило в адрес КСП письменную информацию от 14.07.2023 № 01-26/1030/1 о том, что документы на проверку не могут быть предоставлены, в связи с их отсутствием по причине увольнения бухгалтеров, осуществлявших ведение бухгалтерского учета в период с 01.01.2021 по 01.11.2021.

Фактически, согласно Служебному рапорту от 28.07.2023, Управлением не представлены на проверку следующие первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета за 2021 год:

- первичные учетные документы: счет-фактуры, требования-накладные, ведомости выдачи материальных ценностей, акты приема-передачи и списания объектов нефинансовых активов, протоколы комиссии о приемке, оценке и списании активов, бухгалтерские справки;

- регистры бухгалтерского учета: Главная книга, Журналы операций по счету «Касса», Журналы операций с безналичными денежными средствами, Журналы операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, Журналы операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, Журналы по прочим операциям;

- приказы о проведении и утверждении инвентаризации, акты о результатах инвентаризации и инвентаризационные описи.

Факт совершения правонарушения и вина Гретченко И.В. в его совершении объективно подтверждается материалами дела:

- протоколом № 3 об административном правонарушении от 22.11.2023, в котором изложены время, место и обстоятельства совершения Гретченко И.В. административного правонарушения;

- актом проверки законности и результативности использования бюджетных средств в рамках муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального образования «Ольский городской округ» за 2021-2022 годы от 18.08.2023 № 3;

- копией отчета «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» ф. 0503169 (кредиторская) на 01.01.2023;

- выпиской из Главной книги за январь 2022 года;

- выписками из Журналов операций за январь, март, апрель, июль, август, октябрь, ноябрь 2022 года;

- копией Акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2021 с ООО «Сервис ЖКХ»;

- копией Акта сверки взаимных расчетов за период 2022 с ООО «Спецтранс- Ола»;

- уведомлением о проведении контрольного мероприятия от 13.07.2023 № 02-04/71;

- письмом управления от 14.07.2023 № 01-26/1030/1;

- служебным рапортом от 28.07.2023;

- трудовым договором Гретченко И.В. от 01.12.2016 б/н;

- распоряжениями Администрации о приеме Гретченко И.В. руководителем комитета от 01.12.2016 № 557 p/к, о переименовании должностей от 30.12.2021 № 654 p/к, о руководителе Управления от 09.01.2023 № 6 р/к;

- должностной инструкцией руководителя комитета, утвержденной распоряжением от 27.02.2018 № 45-р-а.

Оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к убеждению, что представленные по делу доказательства законны, последовательны, непротиворечивы, представляют единую картину административного правонарушения, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела. Нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Распоряжением Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» (далее Администрация) от 01.12.2016 № 557 p/к руководителем Управления (Комитета) назначена Гретченко И.В. С руководителем Управления заключен трудовой договор от 01.12.2016. Должностные обязанности руководителя определены должностной инструкцией, утвержденной распоряжением Администрации от 27.02.2018 № 45-р-а.

Согласно пункту 5.3.5 Положения и пункту 2.1. должностной инструкции руководитель обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины. За ненадлежащее исполнение условий трудового договора руководитель несет установленную законодательством ответственность (п.8.1. Трудового договора, п.4.2. должностной инструкции).

Таким образом, из представленных документов следует, что ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному учету, несет руководитель управления муниципальным имуществом Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области» Гретченко И.В., поскольку сведений о наличии в Управлении бухгалтера, в материалах дела не имеется.

Действия Гретченко И.В. судья квалифицирует по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в искажении показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об обязательствах более чем на 10 процентов, а также в отсутствии первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета в течение установленных сроков хранения таких документов.

Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность Гретченко И.В., предусмотренных ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Обстоятельства, которые в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ исключают производство по данному делу, отсутствуют.

При назначении административного наказания, учитывая характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, привлечение к административной ответственности впервые, судья считает возможным назначить Гретченко И.В. наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3.5, 4.1, 29.10, 30.1 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Назначить должностному лицу – руководителю управления муниципальным имуществом Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области Гретченко И.В. за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, с зачислением штрафа по следующим реквизитам: УФК по Магаданской области (Контрольно-счетная палата Ольского муниципального округа Магаданской области л/с 04473Q42030), ИНН 4901007658, КПП 490101001, БИК 014442501, ОКТМО 44502000, казначейский счет 03100643000000014700, ЕКС 40102810945370000040 в Отделении Магадан Банка России//УФК по Магаданской области г. Магадан, код бюджетной классификации 926 116 01154 01 0000 140.

Разъяснить Гретченко И.В., что согласно ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, сумма штрафа вносится в банк и квитанция (платежное поручение) предоставляется в суд. При неуплате штрафа в указанный срок к правонарушителю могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, путем подачи жалобы через Ольский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Установить дату составления мотивированного постановления – 21 декабря 2023 года.

Судья подпись О.В. Власенко