Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Новороссийск 22 апреля 2016 года
Cудья Октябрьского районного суда города Новороссийск Краснодарского края Головин А.Ю.,
при секретаре Асатурян А.М.,
с участием представителей ФИО1 по доверенностям: ФИО1 Е.А., ФИО4, представителей ООО «СКФ Атлантик» - по доверенностям от ООО «СКФ Арктика» ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «СКФ Атлантик» по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, поступившие из ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Октябрьский районный суд <адрес> поступил материал об административном правонарушении в отношении ООО «СКФ Арктика» (далее – Общество) по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. № и материалов дела, ООО «СКФ Атлантик», являясь декларантом временно ввезенного товара – морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты>» по ДТ №, передав его во временное пользование ООО «Дальневосточное морское пароходство» по договору тайм-чартера б/н от ДД.ММ.ГГГГ, не соблюдены ограничения по владению и пользованию временно везенными товарами, установленные ст. 279 ТК ТС, что является административным правонарушением, предусмотренным ч.2 ст. 16.19 КоАП РФ.
В судебном заседании представители ФИО1 по доверенностям ФИО1 Е.А., ФИО4 посчитали вину ООО «СКФ Атлантик» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 16.19 КоАП РФ, доказанной и подтвержденной материалами дела.
Дополнительно представитель ФИО1 Е.А. пояснила, что нарушение ООО «СКФ Атлантик» заключается в не соблюдении ограничений, установленных ч. 2 ст. 279 ТК ТС, согласно которой временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта. Однако ООО «СКФ «Атлантик» судно было передано по договору тайм-чартера ДД.ММ.ГГГГ в пользование ООО «Дальневосточное морское пароходство». Датой совершения административного правонарушения является дата ДД.ММ.ГГГГ – дата помещения под таможенную процедуру, то есть выпуск судна «<данные изъяты>» таможенным органом в соответствии с заявленной процедурой временного ввоза (допуска) по ДТ №. Общество имело возможность до указанной даты уведомить таможенного представителя о том, что фактически судно ДД.ММ.ГГГГ передано в пользование другому лицу для получения соответствующих разъяснений по соблюдению таможенной процедуры либо прекратить тайм-чартерные отношения. Разрешение таможенным органом после выпуска не выдавалось, за таким разрешением Общество не обращалось. Непринятие Обществом указанных мер привело к нарушению требований таможенного законодательства. В договоре тайм-чартера (п. 13) указано, что капитан судна подчиняется фрахтователю, что свидетельствует о пользовании и управлении судном фрахтователем.
В судебном заседании представитель ФИО1ФИО4 дополнительно пояснила, что доводы представителя Общества о том, что договор тайм-чартера подлежит оценке по Английскому праву как договор перевозки является ошибочным. В соответствии со ст. 198 КТМ РФ и ст. 632 ГК РФ тайм-чартер является договором аренды судна с экипажем, не является договором морской перевозки (ст. 115 КТМ). Пункты тайм-чартера №№,2,4,9,10,21,32,52,61 позволяют прийти к выводу о том, что судно находилось в пользовании и владении у арендатора судна <данные изъяты>». Судно передавалось в пользование за плату (п. 8 договора), которая исчислялась не от количества перевезенного груза, а предусмотрена ставка в день. Договор предусматривает возможность сдачи судна в субфрахт. По бухгалтерскому учету Общества плата за договор тайм-чартера проведена как аренда судна. Выбор сторонами права применения в договорных отношениях не свидетельствует о возможности применения иностранного права в публичных правоотношениях с третьими лицами (государственными органами), вытекающими из деятельности Общества при эксплуатации судна. При квалификации правоотношений применению подлежит законодательство Российской Федерации в соответствии со ст. 1193 ГК РФ.
В судебном заседании представители ООО «СКФ Атлантик» - по доверенностям от ООО «СКФ Арктика» ФИО5, ФИО6 вину Общества в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.16.19 КоАП РФ не признали, посчитали вину не доказанной, просили прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В обоснование представитель ФИО6 пояснил, что Общество являлось бербоут-чартерным фрахтователем морского нефтеналивного танкера «<данные изъяты> по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с кипрской компанией, являющейся собственником судна. ДД.ММ.ГГГГ судно было передано Обществу по акту. В этот же день судно было включено в бербоут-чартерный реестр судов РФ и получило право плавания под флагом РФ. ДД.ММ.ГГГГ Общество заключило договор тайм-чартера судна с ООО «ДВМП». Договор был составлен по типовой международной форме «Шеллтайм-4». Передача судна в тайм-чартер по договору от ДД.ММ.ГГГГ во временное пользование ООО «Дальневосточное морское пароходство» состоялась ДД.ММ.ГГГГ согласно протоколу. ДД.ММ.ГГГГ таможенным представителем <данные изъяты> была подана декларация на товары о помещении судна под таможенную процедуру временного ввоза. ДД.ММ.ГГГГ судно было выпущено ФИО1 в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных платежей. ДД.ММ.ГГГГ таможенная процедура временного ввоза была завершена путем помещения судна под таможенную процедуру реэкспорта в порту Владивостока. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДВМП» вернуло Обществу судно из тайм-чартера. ДД.ММ.ГГГГ Общество вернуло судно собственнику. По результатам проведенной камеральной проверки ФИО1 на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ решением от ДД.ММ.ГГГГ выставила Обществу требование об уплате таможенных платежей № на сумму 93 368 598,21 рублей. Требование обжалуется, однако оплачено Обществом ДД.ММ.ГГГГ В действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 с. 16.19 КоАП РФ. Обвиняя Общество в совершении указанного правонарушения, таможенный орган исходит из положений российского законодательства (ГК РФ и КТМ РФ). Однако статья 41(а) договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ прямо предусматривает, что все отношения по нему должны регулироваться и определяться в соответствии с правом Англии. Указанное не противоречит положениям статей 1210, 1211 ГК РФ, ст. 414 КТМ РФ. В ходе административного расследования таможенный орган неверно определил правовую природу договора, руководствуясь российским законодательством и не учел положения английского права. Согласно Заключению от ДД.ММ.ГГГГ№ ТПП <адрес> и письма «Уотсон Фарли энд Виллиамс» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с правом Англии существует несколько разновидностей договора фрахтования: рейсовый чартер, тайм-чартер, бербоут-чартер. Данные договоры могут относиться как к договорам перевозки, так и к договорам аренды. Контроль Общества над судном не прекращался. Типовой договор «Шеллтайм-4» представляет собой один из видов договора оказания услуг (морской перевозки груза), по которому владение сохраняется за Обществом. Между Обществом и ООО «ДВМП» подписывались акты оказанных услуг. Общество не осуществляло передачу права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении судна одновременно и права владения, и права пользования как с точки зрения норм российского законодательства, так и фактических обстоятельств дела. При заключении тайм-чартера Обществом право пользования судном у Общества не прекращалось. Поскольку тайм-чартер всего лишь наделяет фрахтователя правом использовать судном в течение определенного времени. Судовладелец (Общество) сохраняет за собой владение и контроль над судном. Подписание договора тайм-чартера и акта сдачи судна в чартер были осуществлены до помещения судна под таможенную процедуру. В период действия договора тайм-чартера Общество осуществляло одновременное с ООО «ДВМП» использование судна, что не может рассматриваться как передача иному лицу права использовании таможенной процедуры временного ввоза, требующая получения разрешения таможенного органа.
Дополнительно представитель Общества по доверенности ФИО5 пояснил, что судно было передано <данные изъяты> в пользование, но не во владение. Контроль над судном сохранялся. В соответствии с нормами английского права договор тайм-чартера по своему содержанию является договором перевозки груза, то есть договором оказания услуг.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, - на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ и материалам дела в совокупности, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СКФ Атлантик», <адрес>, Россия, и компанией «<данные изъяты>», <данные изъяты> заключен договор фрахтования судна без экипажа (бербоутный чартер).
ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи Судовладельцем – компанией <данные изъяты> Фрахтователю – ООО «СКФ Атлантик» передан нефтеналивной танкер «<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ танкер «<данные изъяты> зарегистрирован в бербоут-чартерном реестре (свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ в отдел таможенного оформления и таможенного контроля ФИО1 центрального таможенного поста ФИО1 (<адрес>) работником <данные изъяты>» (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО7, на основании договора об оказании услуг таможенного представителя № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «СКФ Атлантик», подана декларация на товары (далее – ДТ) №, в которой под таможенную процедуру «временный ввоз (допуск)» в соответствии со ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, согласно п. 3 ст. 282 ТК ТС, заявлен товар - морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты>»), бывший в употреблении, год постройки 1998, место постройки Пула (Хорватия), класс судна КМ*SPM OIL TANKER(ESP), <данные изъяты> классификационный код в соответствии с ТН ВЭД №, таможенная стоимость товара 524 701 818,50 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 центральный таможенный пост ФИО1 поступило заявление генерального директора ООО «СКФ Атлантик» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ с обращением о выдаче разрешения на помещение товара – «морское судно танкер <данные изъяты>» (<данные изъяты>) под таможенную процедуру временного ввоза на срок до ДД.ММ.ГГГГ с частичным (условным) освобождением от уплаты таможенных платежей, с просьбой о согласовании периодичности уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов на ежемесячной основе, в котором в качестве дополнительной информации сообщалось, что данное судно будет использовано для осуществления каботажных и международных морских перевозок нефтепродуктов под государственным флагом Российской Федерации.
Также, на ФИО1 центральный таможенный пост ФИО1 от генерального директора ООО «СКФ Атлантик» ФИО8 поступило ходатайство б/н от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании частичного (условного) освобождения от уплаты таможенных платежей, с ежемесячной уплатой 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товара «морское судно танкер «<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ товар «морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты> задекларированный по ДТ №, помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Временный ввоз судна завершен путем его помещения под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ №.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СКФ Атлантик» и компанией «<данные изъяты>» заключено соглашение о расторжении договора бербоут-чартера от ДД.ММ.ГГГГ в отношении судна «ДД.ММ.ГГГГ», о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приема-передачи судна.
ДД.ММ.ГГГГ танкер «<данные изъяты>) исключен из бербоут-чартерного реестра (свидетельство № МР-VII №).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 проведена камеральная проверка соблюдения условий таможенной процедуры «временный ввоз (допуск)» в отношении товара «морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты>»), бывший в употреблении, год постройки 1998, место постройки Пула (Хорватия), класс судна <данные изъяты>), номер <данные изъяты> код <данные изъяты> задекларированного по ДТ №, в ходе которой установлено что товар – «морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты> задекларированный по ДТ №, был передан по договору тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ иному лицу – ООО «Дальневосточное морское пароходство», что подтверждается протоколом сдачи судна в тайм-чартер от ДД.ММ.ГГГГ, а также документами бухгалтерского учета, и находился в пользовании ООО «Дальневосточное морское пароходство» (<данные изъяты>») в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) определено, что таможенная декларация представляет собой документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Согласно п. 7 ст. 190 ТК ТС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии со ст. 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) – таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
В соответствии с ч.2 ст. 279 ТК ТС, временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
Согласно ч.3 ст. 279 ТК ТС и п.1 ст. 275 Федерального закона № 311-ФЗ передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу допускается с разрешения таможенного органа, за исключением случаев их передачи в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза, - без разрешения таможенного органа.
Согласно информации ФИО1 центрального таможенного поста ФИО1 (служебная записка №.1-30/3475 от ДД.ММ.ГГГГ), декларант либо собственник товара не обращались в ОТО и ТК ФИО1 центрального таможенного поста с заявлениями о передаче временно ввезенного товара «морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты> задекларированного по ДТ №, другим лицам.
В соответствии с докладной запиской ОТП и ТК ФИО1 от 17.09.2015г. №, ООО «СКФ Атлантик» не соблюдены ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенным товаром, задекларированным по ДТ №, установленные ст. 279 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Таким образом, декларантом ООО «СКФ Атлантик», поместившим судно «<данные изъяты> под процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ №, не соблюдены ограничения по владению и пользованию временно ввезенными товарами, установленные ст. 279 ТК ТС, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 16.19 КоАП России.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту в отношении ООО «СКФ Атлантик» возбуждено дело об административном правонарушении № по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ и на основании требований ст. 28.7 КоАП РФ было проведено административное расследование.
В материалы дела представлено письменное объяснение представителя ООО «СКФ Атлантик» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГФИО9, в котором поясняется следующее:
ООО «СКФ Атлантик» знало установленный порядок владения, пользования и распоряжения товарами, помещенными под процедуру временный ввоз, в соответствии с которыми, в случае передачи владения и пользования ввезенным товаром иному лицу, требуется получение предварительного согласия таможенного органа. Помещение декларантом судна под таможенную процедуру временного ввоза, устанавливающую ограничения по пользованию и распоряжению товаром, а не под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которая не содержит таких ограничений, было продиктовано существующей практикой таможенного органа оформления судов, ввозимых по договору бербоут-чартера. В связи с ввозом судна «<данные изъяты>» ООО «СКФ Атлантик» также планировало поместить судно под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и заключило договор на оказание услуг по таможенному оформлению с иным крупным таможенным представителем в Новороссийске – <данные изъяты> однако также получило разъяснение о том, что ФИО1 сформирована практика выпуска товаров по договору бербоут-чартера только под таможенную процедуру временного ввоза. Помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления не допускается, поскольку по договору бербоут-чартера не передается право собственности. Общество было вынуждено обратиться в ФТС для пересмотра таможенным органом практики оформления морских судов при из ввозе по договору бербоут-чартера. Таможенный орган не извещался о заключении договора тайм-чартера с ООО «Дальневосточное морское пароходство» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку таможенное законодательство предусматривает предварительное уведомление таможенного органа о передаче временно ввезенных товаров другому лицу, а рассматриваемый договор тайм-чартера был заключен до ввоза судна на таможенную территорию Таможенного союза и до его помещения под таможенную процедуру временного ввоза. Исходя из содержания договора тайм-чартера, положений применимого законодательства и намерений сторон договора тайм-чартера танкер во владение и пользование фрахтователю не передавался. При этом судовладелец сохранял за собой фактическое владение судном, контроль над ним и также продержал его использовать в целях оказания услуг по транспортировке грузов в рамках заключенного договора тайм-чартера. В случае с договором тайм-чартера, физической передачи судна фрахтователю, а также передачи владения над судном фрахтователю, не происходит. Протокол сдачи судна в тайм-чартер лишь фиксирует, с какого времени и в чьем коммерческом интересе судовладельцем осуществляется пользование судном. Наличие у судовладельца права владения и контроля над специальным морским судном - танкером обусловлено наличием лицензии на перевозку конкретным морским судном опасных грузов - нефти и нефтепродуктов, выдаваемой Федеральной службой но надзору в сфере транспорта в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. В рассматриваемом случае (заключение договора тайм-чартера по форме Шеллтайм с применением английского права, представляющего собой рамочный договор оказания услуг по перевозке грузов) имеется разделение контроля, владения и пользования: контроль, владение и пользование сохраняется за судовладельцем (и осуществляется им через капитана и команду), а ограниченным пользованием судном наделяется фрахтователь. Судно, в связи с его особенностями, а именно потенциальным тяжелым ущербом экологии от разлива нефти, постоянно и непрерывно находится в полном владении и пользовании профессионального судовладельца. Таким образом, ООО «СКФ Атлантик» на протяжении всего времени временного ввоза судна в РФ оставалось владельцем судна и его непосредственным пользователем. Необходимо также учитывать, что целью подписания договора тайм-чартера со стороны фрахтователя является исключительно транспортировка на судне нефтеналивных грузов. Фрахтователь по договору тайм-чартера «Шеллтайм» не получает судно в фактическое владение и пользование (как это предусмотрено ст. 279 ТК ТС), ему лишь предоставляется ограниченное право использовать судно в своих коммерческих интересах. Тем не менее, такое пользование танкера фрахтователем возможно только посредством использования услуг капитана и экипажа, являющихся работниками судовладельца. Поэтому ООО «СКФ Атлантик» также осуществляет пользование танкером, оказывая комплекс услуг по перевозке грузов, включая их погрузку на судно, выгрузку и, собственно выполнение рейсов, за что получает оплату от фрахтователя по тайм-чартеру. Ограниченный характер пользования фрахтователя заключается в том, что фрахтователь не имеет никаких правомочий в отношении судна, кроме как права давать указания в отношении указания принимаемого к перевозке груза и номинации портов погрузки и выгрузки, не несет на себе бремени эксплуатации судна и, соответственно, и не может считаться лицом, которое приняло на себя какую-либо ответственность за судно (в виду отсутствия у него судна во фактическом владении и пользовании). ООО «СКФ Атлантик» знало об установленных таможенным законодательством условиях, при наступлении которых возникает необходимость получения разрешения либо уведомления таможенного органа о передаче временно ввезенных товаров иному лицу. ООО «СКФ Атлантик» соблюдало требования таможенной процедуры временного ввоза следующими способами: ежемесячно в течение года уплачивало таможенные платежи и своевременно подавало формы корректировки декларации на товары, поддерживая танкер в неизменном состоянии и осуществляя над ним фактическое владение и пользование, таможенная процедура временного ввоза была завершена в установленном законодательством порядке путем помещения судна под таможенную процедуру реэкспорта. ООО СКФ «Атлантик» не признает факт совершения административного правонарушения и не признает вину в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 16.19 ч.2 КоАП РФ.
Из показаний ФИО10 опрошенного в качестве свидетеля при проведении административного расследования, следует, что в его должностные обязанности входит осуществление таможенного оформления и документального таможенного контроля в соответствии с действующим таможенным законодательством. ДД.ММ.ГГГГ в отдел таможенного оформления и таможенного контроля ФИО1 центрального таможенного поста ФИО1 работником <данные изъяты>» ФИО7, на основании договора об оказании услуг таможенного представителя № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «СКФ Атлантик» посредством использования сети «Интернет» подана электронная декларация на товары (ДТ) №, в которой под таможенную процедуру «временный ввоз (допуск)» в соответствии со ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, согласно п. 3 ст. 282 ТК ТС, заявлен товар - морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты>»), бывший в употреблении, год постройки 1998, место постройки Пула (Хорватия), класс судна <данные изъяты> номер ИМО 9149251, классификационный код в соответствии с ТН ВЭД №, таможенная стоимость товара <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ таможенным органом был осуществлен условный выпуск товара «морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты> задекларированного по ДТ №, т.е. товар был помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на основании следующих документов: заявление декларанта – ООО «СКФ Атлантик» б/н от ДД.ММ.ГГГГ на временный ввоз в целях использования для осуществления каботажных и международных морских перевозок нефтепродуктов под государственным флагом Российской Федерации с обязательством обратного вывоза в установленный срок; договором аренды судна (бербоут-чартер) от ДД.ММ.ГГГГ; акта приема-передачи судна от ДД.ММ.ГГГГ; справки о балансовой стоимости судна; свидетельстве о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации; классификационного свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ; международного мерительного свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ; ходатайства генерального директора ООО «СКФ Атлантик» б/н от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании частичного (условного) освобождения от уплаты таможенных платежей; обязательстве ООО «СКФ Атлантик» б/н от ДД.ММ.ГГГГ об обратном вывозе. В связи с условным выпуском на товар «морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты> задекларированный по ДТ № были наложены ограничения по передаче во владение и пользование иному лицу. Танкер «<данные изъяты> должен был находиться непосредственно у ООО «СКФ Атлантик», т.е. у лица, которому были предоставлены права владения, пользования или распоряжения указанным товаром. На момент помещения товара «морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты> под таможенную процедуру «временный ввоз (допуск)», а также во время нахождения товара под указанной процедурой в ФИО1 центральном таможенном посту отсутствовала какая-либо информация о том, что вышеуказанный временно ввезенный товар был передан во владение, пользование и распоряжение иным лицам. Согласно отметке в электронной копии декларации, таможенная процедура временного ввоза была завершена ДД.ММ.ГГГГ, товар задекларирован по ДТ №.
Из показаний ФИО11, опрошенной в качестве свидетеля при проведении административного расследования, следует, что в ее должностные обязанности входит осуществление таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии с главой 16, 19 Таможенного кодекса Таможенного союза, в том числе проведение таможенных проверок в форме камеральной таможенной проверки и выездной таможенной проверки. На основании служебной записки оперативно-розыскного отдела ФИО1 о возможном нарушении ООО «СКФ Атлантик» таможенного законодательства в части нарушения процедуры временного ввоза (допуска), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел таможенного оформления и таможенного контроля ФИО1 центрального таможенного поста ФИО1 работником <данные изъяты>» ФИО7, на основании договора об оказании услуг таможенного представителя с ООО «СКФ Атлантик» посредством использования сети «Интернет» подана электронная декларация на товары (ДТ) №, в которой под таможенную процедуру «временный ввоз (допуск)» в соответствии со ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, согласно п. 3 ст. 282 ТК ТС, заявлен товар - морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 центральный таможенный пост ФИО1 поступило заявление ООО «СКФ Атлантик» о выдаче разрешения на помещение товара – «морской нефтеналивной танкер <данные изъяты>») под таможенную процедуру временного ввоза на срок до ДД.ММ.ГГГГ с частичным (условным) освобождением от уплаты таможенных платежей. Также ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 центральный таможенный пост ФИО1 поступило ходатайство лица, перемещающего товары (ООО «СКФ Атлантик») о согласовании частичного (условного) освобождения от уплаты таможенных платежей с ежемесячной уплатой 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов. ДД.ММ.ГГГГ товар «морской нефтеналивной танкер «KARA SEA» («КАРА СИ»), задекларированный по ДТ № помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СКФ Атлантик» и компанией «<данные изъяты>» (Кипр) заключен договор бербоут-чартера (фрахтование судна без экипажа). Нефтеналивной танкер «<данные изъяты> передан Судовладельцем – компанией «<данные изъяты> Фрахтователю – ООО «СКФ Атлантик» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ танкер «<данные изъяты>» (<данные изъяты> зарегистрирован в бербоут-чартерном реестре (свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации МР-II №). Являясь бербоутным владельцем судна, ООО «СКФ Атлантик» выступило в качестве декларанта, заявив его ДД.ММ.ГГГГ под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ №. Временный ввоз судна завершен путем его помещения под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ №. В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СКФ Атлантик» (Судовладелец) и ООО «Дальневосточное морское пароходство» (Фрахтователь) заключен договор тайм-чартера. ДД.ММ.ГГГГ ООО «СКФ Атлантик» по договору тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ, передало судно «KARA SEA» ООО «Дальневосточное морское пароходство». В ходе проведения камеральной проверки ООО «СКФ Атлантик» была предоставлена заверенная переводчиком копия договора тайм-чартера, имеющая реквизиты в виде подписей и печатей. В соответствии с протоколом сдачи судна, согласно договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «СКФ Атлантик», в качестве Судовладельца и ООО «ДВМП» в качестве Фрахтователя, танкер «<данные изъяты> был передан Судовладельцем в пользование Фрахтователю в следующие дату и время: в 14 часов 48 минут ДД.ММ.ГГГГ, в момент входа судна в порт Новороссийск, Российская Федерация. Исходя из определения тайм-чартера, данного в ст. 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Согласно ст. 200 КТМ РФ, в тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера. Все вышеперечисленные условия договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) имеют место в представленном при камеральной таможенной проверке договоре тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «СКФ Атлантик» и ООО «Дальневосточное морское пароходство». Договор тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ фактически имеет правовые положения (признаки) договора аренды, а именно: содержит положения, устанавливающие подчинение капитана распоряжениям и указаниям Фрахтователя; обязанность Фрахтователя по содержанию и технической эксплуатации судна; согласно п.4 (а) договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ – «Судовладелец соглашается сдать в аренду, а Фрахтователь соглашается арендовать судно сроком на 11 месяцев плюс минус 30 дней (по усмотрению Фрахтователя)»; по каждому договору установлена «ставка аренды» в долларах США за день использования – 18 099$; согласно п.18 договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ – «Фрахтователь может передавать судно в субаренду, но при этом он всегда остаётся ответственным перед Судовладельцем за должное выполнение настоящего чартера»; согласно п. 13 договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ «капитан (хотя и назначен Судовладельцем) находится в распоряжении и под руководством Фрахтователя в части найма судна, агентской деятельности и иных соглашении и подписывает Коносаменты согласно распоряжениям Фрахтователя или его агентов»; судовладельцем в вышеуказанном договоре тайм-чартера выступает ООО «СКФ Атлантик»; исходя из положений п.1, 4, 8, 9, 10 договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ предметом данного договора является именно передача ООО «СКФ Атлантик» (как Судовладельцем) – Фрахтователю ООО «Дальневосточное морское пароходство» во временное пользование конкретное судно. Соответственно, после передачи ООО «СКФ Атлантик» вышеуказанного судна во временное пользование ООО «Дальневосточное морское пароходство», право непосредственного использования этого судна в коммерческих целях переходит к ООО «Дальневосточное морское пароходство». Таким образом, данный договор тайм-чартера является договором аренды в соответствии со ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Данные сведения подтверждаются заключением правового отдела, полученным в ходе проведения камеральной таможенной проверки. В соответствии с правилами бухгалтерского учета, оприходование ввезенных импортных товаров производится путем заполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации форм первичных документов, подтверждающих получение ввезенных товаров, и отражение на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на бухгалтерский учет», нефтеналивное судно «Кара Си» принято к бухгалтерскому учету на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» на основании договора бербоут-чартера с компанией-судовладельцем «<данные изъяты> Согласно карточки счета 62.31 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» за январь 2014г. – октябрь 2015г., в разрезе контрагента ООО «Дальневосточное морское пароходство», в адрес ООО «СКФ Атлантик» с ДД.ММ.ГГГГ производилась оплата, в том числе по договору тайм-чартера «за аренду танкера «Кара Си». Также была предоставлена карточка счета 90.01 «Выручка по основной деятельности» за период ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая получение ООО «СКФ Атлантик» доходов от реализации, в том числе денежных средств от сдачи в аренду танкера «КАРА СИ» по договору тайм – чартера. В качестве документов, подтверждающих расчеты по указанному договору тайм-чартера, Обществом предоставлены платежные поручения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период нахождения судна «KARA SEA» в тайм-чартере), согласно которых, платежи от ООО «Дальневосточное морское пароходство» в адрес ООО «СКФ Атлантик» произведены на основании оплаты счетов за фрахт по договору тайм – чартера б/н от ДД.ММ.ГГГГ, включающий НДС. Таким образом, по результатам проведенного анализа предоставленных документов и сведений установлено, что товар – «морской нефтеналивной танкер «KARA SEA» («КАРА СИ»), задекларированный ООО «СКФ Атлантик» по ДТ №, был передан по договору тайм-чартера иному лицу – ООО «Дальневосточное морское пароходство», что подтверждается протоколом сдачи судна в тайм-чартер, а также документами бухгалтерского учета. Данное обстоятельство указывает на нарушение ООО «СКФ Атлантик» таможенной процедуры временного ввоза (допуска), а именно условий ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами, предусмотренными ст. 279 ТК ТС, согласно которой временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта. Согласно информации ФИО1 центрального таможенного поста ФИО1, декларант либо собственник товара, а в данном случае этим лицо являлось ООО «СКФ Атлантик», не обращались в ОТО и ТК ФИО1 центрального таможенного поста с заявлениями о передаче временно ввезенного товара «морской нефтеналивной танкер «KARA SEA» («КАРА СИ»), задекларированного по ДТ №, другим лицам. В соответствии с докладной запиской отдела таможенных процедур и таможенного контроля ФИО1, ООО «СКФ Атлантик» не соблюдены ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенным товаром задекларированным по ДТ №, установленные ст. 279 Таможенного кодекса Таможенного союза. Таким образом, нефтеналивное судно (танкер) «КАРА СИ», находясь под таможенной процедурой временного ввоза использовалось ООО «Дальневосточное морское пароходство». Исходя из вышеприведенных норм, срок уплаты таможенных платежей исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ – дата регистрации таможенным органом ДТ №. Согласно предварительного расчета отдела таможенных платежей ФИО1 (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ исх. №), в случае несоблюдения ООО «СКФ Атлантик» условий таможенной процедуры «временный ввоз (допуск)» по ДТ №, таможенные платежи подлежат уплате в размере 80 258 390,15 рублей. На сегодняшний день имеется информация об уплате ООО «СКФ Атлантик» всей суммы таможенных платежей, согласно выставленного требования.
Из показаний ФИО12, опрошенной при проведении административного расследования в качестве свидетеля указано, что в ее должностные обязанности входит, в том числе, осуществление общего контроля за условиями и порядком помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Обстоятельства дела, по которому она опрашивается ей известны. Соблюдение процедуры временного ввоза (допуска) регламентировано приказом ГТК РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза», главой 37 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), и главой 34 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 311-ФЗ. Днем помещения товара под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) является день принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и как следствие, ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами, связанные с помещением под процедуру временного ввоза (допуска) действуют с момента выпуска товара. Учитывая, что морской нефтеналивной танкер «KARA SEA» (далее – судно), помещенный декларантом ООО «СКФ Атлантик» по ДТ № под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) был выпущен таможенным органом ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты у декларанта возникли ограничения по пользованию и распоряжению указанным судном, установленные ст. 279 ТК ТС. На момент подачи ДТ судно имело статус иностранного товара. Любые гражданско-правовые отношения, возникшие до момента выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в том числе, например, заключение договора тайм-чартера с иным лицом, не входят в компетенцию таможенного органа для принятия решения о его выпуске. В рассматриваемом случае ООО «СКФ Атлантик» при помещении судна под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) должно было предоставить в ФИО1 центральный таможенный пост ФИО1 письменное заявление с указанием причины передачи временного ввезенного судна другому лицу и сведения об этом лице. Данное письменное заявление от ООО «СКФ Атлантик» к ней на рассмотрение не поступало. Общество должно было уведомить таможенный орган о передаче судна в аренду в любой момент, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и до принятия таможенным органом решения о выпуске в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Договор тайм-чартера на судно является договором аренды судна. Протокол приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СКФ Атлантик» и ООО «Дальневосточное морское пароходство» нефтеналивного танкера <данные изъяты> свидетельствует о передаче декларантом временно ввезенного товара во владение и пользование иному лицу. Таким образом, с момента выпуска декларации на товары, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, передав временно ввезенный товар иному лицу, декларант ООО «СКФ Атлантик» нарушил ограничения, установленные для товаров, помещенных под процедуру временного воза (допуска). ООО «СКФ Атлантик», не соблюдены ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами, установленные ст. 279 ТК ТС.
Из показаний ФИО13, опрошенного при проведении административного расследования в качестве свидетеля указано, что в его должностные обязанности входит выявление, предупреждение, пресечение административных правонарушений и преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий им было установлено возможное нарушение ООО «СКФ Атлантик» таможенного законодательства в части нарушения процедуры временного ввоза (допуска). В связи с чем, в отдел таможенного контроля после выпуска товаров ФИО1 была направлена соответствующая информация, на основании которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена камеральная таможенная проверка. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел таможенного оформления и таможенного контроля ФИО1 центрального таможенного поста ФИО1 работником таможенного представителя ООО «Рускон-брокер», на основании договора об оказании услуг таможенного представителя с ООО «СКФ Атлантик», посредством использования сети «Интернет» подана электронная декларация на товары (ДТ) №, в которой под таможенную процедуру «временный ввоз (допуск)» в соответствии со ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) с частичным (условным) освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, заявлен товар - морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты> бывший в употреблении, год постройки 1998. Указанное судно ввезено на таможенную территорию таможенного союза по договору бербоут-чартера (фрахтование судна без экипажа), заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СКФ Атлантик» и компанией «ASPERINO SHIPPING COMPANY LIMITED», <адрес>ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 центральный таможенный пост ФИО1 поступило заявление ООО «СКФ Атлантик» о выдаче разрешения на помещение товара – «морское судно танкер «КАРА СИ» под таможенную процедуру временного ввоза на срок до ДД.ММ.ГГГГ с частичным (условным) освобождением от уплаты таможенных платежей. ДД.ММ.ГГГГ товар «морской нефтеналивной танкер «КАРА СИ», задекларированный по ДТ № помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Танкер «КАРА СИ» передан Судовладельцем – компанией «ASPERINO SHIPPING COMPANY LIMITED» Фрахтователю – ООО «СКФ Атлантик» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, при этом в акте указано время передачи: 09.00, и место передачи: 44 21.7Т/037-33.5Е – 17 м.м. от Новороссийска. ДД.ММ.ГГГГ танкер «КАРА СИ» (ИМО 9149251) зарегистрирован в бербоут-чартерном реестре. Являясь бербоутным владельцем судна, ООО «СКФ Атлантик» выступило в качестве декларанта, заявив его ДД.ММ.ГГГГ под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ №. Временный ввоз судна завершен путем его помещения под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ №. Вместе с тем, в ходе проведения камеральной таможенной проверки, установлено что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СКФ Атлантик» (Судовладелец) и ООО «Дальневосточное морское пароходство» (Фрахтователь) заключен договор тайм-чартера. ДД.ММ.ГГГГ ООО «СКФ Атлантик» по договору тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ, передало судно «КАРА СИ» ООО «Дальневосточное морское пароходство». В соответствии с протоколом сдачи судна, согласно договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «СКФ Атлантик», в качестве Судовладельца и ООО «Дальневосточное морское пароходство» в качестве Фрахтователя, судно «КАРА СИ» было передан Судовладельцем в пользование Фрахтователю в следующие дату и время: в 14 часов 48 минут ДД.ММ.ГГГГ, в координатах широта: 44 град 37,8 мин Северная; долгота: 037 град 52,0 мин Восточная, в момент входа судна в порт Новороссийск, Российская Федерация. В ходе проведения камеральной таможенной проверки было установлено, что договор тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ № б/н фактически имеет правовые положения (признаки) договора аренды. В связи с чем, данное обстоятельство указывает на нарушение ООО «СКФ Атлантик» таможенной процедуры временного ввоза (допуска), а именно условий ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами, предусмотренными ст. 279 ТК ТС. Передача ООО «СКФ Атлантик» прав пользования судном иному лицу - ООО «ДВМП» подтверждается бухгалтерскими и банковскими документами, полученными в ходе проведения камеральной таможенной проверка (карточки счетов, платежные поручения), свидетельствующие об оплате по договору тайм-чартера «за аренду танкера «КАРА СИ». Кроме того пользование ООО «ДВМП» судном «КАРА СИ» подтверждается транзитными декларациями и коносаментами, находящихся в судовых делах судна «КАРА СИ», и оформленными Южным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической ФИО1 отправителем/получателем/принципалом ООО «Феско-бункер», которое в свою очередь входит в группу компаний <данные изъяты>»), также как и ООО «ДВМП».
Согласно материалам дела об административном правонарушении, факт совершения ООО «СКФ Атлантик» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:
- типовым договором фрахтования судна без экипажа (бербоутный чартер) б/н, заключенном ДД.ММ.ГГГГ между компанией «<данные изъяты> и ООО «СКФ Атлантик», <адрес>, Россия, предметом которого является <данные изъяты>
- декларацией от ДД.ММ.ГГГГ российского морского регистра судоходства судна «<данные изъяты>
- судовым коносаментом № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым грузоотправителем - компанией <данные изъяты> в адрес грузополучателя – ООО «СКФ Атлантик» поставляется товар - морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты> бывший в употреблении;
- актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому компанией «<данные изъяты> – 17 м.м. от Новороссийска, в 09:00 местное время судно «Кара Си», ИМО № передано ООО «СКФ Атлантик»;
- свидетельством МР-II № (МР-II №), удостоверяющим, что на основании данных внесенных в Бербоут-чартерный реестр от ДД.ММ.ГГГГ, судну «<данные изъяты>, разрешается плавание под Государственным флагом Российской Федерации;
- ДТ №, поданной таможенным представителем <данные изъяты>» в таможенный орган, в которой под таможенную процедуру «временный ввоз (допуск)» с частичным (условным) освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, заявлен товар - морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты> 1998 год постройки, и согласно которой условный выпуск таможенным органом разрешен ДД.ММ.ГГГГ;
- заявлением в таможенный орган генерального директора ООО «СКФ Атлантик» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ с обращением о выдаче разрешения на помещение товара – «морское судно танкер «<данные изъяты>) под таможенную процедуру временного ввоза на срок до ДД.ММ.ГГГГ с частичным (условным) освобождением от уплаты таможенных платежей;
- обязательством генерального директора ООО «СКФ Атлантик» ФИО8 б/н от ДД.ММ.ГГГГ об обратном вывозе (реэкспорте), предоставленного в таможенный орган в отношении товара – морское судно танкер «<данные изъяты>
- актом таможенного досмотра №, а также приложением к нему, в соответствии с которым в результате таможенного досмотра должностным лицом ФИО1 центрального таможенного поста ФИО1 в присутствии экспедитора <данные изъяты>» установлено, что в ЗТК ООО «НМТП» у причала 25А находится морской нефтеналивной танкер «<данные изъяты>», флаг Россия;
- договором тайм-чартера б/н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между ООО «СКФ Атлантик» (Судовладелец) и ООО «Дальневосточное морское пароходство» («ДВМП»), <адрес> (Фрахтователь), о передаче торгового моторного судна под названием KARA SEA «Кара Си», в соответствии с п.8 которого Фрахтователь оплачивает использование и аренду судна по ставке 18099 долларов США в день, и соразмерно (без российского НДС) – за любую часть дня, со времени и даты его передачи (по местному времени) Фрахтователю до времени и даты его возврата (по местному времени) Судовладельцу;
- протоколом сдачи судна в тайм-чартер от ДД.ММ.ГГГГ танкера «КАРА СИ», в соответствии с которым ООО «СКФ Атлантик» согласно тайм-чартеру от ДД.ММ.ГГГГ, в 14 часов 48 минут (UTC +4) ДД.ММ.ГГГГ в координатах: широта: 44 град 37,8 мин Северная; долгота: 037 град 52,0 мин Восточная, в момент входа судна в порт Новороссийск, Российская Федерация танкер «КАРА СИ» передан ООО «ДВМП» ;
- карточками счета 62.31 за Январь 2014г. – Октябрь 2015г., 90.01.1 за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ООО «СКФ Атлантик» производилась оплата ООО «ДВМП», в том числе по договору тайм-чартера «за аренду танкера «Кара Си»;
- платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, за фрахт по договору тайм-чартера б/н от ДД.ММ.ГГГГ т/х «Кара Си»;
- транзитными декларациями №№, <данные изъяты> оформленными Южным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической ФИО1 подтверждающими факт пользования судна «<данные изъяты> иным лицом, а не ООО «СКФ Атлантик»;
- информацией ФИО1 центрального таможенного поста ФИО1 (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ№.1-30/3475), согласно которой декларант либо собственник товара по ДТ № не обращались в ОТО и ТК ФИО1 центрального таможенного поста с заявлениями о передаче временно ввезенного товара по ДТ другим лицам;
- информацией отдела таможенных процедур и таможенного контроля (ОТП и ТК) ФИО1 (докладная записка от ДД.ММ.ГГГГ№), согласно которой <данные изъяты> не соблюдены ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенным товаром (морское судно «KARA SEA»), задекларированным по ДТ №, установленные ст. 279 Таможенного кодекса Таможенного союза;
- актом камеральной таможенной проверки №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено несоблюдение ООО «СКФ Атлантик» ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенным судном «КАРА СИ» по ДТ №;
- заключением правового отдела ФИО1 (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ№) о том, что превалирующее большинство признаков относит договор тайм-чартера б/н от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды судна с экипажем;
- решением ФИО1 по результатам таможенной проверки №/Т0070 от ДД.ММ.ГГГГ, которым в соответствии с нарушением ООО «СКФ Атлантик» таможенной процедуры временного ввоза (допуска), а именно условий ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами, принято решение о необходимости уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара морской нефтеналивной танкер ««<данные изъяты>
- ответом ПАО «Дальневосточное морское пароходство» на запрос ФИО1 (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому ПАО «Дальневосточное морское пароходство» осуществляет следующие виды деятельности: осуществление морским транспортом перевозок грузов и пассажиров между портами Российской Федерации, между портами Российской Федерации и иностранными портами, между иностранными портами, путем использования собственного, арендованного и зафрахтованного у других судовладельцев флота, а также зафрахтованного иностранного тоннажа, с выполнением работ, сопутствующих перевозкам; оказание услуг морского агентирования и морского посредничества; брокерская деятельность по всем видам фрахтования судов для перевозки грузов и пассажиров в международных и внутренних морских сообщениях; осуществление всех видов обслуживания транспортного флота; выполнение погрузочно-разгрузочных работ и складских операций, транспортно-экспедиторское обслуживание; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом; осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации; приобретение, продажа, сдача в аренду морских транспортных средств; услуги по осуществлению швартовых операций морских судов и иных плавучих объектов; фрахтование и отфрахтование судов; строительство объектов производственного и непроизводственного назначения; оказание посреднических и представительских услуг; услуги по осуществлению операторской деятельности по всем типам морских судов; аренда недвижимого имущества; деятельность по обращению с опасными отходами; различного рода производственно-хозяйственная, коммерческо-торговая, финансовая, проектная, консультационная, внешнеэкономическая деятельность; работы и мероприятия, связанные с использованием и защитой сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, а также конфиденциального характера, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; подготовка и переподготовка кадрового плавсостава морских судов; реализация списанных судов, оборудования и механизмов; инвестиционная деятельность; выпуск и размещение ценных бумаг. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СКФ Атлантик» и ПАО «ДВМП» был заключен тайм-чартер. Предмет договора - передача танкера «KARA SEA» во временное пользование ПАО «ДВМП». Пользуясь принципом свободы заключения договора, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, стороны выбрали проформу «Шеллтайм-4» с применением к правоотношениям сторон английского права. Судовладельцем ООО «СКФ Атлантик» по договору тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ танкер «KARA SEA» был передан во временное пользование ПАО «ДВМП». Все три правомочия – владение, пользование и распоряжение – предаются только при отчуждении имущества. ПАО «ДВМП» производило оплату по договору тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ в предусмотренные договором сроки. На основании договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ДВМП» получило право пользования танкером «KARA SEA» для целей, предусмотренных договором, т.е. для перевозки нефтепродуктов. Согласно положениям тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ танкер «KARA SEA» входит в аренду ПАО «ДВМП» под иностранным флагом (Либерия). По запросу фрахтователя танкер был временно переведен судовладельцем под флаг РФ с отнесением затрат на фрахтователя (свидетельство о праве плавания в приложении). Временный перевод судна под флаг РФ предусмотрен положениями КТМ РФ. Ни договором, ни законом (в частности, КТМ РФ) не установлена обязанность фрахтователя при фрахтовании судна выяснять сведения о таможенном режиме, имеющихся разрешениях и/или уведомлениях таможенных органов в отношении фрахтуемого судна. До заключения договора фрахтователем в рамках обычной коммерческой практики были проверены судовые документы на танкер «KARA SEA», предусмотренные ст. 25 КТМ РФ. Танкер «KARA SEA» использовался для целей, предусмотренных договором, т.е. для перевозки нефтепродуктов.
Согласно заключению эксперта ЦЭ-КТУ № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного в рамках административного расследования, рыночная стоимость (цена) танкера «Кара Си», 1998 года постройки, номер ИМО 9149251, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 579 923 437,70 руб. Данное заключение суд расценивает в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку оно выполнено уполномоченным оценщиком, аккредитованным таможенным органом ФТС, соответствует требованиям ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
Доводы ООО «СКФ «Атлантик» о недействительности указанного заключения не нашли своего подтверждения. Представленные Обществом в дело результаты оценки судна, выполненной вне рамок административного расследования, не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств по делу.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.19 КоАП России, являются общественные отношения, связанные с регулированием требований и условий пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами
Объективную сторону данного правонарушения образуют: пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены; передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.
Ограничения, связанные с пользованием и распоряжением товарами, помещенными под определенную таможенную процедуру, установлены рядом статей раздела 6 части II ТК ТС. Разрешение или письменное уведомление таможенного органа предусмотрены при передаче прав владения, пользования или распоряжения в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (ст. 279 ТК ТС).
Пользование - употребление, применение, использование вещей в соответствии с их предназначением. Право пользования означает, что пользователь получил от владельца или распорядителя вещи, объекта право на их использование в течение определенного периода и на условиях, установленных собственником-распорядителем или собственником-владельцем. (ФИО14, ФИО15, ФИО16 Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М., ИНФРА-М, 2011)
В рассматриваемом случае использование морского нефтеналивного танкера «КАРА СИ» ООО «Дальневосточное морское пароходство» по договору тайм-чартера б/н от ДД.ММ.ГГГГ для перевозок «топлива жидкого, мазута», свидетельствуют о пользовании иным лицом, временно ввезенным судном и несоблюдении ООО «СКФ Атлантик» таможенной процедуры временного ввоза (допуска).
Согласно п. 1 ст. 115 КТМ РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
В соответствии со ст. 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).
Непосредственно наименование проформы типового договора тайм-чартера «Шеллтайм-4» и страна его происхождения (подписания), не являются критериями для определения правовой природы гражданско-правовых отношений между ООО «СКФ Атлантик» и фрахтователем ООО «ДВМП». Анализу подлежит его содержание и наличие существенных условий договора для определения характера возникших правоотношений, с учетом положений ст. 1193 ГК РФ, согласно которой норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.
Существо арендных правоотношений между ООО «СКФ Атлантик» и ООО «ДВМП» подтверждается непосредственно содержанием договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ Так, согласно п.4 договора, судовладелец (ФИО2) соглашается сдать за плату в аренду, а Фрахтователь (ООО «ДВМП») соглашается арендовать судно сроком на 11 месяцев плюс минус 30 дней (по усмотрению Фрахтователя)»; по каждому договору установлена «ставка аренды» в долларах США за день использования – 18 099 долларов США (п. 8 Договора); согласно п.18 договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ – «Фрахтователь может передавать судно в субаренду, но при этом он всегда остаётся ответственным перед Судовладельцем за должное выполнение настоящего чартера»; согласно п. 13 договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ «капитан (хотя и назначен Судовладельцем) находится в распоряжении и под руководством Фрахтователя в части найма судна, агентской деятельности и иных соглашении и подписывает Коносаменты согласно распоряжениям Фрахтователя или его агентов»; судовладельцем в вышеуказанном договоре тайм-чартера выступает ООО «СКФ Атлантик»; исходя из положений п.1, 4, 8, 9, 10 договора тайм-чартера от ДД.ММ.ГГГГ предметом данного договора является именно передача ООО «СКФ Атлантик» (как Судовладельцем) – Фрахтователю ООО «Дальневосточное морское пароходство» во временное пользование конкретное судно. Соответственно, после передачи ООО «СКФ Атлантик» вышеуказанного судна во временное пользование ООО «Дальневосточное морское пароходство», право непосредственного использования этого судна в коммерческих целях переходит к ООО «Дальневосточное морское пароходство».
Акт (протокол) от ДД.ММ.ГГГГ передачи судна от судовладельца фрахтователю в рамках указанного договора представлен в дело, из которого также следует, что судно передается фрахтователю в пользование (в аренду).
Передача ООО «СКФ «Атлантик» судна в аренду ООО «ДМВП» также подтверждается бухгалтерским учетом Общества. Так, приказом Общества от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на бухгалтерский учет», нефтеналивное судно «Кара Си» принято к бухгалтерскому учету на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» на основании договора бербоут-чартера с компанией-судовладельцем «ASPERINO SHIPPING COMPANY LIMITED». Согласно карточки счета 62.31 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» за январь 2014г. – октябрь 2015г., в разрезе контрагента ООО «Дальневосточное морское пароходство», в адрес ООО «СКФ Атлантик» с ДД.ММ.ГГГГ производилась оплата, в том числе по договору тайм-чартера «за аренду танкера «Кара Си». Также была предоставлена карточка счета 90.01 «Выручка по основной деятельности» за период ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая получение ООО «СКФ Атлантик» доходов от реализации, в том числе денежных средств от сдачи в аренду танкера «КАРА СИ» по договору тайм – чартера. В качестве документов, подтверждающих расчеты по указанному договору тайм-чартера, Обществом предоставлены платежные поручения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период нахождения судна «KARA SEA» в тайм-чартере), согласно которых, платежи от ООО «Дальневосточное морское пароходство» в адрес ООО «СКФ Атлантик» произведены на основании оплаты счетов за фрахт по договору тайм – чартера б/н от ДД.ММ.ГГГГ, включающий НДС.
С учетом изложенного следует вывод о том, что договор тайм-чартера содержит все существенные условия договора аренды судна с экипажем (тайм чартер), то есть очевидно обстоятельство нахождения судна «КАРА СИ» во временном владении и пользовании у ООО «ДВМП» по договору аренды судна (тайм-чартеру) на дату ДД.ММ.ГГГГ (на момент совершения административного правонарушения).
Представленные в дело Обществом заключение ТПП и письмо иностранной юридической компании, содержащие позицию о сложившихся между ООО «СКФ Атлантик» и ООО «ДВМП» договорных правоотношениях и их природе, не имеют юридического значения для рассмотрения настоящего дела по существу.
Согласно частям 2-4 ст. 279 ТК ТС временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
Допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу:
1) в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза, - без разрешения таможенного органа;
2) в иных случаях - с разрешения таможенного органа.
В целях получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам декларант этих товаров подает в таможенный орган, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру, письменное заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице.
Передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий, установленных настоящей главой, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза.
Таким образом, ООО «СКФ Атлантик», юридический адрес: 191186, <адрес>, литер <данные изъяты> дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> являясь декларантом временного ввезенного товара – морской нефтеналивной танкер <данные изъяты>»), 77по ДТ №, передав его во временное пользование ООО «Дальневосточное морское пароходство» по договору тайм-чартера б/н от ДД.ММ.ГГГГ, не соблюдены ограничения по владению и пользованию временно ввезенными товарами, установленные ч. 2 ст. 279 ТК ТС.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП России, является декларант, поскольку именно на него в соответствии со ст. 188 ТК ТС возложена обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру и ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры, в данном случае субъектом является ООО «СКФ Атлантик».
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. При этом права лица, корреспондирующиеся с его обязанностями в каждом правоотношении, как раз и определяют указанную степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП России предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из данной нормы закона, вина юридического лица определяется через три основные составляющие:
- наличие обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить;
- наличие объективной возможности исполнить данную обязанность, которая заключается в отсутствии объективных препятствий, то есть обстоятельств, не зависящих от воли лица;
- неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Таким образом, понятие «вины юридического лица» имеет самостоятельную правовую конструкцию. Формы вины в виде умысла и неосторожности не применимы к данному субъекту ответственности, поскольку связаны с интеллектуально-волевым признаком, который присущ исключительно физическому лицу и не может существовать у юридического лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, юридическое лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения, если в ходе производства по делу будет доказано, что нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры. То есть юридическое лицо посредством всех своих представителей должно предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в то время, когда у юридического лица имелась возможность принятия таких мер.
Вина ООО «СКФ Атлантик» выражается в том, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства, но им не были предприняты все необходимые для этого меры.
Так, Общество имело возможность до выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой временного ввоза (допуска) – ДД.ММ.ГГГГ судна «КАРА СИ» по ДТ №, направить в таможенный орган письменное уведомление с указанием причины передачи временного ввезенного судна другому лицу и сведения об этом лице, кроме того перед таможенным декларированием могло уведомить таможенного представителя о том, что судно фактически передано ДД.ММ.ГГГГ в пользование ООО «ДВМП» для получения соответствующих разъяснений по соблюдению таможенной процедуры либо прекратить тайм-чартерные отношения с ООО «ДВМП».
Непринятие ООО «СКФ Атлантик» вышеуказанных мер привело к нарушению требований таможенного законодательства.
Таким образом, судом установлена вина ООО «СКФ Атлантик» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.19 КоАП РФ, а именно в пользовании судном «КАРА СИ», помещенным ДД.ММ.ГГГГ под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в нарушение таможенной процедуры (переданным ООО «СКФ Атлантик» в пользование иному лицу) доказана.
Согласно электронной базе данных КПС «Административные правонарушения» ФИО1, ООО «СКФ Атлантик» ранее к административной ответственности за нарушение таможенных правил по ч.2 ст. 16.19 КоАП России не привлекалось.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд считает доказанной вину ООО «СКФ Атлантик» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.19 КоАП РФ. Общество следует привлечь к наказанию в виде минимального административного штрафа в размере однократной стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения 579 923 437 рублей 70 копеек, без конфискации предмета административного правонарушения.
Издержки в сумме 716,40 рублей, состоящие из затрат на оплату услуг по письменному переводу на иностранный язык в рамках настоящего дела об административном правонарушении, следует отнести на счет федерального бюджета
Руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать <данные изъяты>» <данные изъяты>, <адрес>, литер <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.19 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Сумма штрафа подлежит перечислению не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу через кассу ФИО1 либо по следующим реквизитам:
депозитный рублевый счет №, <данные изъяты>, получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России, банк получателя – Операционный департамент <данные изъяты> оплата штрафа по постановлению по делу об АП №». Уникальный идентификатор начисления №.
Издержки в сумме <данные изъяты> состоящие из затрат на оплату услуг по письменному переводу на иностранный язык в рамках настоящего дела об административном правонарушении, отнести на счет федерального бюджета
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии постановления.
Судья Головин А.Ю.