НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 26.04.2018 № 5-157/2018

Дело № 5-157/2018 Мотивированное постановление изготовлено 26.04.2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 апреля 2018 года г. Мурманск

Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Хуторцева И.В., в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сваева С.Д.,

представителя УМВД России по Мурманской области Галича Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении и материалы к нему в отношении:

индивидуального предпринимателя Сваева С.Д., <данные изъяты>, ИНН 510402533866, ОГРНИП , <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Сваев С.Д. в срок по <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ нарушил установленный порядок уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (УВМ УМВД России по <адрес>), расположенного по адресу<адрес>, о заключении ДД.ММ.ГГГГ трудового договора с гражданином <данные изъяты>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, Сваев С.Д. нарушил часть 8 статьи 13 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», часть 2 Порядка представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства (приложение № 21), утвержденного приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОИК УВМ УМВД России по <адрес> вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Сваева С.Д. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с материалами дела направлен в суд для рассмотрения по существу.

ИП Сваев С.Д., которому разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ходатайств и отводов не заявивший, в судебном заседании вину в совершенном административном правонарушении признал, в содеянном раскаивается, просил учесть объяснения, которые им были даны при составлении протокола. Пояснил, что у него в штате работают три человека – он сам, ФИО2 и ФИО1 Об обязанности представлять уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином по установленной форме он узнал ДД.ММ.ГГГГ, когда пришел в территориальное подразделение МП по обслуживанию <адрес> МО МВД России « Полярнозоринский». В тот же день он заполнил соответствующую форму и заказным письмом направил в УВМ УМВД России по <адрес>. Вину в совершенном правонарушении признал полностью, просит назначить минимально возможное наказание. Просил назначить минимально возможное наказание в виде предупреждения, поскольку <данные изъяты>. Назначение административного штрафа скажется негативно на материальном положении семьи.

В судебном заседании представитель административного органа Галич Э.В. указал на то, что вина индивидуального предпринимателя в нарушении установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином доказана, подтверждается протоколом об административном правонарушении и материалами дела.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Частью 8 статьи 13 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентировано, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации".

Частью 2 Порядка представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства (приложение № 21), утвержденного приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

На основании пункта 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел иммиграционного контроля УВМ УМВД России по <адрес> поступил рапорт, зарегистрированный в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, о нарушении порядка и сроков уведомления работодателем ИП Сваевым С.Д. о заключении трудового договора с иностранным гражданином.

Как следует из листа записи из ЕГРИП ИФНС России по г. Мурманску ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о приобретении физическим лицом – иностранным гражданином Сваевым С.Д. статуса индивидуального предпринимателя (л.д. 17-18), в связи с чем на он обязан соблюдать и исполнять требования национального законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность индивидуальных предпринимателей.

Сведений о прекращении Сваевым С.Д. статуса индивидуального предпринимателя на момент совершения административного правонарушения в материалах дела не имеется.

Согласно национальному заграничному паспорту гражданина <данные изъяты>, выданному <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <данные изъяты> (л.д. 26-28).

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО1 ИП Сваевым С.Д. издан приказ о приеме его на работу с ДД.ММ.ГГГГ. С ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор .

Согласно копии почтового конверта уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином по форме (приложение к приказу ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ) направлено ИП Сваевым С.Д. на бумахном носителе ДД.ММ.ГГГГ и поступило ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 10).

Уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином по форме (приложение № 19 к приказу ФМС России от 28.06.2010 № 147) направлено ИП Сваевым С.Д. по электронной почте ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12).

Из протокола об административном правонарушении следует, что по сроку представления до <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ ИП Сваев С.Д. представил по почте уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного срока, предусмотренного частью 2 Порядка представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства (приложение № 21), утвержденного приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147.

Таким образом, ИП Сваев С.Д. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, то есть нарушил установленный порядок уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения.

Факт совершения ИП Сваевым С.Д. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: рапортом, зарегистрированным в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копией листа записи ЕГРИП, копиями заявления ФИО1., трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1., приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ИП Сваева С.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, национального заграничного паспорта ФИО1 объяснениями Сваева С.Д. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, копией уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о заключении трудового договора с иностранным гражданином по форме (приложение № 19 к приказу ФМС России от 28.06.2010 № 147), почтового конверта, сведениями программы ППО «Территория» о регистрации ДД.ММ.ГГГГ уведомления, представленного ИП Сваевым С.Д.

Из объяснений ИП Сваева С.Д. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и объяснений в судебном заседании следует, что у него в штате работают три человека – он сам, ФИО2. и ФИО1 Об обязанности представлять уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином по установленной форме он узнал ДД.ММ.ГГГГ, когда пришел в территориальное подразделение МП по обслуживанию <адрес> МО МВД России « Полярнозоринский». В тот же день он заполнил соответствующую форму и заказным письмом направил в УВМ УМВД России по <адрес>. Вину в совершенном правонарушении признал полностью, просит назначить минимально возможное наказание.

В силу примечания к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей и иными статьями главы 18 названного Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела установлено, что у индивидуального предпринимателя Сваева С.Д. имелась возможность для соблюдения порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином ФИО1 за нарушение которого Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но индивидуальным предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению такого порядка.

При производстве по делу об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении административным органом процессуальных нарушений не допущено.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются основаниями для прекращения производства по делу об административном правонарушении, не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

С учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности административного правонарушения, принимая во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным и освобождением в связи с этим от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется. Состав допущенного правонарушения является формальным, поэтому отсутствие тяжких последствий не свидетельствует о малозначительности нарушения.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаю обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ИП Сваева С.Д., признание вины в совершенном административном правонарушении и раскаяние в содеянном.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП Сваева С.Д., предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не установлено.

С учетом наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения, судья считает возможным назначить ИП Сваеву С.Д. административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в сумме 400 000 рублей, поскольку административное приостановление деятельности является более строгим видом административного наказания.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При определении вида и размера административного наказания, учитываю характер совершенного административного правонарушения, а также то, что ранее ИП Сваев С.Д. к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекался, назначение административного наказания в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав индивидуального предпринимателя, с учетом имущественного и финансового положения, а также положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначает наказание, в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного за совершение указанного административного правонарушения, в сумме 200 000 рублей.

Вместе с тем, принимаю во внимание ходатайство ИП Сваева С.Д. назначить ему минимальное административное наказание и считаю возможным заменить административный штраф на предупреждение.

В соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как следует из материалов дела, ИП Сваев С.Д. внесен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

ИП Сваев С.В. ранее не привлекался к административной ответственности, что подтверждается сведениями в протоколе об административном правонарушении и пояснениями представителя административного органа в судебном заседании.

Несмотря на то, что объектом охраны в сфере иммиграционного контроля являются интересы государства в реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также обеспечении устойчивости и стабильности внутреннего рынка труда, при назначении административного наказания необходимо учитывать обстоятельства совершенного административного правонарушения, причины и условия, ему способствовавшие.

Сведения о том, что противоправное поведение ИП Сваева С.В. причинило или могло причинить вред охраняемым законом объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе безопасности государства, в ходе производства по делу об административном правонарушении не получены.

Совершенное ИП Сваевым С.В. административное правонарушение не относится к административным правонарушениям, названным в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за совершение которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

При этом учитываю, что среднемесячный доход Сваева С.В. с его слов составляет 50 000 рублей, осуществляемый им вид деятельности (производство прочих отделочных и завершающих работ) носит нерегулярный характер, на его иждивении находятся пять несовершеннолетних детей, которые при назначении административного штрафа даже в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не будут получать такого содержания, на которое могли рассчитывать.

Кроме того, назначение ИП Сваеву С.Д. административного штрафа в размере 200 000 рублей не будет отвечать основным целям государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, предусмотренным в части 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации": обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.

Сваев С.Д. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ и совершил административное правонарушение на начальном этапе развития своей предпринимательской деятельности.

Учитываю также, что уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином по установленной форме направлено ИП Сваевым С.Д. по почте ДД.ММ.ГГГГ, то есть сражу же, как только он узнал о неисполненной обязанности. Нарушение срока представления уведомления составило 6 дней.

Доказательства того, что ИП Сваев С.В., зная о своей обязанности представлять уведомление по установленной форме, умышленно не представил его в установленный срок, в материалах дела отсутствуют.

В то же время, в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Допущенное ИП Сваевым С.Д. нарушение не свидетельствует о наличии существенной угрозы правоохраняемым интересам в сфере регулируемого государством порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

С учетом изложенных обстоятельств, административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, назначенное ИП Сваеву С.В., подлежит замене на предупреждение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 3.5, 4.1, 4.1.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя Сваева С.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

В соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти суток с момента получения или вручения копии постановления.

Судья И.В. Хуторцева