НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Новосибирского гарнизонного военного суда (Новосибирская область) от 12.12.2017 № 5-93/17

постановление

по делу об административном правонарушении

12 декабря 2017 года город Новосибирск

Судья Новосибирского гарнизонного военного суда Левченко А.Ю., при секретаре судебного заседания Новицкой З.И., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Яковлева А.В., в помещении военного суда, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 КоАП Российской Федерации, в отношении военнослужащего ФГКВОУВО «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии» <данные изъяты>

Яковлева Александра Васильевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проходящего военную службу по контракту, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

установил:

в ходе плановой выездной проверки ФГКВОУВО «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии» (далее – НВИ) использования средств федерального бюджета за период с 1 января по 31 декабря 2016 года, проведенной должностными лицами управления Федерального казначейства по Новосибирской области (далее – УФК по НСО), выявлено, что в отчете о финансовых результатах деятельности НВИ на 1 января 2017 года (форма по ОКУД 0503121), подписанном <данные изъяты> Яковлевым, имеются завышения по строке 175 «Работы и услуги по содержанию имущества», графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого» на сумму 1588728 рублей 33 копейки, что составляет 17,24 % от суммы 9217293 рубля 11 копеек, отраженной в данной строке.

Таким образом, Яковлеву инкриминируется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 КоАП Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела Яковлев вину в совершении указанного административного правонарушения не признал и указал, что требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности не нарушал, при формировании отчета о финансовых результатах деятельности НВИ действовал в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, ведомственными указаниями и распоряжениями.

Решая вопрос о наличии в деянии Яковлева состава административного правонарушения, судья исходит из следующего.

Согласно выписке из приказа МВД Российской Федерации № 867 л/с от 21 августа 2015 года, Яковлев, освобожденный от ранее занимаемой воинской должности, назначен с 8 июля 2015 года на должность <данные изъяты>

Как усматривается из должностных обязанностей, утвержденных начальником НВИ, <данные изъяты> отвечает, в том числе, за ведение бухгалтерского учета и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Из протокола об административном правонарушении № 93 от 20 ноября 2017 года усматривается, что в результате неправомерного принятия от Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ранее - Главное командование ВВ МВД Российской Федерации) финансовых обязательств на сумму 1588728 рублей 33 копейки по содержанию имущества (обеспечение функционирования и поддержания работоспособности копировально-множительных и печатающих устройств, по ремонту 15-ти комплектов радиостанций) по пяти извещениям (Форма по ОКУД 0504805), не являющихся финансовыми и нефинансовыми активами и при отсутствии обязательств между НВИ и Главным командованием ВВ МВД Российской Федерации, отчет о финансовых результатах деятельности (Форма по ОКУД 0503121), подписанный <данные изъяты> Яковлевым, содержит недостоверные данные по средствам федерального бюджета, а именно завышен по строке 175 «Работы и услуги по содержанию имущества», графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого» на сумму 1588728 рублей 33 копейки, что составляет 17,24 % от суммы 9217293 рубля 11 копеек, отраженной в данной строке.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 6 декабря 2011 года (далее - Закон), бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статьей 3 приведенного Закона установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность – это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными данным Федеральным законом.

Объектами бухгалтерского учета, согласно положениям статьи 5 Закона, являются факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы, расходы, а также иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В соответствии с частью 2 статьи 8 анализируемого Закона экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Частью 1 статьи 9 того же Закона установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Согласно положениям частей 1-8 статьи 13 Закона, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

При этом, статьей 14 Закона определено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями этого Кодекса. Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 191н от 28 декабря 2010 года утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – Инструкция № 191н).

Пунктами 92 и 99 приведенной Инструкции установлено, что отчет о финансовых результатах деятельности (Форма по ОКУД 0503121) составляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета и содержит данные о финансовых результатах его деятельности в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета, главный администратор доходов бюджета составляет консолидированный Отчет (Форма по ОКУД 0503121) на основании консолидированных Отчетов (Форма по ОКУД 0503121) и Отчетов (форма по ОКУД 0503121), представленных соответственно распорядителями (получателями) бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, администраторами доходов бюджета, путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам соответствующих разделов отчета и исключения взаимосвязанных показателей по операциям безвозмездной передачи (получения) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между главным распорядителем и распорядителем (получателем) бюджетных средств, главным администратором и администратором источников финансирования дефицита бюджета, в том числе в рамках расчетов по централизованному снабжению.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 157н от 1 декабря 2010 года утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее - Инструкция № 157н).

Пунктом 276 приведенной Инструкции установлено, что счет 30404 «Внутриведомственные расчеты» предназначен для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждений (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета), также расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями (филиалами), а также между обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними.

Таким образом, как следует из названной Инструкции № 157н, по внутриведомственным расчетам могут передаваться нефинансовые активы и обязательства между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями.

Согласно положениям пункта 14 указа Президента Российской Федерации №157 от 5 апреля 2016 года, до вступления в силу соответствующего федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи ВВ МВД Российской Федерации. До вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность ВВ МВД Российской Федерации.

Положениями приказа министра внутренних дел Российской Федерации от 4 сентября 2012 года предусмотрено, что Главное командование ВВ МВД Российской Федерации наделено бюджетными полномочиями главного распорядителя бюджетных средств по исполнению соответствующей части бюджета, в том числе, по подразделу 0303 «Внутренние войска».

Как следует из указаний начальника финансового управления Главного командования ВВ МВД России от 28 декабря 2010 года, командирам воинских частей указано на необходимость соблюдения порядка отражения в учете и отчетности операций по внутриведомственным расчетам по оказанным услугам.

Так, в частности, при получении извещения об оплате полученных (оказанных услуг) в рамках внутриведомственных расчетов, в том числе по централизованной оплате, при наличии в Извещении отправителя отражения сумм по кредиту счетов 30208, 30209, 30218 – учреждение-получатель оформляет полученные услуги отнесением на расходы по дебету счета 40101 225, 40101 226, 40101 290 соответственно с приложением утвержденных руководителем военного учреждения актов приемки выполненных работ (услуг).

На основании изложенного, судья приходит к выводу о том, что извещение (Форма по ОКУД 0504805) является учетным документом, на основании которого отражаются расчеты.

Как усматривается из извещений (Форма по ОКУД 0504805) № 697 от 27 мая 2016 года на сумму 96675 рублей 21 копейку; № 1341 от 5 августа 2016 года на сумму 343109 рублей 45 копеек; № 1925 от 11 ноября 2016 года на сумму 269174 рубля 92 копейки; № 2712 от 27 декабря 2016 года на сумму 203548 рублей 75 копеек и № 2301 от 19 декабря 2016 года на сумму 676220 рублей, - главным командованием ВВ МВД России переданы к учету НВИ финансовые обязательства на общую сумму 1588728 рублей 33 копейки, состоящую из денежных сумм, затраченных на осуществление работ по обеспечению функционирования и поддержания работоспособности копировально-множительных и печатающих устройств, выполненных в рамках заключенного государственного контракта между главным командованием ВВ МВД России с ООО «Супервейв Групп» от 1 февраля 2016 года; а также работ по ремонту 15-ти комплектов радиостанций, выполненных в рамках заключенного государственного контракта между главным командованием ВВ МВД России и ОАО «Ярославский радиозавод» от 23 мая 2016 года.

В ходе рассмотрения дела Яковлев указал, что вышеназванная копировально-множительная техника и 15-ть комплектов радиостанций находятся в оперативном управлении НВИ и названным учебным заведением осуществлялась комиссионная приемка выполненных работ, связанных с обеспечением функционирования, поддержания работоспособности и ремонтом указанной техники.

Далее Яковлев указал, что согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минфина России от 21 апреля 2016 года, в случае, если в отношении уполномоченного органа решением о наделении его полномочиями по закупочной деятельности предусмотрено, что приемку работ (услуг) будет осуществлять непосредственно орган власти, государственный (муниципальный) орган или казенное учреждение, в отношении которого принято решение о централизации закупочной деятельности, то отражение капитальных вложений, расходов (финансового результата) текущего финансового года в бюджетном учете осуществляется последним. Кроме того, на основании указаний и распоряжений главного командования, полученные НВИ от Главного командования войск национальной гвардии Российской Федерации вышеуказанные извещения были приняты учебным заведением к учету и отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности о финансовых результатах деятельности (Форма по ОКУД 0503121).

Яковлев также пояснил, что оснований для непринятия и последующего возвращения поступивших от вышестоящего командования извещений не имелось. Отчет о финансовых результатах деятельности НВИ составлен и подписан им и начальником НВИ в январе 2017 года.

Таким образом, судьей установлено, что в результате переданных к учету Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (ранее - Главное командование ВВ МВД Российской Федерации ) обязательств на общую сумму 1588728 рублей 33 копейки, состоящую из денежных сумм, затраченных на осуществление работ по обеспечению функционирования и поддержания работоспособности копировально-множительных и печатающих устройств, выполненных в рамках заключенного государственного контракта между главным командованием ВВ МВД России с ООО «Супервейв Групп» от 1 февраля 2016 года; а также работ по ремонту 15-ти комплектов радиостанций, выполненных в рамках заключенного государственного контракта между главным командованием ВВ МВД России и ОАО «Ярославский радиозавод» от 23 мая 2016 года., - по пяти извещениям (Форма по ОКУД 0504805) № 697 от 27 мая 2016 года, № 1341 от 5 августа 2016 года, № 1925 от 11 ноября 2016 года, № 2712 от 27 декабря 2016 года и № 2301 от 19 декабря 2016 года в адрес НВИ, которые в дальнейшем в соответствии с требованиями Инструкции № 191н нашли свое отражение в учетных данных учебного заведения, и, соответственно, обоснованно были включены Яковлевым в отчете о финансовых результатах деятельности (Форма по ОКУД 0503121).

Так, в силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного выше, судья приходит к выводу о том, что в указанных действиях Яковлева состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.11 КоАП Российской Федерации – грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности – отсутствует, в связи с чем производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь положениями статей 24.5, 29.9 и 29.10 КоАП Российской Федерации,

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 КоАП Российской Федерации в отношении Яковлева Александра Васильевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации – ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

На постановление может быть подана жалоба судье, вынесшему постановление, либо непосредственно в Западно-Сибирский окружной военный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.Ю. Левченко