с.т. 20.3.1 КоАП РФ №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством - судьи Кирилловой С.А.,
с участием:
помощника прокурора Михайловой Д.А.,
лица, привлеченного к административной ответственности, - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
установил:
постановлением и.о. прокурора <адрес> Республики советника юстиции Никифорова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гр. ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из названного постановления прокурора, ДД.ММ.ГГГГ в 17:58 в прокуратуру <адрес> из Министерства внутренних дел по Чувашской Республике поступил материал проверки в отношении ФИО2 Из материала проверки следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры Чувашской Республики поступило обращение Кима В.А. о распространении в социальной сети «Вконтакте» лицом с псевдонимом «Ирина Большова» материалов, направленных на возбуждение ненависти к группам лиц по признакам национальности. ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное обращение, в порядке части 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», направлено на рассмотрения в адрес Министерства внутренних дел по Чувашской Республике. ДД.ММ.ГГГГ обращение Кима В.А. зарегистрировано в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях Министерства внутренних дел по Чувашской Республике с присвоением порядкового номера 2347. ДД.ММ.ГГГГ в период с 14:20 до 15:55 оперуполномоченным по ОВД ЦПЭ Министерства внутренних дел по Чувашской Республике проведен осмотр Интернет-ресурсов, расположенных по следующим электронным адресам: https://vk.com/id12532355; https://vk.com/wall-36959676_3717083?thread=3717196. Результаты осмотра зафиксированы в акте осмотра Интернет-ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 14:44 пользователем социальной сети «Вконтакте» с псевдонимом «Ирина Большова» (https://vk.com/id12532355) в сообществе «Интересные факты» (https://vk.com/knows), в обсуждении к публикации, содержащей изображения Министра иностранных дел Российской Федерации ФИО3, размещен комментарий: «Знаете, что? Мы русские совсем неправильно себя ведём. Надо в стране и в соц сетях очень сильно гнобить всех американцев и украинцев, чтоб они на себе ощутили. А то мы слишком добрые, разделяем всегда власть и народ. А они нет. Тоже надо всех их унижать, давить морально, гнобить, в России их надо выгонять везде с позором, не обслуживать украинцев и американцев, ещё поляков, они же так делают с нами за границей, не надо жалеть, даже самых невинных и мирных так же надо. А то мы только их власть ненавидим, ну мы потому что умнее же, но так нельзя. Надо как они же себя вести. Короче, надо прям все делать, чтобы они задумались, почему к ним такое отношение, из-за кого. Я раньше была очень гуманна, доброжелательна, ни за что бы такое не сказала. Но после всех этих мерзостей от украинцев и некоторых западных звёзд (типа вонючей кэти пери), я сама их всех стала люто ненавидеть. Пусть ходят, боятся и оглядываются в нашей прекрасной стране, неблагодарные.» (https://vk.com/wall-36959676_3717083?thread=3717196).
Проверкой также установлено, что пользователем социальной сети «Вконтакте» с псевдонимом «Ирина Большова» (https://vk.com/id12532355) является уроженка <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Таким образом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ в 14:44 часов, являясь пользователем социальной сети «Вконтакте» с псевдонимом «Ирина Большова» (https://vk.com/id12532355) в сообществе «Интересные факты» (https://vk.com/knows), находясь по месту жительства: Чувашская Республика, <адрес>, участвуя в обсуждении к публикации, содержащей изображения Министра иностранных дел Российской Федерации ФИО3, разместила текст, указанный в постановлении прокурора, направленный на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по национальным группам.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении по ст. 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании помощник прокурора Михайлова Д.А. поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, просила признать ФИО1 виновной в совершении указанного правонарушения и назначить наказание в пределах санкции статьи, в виде штрафа.
ФИО1 не признала вину, свои доводы изложила в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела, в числе прочего сообщила о том, что своими комментариями в указанной в постановлении прокурора сети-интернет не имела цели возбуждения ненависти либо вражды по признакам национальностей, человек, который с ней переписывался просто провоцировал ее, она же, в свете политических событий не выдержала, ей просто было обидно за свою страну и ребят, которые воюют сегодня на Украине. Просила прекратить производство по делу в связи с малозначительностью проступка.
Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, возражавшей на прекращение дела по малозначительности, лицо, привлеченное к административной ответственности, приходу к следующему.
В соответствии со ст. 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства, а именно, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа, в том числе, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 29 Конституции РФ устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В соответствии со Стратегией противодействия экстремизму в РФ, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ №Пр-2753, возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет, относится к наиболее опасным видам экстремизма.
Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности относится, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
В соответствии с частью 1 ст. 12 указанного Федерального закона, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В ходе проверки по материалу КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления оперуполномоченного ЦПЭ МВД по Чувашской Республике ст. лейтенанта ФИО4, ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста России проведена психолого-лингвистическая судебная экспертиза.
Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ№ (№), 00803/2-5-22 (№) следует, что в тексте комментария пользователя социальной сети «ВКонтакте» под именем «Ирина Большова», начинающегося словами «Знаете, что?» и заканчивающегося словами «в нашей прекрасной стране, неблагодарные», содержится совокупность лингвистических и психологических признаков возбуждения вражды к группам лиц, выделенным по национальному признаку (американцам, украинцам, полякам).
В соответствии с положениями ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оцениваются судьей с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: названным заключением эксперта, распечатками с Интернет-ресурса, актом осмотра Интернет-ресурса, постановлением по делу об административном правонарушении и другими материалами дела.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО1 признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в том, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 14:44 часов, находясь по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, публично распространила материалы, направленные на возбуждение ненависти к группам лиц по признакам национальности, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень которых является исчерпывающим (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. В связи с этим судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, подлежащей применению.
Суд, решая вопрос о назначении административного наказания, учитывает все юридически значимые обстоятельства, данные о личности ФИО1: на иждивении она имеет несовершеннолетнего ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (11 лет), является получателем мер социальной поддержки, осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином (не работает), характеризуется положительно по месту жительства, на профучете в ОМВД не состоит, компрометирующих сведений не имеется, ранее к административной ответственности не привлекалась.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность суд признает наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, нетрудоспособного лица, совершение правонарушения впервые.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Согласно положениям ст. 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться, в том числе, к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет. ФИО1, как судом указано выше, имеет ребенка возрастом 11 лет, в связи с чем, имеется прямой запрет на применение к ней административного наказания в виде административного ареста.
Разрешая ходатайство ФИО1 о прекращении дела в связи с малозначительность, суд считает необходимым указать на следующее.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 8.1 своего постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» указывает на необходимость обратить внимание судов на то, при решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, то есть не представляющим общественной опасности, необходимо учитывать, в частности, размер и состав аудитории, которой соответствующая информация была доступна, количество просмотров информации, влияние размещенной информации на поведение лиц, составляющих данную аудиторию.
Как установлено в судебном заседании размер и состав аудитории, которой комментарии ФИО1 были доступны, достаточно широк (неопределенный круг лиц), по скриншотам с Интернет-ресурсов под комментариями ФИО1 установлено 97 лайков. Более того, нарушения, допущенные в указанной сфере, не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица - освобождены от административной ответственности, поскольку данное деяние связано с распространением такого рода информации, которая существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, независимо от размера вреда, наступления последствий и их тяжести.
Таким образом, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (малозначительность) в указанном случае не имеется.
Вместе с тем положения части 2.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
Пунктом 2.3 названной статьи Кодекса предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При изложенных обстоятельствах, суд находит возможным применение положения части 2.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, определив наказание в размере минимального (10 000, 00 рублей) и снизив его до 5 000, 00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание, с применением частей 2.2, 2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 5 000, 00 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд в течение 10 (десять) дней со дня вручения или получения его копии и вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования.
Судья Кириллова С.А.
Постановление31.05.2022