Новгородский районный суд Новгородской области
173002, гор. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.15.
__________________________________________________________________
Дело № 5-1167/22
УИД 53RS0022-01-2022-002565-97
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
5 апреля 2022 года гор. Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Рыцарева А.И., с участием прокурора Юрош И.С., защитника Алфимова О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя Главы Администрации Великого Новгорода Среднякова И.И., <данные изъяты>
установил:
4 февраля 2022 года и.о. первого заместителя прокурора города Великого Новгорода Савичевым Д.О. в отношении должностного лица – заместителя главы Администрации Великого Новгорода Среднякова И.И. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса.
В соответствии с подведомственностью, установленной ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, вышеуказанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушение и другие материалы дела переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд Новгородской области.
В судебное заседание Средняков И.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие.
Защитник Алфимов О.В. в судебном заседании просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Среднякова И.И. состава вмененного правонарушения, указывая, что последний не являлся главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности; порядок предоставления указанных субсидий, регламентированный Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 марта 2014 года № 1354 «Об утверждении порядка принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности», нарушен не был, поскольку решение о предоставлении субсидий принято после того, как было прекращено предоставление бюджетных инвестиций, что предусмотрено пунктом 6 названного Порядка. Нормативных требований к форме и содержанию решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности действующим законодательством не установлено.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно основным понятиям и терминам, содержащимся в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом на основании ст.21 Бюджетного кодекса РФ код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются, в том числе, группа "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности":
- подгруппа "Бюджетные инвестиции";
-подгруппа "Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность"
- подгруппа "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам".
На основании ст.6 БК РФ бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Под получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом
При этом, в силу ст.161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В силу ст.79 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
При этом, в силу ч.6 названной статьи Кодекса не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
При исполнении соответствующего бюджета допускается предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в случае изменения в установленном порядке типа бюджетного или автономного учреждения или организационно-правовой формы государственного (муниципального) унитарного предприятия, являющихся получателями субсидий, предусмотренных статьей 78.2 настоящего Кодекса, на казенное учреждение после внесения соответствующих изменений в решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в указанные объекты с внесением соответствующих изменений в ранее заключенные бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием договоры в части замены стороны договора - бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на казенное учреждение и вида договора - гражданско-правового договора бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на государственный (муниципальный) контракт.
Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Так, Постановлением Администрации Великого Новгорода № 1887 от 10 апреля 2014 года утвержден Порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности. Настоящий порядок устанавливает механизм и условия принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (далее - бюджетные инвестиции), в том числе условия передачи органами местного самоуправления муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям (далее - организации) полномочий муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени муниципального образования - городского округа Великий Новгород от лица указанных органов муниципальных контрактов, а также порядок заключения соглашений о передаче указанных полномочий.
Согласно названному Порядку решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности (далее - решение о предоставлении бюджетных инвестиций):
муниципальных унитарных предприятий принимаются в форме постановлений Администрации Великого Новгорода;
муниципальных автономных и бюджетных учреждений принимаются в форме правовых актов главных распорядителей бюджетных средств в случае, если объект муниципальной собственности не включен (не планируется к включению) в муниципальную программу.
При этом, не допускается предоставление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений.
В силу пункта 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (пункт 2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ).
Из пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ следует, что предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее в настоящей статье - соглашение о предоставлении субсидии), на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого настоящего пункта, которое, в свою очередь, в числе прочих сведений, должно содержать: цель предоставления субсидии и ее объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта, на строительство или приобретение которого предоставляется субсидия, с указанием его наименования, мощности, сроков строительства или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема предоставляемой субсидии, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
При этом, пунктом 7 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление предусмотренных настоящей статьей субсидий в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с абзацем 2 указанного пункта при исполнении соответствующего бюджета допускается предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в случае изменения в установленном порядке типа казенного учреждения, являющегося государственным (муниципальным) заказчиком при осуществлении бюджетных инвестиций, предусмотренных статьей 79 настоящего Кодекса, на бюджетное или автономное учреждение или изменения его организационно-правовой формы на государственное (муниципальное) унитарное предприятие после внесения соответствующих изменений в решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты с внесением изменений в ранее заключенные казенным учреждением государственные (муниципальные) контракты в части замены стороны договора - казенного учреждения на бюджетное или автономное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие и вида договора - государственного (муниципального) контракта на гражданско-правовой договор бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия.
Таким образом, из смысла указанной нормы следует, что изменение способа (вида) финансового обеспечения на капитальные вложения (с бюджетных инвестиций на субсидии) в отношении одного и того же объекта государственной (муниципальной) собственности в течение финансового года допускается лишь в случае, если казенное учреждение - государственный (муниципальный) заказчик меняет свой тип на бюджетное или автономное учреждение либо меняет организационно-правовую форму на государственное (муниципальное) унитарное предприятие.
Порядок принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности утвержден Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 марта 2014 года № 1354, которым установлен механизм и условия принятия решений о предоставлении бюджетных ассигнований из бюджета Великого Новгорода в виде субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и объекты недвижимого имущества, приобретаемые в муниципальную собственность (далее - субсидии), муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, созданным на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования - городского округа Великий Новгород.
В соответствии с пунктом 4 названного выше Порядка решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности принимаются в форме постановлений Администрации Великого Новгорода.
Согласно пункту 5 Порядка принятия решений о предоставлении субсидий при осуществлении капитальных вложений в объекты муниципальной собственности не допускается предоставление субсидий в отношении объектов муниципальной собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций.
Из пункта 6 названного порядка следует, что принятие решения о предоставлении субсидий в отношении объектов муниципальной собственности, по которым было принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, осуществляется после признания последнего утратившим силу либо путем внесения в него изменений, связанных с изменением формы предоставления бюджетных средств (с бюджетных инвестиций на субсидии).
В пункте 9 Порядка принятия решений о предоставлении субсидий указано, что субсидии предоставляются организациям в размере средств, предусмотренных решением о предоставлении субсидии, в пределах бюджетных средств, предусмотренных решением Думы Великого Новгорода о бюджете Великого Новгорода на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке главному распорядителю бюджетных средств на цели предоставления субсидий.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 02.04.2014 года N 1728 утвержден Порядок формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Великого Новгорода (далее АИП). Согласно названному Порядку АИП представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных решением Думы Великого Новгорода о бюджете Великого Новгорода на очередной финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, а также юридических лиц, не являющихся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями (далее - организации).
АИП действует с 1 января по 31 декабря текущего финансового года.
В АИП включаются объекты капитального строительства, мероприятия (инвестиционные проекты), объекты недвижимого имущества, на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение и (или) приобретение которых предусмотрены ассигнования в бюджете Великого Новгорода (далее - объекты капитальных вложений).
АИП утверждается постановлением Администрации Великого Новгорода ежегодно, в течение 30 календарных дней со дня опубликования решения Думы Великого Новгорода о бюджете Великого Новгорода на очередной финансовый год и на плановый период. Внесение изменений в АИП производится в течение 30 календарных дней со дня опубликования решения Думы Великого Новгорода о внесении изменений в бюджет Великого Новгорода.
В АИП по каждому объекту капитальных вложений включаются, наряду с иными, сведения о наименовании объекта капитальных вложений, место его расположения; о направлении инвестирования (строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, приобретение, подготовка проектно-сметной документации), о наименовании главного распорядителя бюджетных средств; о наименовании муниципального заказчика (заказчика, организации) при осуществлении закупок и др. Как следует из решения Думы Великого Новгорода от 24 декабря 2020 года «О бюджете Великого Новгорода на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Администрации Великого Новгорода предусмотрены бюджетные инвестиции для капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной собственности), в том числе для проектирования, строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности, включая в отношении строительства/реконструкции <адрес>
Администрацией Великого Новгорода постановлением № 1970 от 8 апреля 2021 года была утверждена Адресная инвестиционная программа Великого Новгорода на 2021 года и на плановый период 2022 и 2023 годов, согласно которой в качестве объектов инвестирования указаны:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Муниципальным заказчиком на осуществление муниципальных закупок в целях реализации вышеуказанного решения определено муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода "<данные изъяты>".
Во исполнение п.9.3 АИП МКУ «<данные изъяты>» был заключен муниципальный контракт с АО «<данные изъяты>» от 21 сентября 2021 года № на выполнение работ по реконструкции набережной Александра Невского (участок около гостиницы Россия с учетом проектируемого причала), (идентификационный код закупки № цена контакта 255 821 508 руб. 42 коп.; источник финансирования: средства федерального бюджета на 2021год, средства бюджета Великого Новгорода и средства областного бюджета (бюджета Новгородской области); срок окончания работ – 1 ноября 2022 года.
Также с ООО «<данные изъяты>» 1 ноября 2021 года МКУ «<данные изъяты>» заключен договор на авторский надзор за выполнением работ по реконструкции набережной Александра Невского (участок около гостиницы Россия с учетом проектируемого причала), Великий Новгород.
17 ноября 2021 года на основании постановления Администрации Великого Новгорода № 6028 создано Муниципальное автономное учреждение «<данные изъяты>».
21 декабря 2021 года Администрацией Великого Новгорода издано постановление № 6609 «О прекращении предоставления бюджетных инвестиций и перемене заказчика по муниципальным контрактам», в соответствии с которым постановлено:
1. произвести замену заказчика муниципального казенного учреждения Великого Новгорода "<данные изъяты>" по муниципальному контракту от 21 сентября 2021 года № на выполнение работ по реконструкции набережной Александра Невского (участок около гостиницы Россия с учетом проектируемого причала) в Великом Новгороде, от 1 ноября 2021 года – на осуществление авторского надзора за выполнением работ по реконструкции набережной Александра Невского (участок около гостиницы Россия с учетом проектируемого причала) в Великом Новгороде – на муниципальное автономное учреждение «Центр реализации проектов комфортной городской среды».
прекратить предоставление бюджетных инвестиций в отношении объекта «Реконструкция набережной Александра Невского (участок около гостиницы Россия с учетом проектируемого причала) в Великом Новгороде» ;
предоставить МАУ «<данные изъяты>» субсидии на осуществление капитальных вложений в отношении указанного объекта капитального строительства, а также «Экспертное сопровождение выполнения работ по реконструкции набережной <адрес>