НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Находкинского городского суда (Приморский край) от 24.08.2022 № 5-978/2022

Дело № 5-978/2022

25 RS0010-01-2022-003868-46

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 августа 2022 года г. Находка Приморского края

ул. Школьная, 22

Судья Находкинского городского суда Приморского края Фёдорова О.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «о. Русский», юридический адрес: ОГРН , ИНН , КПП , дата регистрации ДД.ММ.ГГ.,

установил:

13.05.2022 Находкинской таможней в отношении ООО «о. Русский» составлен протокол № 10714000-843/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), выразившееся в пользовании товаром в нарушение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, под которую он помещен по ДТ № 10702070/020919/0175906, вывезенного 26.10.2021 с территории ПЗТК ООО «о. Русский» (Приморский край, Партизанский район, примерно 3,6 км по направлению на запад от горы Брат, у подножия сопки с высотой 203 м) по уведомлению № 10714060/161019/000000169, в регионе деятельности таможенного поста Морской порт Находка Находкинской таможни (<...>).

В судебное заседание защитником юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «о. Русский» - ФИО1 по доверенности представлены письменные объяснения по делу, в которых указано на то, что ООО «о. Русский» заключило с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, в лице управляющей компании АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (далее по тексту – АО «КРДВ»), соглашение СПВ-13/16 от 29.03.2016 об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток, в рамках которого обязалось реализовать на территории Свободного порта Владивосток инвестиционный проект «Развитие морского туризма на территории Свободного порта Владивосток». Для достижения целей инвестиционного проекта «Развитие морского туризма на территории Свободного порта Владивосток» резидент СПВ применяет таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее по тексту СТЗ), при которой иностранные товары (высокотехнологическое оборудование) размещаются и используются в пределах территории Свободного порта Владивосток без уплаты таможенных пошлин, налогов при соблюдении условий помещения и использования оборудования под таможенной процедурой СТЗ. Для применения таможенной процедуры СТЗ на территории СПВ ООО «о. Русский» за счет собственных средств обустроен и оборудован участок резидента СПВ, на котором приказом Находкинской таможни № 153 от 01.03.2019 по адресу: Приморский край, Партизанский район, примерно в 3,6 км по направлению от горы Брат на запад, у подножия сопки высотой 203 м, создана постоянная зона таможенного контроля (далее по тексту ПЗТК ООО «о. Русский»). Пунктом 2.15 бизнес-плана ООО «о. Русский» «Развитие морского туризма на территории Свободного порта Владивосток», согласованного в АО «КРДВ», предусмотрено право резидента СПВ, с целью формирования доходной части с последующим внесением инвестиций в основные средства, осуществление деятельности по ремонту и техническому обслуживанию судов и лодок, ремонту машин и оборудования. Во исполнение инвестиционного проекта ООО «о. Русский» приобрело основное средство – высокотехнологическое оборудование «Оптоволоконный станок для обработки листового металла и металлических труб, работающий с использованием процессов лазерного излучения и поместило его под таможенную процедуру СТЗ по ДТ № 1002070/020919/0175906 – ЦЭД Владивостокской таможни. Для осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 2.15 бизнес-плана ООО «о. Русский», резиденту СПВ потребовалось разместить высокотехнологическое оборудование на производственной площадке резидента СПВ, находящейся на территории Свободного порта Владивосток по адресу: <...>, которая непосредственно прилегает к месту массового отдыха, как того требует п. 2.1 бизнес-плана место реализации (ТРК «Приморское Кольцо» – многоцелевой туристско-рекреационный кластер, предназначенный для проведения спортивных мероприятий). До прибытия в распоряжение ООО «о. Русский» квалифицированных специалистов, обладающих навыками сборки, пуско-наладочных работ и эксплуатации высокотехнологического оборудования, а также для подготовки условий размещения данного оборудования на вышеуказанной производственной площадке резидента СПВ высокотехнологическое оборудование было размещено на ПЗТК ООО «о. Русский» в зоне деятельности Находкинской таможни. Следуя нормам действующего законодательства ЕАЭС, в частности гл. 27 ТК ЕАЭС «Таможенная процедура свободной экономической зоны», а также принципам ясности и последовательности совершения таможенных операций (п. 3 ст. 1 ТК ЕАЭС), руководствуясь ТК ЕАЭС (п. 3 ст. 6 Договора о Евразийском экономической союзе, п. 4 ст. 1 ТК ЕАЭС) резидент СПВ считал, что при применении таможенной процедуры СТЗ он вправе:

- в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 205 ТК ЕАЭС вывезти с разрешения таможенного органа на остальную часть территории СПВ высокотехнологическое оборудование для собственных нужд;

- в соответствии с п. 5 ст. 205 ТК ЕАЭС мотивировано ходатайствовать перед таможенным органом о продлении срока вывоза товара.

ООО «о. Русский» письмом № 165-СПВ от 30.09.2021 обратился с заявлением в таможенный пост Морской порт Находка о продлении срока вывоза товаров, находящихся под таможенной процедурой свободной таможенной зоны, для собственных производственных и технологических нужд, мотивировав необходимостью исполнения Соглашения с АО «КРДВ», сложностью и дороговизной операций по сборке, установке, наладке, а также разборке и транспортировке высокотехнологического оборудования и обосновав положениями п. 5 ст. 205 ТК ЕАЭС, в соответствии с которыми установленный таможенным органом срок может быть продлен по мотивированному обращению резидента (участника, субъекта) СЭЗ». Заместителем начальника таможенного поста Морской порт Находка принято решение, формализованное в письме от 07.10.2021 № 33-03-18/01130, об отказе в продлении срока вывоза товара, находящегося под таможенной процедурой свободной таможенной зоны, для собственных производственных и технологических нужд. При этом таможенным органом со ссылкой на п. 4 раздела I приложения № 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 88 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (далее по тексту – Решение № 88) указано, что продление срока вывоза товара свыше 2 лет правом ЕАЭС не предусмотрено. Вместе с тем, по мнению резидента СПВ, таможенный орган расширенно толкует положения Решения № 88, поскольку срок обратного ввоза товаров, вывезенных для собственных производственных и технологических нужд, п. 4 раздела I приложения № 2 Решения № 88 не установлен.

Для целей получения государственной услуги по получению консультации с области таможенного законодательства ЕАЭС, Общество обратилось в Дальневосточное таможенное управление, по результатам которой получен ответ от 18.02.2022 № 10700/180222/6, в котором ДВТУ разъясняет, что порядок продления срока вывоза товаров с территории СЭЗ без завершения таможенной процедуры СТЗ в настоящее время действующим законодательством не установлен и что Решение ЕЭК № 88 не предусматривает возможность продления указанного срока вывоза товаров. Общество считает, что отсутствие законодательно установленного порядка продления срока вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, с территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры СТЗ для собственных производственных и технологических нужд резидента СЭЗ, не может являться основанием для неприменения таможенным органом положений п. 5 ст. 205 ТК ЕАЭС, имеющих большую юридическую силу применительно к рассматриваемым правоотношениям.

Полагая, что отказ таможенного органа в применении п. 5 ст. 205 ТК ЕАЭС является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Находкинской таможне о признании недействительным решения от 25.10.2021 № 33-03-18/01184 об отказе в продлении срока вывоза товара в порядке п. 5 ст. 205 ТК ЕАЭС. Решением суда первой инстанции от 12.07.2022 по делу № А51-1374/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом невозможность продление срока вывоза товаров для собственных производственных и технологических нужд арбитражный суд обосновал нормами Решения № 88, устанавливающими условия вывоза товаров для совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, что объективно является ошибкой суда. В связи с этим, резидент СПВ 19.08.2022 обратился в вышестоящий арбитражный суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции по делу № А51-1374/2022. Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы до настоящего времени не назначено.

ООО «о. Русский» за исходящим № 132-СПВ от 19.08.2022 обратилось в Комиссию с требованием о признании Решения № 88 несоответствующим Договору и международным нормам в рамках Евразийского экономического союза в той части, в которой данный акт Евразийского экономической комиссии нарушает законные интересы ООО «о. Русский» в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Резидент СПВ даже в условиях новой коронавирусной инфекции, значительно сократившей количество туристов на территории Приморского края, продолжил осуществлять инвестиции в СПВ. Иных средств, кроме внесенных инвестиций, ООО «о. Русский» в условиях сокращения туристического потока в Приморском крае в настоящий момент не имеет. Конфискация основного средства резидента СПВ повлечет прекращение реализации инвестиционного проекта, нарушение Соглашения № СПВ-13/16 и, как следствие, ликвидацию Общества ввиду невозможности дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности.

Защитником юридического лица в судебном заседании заявлено ходатайство об отложении слушания дела ввиду обращения Общества 19.08.2022 в Евразийскую экономическую комиссию с требованием о признании пункта 4 раздела № 1 приложения № 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 88 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны» несоответствующим Договору и международным договорам в рамках евразийского экономического союза.

Судья, выслушав мнение должностного лица административного органа, оставившим рассмотрение вопроса на усмотрение суда, изучив материалы дела об административном правонарушении определил в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку указанные причины не могут являться основанием для отложения рассмотрения дела, необоснованное отложение которого приведет к затягиванию процессуальных сроков рассмотрения дела.

Должностное лицо, составившее в отношении ООО «о. Русский» протокол об административном правонарушении, - старший уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований Находкинской таможни – ФИО2 в судебном заседании с доводами защитника ООО «о. Русский» не согласился, полагая, что в действиях Общества содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ. Продление срока на период более двух лет не предусмотрено, в связи с чем Общество по истечению срока должно выполнить установленные требования.

Судья, выслушав защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, должностное лицо административного органа, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, признается пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 201 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту – ТК ЕАЭС) под таможенной процедурой свободной таможенной зоны понимается таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением (договором) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией, предпринимательской программой), если иное не установлено законодательством государства-члена в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны для размещения и (или) использования на территориях отдельных СЭЗ, созданных на территории такого государства-члена (пункт 2 ст. 201 ТК ЕАЭС).

Подпунктом 1 пункта 2 ст. 2 ТК ЕАЭС определено, что понятия «свободная (специальная, особая) экономическая зона» (далее - СЭЗ), «логистическая СЭЗ», «портовая СЭЗ» и «резидент (участник, субъект) СЭЗ» используются в значениях, определенных международными договорами в рамках Союза.

В силу подпункта 1 пункта 3 ст. 2 ТК ЕАЭС под территорией СЭЗ понимается вся территория СЭЗ или часть территории СЭЗ, на которой в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Статьей 202 ТК ЕАЭС определены условия помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ и использования в соответствии с этой процедурой.

Одним из условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, является согласно подпункту 1 пункта 5 ст. 202 ТК ЕАЭС размещение и нахождение товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории СЭЗ в течение срока функционирования СЭЗ или срока применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ либо до утраты лицом статуса резидента (участника, субъекта) СЭЗ, с учетом пункта 4 статьи 205 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее по тексту – Федеральный закон № 212-ФЗ) на территориях муниципальных образований Приморского края создан Свободный порт Владивосток.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 212-ФЗ, в частности, установлено, что для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны территория свободного порта Владивосток приравнивается к особой экономической зоне.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона № 212-ФЗ на участках территории свободного порта Владивосток (за исключением определенных в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи портовых участков и логистических участков), которые находятся во владении, в том числе в аренде, у резидента или резидентов свободного порта Владивосток (далее - участок резидента свободного порта Владивосток) и на которых создана зона таможенного контроля, может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Решение о создании зоны таможенного контроля на участке резидента СПВ для целей применения таможенной процедуры СТЗ принимается таможенным органом на основании заявления резидента СПВ, составленного в произвольной письменной форме, в порядке, установленном частями 1 3 и 14 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», и при условии оборудования и обустройства участка резидента Свободного порта Владивосток для целей таможенного контроля (часть 7 статьи 23 Федерального закона № 212-ФЗ).

Решение, указанное в части 7 статьи 23 Федерального закона № 212-ФЗ, принимается в отношении резидента СПВ, в свидетельстве о регистрации которого в качестве резидента СПВ указано о возможности применения процедуры свободной таможенной зоны (часть 8 статьи 23 Федерального закона № 212-ФЗ).

Учитывая, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных и находятся под таможенным контролем, в соответствии со статьей 203 ТК ЕАЭС территория СЭЗ является зоной таможенного контроля, которая должна быть обустроена в целях проведения таможенного контроля. Требования к обустройству территории СЭЗ, включая требования по ограждению и оснащению периметра такой территории системой видеонаблюдения, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов. Обеспечение контрольно-пропускного режима на территории СЭЗ, включая определение порядка доступа лиц на такую территорию, осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов.

При этом частью 1 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что таможенными органами в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом N 212-ФЗ на территории свободного порта Владивосток осуществляется таможенный контроль.

Территория свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, должна быть обустроена и оборудована для осуществления таможенного контроля. В целях обеспечения эффективности таможенного контроля федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает требования к обустройству и оборудованию территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (часть 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).

Требования к обустройству и оборудованию территории СПВ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, утверждены приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 22.04.2016 № 53н.

В целях реализации положений статьи 23 Федерального закона № 212-ФЗ создана постоянная зона таможенного контроля ООО «о. Русский» (приказ Находкинской таможни от 01.03.2019 № 153 «О создании постоянной зоны таможенного контроля на участке резидента Свободного порта Владивосток ООО «о. Русский»).

Из материалов дела установлено, что резидентом Свободного порта Владивосток ООО «о. Русский» под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее по тексту – процедуры СТЗ) по декларации на товары (далее по тексту – ДТ) № 10702070/020919/0175906, поданной во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) помещен товар – оптоволоконный станок для обработки листового металла и металлических труб в количестве 1 шт. (7 грузовых мест), вес брутто 7430 кг, вес нетто 6890 кг.

16.10.2019 в таможенный пост Морской порт Находка Находкинской таможни поступило уведомление о вывозе товаров с территории особой экономической зоны № 10714060/161019/000000169, согласно которому ООО «о. Русский» уведомляло о вывозе товара, помещенного под таможенную процедуру СТЗ по ДТ № 10702070/020919/0175906 с территории ПЗТК ООО «о. Русский» - оптоволоконный станок для обработки листового металла и металлических труб в количестве 1 шт. (7 грузовых мест), вес брутто 7430 кг, вес нетто 6890 кг.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 205 ТК ЕАЭС таможенным постом Морской порт Находка Находкинской таможни было выдано разрешение на вывоз товара, задекларированного в ДТ № 10702070/020919/0175906 (оптоволоконный станок для обработки листового металла и металлических труб в количестве 1 шт.) в срок до 23.10.2021.

Согласно письму ООО «о. Русский» от 26.11.2019 № 410-СПВ товар, задекларированный в ДТ № 10702070/020919/0175906 и вывезенный с территории участка резидента ООО «о. Русский», и находится по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 755 м. от ориентира по направлению на запад, адрес ориентира: <...>. Одновременно к указанному письму приложен договор аренды нежилого помещения.

30.09.2021 в адрес ООО «о. Русский» направлено уведомление от 30.09.2021 № 33-03-18/01092 о необходимости ввоза товара, ранее вывезенного по уведомлению № 10714060/161019/000000169, в установленный законом срок до 23.10.2021.

В таможенный орган уведомление об обратном ввозе товара от резидента ООО «о. Русский» не поступало.

При этом разрешение на продление сроков вывоза товаров таможенным постом Морской порт Находка Находкинской таможни ООО «о. Русский» не выдавалось.

Так 22.10.2021 ООО «о. Русский» обратилось в Находкинскую таможню с обращением № 173-СПВ от 22.10.2021 о продлении срока вывоза товара, помещенного под таможенную процедуру СТЗ по ДТ № 10702070/020919/0175906, для собственных производственных и технических нужд. На указанное обращение ООО «о. Русский» Находкинской таможней направлено соответствующее письмо (от 25.10.2021 № 33-03-18/01184) об отказе в продлении срока вывоза товара, помещенного под таможенную процедуру СТЗ по ДТ № 10702070/020919/0175906, т.к. в соответствии с требованиями таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации в области таможенного дела, продление срока вывоза товара, находящегося под таможенной процедуре СТЗ по ДТ № 10702070/020919/0175906, на срок более 2 лет не предусмотрено.

Также 22.10.2021 ООО «о. Русский» обратилось в Находкинскую таможню с просьбой (письмо № 174-СПВ от 22.10.2021) о выдаче разрешения на помещение товара, находящегося под таможенной процедурой СТЗ по ДТ № 10702070/020919/0175906, под таможенную процедуру отказа в пользу государства. На указанное обращение ООО «о. Русский» Находкинской таможней направлено соответствующее письмо от 25.10.2021 № 09-47/12703 об отказе в выдаче разрешения на помещение товара, находящегося под таможенной процедурой СТЗ по ДТ № 10702070/020919/0175906, под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Актом таможенного осмотра помещений и территорий от 26.10.2021 № 122 подтверждено отсутствие товара – оптоволоконный станок для обработки листового металла и металлических труб в количестве 1 шт., помещенного под таможенную процедуру СТЗ по ДТ № 10702070/020919/0175906, на территории ПЗТК ООО «о. Русский» по адресу: Приморский край, Партизанский район, примерно 3,6 км по направлению на запад от горы Брат, у подножия сопки с высотой 203 м.

Таким образом, товар (оптоволоконный станок для обработки листового металла и металлических труб в количестве 1 шт.), по ДТ № 10702070/020919/0175906, ранее вывезенный с территории ПЗТК ООО «о. Русский» по уведомлению № 10714060/161019/000000169, не ввезен в установленный срок на территорию ПЗТК ООО «о. Русский».

Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 205 ТК ЕАЭС с разрешения таможенного органа допускается вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в следующих случаях, в том числе, если указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для собственных производственных и технологических нужд. Условия, при которых допускается вывоз указанных товаров с территории СЭЗ в этом случае, а также часть территории государства-члена, на которую допускается такой вывоз, определяются Комиссией.

Согласно пункту 5 статьи 205 ТК ЕАЭС товары, указанные в подпунктах 1, 2, 4 и 5 пункта 4 настоящей статьи, подлежат обратному ввозу на территорию СЭЗ до истечения срока, установленного таможенным органом исходя из целей и обстоятельств совершения таких операций. Установленный таможенным органом срок может быть продлен по мотивированному обращению резидента (участника, субъекта) СЭЗ.

Согласно пункту 1 приложения 2 к Решению № 88 вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны осуществляется в целях реализации резидентом (участником, субъектом) свободной (специальной, особой) экономической зоны (далее – СЭЗ) соглашения (договора об условиях деятельности СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы).

В соответствии с п. 4 Приложения 2 к Решению № 88 срок вывоза товаров составляет не более 2 лет.

Таможенным постом Морской порт Находка Находкинской таможни, в соответствии с подпунктом 4 п. 4 ст. 205 ТК ЕАЭС, было выдано разрешение на вывоз товаров, задекларированных по ДТ № 10702070/020919/0175906 (оптоволоконный станок для обработки листового металла и металлических труб в количестве 1 шт.) на срок до 23.10.2021.

Пунктом 6 ст. 4 ТК ЕАЭС определено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Поскольку 23.10.2021 и 24.10.2021 являлись нерабочими днями (суббота и воскресенье), товар подлежал обратному ввозу не позднее 25.10.2021 (понедельник) в первый рабочий день.

Между тем, в нарушение п. 5 ст. 205 ТК ЕАЭС до истечения срока вывоза товар, задекларированный по ДТ № 10702070/020919/0175906 и вывезенный на участке территории резидента ООО «о. Русский» по уведомлению № 10714060/161019/000000169, не был ввезен на территорию ПЗТК ООО «о. Русский».

Факт совершения ООО «о. Русский» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ и его вина подтверждены следующими доказательствами: копией ДТ №10702070/020919/0175906 с приложенными документами, копией приказа Находкинской таможни от 01.03.2019 № 153 «О создании постоянной зоны таможенного контроля на участке резидента свободного порта Владивосток ООО «о. Русский», копией письма таможенного поста Морской порт Находка Находкинской таможни от 07.11.2019 № 34-03-18/00753 с разрешением на вывоз товаров, копией уведомления о вывозе товара № 10714060/161019/000000169, копией письма таможенного поста Морской порт Находка Находкинской таможни от 30.09.2021 № 33-03-18/01092 с уведомлением о необходимости ввоза товаров, копией обращения ООО «о. Русский» о продлении срока вывоза товаров; копией письма таможенного поста Морской порт Находка Находкинской таможни от 25.10.2021 № 33-03-18/01184 с разъяснением о невозможности продления срока вывоза товаров, копией письма таможенного поста Морской порт Находка Находкинской таможни от 25.10.2021 № 09-47/12703 об отказе в выдаче разрешения на помещение товара под таможенную процедуру отказа в пользу государства, копией акта таможенного осмотра помещений и территорий от 26.10.2021 № 122, заключением эксперта Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток от 14.04.2022 № 12410007/0006615 и другими материалами дела.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что в действиях ООО «о. Русский» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ и его вина полностью доказана.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а. следовательно, и установленные законом обязанности.

Доводы защитника об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, в связи с неверным толкованием административным органом требований действующего законодательства, необоснованны.

Вступая в таможенные правоотношения, ООО «о. Русский» должно не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно пп. 4 п. 4, п. 5 ст. 205 ТК ЕАЭС, Решению № 88, товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, могут быть вывезены на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для собственных производственных и технологических нужд, при этом указанные товары подлежат обратному ввозу на территорию СЭЗ до истечения 2-х летнего срока.

Таким образом, законодательством ЕАЭС установлена обязанность по обратному ввозу товаров, помещенных под процедуру СТЗ, на территорию зоны таможенного контроля до истечения срока вывоза товара, установленного таможенным органом.

В соответствии с п. 5 ст. 205 ТК ЕАЭС товар: оптоволоконный станок для обработки листового металла и металлических труб, работающий с использованием процессов лазерного излучения, модель F3015T6M, в количестве 1 шт. подлежал обратному ввозу ООО «о. Русский» на территорию СЭЗ до истечения срока, установленного таможенным органом, то есть до 25.10.2021 (включительно).

ООО «о. Русский» нарушило 26.10.2021 срок ввоза данного товара, установленный таможенным органом, тем самым осуществило пользование товаром, задекларированным в ДТ №10702070/020919/0175906 в нарушение заявленной процедуры свободной таможенной зоны, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

Осуществив вывоз по уведомлению № 10714060/161019/000000169, ООО «о. Русский» должно было предпринять меры по ввозу товара на территорию СЭЗ (ПЗТК ООО «о. Русский») в установленный таможенным органом срок. Вместе с тем, данный товар в установленный срок ввезен не был. При этом ООО «о. Русский» не представило доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за пределами его возможностей, и препятствующих исполнению возложенных на него обязанностей.

Таким образом, ООО «о. Русский» не предприняло все зависящие только от него меры по соблюдению требований таможенного законодательства, отнеслось небрежно к исполнению возложенных на Общество обязанностей, что привело к совершению административного правонарушения. Каких-либо обстоятельств, препятствовавших ООО «о. Русский» проявить должную степень заботливости и осмотрительности для соблюдения требований таможенного законодательства, при рассмотрении дела не установлено.

Санкцией ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Предметом данного административного правонарушения является товар: оптоволоконный станок для обработки листового металла и металлических труб, работающий с использованием процессов лазерного излучения, модель F3015T6M, в количестве 1 шт., имеющий следы эксплуатации, область применения – металлообработка при помощи лазерной резки металлических заготовок, рыночная стоимость которого согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток от 14.04.2022 № 12410007/0006615, по состоянию на дату совершения административного правонарушения (26.10.2021) составила 3 443 088, 21 руб.

При назначении наказания судья учитывает требования ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, – характер допущенных ООО «о. Русский» нарушений действующего законодательства о таможенном регулировании и таможенном контроле; сведения об имущественном и финансовом положении Общества. Также учитывается отсутствие смягчающих административную ответственность ООО «о. Русский» обстоятельств и наличие отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ - повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку на момент совершения данного правонарушения ООО «о. Русский» считалось привлеченным к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ, согласно справке о привлечении лица к административной ответственности от 13.05.2022 (л.д. 144).

С учетом изложенного, судья приходит к выводу о назначении ООО «о. Русский» наказания в виде административного штрафа, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Вместе с тем, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15 сентября 2015 года № 1828-О, поскольку административное наказание, как следует из части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

С целью соблюдения гарантий адекватности порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, а также нивелирования избыточности минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, составляющего, исходя из рыночной стоимости предмета административного правонарушения 3 443 088,21 руб., - 1 721 544,105 руб., судья полагает возможным снизить ООО «о. Русский» размер административного штрафа, до 860 772 руб., в соответствии с положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возврату законному владельцу.

Согласно материалам дела на товар, явившийся предметом административного правонарушения, в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ наложен арест (протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 25.02.2022), издержек по данному делу не имеется.

Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Общество с ограниченной ответственностью «о. Русский» (юридический адрес: <...>, помещ. 1-7 (I), ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 254001001, дата регистрации 09.04.2004) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 860 772 (восьмисот шестидесяти тысяч семисот семидесяти двух) рублей без конфискации предмета административного правонарушения.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, банк получателя – Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, ОКТМО 45328000, счет 40102810045370000002, номер счета получателя средств 03100643000000019502, КБК 153 1 16 01161 01 0000 140 «Поступления от уплаты (взыскания) административных штрафов за нарушение актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле», код Находкинской таможни 10714000, код ЕЛС (при наличии Единого лицевого счета) – 10000010.

Оплата штрафа осуществляется отдельным платежным поручением.

Уникальный идентификатор начислений для оплаты штрафа 15310107140000843213.

Снять арест, наложенный Находкинской таможней Дальневосточного таможенного управления по протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об административном правонарушении № 107/4000-843/2022 от 25.02.2022 на предмет административного правонарушения оптоволоконный станок для обработки листового металла и металлических труб, работающий с использованием процессов лазерного излучения, модель F3015T6M, в количестве 1 шт., находящийся по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 755 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: <...>, после вступления постановления суда в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, с подачей жалобы через Находкинский городской суд.

Судья О.А. Фёдорова