Дело №5-645/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 октября 2023 года г. Магадан
Судья Магаданского городского суда Пикалева Е.Ф. с участием с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, права которому, предусмотренные ст. 25.1. КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, разъяснены и понятны, с участием помощника Магаданского транспортного прокурора Шпитько А.С., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
должностного лица – руководителя Северо-Восточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ФИО1, 30 <данные изъяты>
ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, заявления, ходатайства отсутствовали, отводов не заявлено,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.
В связи с коллективным обращением работников СВ МТУ Росавиации о нарушении трудового законодательства, невыполнении требований охраны труда по санитарно-бытовому обеспечению работников от 20 февраля 2023 года № ВО-4-23-20009407 Магаданской транспортной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 28 февраля 2023 года № 8 проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в Северо-Восточном межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
В ходе проверки установлено, что в нарушении ст.22 ТК РФ, п.4,11 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда», п. 5 Требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772н, программа вводного инструктажа СВ МТУ Росавиации, утвержденная 21.10.2010, инструкция по охране труда для водителей (ИОТ-07-2010), инструкция по охране труда для уборщиков служебных помещений (ИОТ-05-2010), инструкция по охране труда для административно - управленческого персонала (ИОТ-01-2010), не актуализированы. Инструкция по охране труда для заведующего хозяйством не разработана.
Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников СВ МТУ Росавиация проводилось в 2017 году и в 2018 году. Приказом № 81/1-П от 28.11.2017 создана комиссия по проверке знаний требований охраны труда работников СВ МТУ Росавиация. В соответствии с данным приказом оформлен протокол № 1-2018 от 11.01.2018 о проведении проверки требований охраны труда работников в количестве 5 человек, протокол № 1- 2017 от 08.12.2017 о проведении проверки требований охраны труда работников в количестве 34 человек.
Приказом № 48-П от 09.07.2018 создана комиссия по проверке знаний требований охраны труда работников СВ МТУ Росавиация. В соответствии с данным приказом оформлен протокол № 2-2018 от 13.07.2018 о проведении проверки требований охраны труда работников в количестве 3 человек.
В соответствии с п.2.3.1 постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (утратил силу с 01.09.2022) руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течении первого месяца, долее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Так, ФИО19 прошли очередное обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в 2017 году, что подтверждается протоколами от 08.12.2017 № 1-2017.
Вышеуказанные работники подлежали очередному обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в 2020 году, однако в нарушение требований п.2.3.1 постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», п. 53,59 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 24674 работодателем не проведено обучение по охране труда и проверки знаний требований охраны труда вышеуказанных работников с 2020 года по настоящее время.
Также проверкой установлено, что перечень должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте СВ МТУ Росавиации, утвержденных приказом от 06.10.2010 № 73, не соответствует штатному расписанию и штатному замещению СВ МТУ Росавиации на 2023 год, что является нарушением п.13 Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.
В силу статьи 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
В соответствии с частью 1, 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В нарушение ст.214 Трудового кодекса Российской Федерации на рабочих местах по должностям: уборщица служебных помещений, водитель автомобиля. Дежурный пункта охраны, заведующий складом специальная оценка условий труда не проведена.
По результатам проверки исполнения законодательства об охране труда Магаданской транспортной прокуратурой в адрес СВ МТУ Росавиации внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране труда от 24.04.2023 № 02-04-2023/Прдп54, которое поступило в Управление 24.04.2023.
Согласно представлению от 24.04.2023 № 02-04-2023/Прдп54 СВ МТУ Росавиации обязано о дате и времени рассмотрения представления уведомить Магаданскую транспортную прокуратуру.
Однако представление Магаданской транспортной прокуратуры от 24.04.2023 № 02-04-2023/Прдп54 с участием представителя Магаданской транспортной прокуратуры СВ МТУ Росавиации не рассмотрено, о времени и месте рассмотрения представления Магаданская транспортная прокуратура не уведомлена. В течении месяца меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не приняты, ответ на представление отправлен письмом СВ МТУ Росавиации 03.07.2023 № Исх-6.1202/СВМТУ, то есть на 70 сутки.
Таким образом, руководитель СВ МТУ Росавиации ФИО1 получив в установленном законом порядке 24.04.2023 представление прокурора об устранений нарушений законодательства с отраженными в нем требованиями, вытекающими из полномочий прокурора, умышленно их не выполнил, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
В судебном заседании помощник Магаданского транспортного прокурора Шпитько А.С. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении ФИО1
ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признал.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив их в совокупности, судья приходит к следующему.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Пунктом 2.1 статьи 4 Закона о прокуратуре установлено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Пунктами 1, 2 статьи 24 Закона о прокуратуре определено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Согласно материалам дела, по результатам проверки исполнения законодательства об охране труда Магаданской транспортной прокуратурой в адрес СВ МТУ Росавиации внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране труда от 24.04.2023 № 02-04-2023/Прдп54. Согласно представлению от 24.04.2023 № 02-04-2023/Прдп54 СВ МТУ Росавиации обязано безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителей Магаданской транспортной прокуратуры, о дате и времени рассмотрения представления уведомить Магаданского транспортного прокуратура для принятия участия, принять действительные меры к устранению выявленных нарушений закона причин и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах информировать Магаданскую транспортную прокуратуру в установленный законом месячный срок. Представление об устранении нарушений законодательства об охране труда от 24.04.2023 № 02-04-2023/Прдп54 было получено СВ МТУ Росавиации 24.04.2023. Однако представление Магаданской транспортной прокуратуры от 24.04.2023 № 02-04-2023/Прдп54 с участием представителя Магаданской транспортной прокуратуры СВ МТУ Росавиации не рассмотрено, о времени и месте рассмотрения представления Магаданская транспортная прокуратура не уведомлена. В течении месяца меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не приняты, ответ на представление отправлен письмом СВ МТУ Росавиации 03.07.2023 № Исх-6.1202/СВМТУ, то есть на 70 сутки.
Доказательств объективности причин, препятствующих исполнить представление в установленный срок в Магаданскую транспортную прокуратуру ФИО1 не представлено.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица - руководителя Северо-Восточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.
Так, факт совершения правонарушения и вина ФИО1 в его совершении подтверждается следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 1 сентября 2023 года; выпиской из ЕГРЮЛ от 1 сентября 2023 года; приказом о направлении ФИО1 в командировку от 18 июля 2023 года; письменными объяснениями ФИО2 от 1 сентября 2023 года; приказом о назначении ФИО1 на должность руководителя СВ МТУ Росавиации от 23 декабря 2022 года № 1737/к; уведомлением о проведении проверки от 28 февраля 2023 года; решением о проведении проверки от 28 февраля 2023 года; требованием о предоставлении информации от 17 марта 2023 года; справкой о выявленных нарушениях в СВ МТУ Росавиации; представлением об устранении нарушений законодательства об охране труда от 24 апреля 2023 года № 02-04-2023/Прдп54; ответ об исполнении представления от 3 июля 2023 года; должностной инструкцией.
Оценив собранные в деле доказательства, а также учитывая отсутствие объективных препятствий для своевременного надлежащего исполнения требований прокурора, судья приходит к выводу о наличии у должностного лица - исполняющего обязанности руководителя СВ МТУ Росавиации ФИО1 умысла на совершение вменяемого правонарушения.
В связи с указанными обстоятельствами ФИО1 несет административную ответственность как должностное лицо в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что собранные по делу доказательства соответствуют критериям допустимости, являются законными, последовательными, непротиворечивыми, и в своей совокупности представляют единую картину административного правонарушения – умышленное невыполнение требований прокурора. Представленные доказательства соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела.
Таким образом, деяние, совершенное исполняющего обязанности руководителя СВ МТУ Росавиации ФИО1, судья квалифицирует по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях как умышленное невыполнение требований прокурора.
В силу ст.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО1 судьей признается раскаяние.
В соответствии со ст.4.3 Кодекса РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность ФИО1, судьей признается повторное совершение однородного правонарушения.
При назначении административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к убеждению, что для достижения целей и задач административного наказания, предупреждения совершения должностным лицом ФИО1 новых правонарушений, исполняющему обязанности руководителя СВ МТУ Росавиации ФИО1 может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10. и 30.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л А :
Признать исполняющего обязанности руководителя Северо-Восточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2500 (две тысячи пятьсот) руб. 00 коп., которые подлежат перечислению по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Сведения (квитанцию) об уплате штрафа следует направить (представить) в Магаданский городской суд.
Копию постановления направить привлеченному лицу для исполнения и предупредить, что в соответствии со ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в 60-дневный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления путем подачи жалобы через Магаданский городской суд или непосредственно в Магаданский областной суд.
Судья Е.Ф.Пикалева