УИД 24RS0033-01-2022-002753-63
№ 1-34/20232
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Лесосибирск 06 июля 2023 г.
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе
судьи Бурдуковской Л.А.,
с участием государственного обвинителя Абраменка О.Г.,
подсудимой ФИО3,
защитника Редькина Д.А.,
потерпевших Потерпевший №1, Потерпевший №2, Потерпевший №3,
представителя потерпевшего- Администрации г. Лесосибирска Потерпевший №4,
при секретаре Ивановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке уголовное дело в отношении
ФИО3, <данные изъяты> не судимой,
обвиняемой в совершении шести преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ,
установил:
Органами предварительного расследования ФИО3 обвиняется в совершении шести хищений чужого имущества путём обмана, злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, при следующих обстоятельствах.
ФИО3, занимая с 01.02.2018 г. на основании приказа от 31.01.2018 г. № 20-к должность заведующей отделом Центральной городской библиотеки муниципального бюджетного учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» г. Лесосибирска Красноярского края (далее - МБУК «ЦБС»), в соответствии со своей должностной инструкцией относилась к категории руководителей и была наделена организационно – распорядительными полномочиями в отношении подчиненных работников отдела.
В соответствии с Положением об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» от 18.10.2019 г. и Постановлением администрации города Лесосибирска от 21.10.2014 г. № 1419 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования детей отрасли культуры» по распоряжению директора МБУК «ЦБС» работникам ЦГБ МБУК «ЦБС» Потерпевший №2, Потерпевший №3, Потерпевший №1 на основании приказа № 10/1-лс от 18.10.2019 г. начислена и выплачена стимулирующая надбавка к должностному окладу по итогам работы за октябрь 2019 года Потерпевший №2 в сумме 5500 рублей, Потерпевший №1 в сумме 5500 рублей, Потерпевший №3 в сумме 12000 рублей, о чем была осведомлена заведующая отделом ЦГБ МБУК «ЦБС» ФИО3 При этом у ФИО3 возник корыстный преступный умысел на хищение выплаченных Потерпевший №2, Потерпевший №3 и Потерпевший №1 денежных средств в качестве стимулирующей надбавки.
Не позднее 31.10.2019 г. ФИО3, используя свое служебное положение заведующей отделом ЦГБ МБУК «ЦБС», сформировавшиеся в связи с занимаемой должностью авторитет и доверие к ней у подчиненных работников ЦГБ МБУК «ЦБС», а так же влияние на них, обратилась к Потерпевший №1, Потерпевший №2, Потерпевший №3, и обманывая их, злоупотребляя их доверием, сообщила заведомо ложную информацию о том, что выплаченные им стимулирующие надбавки к должностному окладу по итогам работы за октябрь 2019 года в сумме 5500 рублей Потерпевший №1, в сумме 5500 рублей Потерпевший №2, в сумме 12000 рублей Потерпевший №3 были распределены сверх установленного лимита и предназначены для использования на нужды МБУК «ЦБС», поэтому они должны вернуть ей выплаченные суммы стимулирующих надбавок за октябрь 2019 г. для расходования этих денежных средств на нужды МБУК «ЦБС».
31.10.2019 г. Потерпевший №2, доверяя ФИО3 в силу занимаемого ею служебного положения, перевела 5500 рублей, правомерно выплаченные ей в качестве стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы за октябрь 2019 года, со своего банковского счета в ПАО «Сбербанк» на банковский счет ФИО3, открытый в ПАО «Сбербанк». 31.10.2019 г. Потерпевший №3, доверяя ФИО3 в силу занимаемого ею служебного положения, перевела 12000 рублей, правомерно выплаченные ей в качестве стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы за октябрь 2019 года, со своего банковского счета в ПАО «Сбербанк» на банковский счет ФИО3, открытый в ПАО «Сбербанк». 01.11.2019 года Потерпевший №1, доверяя ФИО3 в силу занимаемого ею служебного положения, перевела 5500 рублей, правомерно выплаченные ей в качестве стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы за октябрь 2019 года, со своего банковского счета в ПАО «Сбербанк» на банковский счет ФИО3, открытый в ПАО «Сбербанк». Похищенные у Потерпевший №2, Потерпевший №1, Потерпевший №3 денежные средства в сумме 23000 рублей ФИО3 использовала в личных целях, распорядившись по своему усмотрению, причинив Потерпевший №1, Потерпевший №2, Потерпевший №3 значительный ущерб.
Указанные действия ФИО3 квалифицированы по ч. 3 ст. 159 УК РФ – мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана, злоупотребления доверием, совершенное с причинением значительного ущерба гражданину, лицом с использованием своего служебного положения.
В соответствии с Положением об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» от 18.10.2019 г. и Постановлением администрации города Лесосибирска от 21.10.2014 г. № 1419 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования детей отрасли культуры», по распоряжению директора МБУК «ЦБС» работнику ЦГБ МБУК «ЦБС» Потерпевший №1 на основании приказа № 11/1-лс от 18.11.2019 г. начислена и выплачена стимулирующая надбавка к должностному окладу с учетом трудовых показателей за фактически отработанное время по итогам работы за ноябрь 2019 года в размере 5500 рублей, о чем была осведомлена заведующая отделом ЦГБ МБУК «ЦБС» ФИО3 При этом у ФИО3 возник корыстный преступный умысел, направленный на хищение денежных средств у Потерпевший №1, выплаченных ей в качестве стимулирующей надбавки.
Реализуя задуманное, в период с 01 по 05 декабря 2019 г. ФИО3, используя свое служебное положение заведующей отделом ЦГБ МБУК «ЦБС», сформировавшиеся в связи с занимаемой должностью авторитет и доверие к ней у подчиненных работников ЦГБ МБУК «ЦБС», а так же влияние на них, обратилась к Потерпевший №1 и обманывая ее, злоупотребляя ее доверием, сообщила заведомо не достоверную информацию о том, что выплаченная ей стимулирующая надбавка к должностному окладу по итогам работы за ноябрь 2019 года в сумме 5000 рублей распределена сверх установленного лимита и предназначена для использования на нужды МБУК «ЦБС», поэтому Потерпевший №1 должна вернуть ей выплаченную стимулирующую надбавку в размере 5500 рублей для расходования этих денежных средств на нужды МБУК «ЦБС».
05.12.2019 г. Потерпевший №1, доверяя ФИО3 в силу занимаемого ею служебного положения, перевела 5000 рублей, правомерно выплаченные ей в качестве стимулирующей надбавки к должностному окладу, со своего банковского счета в ПАО «Сбербанк» на банковский счет ФИО3, открытый в ПАО «Сбербанк». Похищенные у Потерпевший №1 денежные средства ФИО3 использовала в личных целях, распорядившись по своему усмотрению.
Указанные действия ФИО3 квалифицированы по ч. 3 ст. 159 УК РФ – мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана, злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Кроме того, распоряжением Администрации города Лесосибирска № 161/1-к от 01.08.2020 года ФИО3 была назначена на должность директора МБУК «ЦБС с 01.08.2020 г. по 09.12.2020 г. Распоряжением Администрации города Лесосибирска № 295-к от 10.12.2020 года ФИО3 была назначена на должность директора МБУК «ЦБС» с 10.12.2020 г. по 05.04.2022 г. В соответствии с должностной инструкцией директора МБУК «ЦБС» ФИО3 была наделена организационно–распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями.
Деятельность МБУК «ЦБС» осуществляется в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением администрации города Лесосибирска Красноярского края от 05.03.2020 г. № 296. Согласно п. 1.12 Устава финансовое обеспечение деятельности МБУК «ЦБС» осуществляется согласно статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации путем предоставления субсидий согласно плану, утвержденному Правительством Красноярского края. Согласно п.3.4.13 Устава, учреждение имеет право определять в соответствии с действующим законодательством оплату труда, формы и размеры средств, направленных на оплату труда сотрудников, их поощрение, производственное и социальное развитие, а также структуру и штаты МБУК «ЦБС». Согласно п.4.4 Устава, учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденным директором планом финансово-хозяйственной деятельности и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Оплата труда работников МБУК «ЦБС» осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» от 18.10.2019 г. и Постановлением администрации города Лесосибирска от 21.10.2014 г. № 1419 «Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования детей отрасли культуры», в соответствии с которыми система оплаты труда работников состоит из оклада, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера, единовременной материальной помощи и иных выплат в пределах фонда оплаты труда.
Согласно п. 4.2 Положения работникам Учреждения по решению руководителя в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда сотрудников Учреждения,( а также средств от приносящей доход деятельности, направленных Учреждением на оплату труда ), могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственность при выполнении поставленных задач, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, персональные выплаты, выплаты по итогам работы.
Согласно п. 4.9-4.9.1 Положения выплаты по итогам работы в виде премирования осуществляются по решению руководителя Учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда сотрудников, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных Учреждением на оплату труда сотрудников, и оформляются соответствующим приказом.
Согласно п. 4.9.2 Положения выплаты по итогам работы за период ( за месяц, квартал, год) выплачиваются с целью поощрения сотрудников Учреждения за общие результаты труда по итогам работы. При осуществлении выплат по итогам работы учитывается выполнение следующих критериев: успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде, инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда, качество подготовки и проведения мероприятий, связанных с уставной деятельностью Учреждения,качество подготовки и своевременность сдачи отчетности, непосредственное участие сотрудника в выполнении важных работ, мероприятий.
Согласно п. 4.9.4 Положения установление выплат стимулирующего характера осуществляется по решению руководителя в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда сотрудников Учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда сотрудников ( работников ): руководителям структурных подразделений учреждения, сотрудникам, подчиненным заместителям руководителей - по представлению заместителей руководителя Учреждения, остальным сотрудникам, занятым в структурных подразделениях Учреждения - на основании представления руководителей соответствующих структурных подразделений Учреждения.
Не позднее 20.08.2020 г. у ФИО3, обладающей информацией о том, что лимит фонда оплаты труда МБУК «ЦБС» в августе 2020 года не израсходован полностью, возник корыстный умысел на хищение денежных средств муниципального образования город Лесосибирск Красноярского края путем обмана и злоупотребляя доверием, путем необоснованного распределения и выплат работникам МБУК «ЦБС» Потерпевший №1 и Потерпевший №2 стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы за август 2020 года и последующего изъятия необоснованно распределенной и выплаченной суммы стимулирующей надбавки.
Реализуя задуманное, в августе 2020 года ФИО3, используя свое служебное положение, наделявшее ее полномочиями по самостоятельному распределению и установлению размера стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы, в нарушении порядка распределения фонда оплаты труда, установленного Положением об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» от 18.10.2019 г. и Постановлением администрации города Лесосибирска от 21.10.2014 г. № 1419 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования детей отрасли культуры», изготовила и подписала приказ от 20.08.2020 г. №08/1-лс о выплате стимулирующей надбавки к должностному окладу с учетом трудовых показателей за фактически отработанное время за август 2020 года работникам МБУК «ЦБС», в который с целью хищения внесла работников Потерпевший №1 и Потерпевший №2, необоснованно распределив им стимулирующие надбавки к должностному окладу по итогам работы за август 2020 года в размере по 4480 рублей каждой, а также начислении на данную сумму районного коэффициента 30% и северной надбавки в размере 50%, не смотря на то, что указанная выплата работникам Потерпевший №1 и Потерпевший №2 согласно Положению об оплате труда работников МБУК «ЦБС» по итогам работы за август 2020 г. не полагалась. Указанный приказ ФИО3 направила для исполнения в МКУ «Управление социальной сферой» (далее – МКУ «УСС»), совершив обман сотрудников МКУ «УСС», которые начислили и выплатили Потерпевший №1 и Потерпевший №2 стимулирующую надбавку к должностному окладу по итогам работы за август 2020 года с учетом районного коэффициента 30%, северной надбавки 50%, за вычетом налога на доходы физических лиц 13% в сумме по 7016 рублей 00 копеек каждой.
В период с 01 по 04 сентября 2020 г. ФИО3, используя свое служебное положение директора МБУК «ЦБС», сформировавшиеся в связи с занимаемой должностью авторитет и доверие к ней у подчиненных, а так же влияние на них, обратилась к Потерпевший №1 и обманывая ее, сообщила, что необоснованно выплаченные Потерпевший №1 и Потерпевший №2 стимулирующие надбавки к должностному окладу по итогам работы за август 2020 года предназначены для использования на нужды МБУК «ЦБС», в связи с чем, каждая из них должна вернуть ей по 5000 рублей из суммы полученных стимулирующих надбавок, о чем Потерпевший №1 уведомила Потерпевший №2 При этом фактически потребность в использование денежных средств на нужды МБУК «ЦБС» отсутствовала.
Будучи не осведомлена о преступном характере действий ФИО3, Потерпевший №1 10000 рублей, то есть по 5000 рублей выплаченных ей и Потерпевший №2 в качестве стимулирующих надбавок к должностному окладу по итогам работы за август 2020 года, 04.09.2020 г. передала ФИО3, а часть выплаченных стимулирующих надбавок к должностному окладу в размере по 2016 рублей остались в распоряжении у Потерпевший №1 и Потерпевший №2 Тем самым ФИО3, используя свое служебное положение директора МБУК «ЦБС», путем обмана и злоупотребления доверием, похитила 14032 рубля 00 копеек у муниципального образования город Лесосибирск Красноярского края.
Указанные действия ФИО3 квалифицированы по ч. 3 ст. 159 УК РФ – мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана, злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Не позднее 21.09.2020 г. ФИО3, обладающей информацией о том, что лимит фонда оплаты труда МБУК «ЦБС» в сентябре месяце 2020 года не израсходован полностью, возник корыстный умысел на хищение денежных средств, принадлежащих муниципальному образованию город Лесосибирск Красноярского края, путем обмана и злоупотребляя доверием, сформировавшимся к ней в связи с занимаемой должностью, путем необоснованного распределения и выплаты работнику МБУК «ЦБС» Потерпевший №1 стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы за сентябрь 2020 года и последующего изъятия необоснованно распределенной и выплаченной суммы стимулирующей надбавки.
Реализуя задуманное, не позднее 21.09.2020 г. ФИО3, используя свое служебное положение, наделявшее ее полномочиями по самостоятельному распределению и установлению размера стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы, в нарушении порядка распределения фонда оплаты труда, установленного Положением об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» от 18.10.2019 г. и Постановлением администрации города Лесосибирска от 21.10.2014 № 1419 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования детей отрасли культуры», изготовила и подписала приказ от 21.09.2020 г. №09/1-лс о выплате стимулирующей надбавки к должностному окладу с учетом трудовых показателей за фактически отработанное время за сентябрь 2020 года работникам МБУК «ЦБС», в который с целью хищения денежных средств у муниципального образования город Лесосибирск Красноярского края внесла работника МБУК «ЦБС» Потерпевший №1, необоснованно распределив ей стимулирующую надбавку к должностному окладу по итогам работы за сентябрь 2020 года в размере 7000 рублей, а также начислении на данную сумму районного коэффициента 30% и северной надбавки в размере 50%, несмотря на то, что указанная выплата работнику Потерпевший №1 согласно Положению об оплате труда работников МБУК «ЦБС» по итогам работы за сентябрь 2020 г. не полагалась. Указанный приказ ФИО3 направила для исполнения в МКУ «УСС», совершив обман сотрудников МКУ «УСС», которые начислили и выплатили Потерпевший №1 стимулирующую надбавку к должностному окладу по итогам работы за сентябрь 2020 года с учетом районного коэффициента 30%, северной надбавки 50%, за вычетом налога на доходы физических лиц 13%, в сумме 10962 рубля 00 копеек.
В период с 01 по 06 октября 2020 г. ФИО3, используя свое служебное положение директора МБУК «ЦБС», сформировавшиеся в связи с занимаемой должностью авторитет и доверие к ней у подчиненных работников МБУК «ЦБС», а так же влияние на них, обратилась к Потерпевший №1 и обманывая ее, сообщила, что необоснованно распределенная и выплаченная Потерпевший №1 стимулирующая надбавка к должностному окладу по итогам работы за сентябрь 2020 года предназначена для использования на нужды МБУК «ЦБС», в связи с чем Потерпевший №1 должна вернуть ей 10000 рублей из суммы полученной стимулирующей надбавки. При этом фактически потребность в использование указанных денежных средств на нужды МБУК «ЦБС», отсутствовала.
06.10.2020 г. Потерпевший №1, не осведомленная о преступном характере действий ФИО3, передала ей 10000 рублей, выплаченные в качестве стимулирующей надбавки к должностному окладу, а часть выплаченной стимулирующей надбавки к должностному окладу в размере 962 рубля осталась в распоряжении у Потерпевший №1 Тем самым ФИО3, используя свое служебное положение директора МБУК «ЦБС», путем обмана и злоупотребления доверием, похитила 10962 рубля 00 копеек у муниципального образования город Лесосибирск Красноярского края.
Указанные действия ФИО3 квалифицированы по ч. 3 ст. 159 УК РФ – мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана, злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Оплата труда работников МБУК «ЦБС» осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» от 05.10.2020 г. и Постановлением администрации города Лесосибирска от 21.10.2014 г. № 1419 «Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования детей отрасли культуры», в соответствии с которыми система оплаты труда работников состоит из оклада, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера, единовременной материальной помощи и иных выплат в пределах фонда оплаты труда.
Согласно п. 4.2 Положения работникам Учреждения по решению руководителя в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда сотрудников Учреждения,( а также средств от приносящей доход деятельности, направленных Учреждением на оплату труда ), могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственность при выполнении поставленных задач, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, персональные выплаты, выплаты по итогам работы.
Согласно п. 4.9-4.9.1 Положения выплаты по итогам работы в виде премирования осуществляются по решению руководителя Учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда сотрудников, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных Учреждением на оплату труда сотрудников, и оформляются соответствующим приказом.
Согласно п. 4.9.2 Положения выплаты по итогам работы за период ( за месяц, квартал, год) выплачиваются с целью поощрения сотрудников Учреждения за общие результаты труда по итогам работы. При осуществлении выплат по итогам работы учитывается выполнение следующих критериев: успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде, инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда, качество подготовки и проведения мероприятий, связанных с уставной деятельностью Учреждения,качество подготовки и своевременность сдачи отчетности, непосредственное участие сотрудника в выполнении важных работ, мероприятий.
Не позднее 21.11.2020 г. у ФИО3, обладающей информацией о том, что лимит фонда оплаты труда МБУК «ЦБС» в ноябре 2020 года не израсходован полностью, возник корыстный умысел на хищение денежных средств, принадлежащих муниципальному образованию город Лесосибирск Красноярского края, путем обмана и злоупотребляя доверием, сформировавшимся к ней в связи с занимаемой должностью, путем необоснованного завышения работникам МБУК «ЦБС» Потерпевший №1, Потерпевший №2, Свидетель №18 размера стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы за ноябрь 2020 года и последующего изъятия у данных работников соответствующей части стимулирующей надбавки.
Реализуя задуманное, не позднее 20.11.2020 г. ФИО3, используя свое служебное положение, наделявшее ее полномочиями по самостоятельному распределению и установлению размера стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы, в нарушении порядка распределения фонда оплаты труда, установленного Положением об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» от 05.10.2020 г. и Постановлением администрации города Лесосибирска от 21.10.2014 № 1419 г. «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования детей отрасли культуры», изготовила и подписала приказ от 20.11.2020 г. №11/1-лс о выплате стимулирующей надбавки к должностному окладу с учетом трудовых показателей за фактически отработанное время по итогам 2020 года работникам МБУК «ЦБС», в который с целью хищения денежных средств внесла заведомо необоснованные и завышенные суммы стимулирующих надбавок к должностному окладу по итогам работы за 2020 год работникам Потерпевший №1 в размере 17000 рублей, Потерпевший №2 в размере 6000 рублей, Свидетель №18 в размере 11500 рублей, а также начислении на данные суммы районного коэффициента 30% и северной надбавки в размере 50%, несмотря на то, что указанная выплата Потерпевший №1, Потерпевший №2, Свидетель №18 согласно Положению об оплате труда работников МБУК «ЦБС» по итогам работы в 2020 году полагалась в меньшем размере. Указанный приказ ФИО3 направила для исполнения в МКУ «УСС», совершив обман сотрудников МКУ «УСС», которые начислили и выплатили Потерпевший №1, Потерпевший №2, Свидетель №18 стимулирующую надбавку к должностному окладу по итогам работы в 2020 году с учетом районного коэффициента 30%, северной надбавки 50%, за вычетом налога на доходы физических лиц 13%, в сумме 26622 рубля- Потерпевший №1, в сумме 9396 рублей Потерпевший №2, в сумме 18009 рублей- Свидетель №18
Не позднее 04.12.2020 г. ФИО3, используя свое служебное положение директора МБУК «ЦБС», сформировавшиеся в связи с занимаемой должностью авторитет и доверие к ней у подчиненных работников МБУК «ЦБС», а так же влияние на них, обратилась к Потерпевший №1, и обманывая ее, сообщила, что завышенная ей и Потерпевший №2 сумма стимулирующих надбавок к должностному окладу по итогам работы в 2020 году предназначена для использования на нужды МБУК «ЦБС», в связи с чем, Потерпевший №2 должна ей вернуть 5000 рублей, Потерпевший №1 должна вернуть ей 15000 рублей, о чем Потерпевший №1 уведомила Потерпевший №2 Кроме того, ФИО3 через работника МБУК «ЦБС» передала информацию Свидетель №18 о том, что завышенная ей сумма стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы в 2020 году предназначена для использования на нужды МБУК «ЦБС», в связи с чем Свидетель №18 должна ей вернуть 8600 рублей. При этом фактически потребность в использование указанных денежных средств на нужды МБУК «ЦБС» отсутствовала.
04.12.2020 года Потерпевший №1, не осведомленная о преступном характере действий ФИО3, передала ФИО3 15000 рублей, выплаченные ей, и денежные средства в сумме 5000 рублей, выплаченные Потерпевший №2, в качестве стимулирующих надбавок к должностному окладу по итогам работы в 2020 году. 04.12.2020 года Свидетель №18, не осведомленная о преступном характере действий ФИО3, передала ФИО3 8600 рублей, выплаченные ей в качестве стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы в 2020 году. Тем самым ФИО3, используя свое служебное положение директора МБУК «ЦБС», путем обмана и злоупотребления доверием похитила денежные средства в сумме 28600 рублей 00 копеек у муниципального образования город Лесосибирск Красноярского края.
Указанные действия ФИО3 квалифицированы по ч. 3 ст. 159 УК РФ – мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана, злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Не позднее 21.01.2021 г. у ФИО3, в связи с занимаемым служебным положением обладающей информацией о том, что лимит фонда оплаты МБУК «ЦБС» в январе месяце 2021 года не израсходован полностью, возник корыстный умысел на хищение денежных средств, принадлежащих муниципальному образованию город Лесосибирск Красноярского края, путем обмана и злоупотребления доверием, путем необоснованного распределения и выплат работнику МБУК «ЦБС» Потерпевший №1 стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы за январь 2021 года и последующего изъятия необоснованно выплаченной суммы стимулирующей надбавки.
Реализуя задуманное, не позднее 21.01.2021 г. ФИО3 используя свое служебное положение, наделявшее ее полномочиями по самостоятельному распределению и установлению размера стимулирующей надбавки к должностному окладу по итогам работы, в нарушении порядка распределения фонда оплаты труда, установленного Положением об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» от 05.10.2020 г. и Постановлением администрации города Лесосибирска от 21.10.2014 г. № 1419 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования детей отрасли культуры», изготовила и подписала приказ от 21.01.2021 г. №01/1-лс о выплате стимулирующей надбавки к должностному окладу с учетом трудовых показателей за фактически отработанное время за январь 2021 года работникам МБУК «ЦБС», в который с целью хищения денежных средств внесла работника МБУК «ЦБС» Потерпевший №1, необоснованно распределив ей стимулирующую надбавку к должностному окладу по итогам работы за январь 2021 года в размере 9600 рублей, а также начислении на данную сумму районного коэффициента 30% и северной надбавки в размере 50%, несмотря на то, что указанная выплата работнику Потерпевший №1 согласно Положению об оплате труда работников МБУК «ЦБС» по итогам работы за январь 2021 года не полагалась. Указанный приказ ФИО3 направила для исполнения в МКУ «УСС», совершив обман сотрудников МКУ «УСС», которые начислили и выплатили Потерпевший №1 стимулирующую надбавку к должностному окладу по итогам работы за январь 2021 года с учетом районного коэффициента 30%, северной надбавки 50%, за вычетом налога на доходы физических лиц 13%, в сумме 15034 рубля 00 копеек.
В период с 01 по 06 февраля 2021 г. ФИО3, используя свое служебное положение директора МБУК «ЦБС», сформировавшиеся в связи с занимаемой должностью авторитет и доверие к ней у подчиненных работников, а так же влияние на них, обратилась к Потерпевший №1 и, обманывая ее, сообщила, что необоснованно выплаченная Потерпевший №1 стимулирующая надбавка к должностному окладу по итогам работы за январь 2021 года предназначена для использования на нужды МБУК «ЦБС», в связи с чем она должна вернуть ей 10000 рублей из суммы полученной стимулирующей надбавки. При этом фактически потребность в использование денежных средств на нужды МБУК «ЦБС» отсутствовала.
Будучи не осведомлена о преступном характере действий ФИО3, Потерпевший №1ДД.ММ.ГГГГ передала ФИО3 10000 рублей, выплаченные в качестве стимулирующей надбавки к должностному окладу, а часть выплаченной стимулирующей надбавки к должностному окладу в размере 5034 рубля остались в распоряжении у Потерпевший №1 Тем самым ФИО3, используя свое служебное положение директора МБУК «ЦБС», путем обмана и злоупотребления доверием, похитила 15034 рубля 00 копеек у муниципального образования город Лесосибирск Красноярского края.
Указанные действия ФИО3 квалифицированы по ч. 3 ст. 159 УК РФ – мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана, злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
В судебном заседании защитник Редькин Д.А. заявил ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору в порядке п. 1 ч. 1 ст. 237 УК РФ в связи с нарушением положений п. 3 ч. 1 ст. 220 УПК РФ, а именно отсутствия указания в обвинительном заключении по всем 6 эпизодам предъявленного обвинения способа совершения преступления, поскольку действия обвиняемой ФИО3 квалифицированы как мошенничество, то есть хищение, совершенное двумя способами - путем обмана, злоупотребления доверием. Однако при этом при описании преступного деяния отсутствуют указания на то, какие именно действия совершила ФИО3, которые образуют обман, а какие именно действия совершила ФИО3, которые образуют злоупотребление доверием, направленные на неправомерное завладение денежными средствами, что свидетельствует об отсутствии при описании предъявленного ФИО3 фактического изложения объективной стороны мошенничества, и влечет нарушение права подсудимой на защиту. Так же защитник полагает, что предъявленное ФИО3 обвинение по факту завладения денежными средствами муниципального образования г. Лесосибирк Красноярского края в виде стимулирующих надбавок за август 2020 года в сумме 14032 рубля, за сентябрь 2020 года в сумме 10962 рубля, в нарушение порядка распределения фонда оплаты труда, установленного Положением об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» от 18.10.2019 г., не соответствует фактически установленным в судебном заседании обстоятельствам, поскольку в указанный период действовал иной нормативно-правовой документ - Положение об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система», утвержденное 22.05.2020 г., что влечет необходимость изменения обвинения, которое не может быть осуществлено судом самостоятельно. Кроме того, защитник полагает, что при предъявлении обвинения по эпизодам хищения стимулирующих надбавок, начисленных за август, сентябрь, ноябрь 2020 года и январь 2021 г., при описании инкриминируемого ФИО3 деяния в нарушение положений п. 3 ст. 1 ст. 220 УПК РФ не указано, какие именно пункты нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оплаты труда и выплату стимулирующих надбавок работникам МБУК «ЦБС» нарушила ФИО3, в чем именно состоит незаконность начисления стимулирующих выплат Потерпевший №1, Потерпевший №2, Свидетель №18, что также порождает неопределенность предъявленного обвинения. С учетом показаний свидетелей Потерпевший №1, Потерпевший №2, Свидетель №18 в судебном заседании о том, что передавая денежные средства ФИО3, они были поставлены в известность о незаконности начисленных им стимулирующих надбавок, однако воспользовались оставшимися в их распоряжении денежными суммами, защитник полагает, что в ходе предварительного расследования должен быть разрешен вопрос об ответственности указанных лиц за соучастие в хищении муниципальных бюджетных средств.
Подсудимая ФИО3 поддержала ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору.
Государственный обвинитель Абраменок О.Г. полагает, что обвинительное заключение по настоящему делу соответствующим требованиям уголовно-процессуального законодательства, поскольку содержит все предусмотренные законом обстоятельства, в том числе существо обвинения с обязательным указанием в полном объеме обстоятельств, подлежащих доказыванию и имеющих значение по делу.
Представитель Администрации г. Лесосибирска Потерпевший №4, потерпевшие Потерпевший №1,, Потерпевший №2, Потерпевший №3 оснований для возвращения уголовного дела прокурору не усматривают.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, судья по ходатайству сторон или по собственной инициативе, возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или иного решения на основе данного заключения.
По смыслу части первой статьи 237 УПК Российской Федерации во взаимосвязи с его статьями 215, 220, 221, 225, 226, 226.7, 226.8 и 297 возвращение уголовного дела прокурору в случае нарушения требований этого Кодекса при составлении обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления может иметь место по ходатайству стороны или по инициативе самого суда, если это необходимо для защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, при подтверждении сделанного в судебном заседании заявления обвиняемого или потерпевшего, а также их представителей о допущенных на досудебных стадиях нарушениях, которые невозможно устранить в ходе судебного разбирательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 784-О, от 23 декабря 2014 года N 2809-О и от 23 июня 2015 года N 1308-О).
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 декабря 2003 года N 18-П и Определении от 22 апреля 2005 года N 197-О, основанием для возвращения уголовного дела прокурору являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, совершенные дознавателем, следователем или прокурором, в силу которых исключается возможность постановления судом приговора или иного решения. Соответственно, неустранимость в судебном производстве таких процессуальных нарушений, отражаемых в постановлении суда о возвращении уголовного дела прокурору, предполагает осуществление необходимых следственных и иных процессуальных действий.
В соответствии с требованиями ст. 220 УПК РФ, в обвинительном заключении указывается существо обвинения, место, время его совершения, способы, мотивы и цели, формулировка предъявленного обвинения, перечень доказательств, подтверждающих обвинение и другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
Из этого следует, что соответствующим требованиям уголовно-процессуального законодательства будет считаться такое обвинительное заключение, в котором изложены все предусмотренные законом обстоятельства, в том числе существо обвинения с обязательным указанием в полном объеме обстоятельств, подлежащих доказыванию и имеющих значение по делу.
По смыслу уголовно-процессуального закона, указанные положения обвинительного заключения должны быть согласованы между собой, второе должно вытекать из первого. В целях обеспечения права обвиняемого на защиту, предъявленное ему обвинение должно быть конкретным, понятным и предоставлять возможность защищаться от него всеми законными способами и средствами.
Однако, органами предварительного следствия при составлении обвинительного заключения указанные требования уголовно-процессуального закона выполнены не были.
Так в обвинительном заключение в отношении ФИО4 органом предварительного следствия допущены неточности по обстоятельствам, подлежащим доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, а именно обвинительное заключение по эпизодам обвинения по факту завладения денежными средствами муниципального образования г. Лесосибирк Красноярского края в виде стимулирующих надбавок за август 2020 года в сумме 14032 рубля, за сентябрь 2020 года в сумме 10962 рубля, содержит указание на нарушение ФИО4 Порядка распределения фонда оплаты труда, установленного Положением об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» от 18.10.2019 г., что не соответствует фактически установленным в судебном заседании обстоятельствам, поскольку в указанный период действовал иной нормативно-правовой документ - Положение об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система», утвержденное 22.05.2020 г., в котором иным образом урегулирован порядок выплаты стимулирующих надбавок, чем в положении, ссылка на нарушение которого указана в обвинительном заключении.
Кроме того, предъявленное подсудимой ФИО3 обвинение сформулировано таким образом, что порождает неустранимые сомнения относительно предмета хищения - денежных средств муниципального бюджетных средств или личных средств граждан Потерпевший №1,, Потерпевший №2, Свидетель №18 в виде стимулирующих выплат за август, сентябрь, ноябрь 2020 года и январь 2021 года, поскольку предъявленное обвинение не содержит указание, в чем именно состоит необоснованность начисления стимулирующих надбавок указанным лицам, в нарушение требований ст. 73 УПК РФ при описании преступных деяний не указаны обстоятельства, влекущие незаконность назначения стимулирующих надбавок указанным выше лицам.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа № 08/1лс от 20.08.2020 г. выплачены стимулирующие надбавки по итогам работы 14 работникам МБУК «ЦБС», в том числе Потерпевший №2 в сумме 4480 рублей, Потерпевший №1 в сумме 4480 рублей; на основании приказа № 09/1лс от 21.09.2020 г. выплачены стимулирующие надбавки по итогам работы 14 работникам МБУК «ЦБС», в том числе Потерпевший №1 в сумме 7000 рублей; на основании приказа № 11/1лс от 20.11.2020 г. выплачены стимулирующие надбавки по итогам работы за год 50 работникам МБУК «ЦБС», в том числе Потерпевший №2 в сумме 6000 рублей, Свидетель №18 в сумме 11 500 рублей, Потерпевший №1 в сумме 17 000 рублей; на основании приказа № 01/1лс от 21.01.2021 г. выплачены стимулирующие надбавки 4 работникам МБУК «ЦБС», в том числе Потерпевший №1 в сумме 9600 рублей. ( т. 5, л.д. 203, 209, 220, 227)
По обстоятельствам предъявленного обвинения допрошенная в судебном заседании ФИО3 факт начисления незаконных стимулирующих выплат Потерпевший №1, Потерпевший №2, и Свидетель №18 за август, сентябрь, ноябрь 2020 года и января 2021 года последовательно отрицала, указав, что начисление стимулирующих надбавок Потерпевший №1, Потерпевший №3, Потерпевший №2, Свидетель №18 было произведено по всем предъявленным эпизодам законно, обусловлено эффективностью их работы, расширением зоны обслуживания, так как вместо 6 штатных единиц в указанный период в библиотеке работало 5 человек.
Допрошенная в судебном заседании представитель Администрации г. Лесосибирска Потерпевший №4 показала, что муниципальным образованием не установлен факт незаконности начисления стимулирующих выплат Потерпевший №1, Потерпевший №2, Свидетель №18 за август, сентябрь, ноябрь 2020 года и январь 2021 года.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Свидетель №1, заместитель главы города по социальным вопросам Администрации города Лесосибирска, Свидетель №2, начальник бюджетного отдела финансового управления Администрации г. Лесосибирска, ФИО1, руководитель экономической группы МКУ «УСС» Администрации г. Лесосибирска, ФИО2, заместителем руководителя муниципального казенного учреждения «Управление социальной сферой», по обстоятельствам начисления Потерпевший №1, Потерпевший №2, Свидетель №18 стимулирующих надбавок по итогам работы на основании приказов 08/1лс от 20.08.2020 г., 09/1лс от 21.09.2020 г., 11/1лс от 20.11.2020 г., 01/1лс от 21.01.2021 г., сведений о незаконности начисления им стимулирующих надбавок также не представили.
Допрошенные в судебном заседании Потерпевший №1, Потерпевший №2, Свидетель №18 показали, что вывод о незаконности начисления денежных средств они сделали со слов ФИО3, так как она сообщила им указанную информации при изъятии денежных средств.
Кроме того, согласно предъявленному обвинению, 04.12.2020 г. Потерпевший №1 передала ФИО3 денежные средства в виде незаконно начисленных Потерпевший №2 стимулирующих выплат по указанному приказу в сумме 5000 рублей, что составляет 0,83 процента от начисленной Потерпевший №2 стимулирующей надбавки.
При этом как из текста приказа № 11/1лс от 20.11.2020 г., так из показаний подсудимой ФИО3 следует, что стимулирующие надбавки указанным приказом были назначены всем работникам библиотечной системы по итогам работы за 2020 год, всем библиотекарям, работающим в МБУК «ЦБС», были начислены стимулирующие выплаты в сумме 6000 рублей. В судебном заседании стороной обвинения не представлено доказательств, что по итогам 2020 года Потерпевший №2 не имела право на начисление стимулирующей надбавки, либо ей подлежала к выплате стимулирующая надбавки менее назначенных другим библиотекарям по итогам 2020 года. В судебном заседании Потерпевший №2, а также свидетель Свидетель №17, ее непосредственный руководитель, подтвердили, что в течение указанного периода Потерпевший №2 к дисциплинарной ответственности не привлекалась, прогулов и иных нарушений трудовой дисциплины не имела.
Таким образом, вывод органа предварительного расследования о том, что приказом № 11/1лс от 20.11.2020 г. Потерпевший №2 незаконно была начислена стимулирующая надбавка по итогам 2020 года не подтверждаются совокупностью представленных доказательств, а следовательно, установление предмета хищения в данной части как муниципальных бюджетных средств влечет нарушение права гражданина на равную оплату труда в соответствии с установленной в трудовом коллективе системы оплаты труда согласно Положению об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» от 05.10.2020 г. и Постановлению администрации города Лесосибирска от 21.10.2014 г. № 1419 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования детей отрасли культуры», в также влечет нарушение права Потерпевший №2 на восстановление ее нарушенных трудовых прав, что возможно только в случае признания ее потерпевшей по настоящему уголовному делу
Кроме того, в показания, данных в судебном заседании, наличие у нее умысла на хищение муниципальных денежных средств ФИО3 последовательно отрицала, суду показала, что полученные от Потерпевший №1, Свидетель №18, Потерпевший №2 в период сентябрь 2020 г. - февраль 2021 г. денежные средств были внесены на счет платных услуг, направлены на приобретение программы для ЭВМ «Система автоматизации библиотек ИРБИС64», продление подписки в декабре 2020 г., часть денежных средств в сумме около 8000 рублей были направлены на приобретение защитного покрытия на крыльцо в библиотеках № 3 и № 6, часть денежных средств были использованы для приобретения подарков на Новый год для детей сотрудников, направлено на приобретение плана эвакуации и стенда по охране труда. Денежные средства, полученные за счет начисления стимулирующих выплат, вносились на счет платных услуг через заведующих Свидетель №17 и Свидетель №15, полученные от работников денежные средства полностью были израсходованы на нужды библиотечной системы. Допрошенные в судебном заседании свидетели Свидетель №17 и Свидетель №15 подтвердили факт получения денежных средств от ФИО3 и внесение их на счет платных услуг от имени своих родственников, знакомых, или вымышленных лиц, указав конкретные квитанции, приобщенные к материалам уголовного дела по ходатайству государственного обвинителя в ходе судебного следствия, через которые вносились денежные средства. ( тома 13,14)
В соответствии с п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", при решении вопроса о виновности лиц в совершении мошенничества, необходимо иметь в виду, что обязательным признаком хищения является наличие у лица корыстной цели, то есть стремления изъять и (или) обратить чужое имущество в свою пользу либо распорядиться указанным имуществом как своим собственным, в том числе путем передачи его в обладание других лиц, круг которых не ограничен.
Использование муниципальных бюджетных денежных средств на нужды муниципального учреждения не свидетельствует о наличии корыстной цели при совершении ФИО4 действий по изъятию денежных средств, начисленных в виде стимулирующих надбавок, а является нарушением финансовой дисциплины в связи с незаконным перераспределением денежных средств, предназначенных на оплату труда, на иные цели, вопреки установленному бюджетному правилу, нецелевым расходованием бюджетных денежных средств, и свидетельствует о превышении ФИО3 как диреткором МБУК «ЦБС» своих должностных полномочий. При таких обстоятельствах квалификация, предложенная органами предварительного расследования по эпизодам завладения муниципальными денежными средствами по ч. 3 ст. 159 УК РФ противоречит установленным в судебном заседании обстоятельствам, в связи с чем суд приходит к выводу, что действия ФИО3 подлежат оценке на предмет их квалификации как иного должностного преступления, что предполагает предъявление ФИО3 обвинения, существенно отличающегося по обстоятельствам, изложенным в обвинительном заключении.
Установленные настоящим постановлением существенные противоречия относительно предъявленного ФИО3 обвинения нарушают право обвиняемой на защиту и лишают суд возможности постановить приговор или вынести иное решение по уголовному делу, поскольку вмененные ФИО3 обстоятельства завладения муниципальными денежными средствами и другие обстоятельства, приведенные в обвинении, а также установленные в судебном заседании, допускают его двусмысленное толкование и требуют более тщательной следственной проверки, в то время, как суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты, а только создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.
Кроме того, допущенные органами предварительного расследования нарушения требований УПК РФ препятствуют постановлению приговора или вынесению иного решения, отвечающего принципу законности и обоснованности, поскольку обстоятельства совершения преступлений и обвинение, предъявленное ФИО3 и изложенное в обвинительном заключении, также влечет нарушение права иных лиц на защиту в рамках имевшего в отношении них преступного посягательства, поскольку установление предмета преступления является прерогативой органов предварительного расследования.
Вместе с тем доводы стороны защиты об отсутствии в обвинительном заключении описания составообразующих действий в виде обмана и злоупотребления доверием суд отклоняет как необоснованные, так как обвинительное заключение в отношении ФИО3 содержит указание на конкретные действия, связанные с обманом, злоупотреблением доверием, направленные на неправомерное завладение этими средствами и в данной части согласуются с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в пп. 2,3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате".
Доводы стороны защиты о необходимости возврата уголовного дела прокурору для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности иных лиц, суд также признает несостоятельным, так как в соответствии с положениями ст. 252 УПК РФ судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 237,256 УПК РФ, суд
постановил:
уголовное дело по обвинению ФИО3 в совершении шести преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 159 УК РФ, возвратить прокурору г. Лесосибирска для устранения нарушений уголовно-процессуального законодательства при составлении обвинительного заключения.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд в течение 15 суток с момента его вынесения. В случае пропуска срока апелляционного обжалования по уважительной причине стороны могут ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока.
Апелляционная жалоба, представления должна соответствовать требованиям ст. 389.6 УПК РФ, в случае несоответствия требованиям настоящей статьи апелляционная жалоба, представление возвращается судьей с установлением срока для их пересоставления, если требования судьи не выполнены и апелляционные жалоба, представление в установленный судьей срок не поступили, они считаются неподанными.
Лица, указанные в статье 389.1 УПК РФ, вправе участвовать в судебном заседании суда апелляционной инстанции при условии заявления ими ходатайства об этом, которое указывается в апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.
Судья Л.А. Бурдуковская