Дело № 5-421/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 апреля 2021 года г.Смоленск
Судья Ленинского районного суда г. Смоленска Иванов Д.Н., с участием защитников лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – Шумейко Н.А., Антонова М.Н., Рабко Е.Н.,
при секретаре Денисовой А.С.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> Ростовцева Константина Николаевича, проживающего по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> в отношении <данные изъяты> Ростовцева К.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ по факту того, что Ростовцевым К.Н. при исполнении должностных обязанностей <данные изъяты> распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты, нарушен порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов – субсидий из областного бюджета для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, предусмотренные пунктами 3, 5, 6, 7, 9, 12 с учетом требований пунктов 11, 15 Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области в рамках реализации областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» на модернизацию систем теплоснабжения, централизованного водоснабжения, централизованного водоотведения, на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, критериях отбора муниципальных образований Смоленской области для предоставления указанных субсидий, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 19.02.2014 № 91 (далее - Положение о целях и условиях предоставления и расходования субсидий, Положение).
В ходе судебного заседания защитники Ростовцева К.Н. пояснили, что проверка правильности отнесения расходов на тот или иной код бюджетной классификации не входит в полномочия Департамента. Соответственно, нарушения ст. 21 БК РФ и Приказа Минфина России от 08.06.2018 № 132н является ответственностью исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований Смоленской области – получателей субсидии. В Соглашениях, заключенных между <данные изъяты> и муниципальными образованиями, учтены все существенные условия заключения договора, определенные статьей 432 ГК РФ. Муниципальные контракты в <данные изъяты> представлены всеми муниципальными образованиями-получателями субсидии, платежные поручения об оплате выполненных работ, в соответствии с пунктом <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий, предоставляются в <данные изъяты> по завершении работ, в связи с чем, <данные изъяты> не может отследить на какой документ идет ссылка при переводе денежных средств. Перечисление средств субсидии на софинансирование расходов муниципальных образований производится одновременно с оплатой документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Денежные средства, израсходованные не по целевому назначению возвращены в бюджет. Также просили учесть наличие смягчающих обстоятельств.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - <данные изъяты> полагал подвтержденным факт нарушения Ростовцевым К.Н. порядка и условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Заслушав объяснения защитников, лица, составившего протокол, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Из статьи 139.1 БК РФ следует, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.
Методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что рамках контрольного мероприятия «Проверка соблюдения <данные изъяты> целей, условий и порядка предоставления субсидий на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в рамках областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» за <данные изъяты> год», проведенного Контрольно-счетной палатой Смоленской области в период с ДД.ММ.ГГГГ (Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ), установлено следующее.
Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена областная государственная программа «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» (далее – Государственная программа).
Планом реализации Государственной программы (Приложение № к Государственной программе) (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в рамках основного мероприятия «Создание условий для устойчивого развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области» подпрограммы «Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области» на <данные изъяты> год предусмотрено предоставление субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (далее – субсидия) за счет средств областного бюджета и за счет средств местных бюджетов (пункт <данные изъяты> Плана реализации Государственной программы).
Ответственным исполнителем подпрограммы «Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области» Государственной программы определен <данные изъяты>, исполнителями основных мероприятий подпрограммы определены <данные изъяты> и органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию).
Областным законом от 20.12.2018 № 132-з (в редакции от 19.12.2019) «Об областном бюджете на <данные изъяты> год и на плановый период <данные изъяты> годов» предусмотрено распределение объема субсидий местным бюджетам из областного бюджета (Приложение <данные изъяты>), в том числе субсидии для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области в рамках реализации областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (пункт <данные изъяты> Приложения <данные изъяты>).
Главным распорядителем субсидии является <данные изъяты>.
В соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя средств областного бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета) на <данные изъяты> год и на плановый период <данные изъяты> годов <данные изъяты> в рамках основного мероприятия «Создание условий для устойчивого развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области» подпрограммы «Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области» областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» утверждены расходы по подразделу <данные изъяты> «Коммунальное хозяйство» целевой статье <данные изъяты> «Субсидии на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения» виду расходов <данные изъяты> «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности».
Постановлением Администрации Смоленской области от <данные изъяты> утверждено распределение на <данные изъяты> год субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области в рамках реализации областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» на модернизацию систем теплоснабжения, централизованного водоснабжения, централизованного водоотведения, на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
В соответствии с Государственной программой постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о целях и условиях предоставления и расходования субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области в рамках реализации областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» на модернизацию систем теплоснабжения, централизованного водоснабжения, централизованного водоотведения, на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, критериях отбора муниципальных образований Смоленской области для предоставления указанных субсидий» (далее - Положение о целях и условиях предоставления и расходования субсидий).
Положением о целях и условиях предоставления и расходования субсидий установлены цели и условия предоставления и расходования субсидий, а так же порядок предоставления субсидий.
Пунктом <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий определено, что контроль соблюдения муниципальными образованиями целей, порядка и условий предоставления субсидий осуществляется <данные изъяты>.
Одним из условий предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий являлось заключение соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области с <данные изъяты> соглашений о предоставлении субсидий (далее – Соглашение о предоставлении субсидий).
В соответствии с пунктом <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий <данные изъяты> приостанавливает предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Смоленской области, органы местного самоуправления которых не соблюдали условия предоставления субсидий, до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием такого приостановления.
В нарушение пунктов <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий, Соглашений о предоставлении субсидий, субсидии на общую сумму 5 833 760,63 рублей (18,2 % всей выделенной субсидии) были предоставлены местным бюджетам с нарушением условий и порядка их предоставления.
Указанное нарушение установлено по предоставлению субсидий следующим муниципальным образованиям:
- <данные изъяты> перечислена субсидия в сумме 1 648 771,49 рубль (Соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ; платежные поручения: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 179 683,17 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 11 993,45 рубля, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 457 094,87 рубля);
- <данные изъяты> перечислена субсидия в сумме 2 000 000 рублей (Соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ; платежные поручения: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 911 143,13 рубля, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 088 856,87 рублей);
- <данные изъяты> перечислена субсидия в сумме 576 441,23 рубль (Соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ; платежные поручения: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 576 306,83 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 134,40 рубля);
- <данные изъяты> перечислена субсидия в сумме 334 428,27 рублей (Соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);
- <данные изъяты> перечислена субсидия в сумме 272 478,71 рублей (Соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);
- <данные изъяты> перечислена субсидия в сумме 410 000 рублей (Соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ; платежные поручения: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 255 601,32 рубль; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 151 886,17 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 512,51 рублей);
- <данные изъяты> перечислена субсидия в сумме 236 252,99 рубля, в том числе (Соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ; платежные поручения: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 113 337,47 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 122 915,52 рублей);
- <данные изъяты> перечислена субсидия в сумме 355 387,94 рублей (Соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ; платежные поручения: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 353 506,84 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 881,09 рубль, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 0,01 рублей).
В частности:
1.1. Пунктами <данные изъяты> с учетом пункта <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий определены условия предоставления бюджетам муниципальных образований Смоленской области субсидии, а так же перечень документов, представляемых в <данные изъяты> органами местного самоуправления для предоставления и получения субсидии.
Законом об областном бюджете на <данные изъяты> год, бюджетной росписью главного распорядителя средств областного бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета) на <данные изъяты> год и на плановый период <данные изъяты> годов - <данные изъяты>, Соглашениями о предоставлении субсидий предусмотрено софинансирование расходов местных бюджетов по целевой статье <данные изъяты> «Субсидии на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения», виду расходов <данные изъяты> «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности». Одним из условий ее предоставления, предусмотренным пунктами <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий, является обеспечение финансирования из бюджетов муниципальных образований расходов на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (далее так же – капитальный ремонт).
В развитие указанной нормы пунктом <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий предусмотрено предоставление органом местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в <данные изъяты> документа, подтверждающего финансирование в <данные изъяты> году расходов на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, предусмотренных в бюджетах соответствующих муниципальных образований, в частности – выписки из муниципального правового акта о местном бюджете (далее – выписка из местного бюджета).
В местных бюджетах предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (статья 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)).
Исходя из положений статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления возникают в результате принятия муниципальных правовых актов, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов (статья 18 БК РФ).
Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 15 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее – Приказ от 08.06.2018 № 132н)).
В код классификации расходов бюджетов включаются, в том числе, коды вида расходов (пункт 1 статьи 21 БК РФ).
Единые коды видов расходов, состоящие из групп, подгрупп и элементов видов расходов определены пунктом 6 статьи 21 БК РФ и в соответствии с пунктом 7 указанной статьи, Приказом от 08.06.2018 № 132н.
Отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно определяться, прежде всего, исходя из существа экономических отношений.
Вместе с тем, в нарушение статьи 21 БК РФ и Приказа от ДД.ММ.ГГГГ расходные обязательства <данные изъяты> по капитальному ремонту системы водоснабжения <данные изъяты> отражены в бюджете муниципального образования по коду вида расходов группы <данные изъяты> «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» подгруппы <данные изъяты> «Бюджетные инвестиции», должно быть предусмотрено по коду вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с детализацией элемента вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»).
Расходные обязательства <данные изъяты> по капитальному ремонту объектов <данные изъяты> отражены в бюджете муниципального образования по коду вида расходов группы <данные изъяты> «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» подгруппы расходов <данные изъяты> «Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность»), должно быть предусмотрено по коду вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с детализацией элемента вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»).
В нарушение статьи 21 БК РФ и Приказа от ДД.ММ.ГГГГ расходные обязательства <данные изъяты> по капитальному ремонту объектов <данные изъяты> отражены в бюджете муниципального образования по коду вида расходов группы <данные изъяты> «Иные бюджетные ассигнования» с детализацией подгруппы расходов <данные изъяты> «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг»), должно быть предусмотрено по коду вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с детализацией элемента вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»)
Расходные обязательства <данные изъяты> по капитальному ремонту объектов <данные изъяты> отражены в бюджете муниципального образования по коду вида расходов группы <данные изъяты> «Иные бюджетные ассигнования» с детализацией подгруппы расходов <данные изъяты> «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг»), должно быть предусмотрено по коду вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с детализацией элемента вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»).
Расходные обязательства <данные изъяты> по капитальному ремонту объектов <данные изъяты> отражены в бюджете муниципального образования по коду вида расходов группы <данные изъяты> «Иные бюджетные ассигнования» с детализацией подгруппы расходов <данные изъяты> «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг»), должно быть предусмотрено по коду вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с детализацией элемента вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»).
Расходные обязательства <данные изъяты> по капитальному ремонту скважины с установкой насоса и строительством участка водопровода <данные изъяты> м.п. в <данные изъяты> отражены в бюджете муниципального образования по коду вида расходов группы <данные изъяты> «Иные бюджетные ассигнования» с детализацией подгруппы расходов <данные изъяты> «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг»), должно быть предусмотрено по коду вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с детализацией элемента вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»). Следовательно, муниципальный правовой акт Капыревщинского сельского поселения о местном бюджете, представленный в <данные изъяты> не соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации
Расходные обязательства <данные изъяты> по капитальному ремонту объектов <данные изъяты> отражены в бюджете муниципального образования по коду вида расходов группы <данные изъяты> «Иные бюджетные ассигнования» с детализацией подгруппы расходов <данные изъяты> «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг»), должно быть предусмотрено по коду вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с детализацией элемента вида расходов <данные изъяты> «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»).
Следовательно, муниципальные правовые акты указанных поселений о местном бюджете, представленные в <данные изъяты> не соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, что является не соблюдением сельским поселением бюджетного законодательства Российской Федерации и, следовательно, условий предоставления субсидий (пункт <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий).
Таким образом, <данные изъяты>, как главным распорядителем средств субсидии, нарушены условия и порядок ее предоставления, предусмотренные пунктами <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий.
Исходя из требований пункта <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий, в рамках заключенных Соглашений о предоставлении субсидий (пункты <данные изъяты> соглашений), у органа местного самоуправления в связи с проведением работ по капитальному ремонту объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения возникает обязательство по предоставлению в <данные изъяты> копии муниципального контракта (договора) на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Одним муниципальным образованием контракты (договоры) на выполнение работ по капитальному ремонту в <данные изъяты> представлены не были.
Несмотря на это субсидия бюджету муниципального образования в сумме 1 648 771,49 рубля <данные изъяты> была перечислена, что является нарушением главным распорядителем средств субсидии порядка предоставления субсидии, предусмотренного пунктом <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий.
Так, <данные изъяты> представлены в <данные изъяты> соглашения о предоставлении субсидии из бюджета <данные изъяты> с использованием средств бюджета вышестоящего уровня на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципальным бюджетным учреждениям, муниципальным автономным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям (далее – соглашение) от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 1 665 534 рубля, в том числе предусматривающие финансирование из областного бюджета в общей сумме 1 648 771,49 рубль.
Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ не являются контрактами (договорами) на выполнение работ по капитальному ремонту для муниципальных нужд, так как не содержат таких существенных условий муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, предусмотренных статьей 766 ГК РФ, как объемы подлежащих выполнению работ, сроки их начала и окончания, способы обеспечения исполнения обязательств.
В соответствии с указанными соглашениями <данные изъяты> предоставляет <данные изъяты> субсидии из бюджета муниципального образования на капитальный ремонт водопроводной сети в сумме 1 203 792 рубля, в том числе средства областного бюджета – 1 191 676,62 рубля (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ) и на капитальный ремонт участка канализационной сети в сумме 461 742 рубля, в том числе средства областного бюджета – 457 094,87 рубля (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключены, как указано в их преамбулах, в соответствии со статьей 78.2 БК РФ, регулирующей предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Исходя из положений пункта 4 статьи 78.2 БК РФ, целями предоставления субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут быть исключительно строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) таких объектов или их приобретение.
Из совокупности положений статей 1, 3 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» следует, что капитальные вложения это инвестиции в основной капитал (основные средства), а именно – во вновь создаваемое и (или) модернизируемое имущество – в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В этой связи, финансируемые из бюджета муниципального образования с использованием средств областного бюджета капитальные ремонты не являются капитальными вложениями, в частности, в форме инвестиций, и, как следствие, не могут самостоятельно быть объектом субсидирования в соответствии со статьей 78.2 БК РФ.
Кроме того, Соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между <данные изъяты>, предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета, предусмотренных на субсидию, по виду расходов <данные изъяты> «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», то есть средства областного бюджета не могут быть направлены на капитальные вложения.
Принимая во внимание положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в его Постановлении от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», о том, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, следует отметить, что соглашения от ДД.ММ.ГГГГ могут быть признаны судом недействительными.
Одновременно следует отметить, что статьей 78.2 БК РФ регулируется предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений. Заключение же органами местного самоуправления <данные изъяты> в установленном статьей 78.2 БК РФ порядке перечисленных выше соглашений, предметом которых является предоставление субсидии не на капитальные вложения, а на капитальный ремонт, является несоблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, в частности статьи 78.2 БК РФ. В свою очередь, соблюдение органами местного самоуправления <данные изъяты> бюджетного законодательства Российской Федерации является одним из условий предоставления субсидий, предусмотренного <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий.
Кроме того, в нарушение статьи 72 БК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) <данные изъяты> выбор подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту осуществлен без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при том, что стоимость ремонта превышала 300 тыс. рублей.
Деятельность органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том ее виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), в том числе осуществлять заключение договоров (соглашений), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заключение органом местного самоуправления соглашений о предоставлении субсидии для удовлетворения муниципальных нужд без торгов, когда это не предусмотрено существом хозяйственных отношений, в обход законодательства о контрактной системе, неправомерно и ведет к ограничению конкуренции в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Таким образом, органами местного самоуправления <данные изъяты> так же нарушено и бюджетное законодательство, то не соблюдено одно из условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий.
В нарушение пункта <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий следующими муниципальными образованиями для получения субсидии были представлены в <данные изъяты> наряду с договорами на выполнение работ по капитальным ремонтам, соглашения о предоставлении субсидий в целях осуществления таких ремонтов, предусмотренные статьей 78 «Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам» и статей 78.2 «Предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность» БК РФ, тогда как исходя из норм Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий для финансирования выполнения работ по капитальному ремонту осуществляется заключение только муниципального контракта (договора), копия которого представляется в <данные изъяты>:
<данные изъяты> представлены:
- муниципальный контракт, заключенный с <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту скважины с установкой насоса и участка водопровода <данные изъяты> на сумму 154 500 рублей, а так же соглашение о предоставлении субсидии <данные изъяты> в целях осуществления им капитального ремонта указанного объекта от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 154 500 рублей. Оплата выполненных работ подрядчику осуществлена муниципальным образованием на основании соглашения №, что указано в назначении платежа соответствующих платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ;
- муниципальный контракт, заключенный с <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту скважины с заменой насоса в <данные изъяты> на сумму 90 000 рублей, а так же соглашение о предоставлении субсидии <данные изъяты> в целях осуществления им капитального ремонта указанного объекта от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90 000 рублей. Оплата выполненных работ подрядчику осуществлена муниципальным образованием на основании соглашения №, что указано в назначении платежа соответствующих платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ;
- муниципальный контракт, заключенный с <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту скважины с заменой насоса в <данные изъяты> на сумму 90 000 рублей, а так же соглашение о предоставлении субсидии <данные изъяты> в целях осуществления им капитального ремонта указанного объекта от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90 000 рублей. Оплата выполненных работ подрядчику осуществлена муниципальным образованием на основании соглашения №, что указано в назначении платежа соответствующих платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ;
- муниципальный контракт, заключенный с <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту скважины с заменой насоса в <данные изъяты> на сумму 80 000 рублей, а так же соглашение о предоставлении субсидии <данные изъяты> в целях осуществления им капитального ремонта указанного объекта от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 80 000 рублей. Оплата выполненных работ подрядчику осуществлена муниципальным образованием на основании соглашения №, что указано в назначении платежа соответствующих платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ.
В преамбуле соглашений о предоставлении субсидии указано, что при их заключении муниципальное образование руководствовалось статьей 78 БК РФ.
<данные изъяты> представлены муниципальные контракты, заключенные с <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 124 157,10 рублей и на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 114 482,30 рублей, а так же соглашение о предоставлении <данные изъяты> субсидии в целях осуществления им капитального ремонта указанных объектов от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 238 639,4 рублей. Оплата выполненных работ подрядчику осуществлена муниципальным образованием на основании соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, что указано в назначении платежа соответствующих платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ.
В преамбуле соглашения о предоставлении субсидии указано, что при его заключении муниципальное образование руководствовалось статьей 78.2 БК РФ.
<данные изъяты> представлены:
- муниципальный контракт, заключенный с <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 252 957 рублей, а так же соглашение о предоставлении <данные изъяты> субсидии в целях осуществления им капитального ремонта указанного объекта от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 252 957 рублей. Оплата выполненных работ подрядчику осуществлена муниципальным образованием на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, что указано в назначении платежа соответствующих платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ;
- муниципальный контракт, заключенный с <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 86 223,68 рублей, а так же соглашение о предоставлении <данные изъяты> субсидии в целях осуществления им капитального ремонта указанного объекта от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 86 223,68 рублей. Оплата выполненных работ подрядчику осуществлена муниципальным образованием на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, что указано в назначении платежа соответствующих платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ.
В преамбуле соглашений о предоставлении субсидий указано, что при их заключении муниципальное образование руководствовалось статьей 78.2 БК РФ.
<данные изъяты> представлены муниципальные контракты, заключенные с <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 127 545,30 рублей, на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 43 064,54 рублей, на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 104 624,20 рублей, а также соглашение о предоставлении <данные изъяты> субсидии в целях осуществления им капитального ремонта указанных объектов от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 275 234,04 рубля.
Оплата выполненных работ подрядчику осуществлена муниципальным образованием на основании соглашения №, что указано в назначении платежа соответствующих платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ.
В преамбуле соглашения о предоставлении субсидии указано, что при его заключении муниципальное образование руководствовалось статьей 78.2 БК РФ.
<данные изъяты> представлены муниципальные контракты, заключенные с <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 103 167,50 рублей, на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 52 192,42 рублей на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 203 617,8 рублей, а также соглашение о предоставлении <данные изъяты> субсидии в целях осуществления им капитального ремонта указанных объектов от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 358 977,72 рублей.
Оплата выполненных работ подрядчику осуществлена муниципальным образованием на основании соглашения №, что указано в назначении платежа соответствующих платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ.
В преамбуле соглашения о предоставлении субсидии указано, что при его заключении муниципальное образование руководствовалось статьей 78.2 БК РФ.
<данные изъяты> представлены муниципальные контракты, заключенные с <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 83 061,96 рублей, на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 175 013,20 рублей, на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 53 758,45 рублей, на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 165 310,70 рублей, на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 73 529,71 рублей, на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети в <данные изъяты> на сумму 31 589,87 рублей, а также соглашение о предоставлении <данные изъяты> субсидии от ДД.ММ.ГГГГ в целях осуществления им капитального ремонта указанных объектов на общую сумму 582 263,89 рубля.
Оплата выполненных работ подрядчику осуществлена муниципальным образованием на основании соглашения №, что указано в назначении платежа соответствующих платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ.
В преамбуле соглашения указано, что при его заключении муниципальное образование руководствовалось статьей 78.2 БК РФ.
Таким образом, заключение в соответствии с пунктом <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий органами местного самоуправления <данные изъяты> муниципальных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту соответствующих объектов не было направлено на возникновение у органов местного самоуправления перечисленных муниципальных образований действительных денежных обязательств по оплате капитальных ремонтов по заключенным муниципальным контрактам, а предоставление этих муниципальных контрактов в <данные изъяты> – формальностью в целях получения субсидий.
Учитывая изложенное, <данные изъяты>, в нарушение пункта <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий, не обеспечен контроль за соблюдением муниципальными образованиями порядка (условий) предоставления субсидий в части наличия необходимых документов, служащих основанием для перечисления субсидий в соответствии с пунктом <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий.
Следствием нарушений органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области бюджетного законодательства при получении субсидий, а <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий при их предоставлении, описанных в пунктах <данные изъяты> органами местного самоуправления средствами субсидии осуществлена оплата расходов за фактически проведенный капитальный ремонт систем водоснабжения, водоотведения, как капитальных вложений или как иных расходов, не связанных с оплатой работ по капитальному ремонту.
В нарушение пункта <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий <данные изъяты> в отдельных случаях не соблюден срок перечисления муниципальным образованиям средств субсидий (<данные изъяты> рабочих дней с даты предоставления документов), в частности:
• в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидии на софинансирование расходов муниципального образования <данные изъяты>
- на капитальный ремонт сетей водопровода по <данные изъяты> в сумме 368 650,49 рублей были перечислены позже на <данные изъяты> рабочий день (документы, необходимые для перечисления средств субсидии были предоставлены муниципальным образованием в <данные изъяты>), средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ);
- на капитальный ремонт сетей водоснабжения по <данные изъяты> в сумме 235 499,83 рублей были перечислены позже на <данные изъяты> рабочих дня (документы, необходимые для перечисления средств субсидии были предоставлены муниципальным образованием в <данные изъяты>, средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ);
- на капитальный ремонт скважины <данные изъяты> в сумме 208 781,73 рубль были перечислены позже на <данные изъяты> рабочих дня (документы, необходимые для перечисления средств субсидии были предоставлены муниципальным образованием в <данные изъяты> средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ
• в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидии на софинансирование расходов муниципального образования <данные изъяты>
- на капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> в сумме 113 337,47 рублей были перечислены позже на <данные изъяты> рабочих дней (документы, необходимые для перечисления средств субсидии были предоставлены муниципальным образованием в <данные изъяты> средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ);
- на капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> в сумме 122 915,52 рублей были перечислены позже на <данные изъяты> рабочих дней (документы, необходимые для перечисления средств субсидии были предоставлены муниципальным образованием в <данные изъяты> средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ);
• в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидии на софинансирование расходов муниципального образования <данные изъяты> на капитальный ремонт котла в угольной котельной <данные изъяты> в сумме 257 617,13 рублей были перечислены позже на <данные изъяты> рабочих дней (документы, необходимые для перечисления средств субсидии были предоставлены муниципальным образованием в <данные изъяты> средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ
• в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидии на софинансирование расходов муниципального образования <данные изъяты>
- на капитальный ремонт скважины с установкой насоса и участка водопровода <данные изъяты> в сумме 152 822,68 рубля; на капитальный ремонт скважины с заменой насоса в <данные изъяты> в сумме 79 131,48 рубль; на капитальный ремонт скважины с заменой насоса в <данные изъяты> в сумме 89 022,92 рублей; на капитальный ремонт скважины с заменой насоса в <данные изъяты> в сумме 89 022,92 рублей, перечислены позже:
- на <данные изъяты> рабочих дня (средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 255 601,32 рубль);
- на <данные изъяты> рабочих дней (средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 151 886,17 рублей);
- на <данные изъяты> рабочих дней (средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 512,51 рублей),
тогда как документы, необходимые для перечисления средств субсидии были предоставлены муниципальным образованием в ДД.ММ.ГГГГ
• в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидии на софинансирование расходов муниципального образования <данные изъяты> в сумме 911 143,13 рубля были перечислены позже на <данные изъяты> рабочих дня (документы, необходимые для перечисления средств субсидии были предоставлены муниципальным образованием в ДД.ММ.ГГГГ), средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ).
• в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидии на софинансирование расходов муниципального образования <данные изъяты> на:
- капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> в сумме 82 231,34 рубля;
- капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> в сумме 173 263,06 рублей;
- капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> в сумме 53 220,86 рублей;
- капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> в сумме 163 657,59 рублей;
- капитальный ремонт системы водопроводной сети в <данные изъяты> в сумме 72 794,41 рубль;
- капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> в сумме 31 273,97 рублей;
перечислены позже на <данные изъяты> рабочих дней в сумме 576 306,83 рубль (документы, необходимые для перечисления средств субсидии были предоставлены муниципальным образованием в ДД.ММ.ГГГГ, средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 576 306,83 рублей);
перечислены позже на <данные изъяты> рабочий день в сумме 134,40 рубля (документы, необходимые для перечисления средств субсидии были предоставлены муниципальным образованием в ДД.ММ.ГГГГ, средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 134,40 рубля);
• в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидии на софинансирование расходов муниципального образования <данные изъяты> за счет средств областного бюджета предусмотрены в общем размере 4 171 407,74 рублей, в частности на капитальный ремонт системы водоснабжения в <данные изъяты> с установкой станции водоподготовки на артезианской скважине по <данные изъяты> в размере 1 814 805,43 рублей. В соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ стоимость выполненных работ по капитальному ремонту системы водоснабжения в <данные изъяты> с установкой станции водоподготовки на артезианской скважине по <данные изъяты> составила 1 828 848,00 рублей.
Документы, необходимые для перечисления средств субсидии, по капитальному ремонту системы водоснабжения в <данные изъяты> с установкой станции водоподготовки на артезианской скважине по <данные изъяты> были предоставлены ДД.ММ.ГГГГ При этом первое перечисление средств субсидии осуществлено <данные изъяты> в размере 3 835 975,95 рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ), то есть позже на <данные изъяты> рабочих дня.
• в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидии на софинансирование расходов муниципального образования <данные изъяты>, в сумме 495 071,24 рублей были перечислены позже на <данные изъяты> рабочих дней (документы, необходимые для перечисления средств субсидии были предоставлены муниципальным образованием в ДД.ММ.ГГГГ, средства субсидии перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ).
В нарушение пункта <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий, подпунктов <данные изъяты> Соглашений о предоставлении субсидий, заключенных между <данные изъяты> и органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, в ряде случаев перечисление средств субсидий осуществлялось <данные изъяты> на основании не надлежаще оформленных органами местного самоуправления документов, в частности средства субсидии в общей сумме 20 228 116,99 рублей перечислены муниципальным образованиям, тогда как приложенные в обоснование выполнения работ фотоматериалы не содержат отметок о дате и времени (или о времени) проведения фотосъемки в отношении следующих объектов:
капитальный ремонт сетей водоснабжения в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о времени проведения фотосъемки, платежное поручение на перечисление средств субсидии муниципальному образованию <данные изъяты> на сумму 291 950,33 рублей);
капитальный ремонт участка тепловой сети от котельной <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о дате и времени проведения фотосъемки, платежное поручение на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 910 800,00 рублей);
капитальный ремонт участка канализационной сети по адресу: <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о времени проведения фотосъемки, платежное поручение на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 457 094,87 рубля);
капитальный ремонт сетей водопровода в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о времени проведения фотосъемки, платежные поручения на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 179 683,17 рубля и № на сумму 11 993,45 рубля);
капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты>; капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты>; капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о времени проведения фотосъемки, платежное поручение на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 272 478,71 рублей);
капитальные ремонты водопроводных сетей в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о времени проведения фотосъемки, платежные поручения на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 113 337,47 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 122 915,52 рублей);
капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты>; капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты>; капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты>; капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты>; капитальный ремонт водопроводной сети в с. <данные изъяты>; капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о времени проведения фотосъемки, платежные поручения на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 134,40 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 576 306,83 рублей);
капитальные ремонты котла в угольной котельной и наружных сетей водопровода <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о дате и времени проведения фотосъемки, платежные поручения на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 257 617,13 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 98 999,68 рублей);
капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты>; капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о времени проведения фотосъемки, платежное поручение на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 334 428,27 рублей);
капитальный ремонт скважины с установкой насоса и участка водопровода <данные изъяты>, капитальные ремонты скважин с заменой насосов в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о времени проведения фотосъемки, платежные поручения на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 255 601,32 рубля, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 151 886,17 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 512,51 рублей);
капитальный ремонт сетей водоснабжения <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о дате и времени проведения фотосъемки, платежные поручения на перечисление средств субсидии на общую сумму 1 930 938,66 рублей (от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 19 540,92 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 911 397,74 рублей);
капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты>; капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты>; капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о времени проведения фотосъемки, платежные поручения на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 353 506,84 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 881,09 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 0,01 рублей);
капитальный ремонт артезианской скважины с установкой озоновой очистки воды в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о дате и времени проведения фотосъемки, платежные поручения на перечисление средств субсидии на общую сумму 2 877 930,94 рублей (от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 0,01 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 0,85 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 69,79 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 5 757,01 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 843 036,18 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 29 067,10 рублей);
капитальный ремонт артезианских скважин с установкой частотных преобразователей на водозаборах <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку времени проведения фотосъемки, платежное поручение на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 908 400,58 рублей);
капитальный ремонт системы водоснабжения в <данные изъяты>, с установкой станции водоподготовки на артезианской скважине по <данные изъяты>, за счет средств областного бюджета субсидия в размере 1 810 559,52 рублей (фотоматериалы не содержат отметку о дате и времени проведения фотосъемки, платежные поручения на перечисление средств субсидии на общую сумму 4 167 161,84 рублей (от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3 835 975,95 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 331 185,80 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 0,09 рублей);
капитальный ремонт системы водоснабжения <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о дате и времени проведения фотосъемки, платежные поручения на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 088 856,87 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 911 143,13 рублей);
капитальный ремонт водопроводных сетей в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о дате и времени проведения фотосъемки, платежное поручение на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 000 000 рублей);
капитальные ремонты сетей водоснабжения в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о дате и времени проведения фотосъемки, платежное поручение на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 593 629,74 рублей);
капитальный ремонт водопроводной сети в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о времени проведения фотосъемки, платежное поручение на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 450 000 рублей);
капитальный ремонт очистных сооружений в <данные изъяты> (фотоматериалы не содержат отметку о дате и времени проведения фотосъемки, платежное поручение на перечисление средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 263 530,08 рублей).
Учитывая изложенное в пунктах <данные изъяты>, <данные изъяты>, как главным распорядителем субсидии, нарушены условия и порядок ее предоставления, установленные пунктами <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
В соответствии с соглашением о предоставлении в <данные изъяты> году в рамках реализации подпрограммы «Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области» областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» субсидии на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образование Смоленской области на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным <данные изъяты> с <данные изъяты> (далее – соглашение №) сельскому поселению из областного бюджета была предоставлена субсидия на капитальный ремонт наружных сетей водопровода <данные изъяты> в размере 98 999,68 рублей.
Субсидия перечислена <данные изъяты> в бюджет сельского поселения платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, откуда денежные средства в полной сумме были перечислены подрядчику (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ).
Локальный сметный расчет на капитальный ремонт наружных сетей водопровода <данные изъяты>, согласованный с отделом ценообразования и сметного нормирования <данные изъяты>, в рамках соглашения № (пункт <данные изъяты>) был представлен <данные изъяты> в <данные изъяты>. В соответствии с указанным локальным сметным расчетом стоимость капитального ремонта была согласована в сумме 99 999,68 рублей. При этом, в стоимость ремонта был включен НДС (<данные изъяты> %) в сумме 16 666,61 рублей, что предусмотрено законодательством в сфере ценообразования в строительстве.
Для выполнения работ по капитальному ремонту <данные изъяты> (заказчик) была привлечена подрядная организация – <данные изъяты> с которой, без проведения торгов был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость работ по муниципальному контракту составила 99 999,68 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ заказчиком был утвержден и согласован подрядчиком «Расчет договорной цены на капитальный ремонт наружных сетей водопровода <данные изъяты>» (далее – расчет договорной цены) на сумму, соответствующую стоимости работ по муниципальному контракту – 99 999,68 рублей. По наименованию работ и затрат, их количеству и стоимости расчет договорной цены соответствует локальному сметному расчету, ранее согласованному с отделом ценообразования и сметного нормирования <данные изъяты>.
Тем не менее, расчет договорной цены не содержит предусмотренный локальным сметным расчетом НДС (<данные изъяты> %), вместо которого в расчет включена строка «УСН» в сумме 2 608,35 рублей и к общей стоимости работ и затрат (85 941,42 рубля) применен повышающий коэффициент равный 1,16357956384, увеличивший стоимость ремонта на 14 058,26 рублей.
Указание на НДС в стоимости работ по капитальному ремонту так же отсутствует и в муниципальном контракте от ДД.ММ.ГГГГ и в справке о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ унифицированной формы № КС-3, подписанной заказчиком (<данные изъяты>) и подрядчиком, а так же в платежном поручении на перечисление денежных средств подрядчику в оплату выполненных работ.
Исходя из изложенного, <данные изъяты> является организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения. Для таких организаций письмом Госстроя РФ «О порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения» от 06.10.2003 N НЗ-6292/10 предусмотрено определение размера затрат подрядных организаций по оплате НДС, включаемых в стоимость работ, выполняемых такими подрядными организациями на основании расчета и в зависимости от структуры выполняемых строительно-монтажных работ. Такие затраты для <данные изъяты> были определены в расчете договорной цены в строке «УСН» в сумме 2 608,35 рублей.
Применение повышающих коэффициентов к итогу сметного расчета правовыми актами, регулирующими ценообразование в строительстве, не предусмотрено.
Таким образом, применение в расчете договорной цены повышающего коэффициента 1,16357956384, могло быть продиктовано целью достичь уровня цен, предусмотренных локальным сметным расчетом, согласованным с отделом ценообразования и сметного нормирования <данные изъяты>, изначально включающим НДС (<данные изъяты>%).
Применение <данные изъяты> при формировании цены муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ указанного повышающего коэффициента, не являющегося оплатой выполненных конкретных видов работ или компенсацией каких-либо затрат подрядчика, возникших при проведении капитального ремонта и подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации финансированию за счет заказчика, необоснованно увеличило стоимость капитального ремонта наружных сетей водопровода <данные изъяты> на 14 058,26 рублей.
Указанное необоснованное увеличение стоимости капитального ремонта не соответствует целям предоставления субсидии, определенным пунктом <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий – повышение надежности и эффективности работы объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области, организации развития систем теплоснабжения (в том числе при переводе объектов на индивидуальное и автономное отопление), водоснабжения и водоотведения муниципальных образований, а также эффективного и безопасного функционирования систем коммунальной инфраструктуры.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сообщил о том, что <данные изъяты> денежные средства в сумме 13 917,68 рублей, использованные не по целевому назначению, возвращены в областной бюджет, что подтверждается справкой органа Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, муниципальным образованием при использовании субсидии нарушено бюджетное законодательство Российской Федерации в части ее целевого характера – статьи 139 БК РФ, пункта <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий, что, в свою очередь, является нарушением условий предоставления субсидий, предусмотренных пунктом <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий.
<данные изъяты> в силу пунктов <данные изъяты> с учетом представленных <данные изъяты> документов для перечисления субсидии (муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, справка о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ унифицированной формы № КС-3) в рамках контроля за соблюдением муниципальными образованиями целей, порядка и условий предоставления субсидий должен был приостановить предоставление субсидии бюджету сельского поселения до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.
В соответствии с соглашением о предоставлении в <данные изъяты> году в рамках реализации подпрограммы «Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области» областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» субсидии на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образование Смоленской области на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным <данные изъяты> с <данные изъяты> (далее – соглашение №) бюджету муниципального образования <данные изъяты>) из областного бюджета была предоставлена субсидия на капитальный ремонт очистных сооружений в <данные изъяты> (далее – капитальный ремонт очистных сооружений) в размере 266 200 рублей.
Субсидия перечислена <данные изъяты> в бюджет <данные изъяты> платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 263 530,08 рублей, откуда денежные средства в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ были перечислены подрядчику (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ).
Локальный сметный расчет на капитальный ремонт водопроводной сети, согласованный с отделом ценообразования и сметного нормирования <данные изъяты>, в рамках соглашения (пункт <данные изъяты>) был представлен <данные изъяты>) в <данные изъяты> В соответствии с указанным локальным сметным расчетом стоимость капитального ремонта очистных сооружений была согласована в сумме 266 203 рубля. При этом, в стоимость ремонта был включен НДС <данные изъяты> %) в сумме 44 367 рублей, что предусмотрено законодательством в сфере ценообразования в строительстве.
Для выполнения работ по капитальному ремонту очистных сооружений <данные изъяты> (заказчик) была привлечена подрядная организация – <данные изъяты>», с которой, без проведения торгов был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость работ по муниципальному контракту составила 266 203,0 рубля. Муниципальным контрактом предусмотрено, что конкретные объемы и виды необходимых работ указываются в локальном сметном расчете (пункт <данные изъяты> контракта).
Локальный сметный расчет на капитальный ремонт очистных сооружений на сумму 266 203 рубля, в том числе НДС (<данные изъяты> %) – 44 367,0 рубля, согласованный отделом ценообразования и сметного нормирования Департамента, был утвержден <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ и согласован <данные изъяты>».
Иных документов о согласовании заказчиком и подрядчиком расчета стоимости капитального ремонта очистных сооружений, договорной цены, не представлено.
Указание на НДС в стоимости работ по капитальному ремонту в муниципальном контракте от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. В справке о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ унифицированной формы № КС-3 на сумму 266 203 рубля, подписанной заказчиком (<данные изъяты>) и подрядчиком сумма НДС не указана. В счете подрядчика для оплаты выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ указано «без налога (НДС)», в платежном поручении на перечисление денежных средств подрядчику за выполненные работы по капитальному ремонту очистных сооружений указано «без НДС».
Учитывая изложенное, получение подрядчиком суммы НДС в размере 44 367 рублей, если подрядчик не является плательщиком НДС, является необоснованным и может свидетельствовать о нецелевом расходовании <данные изъяты> средств субсидии из областного бюджета.
Так как софинансирование из областного бюджета в <данные изъяты> году расходов муниципального образования на капитальный ремонт очистных сооружений составило <данные изъяты> % или 263 530,08 рублей (субсидия перечислена платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ), нецелевое использование средств областного бюджета может составлять до 44 365,23 рублей (<данные изъяты>).
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты> сообщил, что <данные изъяты> предложено вернуть средства субсидии, использованные не по целевому назначению, ведется работа по возврату.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сообщил, что средства областного бюджета, израсходованные не по целевому назначению при капитальном ремонте очистных сооружений в <данные изъяты> в сумме 10 231,07 рублей возвращены в областной бюджет, что подтверждается справкой органа ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, муниципальным образованием при использовании субсидии нарушено бюджетное законодательство Российской Федерации в части ее целевого характера – статьи 139 БК РФ, пункта 12 Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий, что, в свою очередь, является нарушением условий предоставления субсидий, предусмотренных пунктом <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий.
<данные изъяты> в силу пунктов <данные изъяты> с учетом представленных <данные изъяты> документов для перечисления субсидии (муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, справка о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ унифицированной формы № КС-3) в рамках контроля за соблюдением муниципальными образованиями целей, порядка и условий предоставления субсидий должен был приостановить предоставление субсидии бюджету сельского поселения до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.
Учитывая изложенное в пунктах <данные изъяты>, <данные изъяты>, как главным распорядителем субсидии, нарушены условия и порядок ее предоставления, установленные пунктами <данные изъяты> Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
В соответствии со срочным служебным контрактом о прохождении государственной гражданской службы Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ и в связи с возложением на него распоряжением ДД.ММ.ГГГГ исполнения обязанностей <данные изъяты> Ростовцев Константин Николаевич, являясь <данные изъяты>, исполнял обязанности по должности <данные изъяты>.
В соответствии с Положением о <данные изъяты>, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение о Департаменте) <данные изъяты>:
- осуществляет руководство <данные изъяты> на принципе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на <данные изъяты> задач;
- контролирует исполнение должностных регламентов и положений о структурных подразделениях <данные изъяты>;
- действует без доверенности от имени <данные изъяты>, в том числе заключает в пределах своей компетенции соглашения;
- вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия своим заместителям и иным подчиненным должностным лицам.
Факт совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании вышеперечисленных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Действия должностного лица Ростовцева К.Н. суд квалифицирует по ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
При этом, характер совершенного должностным лицом правонарушения не свидетельствует о его исключительности, которое позволило бы сделать вывод о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В данном случае основания для признания правонарушения малозначительным судьей не установлены.
Требования ст. 27.3 КоАП РФ соблюдены, оснований не доверять доказательствам, имеющимся в деле и приведенным выше, не имеется.
При назначении должностному лицу наказания суд руководствуется принципом справедливости, учитывает характер и степень опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, и полагает возможным назначить Ростовцеву К.Н. минимальное наказание, в пределах санкции ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать должностное лицо - <данные изъяты> Ростовцева Константина Николаевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: <данные изъяты>.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить, что правонарушитель, не представивший суду в 60-тидневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу документ, свидетельствующий об уплате штрафа, может быть привлечён к административной ответственности с наложением административного наказания в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.Н. Иванов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>