НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 04.09.2020 № 5-573/20

Дело № 5-573/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ленинский районный суд г.Иваново,

адрес: г.Иваново ул.Станко д.7Б 4 сентября 2020 года

Судья Ленинского районного суда г.Иваново Борисова О.В., с участием:

защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сергеевой Т.В., Медведева А.Г. и Сатиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в отношении председателя комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции Сергеевой Татьяны Борисовны,

у с т а н о в и л :

Сергеева Т.Б., будучи главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, нарушила условия их предоставления, при следующих обстоятельствах.

Распоряжением Губернатора Ивановской области от 17.10.2013 № 471-рк Сергеева Т.Б. назначена на должность государственной гражданской службы Ивановской области председателя комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, распоряжением Губернатора Ивановской области от 20.11.2018 № 670-рк Сергеевой Т.Б. продлен срок государственной гражданской службы Ивановской области до 22.11.2023 включительно.

Постановлением Правительства Ивановской области от 09.07.2013 № 279-п утверждена государственная программа Ивановской области «Содействие занятости населения Ивановской области», в которую включена подпрограмма «Мероприятия по содействию занятости граждан предпенсионного возраста и женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (далее - Подпрограмма). Одним из основных мероприятий Подпрограммы является «Региональный проект «Старшее поколение», которое предполагает выполнение в 2019 году мероприятия «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста».

Ответственный исполнитель Подпрограммы и исполнитель основных мероприятий (мероприятий) Подпрограммы является комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции (далее - Комитет по труду).

В целях финансового обеспечения мероприятий регионального проекта «Старшее поколение» в Законе Ивановской области от 13.12.2018 № 76-03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Комитету по труду, как главному распорядителю средств областного бюджета, предусмотрены бюджетные ассигнования на 2019 год на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста.

Постановлением Правительства Ивановской области от 03.04.2019 № 115-п (ред. от

утвержден Порядок организации и финансирования мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Ивановской области от 03.04.2019 № 115-п).

В соответствии с п. 4. 2. Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 03.04.2019 № 115-п, финансовое обеспечение мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста по направлению работодателей осуществляется Комитетом по труду, как главным распорядителем средств областного бюджета, путем предоставления работодателям субсидий на возмещение затрат по реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному

профессиональному образованию работников предпенсионного возраста (далее - субсидии).

Постановлением Правительства Ивановской области от 03.04.2019 № 120-п (ред. от

утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат по

реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному

профессиональному образованию работников предпенсионного возраста (далее - Порядок предоставления субсидий). Субсидия предоставляется в целях возмещения затрат работодателей по реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» (пункт 1.3. Порядка предоставления субсидий).

Согласно пункту 1.6. Порядка предоставления субсидий к категории получателей субсидии относятся работодатели - организации, индивидуальные предприниматели и физические лица. Субсидии предоставляются на основании соглашений, заключенных Комитетом по труду с работодателями.

Пунктом 2.13. Порядка предоставления субсидий (ред. от 05.12.2019) предусмотрено, что показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, являются:

численность лиц предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование;

доля сохранивших занятость работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, в численности работников предпенсионного возраста, прошедших обучение.

Значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, устанавливаются в соглашении.

В двадцати соглашениях о предоставлении субсидии, подписанных председателем Сергеевой Т.Б., Комитетом по труду не установлен один (из двух) показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, а именно численность лиц предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, что привело к нарушению п.п. 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.13. Порядка предоставления субсидии.

Согласно пункту 3.2.58. должностного регламента государственного гражданского служащего Ивановской области, замещающего должность государственной гражданской службы Ивановской области председателя комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, утвержденного временно исполняющим обязанности Губернатора Ивановской области 23.08.2018, председатель комитета Ивановской области обязан соблюдать и обеспечивать исполнение федеральных законов и законов Ивановской области, иных правовых актов Российской Федерации и Ивановской области.

Таким образом, при предоставлении комитетом Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, в лице председателя Сергеевой Т.Б., субсидии работодателям на возмещение затрат по реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста в рамках реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения нарушен п.п. 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункт 2.13. Порядка организации и финансирования мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 03.04.2019 № 115- п (ред. от 05.12.2019).

Сергеева Т.Б., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала. Защитники Медведев А.Г. и Сатина Е.В. не возражали против рассмотрения дела в отсутствие Сергеевой Т.Б. В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие Сергеевой Т.Б.

В судебном заседании защитникам Медведеву А.Г. и Сатиной Е.В. разъяснены положения ст.25.5 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ. Отводов не заявлено. Удовлетворено ходатайство о приобщении дополнительных соглашений.

Защитник Медведев А.Г. пояснил, что содержание протокола он не оспаривает. Сергеевой Т.Б. допущены нарушения Бюджетного кодекса РФ. Однако поскольку постановлением Правительства РФ от 12 сентября № 1187 рекомендовано федеральным органам исполнительной власти обеспечить приведение в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, до 31 декабря 2019 г., постановление Правительства Ивановской области могло быть принято не 5 декабря 2019, а в более поздний срок, до 31 декабря 2019 г., при этом нарушения законодательства не последовало бы. Поскольку субсидии предоставлялись на возмещение затрат работодателей, а не на финансовое обеспечение затрат, включение показателей по численности лиц, прошедших обучение, носит формальный характер. Основным показателем является доля сохранивших занятость работников в данной численности. Цели предоставления субсидий достигнуты, иных нарушений не установлено. В настоящее время допущенное нарушение устранено в полном объеме, со всеми работодателями заключены дополнительные соглашения. Деяние Сергеевой Т.Б. совершено впервые, формально содержит признаки вмененного административного правонарушения, однако не причинило значительного ущерба, так как условия соглашений выполнены, неправомерного расходования бюджетных средств не допущено. Просит считать деяние Сергеевой Т.Б. малозначительным и прекратить производство по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ.

Защитник Сатина Е.В. пояснила, что для Ивановской области установлен показатель по численности лиц – 355 человек. В федеральном законодательстве был изменен показатель результативности предоставления субсидий на результат предоставления субсидий и показатели его достижения. В конце финансового года принятие нормативных актов было заторможено, осложнено рядом процедур. К декабрю 2019 г. все работодатели уже провели обучение работников и подготовили документы. Необходимо было освоить денежные средства, тогда как на заключение соглашений требуется время. При обращении работодателей за предоставлением субсидий работники уже были обучены и угрозы неполучения ими обучения не было.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, инспектор Контрольно-счетной палаты Ивановской области ФИО10., которой судом разъяснены положения ст.ст.25.6, 17.9 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, пояснила, что в соглашениях, заключенных председателем Комитета по труду Сергеевой Т.Б. с работодателями, должны были в соответствии с Порядком предоставления субсидий фигурировать два показателя, фактически имел место один, что является нарушением БК РФ и Порядка предоставления субсидий. В ходе контрольных мероприятий Комитетом по труду представлены дополнительные соглашения, заключенные после составления протокола.

Свидетель – главный консультант-юрист Контрольно-счетной палаты Ивановской области ФИО8 которому судом разъяснены положения ст.ст.25.6, 17.9 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, пояснил, что показатель численности лиц предусматривался с целью контроля за расходами. Учитывая, что на момент устранения нарушений расходы были произведены, устранение является формальным. Неустановление показателя создавало угрозу для его недостижения, формально не было возможности контроля, так как у лица, проводившего обучение, не было обязанности обучить определенное количество человек. Комитету по труду не предоставлено права самовольно включать или не включать в соглашения показатели, это требование закона, которое действовало на момент заключения соглашений.

Судом были исследованы следующие материалы дела, предоставленные Контрольно-счетной палатой Ивановской области:

- протокол об административном правонарушении от 20 июля 2020 года, с которым Сергеева Т.Б. была не согласна;

- соглашения, заключенные в декабре 2019 года между комитетом Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции в лице председателя Сергеевой Т.Б. и юридическими лицами о предоставлении из бюджета Ивановской области субсидии на возмещение затрат по реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста в рамках реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения. В п. 5.1.3 соглашений указана обязанность главного распорядителя определить показатель результативности использования субсидии: доля сохранивших занятость работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, в численности работников предпенсионного возраста, прошедших обучение, не менее 100 %, и осуществлять оценку его достижения.

- распоряжения Губернатора Ивановской области от 17.10.2013 № 471-рк «О Сергеевой Т.Б.», от 20.11.2018 № 670-рк «О продлении Сергеевой Т.Б. срока государственной гражданской службы Ивановской области», согласно которым срок государственной гражданской службы Сергеевой с 23.11.2013 по 23.11.2023.

- служебный контракт Сергеевой Т.Б. о прохождении государственной гражданской службы Ивановской области и замещении должности государственной гражданской службы Ивановской области от 23.11.2013 № 89 (с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями от 30.10.2014 № 2, от 20.11.2018 № 6).

- должностной регламент государственного гражданского служащего Ивановской области, замещающего должность государственной гражданской службы Ивановской области, председателя комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, согласно п.3.2.58 которого председатель комитета Ивановской области обязан соблюдать и обеспечивать исполнение федеральных законов и законов Ивановской области, иных правовых актов Российской Федерации и Ивановской области.

Кроме того, судом исследованы представленные защитниками дополнительные соглашения от 17 августа 2020 года, согласно которым в п.5.1.3 слова «следующий показатель» заменены словами «следующие показатели» и дополнен абзацем следующего содержания: «численность лиц предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование (чел.), и осуществлять оценку его достижения».

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

Согласно пп.2 п.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п.2.13 Постановления Правительства Ивановской области от 03.04.2019 N 115-п (ред. от 05.12.2019) "Об утверждении Порядка организации и финансирования мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста" результат предоставления субсидии - обучены граждане предпенсионного возраста. Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, являются: численность лиц предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование; доля сохранивших занятость работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, в численности работников предпенсионного возраста, прошедших обучение. Значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, устанавливаются в соглашении".

Вопреки указанным требованиям нормативно-правовых актов, в соглашениях, заключенных председателем комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции Сергеевой Т.Б., с юридическими лицами-работодателями, предусмотрен один показатель результативности использования субсидии: доля сохранивших занятость работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, в численности работников предпенсионного возраста, прошедших обучение, не менее 100 %. Данная формулировка соглашений является нарушением условий предоставления субсидии.

Оснований для признания представленных доказательств недопустимыми суд не усматривает. Представленные суду письменные доказательства, в которых зафиксированы не соответствующие требованиям нормативно-правовых актов условия предоставления субсидий, согласуются с показаниями свидетелей ФИО7 и ФИО8, с позицией защитников, признавших факт совершения правонарушения. Совокупность исследованных доказательств является достаточной для вывода о том, что в действиях Сергеевой Т.Б. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ. Признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, в содеянном отсутствуют.

Вопреки доводу защитника Сатиной Е.В., сложившееся нормативно-правовое регулирование не лишало Сергееву Т.Б. возможности установить в соглашениях показатели в соответствии с действующими в тот период нормативно-правовыми актами.

По смыслу ст.2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вопреки доводам защитников, малозначительным данное правонарушение не является, так как его состав имеет формальную конструкцию, и его совершение затрудняло контроль за выполнением недостающего показателя достижения результата предоставления субсидии, чем создавало угрозу надлежащему функционированию финансовых отношений в сфере предоставления субсидий. Фактическое предоставление субсидий организациям и прохождение обучения их работниками не свидетельствуют об отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям. Заключение комитетом Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции дополнительных соглашений не устраняет существенности совершенного правонарушения, поскольку имело место после обнаружения административного правонарушения и составления протокола.

Разрешая вопрос о мере административного наказания, его виде и размере, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, имущественное положение Сергеевой Т.Б., которая работает, имеет стабильный доход.

Главой 15 КоАП РФ правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, отнесены к правонарушениям в области финансов.

Санкция ст.15.15.5 КоАП РФ предусматривает наказание для должностных лиц в виде административного штрафа от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд считает признание вины, выраженное в судебном заседании защитниками Сергеевой Т.Б., добровольное прекращение противоправного поведения (п.2 ч.2 ст.4.2 КоАП РФ) в виде заключения дополнительных соглашений с исправлением допущенного нарушения.

С учетом установленных обстоятельств, отсутствия отягчающих и наличия смягчающих обстоятельств суд полагает необходимым назначить Сергеевой Т.Б. административный штраф в размере 10.000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.15.15.5, 29.10, КоАП РФ,-

П О С Т А Н О В И Л :

председателя комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции Сергееву Татьяну Борисовну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 (десяти тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по реквизитам: Получатель: Контрольно-счетная палата Ивановской области ИНН 3702050914; КПП 370201001; л/сч 04332001510 в УФК по Ивановской области; р/сч 40101810700000010001 в отделении Иваново г. Иваново

БИК 042406001; ОКТМО 24 701 000; КБК 003 1 16 01156 01 0000 140.

Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.В. Борисова