НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область) от 08.02.2024 № 5-6/2024

Дело № 5-6/2024 (5-776/2023;)

УИД 39RS0001-01-2023-006606-26

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 февраля 2024 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Волгин Г.В., при секретаре Марийченко Н.В., рассмотрев поступившее из Калининградской областной таможни дело № 10012000-1172/2023 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: 01.09.2021, по ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

28.09.2023 г. в 01 часов 19 минут в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни прибыло транспортное средство - автомобиль грузовой «MAN», государственный регистрационный номерной знак и прицеп «RENDERS» государственный регистрационный номер

Согласно представленным документам: международной товаротранспортной накладной (CMR) б/н от 22.09.2023, счёту-фактуре №14444 от 22.09.2023, в соответствии с ТД №11216401/260923/0164226, подтверждением о прибытии № 10012160/280923/5028533 на указанном транспортном средстве осуществлялось перемещение товара с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию Калининградской области «вертикальный кормосмеситель 2 шт. в разобранном виде, весом брутто 15000 кг.». В качестве перевозчика вышеуказанного товара выступала ИП ФИО1, непосредственно перевозку товаров осуществлял водитель ФИО2, на основании трудового договора № 6 от 11.11.2021.

При прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) ФИО2 в таможенный орган были представлены вышеуказанные документы, которые зарегистрированы в журнале регистрации деклараций на транспортное средство (далее - ТДТС) под номером № 10012160/270923/310085366.

На основании профиля риска указанное транспортное средство было направлено на таможенный осмотр с использованием МИДК. По результатам таможенного осмотра должностным лицом таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни принято решение о направлении транспортного средства на таможенный досмотр. Результаты таможенного осмотра зафиксированы в акте таможенного осмотра (далее - АТО) №10012160/280923/100572.

В ходе проведения таможенного досмотра было установлено нахождение в транспортном средстве товара, сведения о котором не были заявлены в ТДТС, а именно: - Аккумуляторные батареи, прямоугольной формы, серого цвета. На каждой батарее имеются наклейки с информацией: Varta, ProMotiveEFB, В90 12V 190 Ah 1050A (en). Всего 2 штуки, общим весом брутто 91 кг.

По результатам таможенного досмотра составлен акт таможенного досмотра (далее- АТД) №10012160/28092023/100574 от 28.09.2023г.

Исходя из объяснения ФИО2 от 28.09.2023, полученным в рамках таможенного контроля о перемещаемом через таможенную границу товаре, следует, что он является водителем ИП ФИО1, согласно трудовому договору. Осуществляет перевозку товара (вертикальные кормосмесители), согласно товаросопроводительным документам - CMR б/н от 22.09.2023 г., с/ф 14444 от 22.09.2023 г., от отправителя АО СХТ в адрес получателя - ООО КМК, РФ, Гурьевский р-он, пос. Заозерье на грузовом транспортном средстве марки «MAN» с прицепом марки «RENDERS», государственные номерные знаки . В г. Смоленске вышли из строя штатные аккумуляторные батареи ТС, об этом он сообщил своему работодателю. При пересечении границы с Литовской Республикой со стороны Калининградской области на нейтральной полосе ему передали рабочие аккумуляторные батареи для замены. Замену он не стал проводить, так как ехал в сопровождении другой машины с его фирмы, что позволяло ему производить запуск при остановке двигателя путем «прикуривания» от другой машины, а также из-за того, что крепление штатных батарей сильно заржавело и не позволяло заменить батареи в краткие сроки. Рабочие батареи он поместил в кабину транспортного средства. На таможенном посту МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни он был отправлен на осмотр с применением МИДК. Намерения умышленно скрывать данные сведения у него не было.

Согласно информационного письма ИП ФИО1 от 28.09.2023 года, она, как руководитель, передала с попутной машиной рабочие аккумуляторы в количестве 2-х шт., б/у для своего транспортного средства марки МАН, находящегося в Литве, государственный номер <***>, у которого вышли из строя штатные аккумуляторы.

Во исполнение определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 10.10.2023 года ИП ФИО1 направлено письмо (вх. № 21430 от 16.10.2023), в котором она сообщила об отсутствии у неё сведений о транспортном средстве, на котором перемещались аккумуляторные батареи Varta через таможенную границу ЕАЭС для передачи водителю ФИО2 с целью замены, в связи с тем, что оно являлось попутным, а не специально отправляемым для этой цели. Документы, подтверждающие приобретение ею переданных аккумуляторных батарей, также отсутствуют, ввиду давности их приобретения и окончания их гарантийного срока.

Таким образом, в ходе таможенного контроля выявлено недекларирование ИП ФИО1 по установленной форме товара - аккумуляторных батарей прямоугольной формы, серого цвета. На каждой батарее имеются наклейки с информацией: Varta, ProMotiveEFB, В90 12V 190 Ah 1050A (en). Всего 2 штуки, общим весом брутто 91 кг. При прибытии транспортного средства - автомобиля грузового «MAN», государственный регистрационный номерной знак в сцепке с прицепом «RENDERS» государственный регистрационный номер <***>. На обнаруженный ввозимый товар, подлежащий обязательному таможенному декларированию, таможенная декларация не подавалась, о его перемещении инспектору таможни не сообщалось.

28.09.2023, усматривая в недекларировании товара, подлежащего таможенному декларированию состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении товара «аккумуляторные батареи прямоугольной формы, серого цвета. На каждой батарее имеются наклейки с информацией: Varta, ProMotiveEFB, В90 12V 190 Ah 105OA (en). Всего 2 штуки, общим весом брутто 91 кг.» применена мера обеспечения в форме изъятия, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 28.09.2023 года.

Изъятый товар по акту приема-передачи вещественных доказательств от 28.09.2023 помещен в камеру хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни, находящуюся в зоне деятельности 4 таможенного поста МАПП Чернышевское по адресу: <...>.

28.09.2023 года в отношении ИП ФИО1 должностным лицом Калининградской областной таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №10012000-1172/2023 по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.

В рамках административного производства назначена товароведческая экспертиза, согласно заключению эксперта ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г. Калининград № 12401004/0024834 объектами исследования являются бывшие в употреблении стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи - 2 (две) штуки, марки "VARTA", модели "ProMotive EFB В90", номинальным напряжением - 12 В, током холодной прокрутки - 1050 А, номинальной емкостью - 190 Ач, изготовленные в декабре 2020 года в Германии, используемые как источник энергии для пуска двигателей внутреннего сгорания, освещения и питания электрического оборудования автотранспортных средств и специальной техники с двигателем внутреннего сгорания. Рыночная стоимость товара, изъятого по делу об административном правонарушении №10012000-001172/2023, на рынке Российской Федерации составляла 14669 (четырнадцать тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 44 коп.

Определением заместителя начальника Калининградской областной таможни от 09 ноября 2023 года дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 передано для рассмотрения в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежаще.

Представитель ИП ФИО1 – ФИО3 в заседании суда пояснила, что вину в совершении административного правонарушения ИП ФИО1 признает, однако, в связи с тем, что совершение административного правонарушения по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ совершено впервые, просила освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В силу положений п.п. 45 п.1 ст. 2 таможенного кодекса Евразийского экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу, являются товаром.

Положениями п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС определено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

На основании п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем (п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС).

Согласно п.п.7 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС, декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Перечень лиц уполномоченных выступать в качестве декларанта приведен в ст.83 ТК ЕАЭС.

При таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство (п 1. ст. 105 ТК ЕАЭС).

Пп. 51 п. 2 ст. 1 ТК ЕАЭС установлено, что «транспортные средства международной перевозки» - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования;

Исходя из изложенного, грузовой автомобиль марки «MAN», государственный регистрационный номерной знак в сцепке с прицепом «RENDERS» государственный регистрационный номер рассматривается как транспортное средство международной перевозки.

На основании п.п. 45 п.1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу, являются товаром.

Положениями п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС определено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах, за исключением случаев, когда перемещение товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в соответствии с пунктом 3 указанной статьи. Местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов (п. 2 ст. 10 ТК ЕАЭС). Места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия, а через которые убывают с таможенной территории Союза - местами убытия (п. 4 ст. 10 ТК ЕАЭС).

Согласно п.1 ст. 127 ТК ЕАЭС установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо при перемещении в качестве транспортного средства международной перевозки (далее - ТСМП).

Если транспортное средство перемещалось в качестве транспортного средства международной перевозки, то в отношении такого ТСМП применяются положения главы 38 ТК ЕАЭС.

Согласно статье 278 ТК ЕАЭС ТСМП, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры.

Декларантом ТСМП выступает перевозчик.

Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство. В качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта.

Если в представленных в качестве декларации на транспортное средство стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта, не содержатся сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления декларации на транспортное средство (далее - ТДТС) установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство.

Форма таможенной декларации на транспортное средство и порядок ее заполнения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 № 422.

В графе 10 формы ТДТС предполагается указание сведений о запасных частях и оборудовании, предназначенных для ремонта и эксплуатации ТСМП.

С учетом изложенного у перевозчика имелась возможность осуществить декларирование перемещаемой запчасти с применением ТДТС установленной формы.

Поскольку перемещаемый ИП ФИО1 товар, не относится к товарам для личного пользования, то при перемещении через таможенную границу таможенные операции в отношении таких товаров должны совершаться в порядке, предусмотренном ТК ЕАЭС для участников внешнеэкономической деятельности, то есть осуществляться таможенное декларирование товаров в целях помещения под избранную таможенную процедуру, помещение товаров на временное хранение, либо обратный вывоз товаров без таможенного декларирования, если такие товары не покидали место прибытия.

Статьей 277 ТК ЕАЭС определен перечень операций, которые допускается совершать с временно вывезенными ТСМП, в том числе без помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, а также порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в случаях, определенных правом ЕАЭС.

В случае совершения в отношении таких временно вывезенных ТСМП операций по ремонту, установленных пунктом 1 статьи 277 ТК ЕАЭС, в отношении таких ТСМП не возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при представлении подтверждающих документов.

С учетом приведенного правового регулирования обязанность по декларированию в ТДТС перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС запчастей согласно действующему законодательству возложена на перевозчика - ИП ФИО1, между тем, перевозчиком таможенному органу не была представлена ТДТС, содержащая сведения о перемещаемых им запчастях.

Изложенные по делу обстоятельства подтверждаются:

определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №10012000-1172/2023, протоколом изъятия вещей и документов от 28.09.2023 и товаром, копией акта таможенного досмотра №10012160/28092023/100574 от 28.09.2023г., копией ТД №11216401/260923/0164226, копией CMR б/н от 22.09.2023, объяснением водителя ФИО2 от 28.09.2023, распечаткой с КПС «Журнал регистрации деклараций на транспортное Средство».

Таким образом, совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается, что автомобиль ИП ФИО1 прибыв 28 сентября 2023 года в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни не осуществил декларирование по установленной форме товара: Аккумуляторные батареи, прямоугольной формы, серого цвета. На каждой батарее имеются наклейки с информацией: Varta, ProMotiveEFB, В90 12V 190 Ah 1050A (en). Всего 2 штуки, общим весом брутто 91 кг.

Таким образом, действия ИП ФИО1 подлежат квалификации по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ - недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение индивидуального предпринимателя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, ИП ФИО1 суд признает совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, судом не установлено.

Санкция ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает альтернативные виды административного наказания для юридических лиц.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, имущественное положение индивидуального предпринимателя, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает назначить ФИО1 административное наказание только в виде конфискации предметов административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Однако нарушение таможенного законодательства, с учетом вида экспортируемого товара, признаков малозначительности не содержит и оснований для применения в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.5 - 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, изъятых протоколом изъятия вещей и документов от 28.09.2023 года, а именно:

- аккумуляторные батареи, прямоугольной формы, серого цвета. На каждой батареи имеются наклейки с информацией: Varta, ProMotiveEFB, В90 12V 190 Ah 1050A (en). Всего 2 штуки, общим весом брутто 91 кг.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Г.В. Волгин