НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 26.11.2010 № 2-1111/10П

                                                                                    Ленинградский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинградский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ (БСР)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Ленинградского областного суда

Санкт-Петербург 26 ноября 2010 года

Президиум Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Лодыженской И.И.,

членов президиума Иваненко Ю.Г., Николенко О.В., Телятникова В.И., Морозова Н.А., Перфильева Г.В., Стрижакова А.А.

с участием первого заместителя прокурора Ленинградской области Егорова Н.В.

при секретаре Гаевой О.Х.,

рассмотрев по надзорной жалобе Шехина Н.В. гражданское дело № 2-1111/2010 по иску Шехина Н.В. к Комитету по социальной защите населения администрации муниципального образования «Тосненский район» Ленинградской области о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, взыскании задолженности по этой выплате,

переданное на рассмотрение президиума Ленинградского областного суда определением судьи областного суда Куликовой О.В. от 13 ноября 2010 года,

установил:

Шехин Н.В. обратился в суд с иском к Комитету по социальной защите населения администрации муниципального образования «Тосненский район» Ленинградской области о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, в размере 4300 рублей 42 копеек, начиная с 1 января 2010 года, взыскании задолженности по указанной выплате за период с 1 сентября 2002 года по 31 декабря 2009 года в сумме 378436 рублей 96 копеек.

В обоснование своих требований указал, что с 5 августа 2002 года является инвалидом 3 группы бессрочно вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Истец считает, что имеет право на возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием, однако ответчиком в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, отказано.

Ответчик иск не признал.

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 28 июля 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 28 июля 2010 года, в удовлетворении исковых требований Шехина Н.В. отказано.

В надзорной жалобе Шехин Н.В. просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить.

По мнению заявителя, не основан на законе и материалах дела вывод суда о том, что он обязан представить доказательства причинной связи имеющихся у него увечья и инвалидности с воздействием радиации, поскольку такая причинная связь была установлена в 2002 году.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения Шехина Н.В., его представителя Живина Н.В., поддержавших доводы надзорной жалобы, заслушав заключение первого заместителя прокурора Ленинградской области Егорова Н.В., полагавшего, что состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум Ленинградского областного суда находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 28 июня 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 28 июля 2010 года - подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При проверке дела установлено, что такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении данного дела, которые выразились в следующем.

Судом установлено, что Шехин Н.В. является инвалидом 3 группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Согласно удостоверению, выданному Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации 5 мая 1999 года, истец является ветераном подразделений особого риска и на него распространяются льготы, установленные в подпункте «в» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Комитет по социальной защите населения администрации муниципального образования «Тосненский район» Ленинградской области, отказывая Шехину Н.В. в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, исходил из того, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 (с изменениями) ветераны подразделений особого риска, ставшие инвалидами, с 1 января 2005 года не имеют права на такую компенсацию.

Как следует из протокола судебного заседания от 28 июня 2010 года, представитель ответчика считает отказ правильным, полагая, что пункт 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (базового Закона), которым установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием, не распространяется на граждан из подразделений особого риска; при этом представитель указал на назначение истцу Комитетом по социальной защите населения в 2009 года по представленным им документам двух мер социальной поддержки: ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и денежной компенсации взамен путёвки в санаторно-курортное учреждение.

Замечаний на протокол судебного заседания не подавалось.

Между тем, суд первой инстанции в решении сослался на отсутствующие в деле объяснения представителя ответчика о том, что Шехиным Н.В. не представлено заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием.

Отказывая в удовлетворении иска Шехина Н.В., суд первой инстанции в нарушение требований части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверил законности отказа истцу в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по тому основанию, что эти выплаты ветеранам из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, законом с 2005 года не предусмотрены, а исходил из того, что истцом не представлены документы, подтверждающие связь между инвалидностью и воздействием на него радиационных факторов, поскольку с 2007 года изменился порядок установления причинной связи заболеваний и инвалидности граждан с воздействием на них радиации.

В то время как отсутствие документов о такой причинной связи не являлось основанием отказа в назначении денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами Тосненского городского суда, указав, что истец не представил доказательств получения инвалидности именно в результате радиационного воздействия.

С этими выводами согласиться нельзя, поскольку они являются ошибочными и не основанными на законе.

Истец указывает, что он согласно акту от (дата)   года участвовал в ликвидации радиационной аварии на подлодке, в связи с чем получил увечье и 5 августа 2002 года ему установлена 3 группа инвалидности бессрочно.

Из дела следует, что 31 января 2002 года Шехин Н.В. был освидетельствован медико-социальной экспертной комиссией Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.

Согласно выписке из акта медицинского освидетельствования увечье получено Шехиным Н.В. при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

На основании заключения медико-социальной экспертной комиссии истцу Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации 5 мая 1999 года выдано удостоверение.

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возмещение вреда гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, стало осуществляться путём выплаты ежемесячных денежных компенсаций в твёрдых размерах: согласно пункту 25 части первой статьи 14 в новой редакции указанным гражданам гарантировалось возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в зависимости от группы инвалидности (5000 рублей - инвалидам I группы; 2500 рублей - инвалидам II группы; 1000 рублей - инвалидам III группы); данная выплата должна производиться органами социальной защиты населения или другими государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Названная норма полностью сохранена в пункте 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Граждане из подразделений особого риска как особый субъект социальной защиты впервые были названы в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска". Согласно абзацу второму его пункта 1 к указанной категории были отнесены лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, которые непосредственно участвовали: в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, в других испытаниях боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия; в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; в качестве военнослужащих в работе отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов; в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

В соответствии с пунктом 2 названного Постановления на этих лиц, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, были распространены льготы и компенсации, установленные статьёй 14, частями первой, третьей и седьмой статьи 24, статьёй 29, частью первой статьи 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Тем самым в части возмещения вреда посредством специального пенсионного обеспечения они по своему правовому положению были приравнены к инвалидам-чернобыльцам и стали субъектами длящихся правоотношений по получению пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, причинённого лучевой болезнью и другими заболеваниями, связанными с лучевой нагрузкой (статья 29 в редакции от 18 июня 1992 года), то есть составили вместе с инвалидами-чернобыльцами одну родовую группу получателей льгот и компенсаций.

Предоставив пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 25 ноября 1995 года N 179-ФЗ инвалидам-чернобыльцам право на возмещение вреда, причинённого здоровью вследствие радиационного воздействия чернобыльской катастрофы либо её последствий, и не установив при этом никакого изъятия в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 было распространено действие положений названного Закона, федеральный законодатель тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причинённого здоровью.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, введённый в действие с 1 января 2005 года, внёс в названное выше постановление Верховного Совета Российской Федерации изменения и дополнения, повлиявшие на объём льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. В частности, с 1 января 2005 года инвалидам из числа граждан, перечисленных в пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления.

Таким образом, в период со 2 марта 1996 года (дата вступления в силу Федерального закона от 25 ноября 1995 года N 179-ФЗ в части, касающейся возмещения вреда) по 1 января 2005 года (дата вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) федеральный законодатель фактически признавал обязанность государства выплачивать гражданам-инвалидам из подразделений особого риска ежемесячно суммы компенсации вреда их здоровью от радиационного поражения. Не означает отмену данной обязанности государства принятие таких подзаконных актов, как разъяснение "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)" (утверждено Постановлением Минтруда России от 2 июня 2000 года N 43) и Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", в которых эта категория граждан не указана в качестве получателей ежемесячной компенсации вреда здоровью, поскольку целью названных актов являлось определение порядка получения соответствующих сумм ежемесячной компенсации гражданами из числа инвалидов-чернобыльцев.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).

К числу конституционно признанных и защищаемых прав каждого относятся права на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации). Обеспечение реализации и защита этих прав, возлагаемые на государство, предполагают выполнение им как обязанности предусматривать и осуществлять комплекс различных мероприятий, предотвращающих нанесение вреда здоровью граждан и окружающей среде, так и обязанности принимать меры к возмещению вреда, причинённого здоровью граждан, в том числе в результате ухудшения состояния окружающей среды.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. В силу этого факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся по воле государства в зоне радиационного излучения, вызванного испытанием ядерного оружия либо аварией энергетических ядерных установок, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причинённого их здоровью, между государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда, и пострадавшими от этого гражданами (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 19 июня 2002 года N 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О минимальном размере оплаты труда" и "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации").

В рамках правовой регламентации этих конституционно-правовых отношений государство обязано защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя создания и использования эффективного правового механизма возмещения вреда здоровью граждан. Федеральный законодатель, в свою очередь, определяя порядок обеспечения функционирования данного механизма, может избирать различные способы возмещения вреда, однако не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объём возмещения вреда, - такой объём должен безусловно соблюдаться; иное означало бы нарушение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает разумную стабильность правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").

По смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 года N 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах").

Из этого же исходил федеральный законодатель, закрепляя в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, должно обеспечиваться сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также реализовываться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путём сохранения стабильности правового регулирования.

Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также конституционной обязанности государства на признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, в том числе причинённого в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до 1 января 2005 года, также являются законными и обоснованными, независимо от времени развития заболевания (установления инвалидности) и времени обращения пострадавших в соответствующие органы за возмещением вреда (статьи 1, 2, 7, 19 (часть 1), 42, 55 (часть 2), 53, 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации).

Положение пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 не предполагает лишение на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ граждан-инвалидов из подразделений особого риска права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причинённого их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место в СССР в условиях нештатных радиационных ситуаций и массовости причинения вреда в начальный период освоения и использования ядерной энергии. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся конституционно-правовых отношений, неправомерное ограничение закреплённого в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причинённого здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Соответственно, и Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, внесший изменение в пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1, не может рассматриваться как лишающий указанных граждан права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью.

Все граждане из подразделений особого риска, которые до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" подверглись радиационному воздействию в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска и впоследствии были признаны инвалидами вследствие радиационного воздействия, в равной мере обладают правом на возмещение вреда, причинённого их здоровью в связи с радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном статьёй 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей на момент признания их инвалидами, в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации.

Это вытекает из обязанности государства по возмещению вреда, причинённого здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, который относится к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, а также из конституционного принципа равенства, который предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

При этом дата установления инвалидности в связи с радиационным воздействием, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", гражданам из подразделений особого риска (до или после 1 января 2005 года) не имеет самостоятельного значения для отнесения их к категории ветеранов подразделений особого риска, ставших инвалидами. Иное означало бы необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты признания лица инвалидом, что при наличии у ветеранов подразделений особого риска, ставших инвалидами вследствие радиационного воздействия, одинаковых оснований для возмещения вреда здоровью - в нарушение конституционного принципа равенства - приводило бы к необоснованным различиям в объёме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия, и не согласовывалось с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года N 479-О-П).

Иными словами, если гражданин официально признан ветераном подразделений особого риска, находившимся в зоне радиационного излучения, вызванного испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место в СССР в начальный период освоения и использования ядерной энергии, то налицо все указанные условия для признания его имеющим право на возмещение вреда, причинённого здоровью радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном статьёй 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действующей на момент признания его инвалидом.

Согласно статье 24 Закона Российской Федерации 15мая1991года N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции на момент установления истцу инвалидности) установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

До вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам установления причинной связи заболеваний и инвалидности граждан с воздействием на них радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или участия граждан в действиях подразделений особого риска" от 26 января 2007 года N 46 обязанность по установлению причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска возлагалась на Медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, созданную в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска" от 11 декабря 1992 года N 958.

Согласно пунктам 2 и 3 указанного положения причины и группы инвалидности определялись Комиссией в порядке, предусмотренном действующими по этим вопросам нормативными актами. При этом причина инвалидности, наступившей вследствие заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, указывалась в следующей формулировке: "Заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска". Заключения Комиссии, в том числе и об условиях и характере труда инвалидов из подразделений особого риска, являлись обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций.

В соответствии с пунктом 6 названного выше положения основными задачами и функциями Комиссии являлись, в том числе:

решение вопросов трудоспособности и инвалидности граждан, принимавших участие в действиях подразделений особого риска;

определение непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска;

установление причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

В силу пункта 16 этого же положения заключение Комиссии о непосредственном участии гражданина в действиях подразделений особого риска являлось основанием для выдачи удостоверения ветерана подразделений особого риска.

Таким образом, медико-социальная экспертная комиссия Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации своим решением от 31 января 2002 года уже установила причинную связь увечья Шехина Н.В., вызвавшего инвалидность, с его непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, то есть с воздействием радиации.

Вступившее в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 года N 46 изменило порядок установления причинной связи заболеваний и инвалидности граждан с воздействием на них радиации вследствие участия в действиях подразделений особого риска, возложив эти обязанности на межведомственные экспертные советы и военно-врачебные комиссии (МЭС и ВВК).

В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123, причинная связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах, определяется военно-врачебной комиссией на основании обращения граждан, органов социальной защиты, военных комиссариатов, органов, осуществляющих пенсионное обеспечение (п. 45 Положения).

Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа), в которой гражданин проходил военную службу (военные сборы), службу в органах в момент получения увечья. В справке указываются обстоятельства получения увечья (п. 43 Положения).

Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний со следующей формулировкой: "Заболевание радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска (подп. "е" п. 41 Положения).

Основной задачей МЭС является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов (п. 3 Положения о МЭС).

Таким образом, вывод судебных инстанций о необходимости предоставления истцом, официально признанным ветераном подразделений особого риска, находившимся в зоне радиационного излучения, вызванного радиационной аварией, в органы социальной защиты населения нового заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья с воздействием радиации направлен, по сути, на ревизию решения медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации от 31 января 2002 года, уже установившей такую причинную связь, что не предусмотрено законом.

Из объяснений истца и представителя ответчика следует, что истцу как ветерану подразделений особого риска, которому установлена инвалидность, с 2009 года через органы социальной защиты выплачивались и выплачиваются ежемесячная денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и денежная компенсация взамен путёвки в санаторно-курортное учреждение, входящие в объём возмещения вреда.

Ответчик на основании представленных истцом документов, не требуя нового заключения МСЭ о причинной связи увечья с радиационным воздействием, признал за истцом право на меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 – 14 части 1 статьи 14 базового Закона, и не признал право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием, установленную пунктом 15 части 1 статьи 14 этого же Закона, полагая, что с 1 января 2005 года (даты вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) ветераны подразделений особого риска, ставшие инвалидами, не имеют права на такую компенсацию.

Судебные инстанции не учли, что Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года не отменяет и не уменьшает уже признанный государством объём возмещения вреда и не может рассматриваться как лишающий граждан, имеющих право на получение соответствующих льгот и компенсаций и ставших инвалидами до вступления его в силу, реализации права на указанные льготы после вступления его в действие.

Кроме того, в нарушение требований части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебными инстанциями дело рассмотрено в отсутствие прокурора, не извещённого о времени и месте судебного заседания.

Таким образом, судебные инстанции допустили существенное нарушение норм материального и процессуального права, которое привело к утрате у истца льгот, установленных законодательством.

Указанные нарушения являются существенными и непреодолимыми в связи с тем, что заявитель лишён возможности защитить свои права, которые он считает нарушенными. Данные нарушения могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.

Поскольку основанием к отказу в удовлетворении иска послужило, по мнению суда, отсутствие документов, подтверждающих связь между инвалидностью и воздействием на истца радиационных факторов, а обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием у истца как у ветерана подразделений особого риска, ставшего инвалидом, права на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью, с размером ежемесячной денежной компенсации не были предметом исследования, а суд надзорной инстанции не наделён правом оценивать доказательства, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ленинградского областного суда

постановил:

Решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 28 июня 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 28 июля 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.

Председательствующий И.И. Лодыженская