НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Лахденпохского районного суда (Республика Карелия) от 29.03.2019 № 5-7/19

Дело № 5-7/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Лахденпохья Республика Карелия 29 марта 2019 года

Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия (186730, Республика Карелия, г. Лахденпохья ул. Октябрьская, д. 12) Сущевская Елена Анатольевна,

при секретаре Овчарове С.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного бухгалтера Муниципального учреждения «Районное управление образование и по делам молодежи» А.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л:

Главный бухгалтер МУ «РУО и ДМ» А.Е.В., 17 января 2018 года по адресу: Лахденпохья, ул.Карла Маркса, д.6, являясь должностным лицом, ответственным за формирование Учетной политики (в том числе, в части организации документооборота), имеющим право требовать от работников Лахденпохской СОШ и иных организаций правильного оформления и представления в бухгалтерию первичного учетного документа «Акт приема-передачи имущества», ответственная за ведение бухгалтерского учета и формирование достоверной бюджетной отчетности, свои должностные обязанности исполнила ненадлежащим образом, допустила не отражение в бухгалтерском учете (на забалансовом счете 26) и бюджетной отчетности Лахденпохской СОШ за 2017 год стоимости муниципального имущества (школьного автобуса) в сумме 1393,0 тыс. руб., находящегося в безвозмездном пользовании ООО «АТП», то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

А.Е.В. в судебном заседании с вменяемым ей административным правонарушением не согласилась, просила производство по делу прекратить по следующим основаниям. Указала, что бюджетная отчетность Лахденпохской СОШ за 2017 год составлена на основании предоставленных первичных документов. Кроме того, имущество, находящееся в оперативном управлении (школьный автобус), в соответствии с п. 332 Инструкции по бюджетному учету, не указывается на забалансовых счетах, поскольку не относится к имуществу, подлежащему учету на забалансовых счетах ни по стоимости (первоначальная стоимость 1 393000 руб.), ни по правовой форме закрепления имущества за учреждением (автобус закреплен за Лахденпохской школой на праве оперативного управления). По ее мнению, материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что отражаемые на забалансовых счетах учреждения сведения являются необходимыми для исполнения этих бюджетов, а, следовательно, не являются существенной ошибкой влияющей на достоверность отчетности. Доказательств того, что не отражение соответствующей информации на данном забалансовом счете каким-то образом повлияло либо могло повлиять на решения учредителя, влияет на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности административным органом в ходе проведенной проверки не представлено. Лахденпохская СОШ, несмотря на Договор на бухгалтерское обслуживание от 11.09.2015, несет ответственность за полноту, надлежащее оформление, своевременность предоставления и достоверность представленных документов, поэтому вывод Контрольно-счетной палаты о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей полагала не состоятельным. Просила учесть, что ежегодно до 1 апреля отчетность получателей бюджетных средств проверяется Контрольно-счетным комитетом Лахденпохского муниципального района, Федеральной налоговой службой. Претензий со стороны фискальных органов по годовой отчетности не предъявлялось.

Представитель контрольно-счетной палаты РК, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, аудитор контрольно-счетной палаты Республики Карелия М.А.В. в судебном заседании отсутствовали, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель МУ «РУО и ДМ» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав позицию А.Е.В., исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со статьей 268.1 БК РФ, статьями 39, 39.1 Закона Республики Карелия от 31.12.2009 № 1354-ЗРК «О бюджетном процессе в Республике Карелия», статьями 10, 11, 11.4 Закона Республики Карелия от 03.11.2011 № 1547 - ЗРК «О Контрольно-счетной палате Республики Карелия», пунктом 3.5 плана работы Контрольно-счетной палаты Республики Карелия на 2018 год, предложением Главы Республики Карелия (письмо от 29.11.2017 № 12367/02-20/Аи), распоряжением Контрольно-счетной палаты от 08.06.2018 № 21, проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности (эффективности) использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных в 2016 - 2017 годах в виде межбюджетных трансфертов в сфере образования бюджету Лахденпохского муниципального района» на объекте: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Лахденпохская СОШ»).

По результатам проверки установлено, что в 2017 году Лахденпохской СОШ осуществлена оплата услуг по договорам от 01.01.2017, 01.09.2017 с ООО «АТП» фрахтования автобуса для перевозки учащихся по заказу (далее – договор фрахтования) в общей сумме 465,96 тыс. руб. (в том числе – 396,08 тыс. руб. – средства, выделенные из бюджета Республики Карелия в виде субсидии на реализацию государственной программы Республики Карелия «Развитие образования», 69,88 тыс. руб. – средства местного бюджета), что является неправомерным в связи со следующим. В соответствии с договором фрахтования Лахденпохская СОШ передает ООО «АТП» находящееся в оперативном управлении транспортное средство марки ПАЗ-423470 гос. № К709МЕ10 (далее – школьный автобус) во временное пользование. После чего, ООО «АТП» обязуется за плату (оплату производит Лахденпохская СОШ) осуществлять перевозку учащихся школы по маршруту ст. Хуухканмяки – п. Раухала – Лахденпохская СОШ и обратно с понедельника по субботу. А также производить текущий и капитальный ремонт автобуса.

В соответствии с регистрами бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость по счету 101.35 «Транспортные средства») за 2017 год школьный автобус числится в составе основных (транспортных) средств Лахденпохской СОШ (балансовая стоимость – 1393,0 тыс. руб.).

Фактически в рассматриваемых договорах фрахтования соединены встречные обязательства – передача в безвозмездное пользование коммерческой организации (ООО «АТП») муниципального имущества (школьного автобуса), находящегося в оперативном управлении Лахденпохской СОШ, и безвозмездное оказание услуг ООО «АТП» по перевозке учащихся Лахденпохской СОШ с использованием указанного имущества.

Установлено, что акты приема-передачи школьного автобуса не оформлялись. Вместе с тем, фактически школьный автобус был передан Лахденпохской СОШ в пользование ООО «АТП». Лахденпохская СОШ в 2017 году осуществляла оплату услуг ООО «АТП» по перевозке учащихся, что подтверждается платежными поручениями: № 251023 от 18.12.2017, № 251028 от 18.12.2017, № 23779 от 15.12.2017, № 23778 от 15.12.2017, № 239781 от 15.12.2017, № 228691 от 14.12.2017, № 819105 от 30.10.2017, № 819104 от 30.10.2017, № 202066 от 19.07.2017, № 683636 от 12.05.2017, № 683638 от 12.05.2017, № 683637 от 12.05.2017, заявками на кассовые расходы: ШС 000858 от 15.12.2017, ШС 000857 от 15.12.2017, ШС 000851 от 14.12.2017, ШС 000852 от 14.12.2017, ШС 000846 от 13.12.2017, ШС 000743 от 27.10.2017, ШС 000740 от 27.10.2017, ШС 000526 от 19.07.2017, ШС 000318 от 11.05.2017, ШС 000320 от 11.05.2017, ШС 000319 от 11.05.2017.

Кроме того в ходе проверки установлено, что в нарушение статей 15, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» договоры фрахтования автобуса для перевозки учащихся по заказу с ООО «АТП», в том числе предусматривающие переход прав владения и (или) пользования муниципального имущества, заключены Лахденпохской СОШ без согласия собственника и проведения конкурса или аукциона на право заключения указанных договоров.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого планов счета бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция) информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.

В соответствии с ч. 1 п. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете (далее – Закон № 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движения денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с п. 383 Инструкции, учет имущества, преданного в безвозмездное пользование, ведется на счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» для обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

Принятие к учету на счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа (Акта приема-передачи) по стоимости, указанной в Акте.

В соответствии со статьей 384 Инструкции, аналитический учет по указанному счету ведется в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости.

В нарушение пунктов 3, 383 Инструкции, на забалансовом счете 26 «Имущество, преданное в безвозмездное пользование» не отражены сведения об имуществе (автобус ПАЗ-423470, г.н. К709МЕ10) балансовой стоимостью 1393,0 тыс. руб., фактически переданном в безвозмездное пользование ООО «АТП».

Передавая школьный автобус, Лахденпохская СОШ должна была надлежащим образом оформить его передачу, в том числе акт приема-передачи названного имущества с указанием его стоимости. Не совершение обозначенных действий не может служить основанием для не отражения переданного имущества на забалансовом счете 26 «Имущество, преданное в безвозмездное пользование».

В нарушение ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, п.п. 3, 383 Инструкции, пунктов 20, 166 Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», стоимость имущества, преданного в безвозмездное пользование (ПАЗ-423470, г.н. К709МЕ10), не отражена по строке 260 Справки о наличии имущества и главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» и в разделе 3 «Движение материальных ценностей на забалансовых счетах», сведений о движении нефинансовых активов (форма по ОКУД 0503168) годовой бюджетной отчетности за 2017 в сумме 1393,0 тыс. руб.

Таким образом, представленная бюджетная отчетность МКОУ «Лахденпохская СОШ» за 2017 год, составлена с отдельными нарушениями правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.

В соответствии с договором на бухгалтерское обслуживание от 11.09.2015 в 2017 году ведение бухгалтерского учета и формирование бюджетной отчетности Лахденпохской СОШ было поручено МУ «РУО и ДМ».

В судебном заседании установлено, что в соответствии с уставом Лахденпохской СОШ, утвержденным постановлением администрации Лахденпохского муниципального района от 29.12.2015 № 1135, бухгалтерский учет Лахденпохской СОШ ведется учредителем на основании договора о бухгалтерском учете в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и нормативными актами по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. На основании постановления администрации Лахденпохского муниципального района от 17.10.2013 № 1738 функции Администрации в сфере образования переданы МУ «РУО и ДМ».

В соответствии с уставом МУ «РУО и ДМ», утвержденным постановлением администрации ЛМР от 24.11.2016 № 523: предметом деятельности МУ «РУО и ДМ», помимо прочего являются: централизация бухгалтерского учета в бюджетных и казенных муниципальных образовательных учреждениях (п. 2.2.16), минимизация управленческих затрат по осуществлению учетных и отчетных процедур (п. 2.2.17): для осуществления возложенных функций МУ «РУО и ДМ» имеет право: запрашивать и получать от образовательных организаций и иных учреждений информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления своих функций, в случае необходимости направлять напоминания о сроках исполнения документов и поручений (п. 3.2.5), издавать локальные акты в форме приказов, инструкций, правил, методических организаций (п. 3.2.10), осуществлять инспектирование работы муниципальных образовательных организаций и их должностных лиц с целью, в том числе, контроля целевого и эффективного использования бюджетных средств, условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательных организаций (п. 3.2.1).

В соответствии с договором на бухгалтерское обслуживание: МУ «РУО и ДМ» (исполнитель): обеспечивает и контролирует правильную постановку и ведение бухгалтерского и налогового учета, учета операций, осуществляемых в процессе исполнения расходов бюджета, предоставление соответствующей отчетности; обеспечивает соответствие осуществляемых финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль над движением имущества и выполнением обязательств. Лахденпохская СОШ (заказчик) предоставляет всю необходимую информацию, первичные учетные документы в полном объеме своевременно для формирования Исполнителем бухгалтерской и налоговой отчетности; выполняет требования Исполнителя в части оформления и представления Исполнителю необходимых документов и сведений для ведения бухгалтерского и налогового учета. Со стороны Исполнителя ответственным за бухгалтерское обслуживание является главный бухгалтер МУ «РУО и ДМ».

В соответствии с приказом МУ «РУО и ДМ» «Об учетной политике на 2013 год» от 29.12.2012 № 220-О (с учетом приказов о продлении срока действия на период 2014-2018 годов от 31.12.2013 № 235-О, от 31.12.2015 № 232-О, от 30.12.2016 № 215-О, от 29.12.2017 № 189-О) (далее – Учетная политика): ведение бухгалтерского учета осуществляется на основании договоров на бухгалтерское обслуживание муниципальных образовательных учреждений Лахденпохского муниципального района; ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное и достоверное представление финансовой отчетности возлагается на главного бухгалтера; все требования главного бухгалтера в отношении ведения бухгалтерского учета по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению необходимых документов и сведений обязательны для всех работников учреждений.

В соответствии с должностной инструкцией А.Е.В. главный бухгалтер: должен знать законодательство о бухгалтерском учете, в том числе в бюджетной сфере, основы гражданского и коммерческого права, финансовое и налоговое законодательство, нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности, финансово-хозяйственной деятельности учреждения, порядок оформления бухгалтерских записей, организацию документооборота по участкам учета, формы и методы бухгалтерского учета, порядок и сроки составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности, основы отраслевых особенностей. Имеет функциональные обязанности: формирует учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий; обеспечивает предоставление бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям; организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета, учету имущества; обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов; обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов; возглавляет работу по подготовке и утверждению форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций; возглавляет работу за соблюдением распорядка документооборота; обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке; оказывает методическую помощь руководителям учреждений и другим работникам организаций по вопросам бухгалтерского учета и контроля.

Договор на бухгалтерское обслуживание не содержит перечень первичных учетных документов (сведений, информации), а также сроков их представления Лахденпохской СОШ в МУ «РУО и ДМ».

Приложением 3 к Учетной политике утвержден график документооборота – перечень документов, сроки их представления ответственными лицами, в ходе анализа которого установлено, что график не содержит такой первичный учетный документ как «Акт приема-передачи имущества» (в безвозмездное пользование, аренду и др.).

Подписание главным бухгалтером А.Е.В. в 2017 году заявок на кассовый расход на оплату ООО «АТП» услуг по перевозке учащихся (с использованием муниципального имущества – школьного автобуса) подтверждают то, что последней было известно о факте передачи школьного автобуса в пользование ООО «АТП».

В соответствии с табелями учета рабочего времени за январь 2018 года на дату предоставления бюджетной отчетности Лахденпохской СОШ (17 января 2018 года) главный бухгалтер А.Е.В. исполняла свои служебные обязанности. Формы годовой бюджетной отчетности Лахденпохской СОШ за 2017 год подписаны главным бухгалтером А.Е.В.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о виновности А.Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ.

Несмотря на непризнание А.Е.В. своей вины в совершении вменяемого правонарушения, ее виновность подтверждается представленными материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 29.01.2019, договорами фрахтования автобуса, копиями оборотно-сальдовых ведомостей, платежными поручениями, заявками на кассовые расходы, приказами МУ «РУО и ДМ» о приеме и увольнении А.Е.В., трудовым договором, должностной инструкцией главного бухгалтера, копией табеля учета рабочего времени за январь 2018 г., Уставом МУ «РУО и ДМ», Уставом МКОУ «Лахденпохская СОШ», приказами «Об учетной политике» и о продлении ее действия, договором на бухгалтерское обслуживание от 11.09.2015, определением о возбуждении дела об административном правонарушении.

Представленные доказательства являются допустимыми, получены с соблюдением требований закона. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст.28.2 КоАП РФ.

Доводы А.Е.В., изложенные в возражениях по делу, не являются основанием для освобождения ее от административной ответственности. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется нарушением бюджетного законодательства, а не законодательства в сфере закупок, на что ссылается А.Е.В. Доводы А.Е.В. о том, что Лахденпохская СОШ была обязана предоставлять необходимые документы, во внимание не принимаются, поскольку А.Е.В., являясь должностным лицом, ответственным за формирование Учетной политики, в соответствии с Договором на бухгалтерское обслуживание и своей должностной инструкцией, была обязана сформировать график документооборота таким образом, чтобы своевременно получать все необходимые первичные учетные документы, что ею сделано не было.

Отсутствуют и основания, позволяющие признать совершенное должностным лицом правонарушение малозначительным, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы РФ и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность в ходе рассмотрения дела не установлено.

Принимая во внимание обстоятельства дела, общественную опасность совершенного нарушения, учитывая, что А.Е.В. ранее не привлекалась к административной ответственности за однородные правонарушения, прихожу к выводу о назначении А.Е.В. административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.15.6 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л :

Признать А.Е.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 коп.

В соответствии с требованиями ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Счет 40101810600000010006, л/с 04062022520, УФК по РК (Контрольно-счетная палата по Республике Карелия), ИНН 1001258149, КПП 100101001, БИК 048602001, ОКТМО 86701000 в Отделении-НБ Республика Карелия г. Петрозаводск, КБК 83011618020020000140.

Квитанцию об уплате штрафа представить в Лахденпохский районный суд РК

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня получения копии постановления через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.

Судья Е.А. Сущевская