НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Краснотурьинского городского суда (Свердловская область) от 29.12.2018 № 5-210/18

Мотивированное постановление изготовлено 29 декабря 2018 года.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 декабря 2018 года г. Краснотурьинск

Судья Краснотурьинского городского суда Свердловской области Аничкина Е.А.,

(г. Краснотурьинск Свердловской области, ул. Карпинского, д. 16),

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, председателя органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» Вершининой О.В. и ее защитника <ФИО>5, допущенной к участию в деле на основании устного ходатайства,

должностного лица - инспектора Контрольного органа городского округа Краснотурьинск <ФИО>3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - председателя органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» Вершининой О. В., <данные изъяты>

установил:

инспектором контрольного органа городского округа Краснотурьинск составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - председателя органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» Вершининой О.В. по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В качестве события административного правонарушения указано следующее:

в соответствии с планом работы контрольного органа была проведена проверка соблюдения порядка предоставления субсидии из бюджета ГО Краснотурьинск на компенсацию выпадающих расходов по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек и оплату дополнительных услуг по содержанию муниципального специализированного жилищного фонда. В ходе проверки было установлено, что управление муниципальным специализированным жилищным фондом осуществляется ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» на основании договора от 31.08.2016 года. В целях предоставления субсидии из бюджета городского округа Краснотурьинск был утвержден Порядок её предоставления на 2016, 2017 и 2018 годы (постановления администрации ГО Краснотурьинск от 31.05.2016 года, от 12.05.2017 года и от 22.02.2018 года). Во всех трех постановлениях предусмотрено соответствие предприятия - получателя субсидии определенным критериям, среди которых: ведение отдельного бухгалтерского учета расходов и доходов от оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту муниципального специализированного жилищного фонда, а также ведение отдельного бухгалтерского учета расходов и доходов от оказания дополнительных услуг по содержанию муниципального специализированного жилищного фонда. Аналогичные требования отражены и в договоре управления. Также между ОМС по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» и ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» были заключены соглашения на предоставление субсидий на 2016, 2017 и 2018 год, в которых прописана обязанность предприятия - получателя субсидии ведения отдельного бухгалтерского учета расходов и доходов в части обслуживания общежитий и отдельного бухгалтерского учета дополнительных услуг при обслуживании муниципального специализированного жилого фонда. В нарушение вышеуказанных норм ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» не ведет раздельный бухгалтерский учет расходов и доходов от оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту муниципального специализированного жилищного фонда и бухучет расходов и доходов от оказания дополнительных услуг по содержанию муниципального специализированного жилищного фонда. По заявлениям предприятия – получателя субсидии, Комитетом по управлению имуществом в ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» были перечислены следующие суммы субсидии: 30.12.2016 года - в сумме 1 943 000 руб., 29.05.2017 года - в сумме 4 219 000 руб., 25.05.2018 года - 1 979 754 руб. 55 коп., 25.06.2018 года - в сумме 494 853 руб. 07 коп. Данные субсидии получены предприятием с нарушением условий их предоставления. Председатель органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» Вершинина О.В., являясь главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, нарушила условия их предоставления, поскольку, имея полномочия и возможность проверки соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидий лично, а также в порядке контроля работы, выполняемой специалистами Комитета, в должной мере такую проверку не осуществила.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, председатель органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» Вершинина О.В. виновной себя в инкриминируемом правонарушении не признала и суду пояснила, что между Комитетом и ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» 31.08.2016 года заключен договор управления специализированным жилищным фондом городского округа Краснотурьинск. Данный договор заключен на основании проведенного конкурса. Всем требованиям, установленным конкурсной документацией, организация соответствовала. В связи с обслуживанием специализированного жилищного фонда - общежитий, предприятию выплачивалась субсидия в целях покрытия выпадающих расходов. Ежегодно утверждается порядок предоставления субсидии, всю необходимую документацию предприятие предоставляет, в связи с чем заключается соглашение о предоставлении субсидии, рассчитывается конкретная сумма субсидии, расчетами занимаются специалисты комитета. По итогам каждого отчетного периода предприятие предоставляет отчетность, которая проверяется специалистами органов местного самоуправления. Никаких нарушений, в том числе нецелевого использования субсидии, не выявлено. Отсутствие раздельного бухгалтерского учета по основным и дополнительным услугам не является основанием для отказа в выплате субсидии, поскольку предприятием предоставляется полная и подробная отчетность по доходам и расходам в части обслуживания общежитий. Кроме того, она сама лично проверку предприятия – получателя субсидии по соответствию предъявляемым требованиям не проводила, а поручила ее проведение своему заместителю <ФИО>4, которая после проведенной проверки передала все документы главному бухгалтеру Голохватовой), которой было подготовлено платежное поручение, где она (Вершинина О.В.) поставила свою подпись, тем самым дала свое согласие на выплату предприятию субсидии. Оснований для отказа предприятию в выплате субсидии не имелось, поэтому полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит суд производство по делу прекратить.

Защитник Вершининой О.В.<ФИО>5, поддержала доводы своего доверителя и также указала на допущенные при административном производстве существенные процессуальные нарушения, а именно: протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, предусмотренного ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ; в нарушение ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ Вершининой О.В. при составлении протокола не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные главой 25 КоАП РФ; в нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол не содержит описания времени, места и события вменяемого правонарушения. Кроме того, обращает внимание, что в отношении предприятия – получателя субсидии (ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт») и ее руководителя судебными решениями, вступившими в законную силу, не усмотрено нарушений действующего законодательства при получении жилищных субсидий, в связи с чем производство по делам об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ было прекращено в виду отсутствия состава правонарушения. Указанное, также исключает в действиях Вершининой О.В. состава вменяемого ей административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Должностное лицо контрольного органа <ФИО>3 в судебном заседании пояснила, что ею проводилась проверка соблюдения порядка и условий предоставления субсидии из бюджета городского округа Краснотурьинск, в том числе на цели покрытия выпадающих расходов ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт», которым осуществляется обслуживание общежитий. Проверка проводилась в соответствии с утвержденным планом, при этом, план проверок действительно был утвержден лишь 03.08.2018 года, поскольку на декабрь 2017 года контрольный орган не был еще сформирован. При проведении проверки было установлено, что в ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» не ведется отдельный бухгалтерский учет по общежитиям, а также отдельный учет по дополнительным услугам по обслуживанию муниципального специализированного жилого фонда. Однако, данное условие прописано как в договоре управления, так и в порядках предоставления субсидий и соглашениях о предоставлении субсидий на 2016, 2017 и 2018 год. Перечень дополнительных услуг, которые должны оказываться предприятием, осуществляющим обслуживание муниципального специализированного жилого фонда, предусмотрен постановлением Администрации ГО Краснотурьинск от 17.06.2016 года. Также, указанным постановлением установлено, что плата за дополнительные услуги для нанимателей составляет 2,5%, остальная сумма доплачивается из бюджета городского округа Краснотурьинск. При отсутствии раздельного бухгалтерского учета невозможно проверить целевое использование средств, выделяемых из бюджета на компенсацию затрат предприятия при оказании дополнительных услуг.

Вместе с тем, Вершинина О.В., являясь председателем комитета по управлению имуществом и главным распорядителем бюджетных средств, при принятии решения о предоставлении субсидий ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» в 2016, 2017 и в 2018 годах, имея полномочия и возможность проверки соблюдения получателем субсидии условий их предоставления, не проверила лично, а также в порядке контроля за своими подчиненными не убедилась в соблюдении предприятием всех критериев, в том числе наличие раздельного бухгалтерского учета, поэтому дала незаконное распоряжение (согласие) на выплату данному предприятию субсидий.

При указанном полагает, что в действиях должностного лица Вершининой О.В. имеется состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, защитника, должностное лицо контрольного органа городского округа Краснотурьинск, исследовав письменные материалы дела, судья пришел к следующему выводу.

Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.

В соответствии с ч. 1,2,3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам

производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам

производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий,

цели, условия и порядок предоставления субсидий;

порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении,

случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий,

положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В целях реализации данной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации № 887 от 06.09.2016 года «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг».

Согласно данному Постановлению и утвержденным требованиям, муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), содержат:

общие положения о предоставлении субсидий;

условия и порядок предоставления субсидий;

требования к отчетности;

требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение (пункт 2 требований).

При этом в данном Постановлении предусмотрен перечень условий, которые могут быть указаны в нормативно-правовом акте, определяющем порядок и условия предоставления субсидии, среди которых:

а) перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, а также при необходимости требования к указанным документам;

б) порядок и сроки рассмотрения главным распорядителем как получателем бюджетных средств документов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

в) основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии;

г) размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения;

д) условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии,

е) требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом:

у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов,

у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии,

получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя,

получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа;

ж) иные требования, определенные правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения или на иную дату, определенную правовым актом;

з) установление показателей результативности и (или) порядка расчета показателей результативности и право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении конкретные показатели результативности на основании указанного порядка (при необходимости);

и) сроки (периодичность) перечисления субсидии;

к) счета, на которые перечисляется субсидия;

л) иная информация, определенная правовым актом.

Требования к отчетности получателей субсидии также устанавливаются п. 5 Требований, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации № 887 от 06.09.2016 года. Установлено, что требования к отчетности предусматривают определение порядка, сроков и формы предоставления получателем субсидии отчетности о достижении показателей результативности.

Таким образом, законодателем не предоставлена возможность органам муниципальной власти предъявлять требования к получателю субсидии в части ведения юридическим лицом самостоятельного (раздельного) бухгалтерского учета.

Общие требования к ведению бухгалтерского учета в организации установлены Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете».

Согласно ч. 1 ст. 1 указанного закона, бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ст. 4 данного Федерального Закона).

Одним из основополагающих принципов регулирования бухгалтерского учета является единство системы требований к бухгалтерскому учету (п. 2 ст. 20 названного Федерального Закона).

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

федеральные стандарты;

отраслевые стандарты;

2.1) нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

рекомендации в области бухгалтерского учета;

стандарты экономического субъекта (ч. 1 ст. 21 приведенного Федерального закона).

При этом органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган (Министерство Финансов Российской Федерации) и Центральный банк Российской Федерации (ст. 22 указанного выше Федерального Закона).

Таким образом, законом не отнесено регулирование правоотношений в области правил ведения бухгалтерского учета сторонними организациями - получателями субсидии к компетенции органов местного самоуправления.

Из общего смысла указанных выше нормативно-правовых актов следует, что требования, которые могут предъявляться к получателю субсидии, касаются общего финансового состояния юридического лица (отсутствие задолженностей по платежам в бюджет, отсутствие статуса ликвидируемого юридического лица, регистрация юридического лица в Российской Федерации), а не порядка ведения им бухгалтерского учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, одним из критериев оценки действий лица при квалификации их в качестве административного правонарушения, является определение противоправности данных действий.

Постановлениями мирового судьи судебного участка № 3 Краснотурьинского судебного района Свердловской области от 26 октября 2018 года, вступившими в законную силу 20 декабря 2018 года после обжалования в Краснотурьинский городской суд, производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» и должностного лица – директора Общества <ФИО>2 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Указанными судебными решениями установлено, что, бухгалтерский учет на предприятии ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» ведется отдельно в части обслуживания общежитий, что подтверждается отчетностью предприятия, ежегодно предоставляемой в органы местного самоуправления. При этом для расчета размера предоставляемой субсидии используются постоянные и переменные величины, которые связаны с размером площади занятых нанимателями помещений специализированного муниципального жилищного фонда.

Каких-либо нарушений со стороны предприятии ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» при получении субсидий не установлено, что подтверждается отчетами, представленными предприятием в части обслуживания общежитий, из которых видно, что ежегодно формируется отчет, содержащий сведения о доходах и расходах предприятия на содержание муниципального специализированного жилого фонда. Данные отчеты соответствуют требованиям к отчетности, установленным для получателя субсидии, что подтверждено и не оспаривалось в судебном заседании инспектором контрольного органа <ФИО>3

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах, по мнению судьи, в действиях председателя органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» Вершининой О.В. не имеется состава вменяемого ей административного правонарушения, поскольку установление каких-либо условий в части порядка ведения предприятием - получателем субсидии бухгалтерского учета, не входит в компетенцию органов местного самоуправления, в связи с чем требования к отчетности юридическим лицом не нарушались, соответственно, поскольку поведение юридического лица расценено судебными решениями как законное и не противоправное, то и должностное лицо, принимающее решение о выплате субсидии данному юридическому лицу не должно было проверять и контролировать соответствие данного требования у предприятия – получателя субсидии.

Иных нарушений при предоставлении субсидии Вершининой О.В. не вменялось.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» Вершининой О. В. прекратить, в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

В соответствии со статьями 30.1 – 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1, 25. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.

Судья: (подпись) Е.А. Аничкина