Дело № 5-732/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 11 мая 2021 года
Судья Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга Широкова И.В.
с участием, помощника прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга Зуевой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Фрегатовой Анастасии Александровны, <дата> рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, не замужней, имеющей ребенка <дата> рождения, работающей заместителем главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт–Петербурга муниципального округа Большая Охта, зарегистрированной и проживающей по адресу: Санкт–Петербург, <адрес>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшийся,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Фрегатова А.А. совершила нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния:
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии с п. 5 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что между местной администрацией МО МО Большая Охта (далее также - Местная администрация) и Министерством молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики 15 марта 2019 года подписано Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Закон №131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по осуществлению международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами. Согласно п. 9 ч. 1 данной статьи органы местного самоуправления могут наделяться иными полномочиями в соответствии с Законом №131-ФЗ, уставами муниципальных образований.
Таким образом, норма п. 8 ч. 1 ст. 17 Закона №131-ФЗ является бланкетной и отсылает к федеральному законодательству.
На федеральном уровне в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2017 № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» (далее также - Закон № 179-ФЗ) регламентированы полномочия органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества. Данным Федеральным законом определены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований приграничного субъекта Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества, порядок заключения соглашений о приграничном сотрудничестве муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации, а также иные вопросы.
Порядок осуществления международного сотрудничества органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, не являющихся приграничными, в законодательстве Российской Федерации не закреплен.
Согласно ст. 2 Закона № 179-ФЗ приграничные субъекты Российской Федерации - субъекты Российской Федерации, территории которых прилегают к Государственной границе Российской Федерации, субъекты приграничного сотрудничества сопредельных государств - сопредельные государства, государственно-территориальные, административно-территориальные и муниципальные образования сопредельных государств, рассматриваемые в качестве приграничных в соответствии с законодательством этих государств.
Согласно ч. 1 ст. 12 соглашения о приграничном сотрудничестве муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации заключаются органами местного самоуправления муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации с муниципальными образованиями сопредельных государств.
Таким образом, вышеуказанное Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве не подпадает под регулирование Закона № 179-ФЗ, в связи с чем, не соответствует требованиям действующего законодательства.
В ходе проверки установлено, что в рамках указанного Соглашения для участия в праздничных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, в г. Донецк распоряжением главы Местной администрации МО МО Большая Охта Фрегатовой А.А. №90/ОБ/МА от 29 апреля 2019 года направлен в служебную командировку с 06 мая 2019 года по 14 мая 2019 года главный специалист Местной администрации МО МО Большая Охта С.Н.И.
С.Н.И. 30 апреля 2019 года платежным поручением <№> перечислен аванс на командировочные расходы (проезд) на банковскую карту в размере 12 768 руб., 30 апреля 2019 года платежным поручением <№> перечислен аванс на командировочные расходы (суточные) на банковскую карту в размере 13 500 руб.
Согласно авансовому отчету <№> от 15 мая 2019 года расходы складывались из суточных по РФ, суточных по ДНР, сбора за оформление железнодорожных билетов, железнодорожных билетов Санкт-Петербург - Ростов, Ростов - Санкт-Петербург, страховых сборов - всего на сумму 26 268 руб.
Командировочные расходы С.Н.И. на сумму 26 268 руб. выделялись из средств местного бюджета по разделу 0104 «Содержание лиц, замещающих должности муниципальной службы, а также лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы».
В силу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно Положению о служебных командировках, утвержденному постановлением Местной администрации №34 от 09 апреля 2019 года «Об утверждении Положения о служебных командировках», служебной командировкой является поездка муниципального служащего на основании распоряжения Местной администрации для выполнение служебного поручения, под которым понимается задание на выполнение определенной работы/определенных действий в рамках трудовой функции, обусловленной трудовым договором и должностной инструкцией.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона №131-ФЗ местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, сотрудники местной администрации через свои полномочия решают вопросы местного значения.
Учитывая, что взаимодействие и сотрудничество с Министерством молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики не относится к вопросам местного значения муниципального образования МО Большая Охта, служебная командировка главного специалиста Местной администрации МО МО Большая Охта С.Н.И.. в Донецкую Народную Республику противоречит требованиям законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, а также бюджетному законодательству.
Таким образом, Местной администрацией в нарушение ст. 38, 162, 86 БК РФ необоснованно освоены бюджетные средства на командировочные расходы С.Н.И.., в ходе служебной командировки в г. Донецк, не относящейся к вопросам местного значения, в общем размере 26 268 руб., что привело к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 15.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наступление административной ответственности.
В силу ст. 15.14 КоАП РФ совершение должностным лицом нецелевого использования бюджетных влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При изложенных обстоятельствах, в действиях должностного лица главы местной администрации внутригородского муниципального образования муниципальный округ Большая Охта, санкционировавшей направление денежных средств на компенсацию служебных расходов, главы Местной администрации Фрегатовой А.А. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Время совершения административного правонарушения: рабочий день 30 апреля 2019 года (дата платежных поручений <№>, <№>).
Место совершения административного правонарушения: г. Санкт-Петербург, ул. Тарасова д. 9.
В судебное заседание Фрегатова А.А. не явилась, извещена о судебном заседании надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В связи с изложенным, а также принимая во внимание тот факт, что Фрегатова А.А. извещена надлежащим образом о судебном заседании, в судебное заседание не явилась, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляла, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие Фрегатовой А.А., поскольку судом предприняты исчерпывающие меры к надлежащему извещению ее о дате и времени судебного заседания.
Помощник прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга Зуева Ю.В. в судебном заседании полностью поддержала постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Фрегатовой А.А., просила привлечь Фрегатову А.А. к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ, поскольку ее вина полностью подтверждается представленными материалами дела.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 38 БК РФ бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии с п. 5 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
По смыслу приведенных норм права любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом нецелевым расходованием бюджетных средств считается исключительно направление бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов, обладают полномочиями по осуществлению международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, органы местного самоуправления обладают иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Федеральный закон от 26.07.2017 N 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением приграничного сотрудничества, определяет основные принципы, задачи и направления приграничного сотрудничества, а также полномочия субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 26.07.2017 N 179-ФЗ, соглашения о приграничном сотрудничестве муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации заключаются органами местного самоуправления муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации с муниципальными образованиями сопредельных государств.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 N 179-ФЗ, муниципальные образования приграничных субъектов Российской Федерации - муниципальные образования, расположенные на территориях приграничных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 N 179-ФЗ, приграничные субъекты Российской Федерации - субъекты Российской Федерации, территории которых прилегают к Государственной границе Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 N 179-ФЗ, субъекты приграничного сотрудничества сопредельных государств - сопредельные государства, государственно-территориальные, административно-территориальные и муниципальные образования сопредельных государств, рассматриваемые в качестве приграничных в соответствии с законодательством этих государств.
Согласно Положению о служебных командировках, утвержденному постановлением Местной администрации №34 от 09.04.2019 года «Об утверждении Положения о служебных командировках», служебной командировкой является поездка муниципального служащего на основании распоряжения Местной администрации для выполнение служебного поручения, под которым понимается задание на выполнение определенной работы/определенных действий в рамках трудовой функции, обусловленной трудовым договором и должностной инструкцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Вина Фрегатовой А.А. в совершении административного правонарушения подтверждается:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 января 2021 года, в котором изложены обстоятельства совершенного административного правонарушения,
- контрактом от 03 декабря 2014 года,
- решением от 02 декабря 2014 года № 16 о назначении на должность главы Местной Администрации Внутригородского образования Санкт–Петербурга Муниципальный округ Большая Охта Фрегатовой А.А.,
- авансовым отчетом <№> Смородина Н.И. на сумму 26 268 рублей,
- копиями железнодорожных билетов, квитанциями <№>, <№>,
- командировочным удостоверением на имя Смородина Н.И. в город Донецк с 06 мая 2019 года по 14 мая 2019 года,
- платежным поручением <№> от 30 апреля 2019 года на имя Смородина Н.И. на сумму 12 768 рублей,
- платежным поручением <№> от 30 апреля 2019 года на имя Смородина Н.И. на сумму 13 500 рублей,
- письмом из Министерства молодежи, спорта и туризма ДНР о согласовании программы пребывания делегации от 25 апреля 2019 года,
- программой пребывания делегации Большеохтинского Молодежного совета на территории ДНР от 25 апреля 2019 года,
- распоряжением о направлении в командировку служащих Местной администрации МО Большая Охта № 90/ОБ/МА от 29 апреля 2019 года,
- постановлением № 28 от 08 апреля 2019 года о внесении изменений в постановление МА МО МО Большая Охта от 23 октября 2017 года № 61,
- постановлением об утверждении Положения о служебных командировках № 34 от 09 апреля 2019 года,
- положением о служебных командировках,
- ответом из Местной Администрации Внутригородского образования Санкт – Петербурга Муниципальный округ Большая Охта от 22 апреля 2020 года, согласно которого на основании Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством молодежи, спорта и туризма Донецкой народной республики и Местной Администрации Внутригородского образования Санкт – Петербурга Муниципальный округ Большая Охта, утвержденного Решением Муниципального совета от 28.02.2019 года № 9 по приглашению Министерства молодежи, спорта и туризма Донецкой народной республики, для участия в праздничных мероприятиях, посвященных празднованию Дня победы в ВОВ, в г. Донецк были направлен с 06.05.2019 года по 14.05.2019 года: Фрегатова А.А., С.Н.И.К.О.В. Командировочные расходы выделялись по разделу 01044 «Содержание лиц, замещающих должности муниципальной службы, а также лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы» и на основании Положения о служебных командировках, утвержденного постановлением Местной администрации МО Большая Охта № 34 от 09.04.2019 года. Средства на финансирование мероприятий, проводимых в ДНР, из бюджета Внутригородского муниципального образования МО Большая Охта не выделялись.
- соглашением о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством молодежи, спорта и туризма ДНР и Местной администрацией Внутригородского образования Санкт – Петербурга Муниципальный округ Большая Охта РФ.
Представленные суду доказательства проверены, оцениваются как достоверные и допустимые, собранные в соответствии с требованиями, предъявляемыми КоАП РФ, достаточными для установления вины Фрегатовой А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Существенных противоречий в имеющихся доказательствах, которые могли бы поставить под сомнение достоверность изложенных в них обстоятельств, не имеется. Сведения, содержащиеся в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и иных документах, принимаются в качестве доказательств вины, так как они составлены с соблюдением требований КоАП РФ.
При этом суд исходит из того, что местная администрация решает вопросы местного значения (ст. 7 Устава) в рамках муниципального образования, границы которого определены в ч. 1 ст. 4 Устава. Одобрение Муниципальным советом Внутригородского муниципального образования Санкт – Петербурга Муниципальный округ Большая Охта заключения соглашения, внесение изменений в муниципальную программу муниципального образования, а также не финансирование программы из средств бюджета не давало Фрегатовой А.А. право использовать бюджетные средства для оплаты командировочных расходов сотрудника в рамках соглашения с Министерством молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики в г. Донецк.
Сведения об осведомленности прокуратуры и Комитета территориального развития Санкт–Петербурга о заключенном соглашении, объективных доказательств в судебном заседании не нашли, Фрегатовой А.А. таковых не представлено.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении и для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения Фрегатовой А.А. от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, у суда не имеется.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Учитывая все обстоятельства дела в своей совокупности, характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд полагает возможным назначить должностному лицу Фрегатовой А.А. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо Фрегатову Анастасию Александровну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Получатель штрафа:
УФК по Санкт–Петербургу (Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности)
ИНН 7842005651
КПП 784201001
ОКАТО 40262563000
Банк получателя Северо-Западное ГУ Банка России Санкт-Петербург
БИК 044030001
Расчетный счет 40101810200000010001
КБК 81311601153010000140
ОКТМО 40911000
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления.
Судья -