НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Котласского городского суда (Архангельская область) от 02.07.2018 № 5-190/18

Дело № 5-190/18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Котласского городского суда Архангельской области Зобова Мария Сергеевна в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, фл. 3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении

Румянцевой Н. Д., ...., ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

у с т а н о в и л:

Румянцева Н.Д. виновна в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

30 декабря 2016 года Финансовым управлением администрации МО «Котлас» Уведомлением о бюджетных ассигнованиях № 04/02 на 2017 год и Уведомлением о лимитах бюджетных обязательствах № 04/02 до администрации Вычегодского административного округа администрации муниципального образования «Котлас» (далее по тексту - Администрация ВАО) доведены бюджетные ассигнования (лимиты бюджетных обязательств) по разделу, подразделу 0503 «Благоустройство» целевой статье 2230082220 «Мероприятия по уличному освещению» в объёме ..... Румянцева Н.Д., являясь должностным лицом - главным специалистом администрации ВАО в период с 31 июля 2017 года по 09 января 2018 года, а именно: 31 июля 2017 года, 31 августа 2017 года, 09 октября 2017 года, 31 октября 2017 года, 30 ноября 2017 года, 09 января 2018 года, на своём рабочем месте по адресу: Архангельская область, г. Котлас, пос. Вычегодский, ул. ...., д. ...., каб. .... (до 27 декабря 2017 года по адресу: Архангельская область, г. Котлас, пос. Вычегодский, ул. ...., д. ....) приняла бюджетные обязательства (денежные обязательства) сверх утверждённых объёмов бюджетных ассигнований на 2017 год (доведённых лимитов бюджетных обязательств) на уличное освещение на сумму .....

В судебном заседании Румянцева Н.Д. с протоколом об административном правонарушении не согласилась, пояснив, что между администрацией ВАО и ПАО «Архангельская сбытовая компания» был заключен государственный контракт № 3-02510 от 01 января 2017 года на поставку электрической энергии. Согласно приложению к данному контракту, в апреле 2017 года договорной объём электрической энергии установлен 20202 кВт.ч, в рамках лимитов бюджетных обязательств в размере ..... Вместе с тем, в апреле 2017 года ПАО «Архангельская сбытовая компания» администрации ВАО был выставлен счёт на сумму ..... Она устно поставила непосредственное руководство в известность о данном факте. В ходе проверки было установлено, что выставление счёта на сумму .... было обусловлено неисправностью прибора учёта электрической энергии. В дальнейшем при выставлении счетов неоднократно выявлялись ошибки в расчётах ПАО «Архангельская сбытовая компания» за потреблённую электрическую энергию, в связи с чем в период с мая по декабрь 2017 года администрацией ВАО регулярно направлялись письма о перерасчёте за потреблённую электрическую энергию. Прибор учёта заменили только в октябре 2017 года. По итогам 2017 года размер фактически произведённой оплаты .... за потреблённую электрическую энергию не превысил объём финансирования ..... Умысла на искажение бюджетной отчётности она не имела, никакой ущерб бюджету не нанесён. Счета, выставленные ПАО «Архангельская сбытовая компания», она принимала к оплате на основании визы главы администрации Вычегодского административного округа Г. При этом она в устном порядке доводила до своего непосредственного руководителя информацию о том, что суммы, выставляемые к оплате за электричество, превышают объёмы бюджетных ассигнований на 2017 год. В администрации ВАО должностным лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учёта, является она.

Должностное лицо Г.1, принимая участие в предыдущем судебном заседании, полагала об обоснованности привлечения Румянцевой Н.Д. к административной ответственности. Пояснила, что в результате неправомерных действий главного специалиста Румянцевой Н.Д. администрацией ВАО на оплату уличного освещения были приняты бюджетные обязательства сверх утверждённых объёмов бюджетных ассигнований на 2017 год в размере ..... Счета на оплату без визы непосредственно руководителя Румянцевой Н.Д. - Г. вносились ей в журнал формы № 4 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Данные нарушения были выявлены в ходе проверки финансовой деятельности администрации ВАО в 2018 году, по итогам которой был составлен акт проверки. Датой совершения административного правонарушения является дата выставления счетов ПАО «Архангельская сбытовая компания» на оплату.

За принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, статьёй 15.15.10 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Под лимитами бюджетных обязательств в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ понимается объём прав в денежном выражении на принятие казённым учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В соответствии с ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путём заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно пункту 11 Приложения № 2 к Приказу Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарег. в Минюсте России 30 декабря 2010 года № 19452) (далее по тексту - Приказ № 157н), данные проверенных и принятых к учёту первичных (сводных) учётных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учёту первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учёта накопительным способом с отражением в Главной книге; регистры бухгалтерского учёта подписываются лицом, ответственным за его формирование; правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учёта согласно предоставленным для регистрации первичным учётным документам обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

В соответствии с Приложением № 1, пунктом 318 Приложения № 2 к Приказу № 157н на балансовом счёте 502.12.000 отражаются принятые денежные обязательства на текущий финансовый год. Учёт обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учётной политики, с учётом требований к документам, предусмотренных порядком учёта бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Как следует из содержания пункта 166 Приложения № 2 к Приказу Минфина России от 16 декабря 2010 года № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зар. в Минюсте России 02 февраля 2011 года № 19669) (далее по тексту - Приказ № 174н), кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учёта счёта 050202000 «Принятые денежные обязательства» отражает сумму денежных обязательств, принятых бюджетным учреждением, на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, иные очередные годы за пределами планового периода с учётом их изменений, принятых в текущем финансовом году.

В силу п. 167 Приложения № 2 к Приказу № 174н сумма обязательств учреждения, по которым в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной бюджетным учреждением, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора (соглашения) возникла обязанность бюджетного учреждения уплатить в соответствующем финансовом году юридическому лицу, бюджету бюджетной системы Российской Федерации, физическому лицу определённую сумму денежных средств (денежные обязательства), отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учёта счёта 050201000 «Принятые обязательства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учёта счёта 050202000 «Принятые денежные обязательства».

Из материалов дела следует, что в ходе проведения контрольно-счётной палатой администрации МО «Котлас» проверки годовой отчётности Администрации ВАО за 2017 год установлено, что по информации, представленной в разделе 3 «Анализ отчёта об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчётности» текстовой части пояснительной записки, Администрацией ВАО в 2017 году приняты бюджетные обязательства (денежные обязательства) сверх утверждённых бюджетных ассигнований на 2017 год (доведённых лимитов бюджетных обязательств) на уличное освещение на сумму ..... В связи с указанными обстоятельствами в отношении главного специалиста Администрации ВАО Румянцевой Н.Д. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, и проведении административного расследования (л.д. 12-14).

01 января 2017 года между ПАО «Архангельская сбытовая компания» и администрацией ВАО заключен государственный контракт № 3-02510 на продажу электрической энергии. В приложении № 2 к данному договору на каждый месяц установлены договорные объёмы потребления электрической энергии (мощности) в рамках лимитов бюджетных обязательств на 2017 год, всего на общую сумму .....

В соответствии с Уведомлением Финансового управления администрации МО «Котлас» о бюджетных ассигнованиях № 04/02 от 30 декабря 2016 года до администрации ВАО доведены бюджетные ассигнования по разделу, подразделу 0503 «Благоустройство» целевой статье 2230082220 «Мероприятия по уличному освещению» в объёме .... (л.д. 54).

Согласно Уведомлению Финансового управления администрации МО «Котлас» о лимитах бюджетных обязательств № 04/02 от 30 декабря 2016 года до администрации ВАО доведены лимиты бюджетных обязательств по разделу, подразделу 0503 «Благоустройство» целевой статье 2230082220 «Мероприятия по уличному освещению» в объёме .... (л.д. 55).

Из копии Главной книги за 2017 год следует, что Администрация ВАО приняла денежные обязательства по оплате уличного освещения (по разделу, подразделу 0503 «Благоустройство», целевой статье 2230082220 «Мероприятия по уличном освещению») на сумму .....

В соответствии с п. 5 раздела I Положения «Об администрации ВАО» администрация является муниципальным казённым учреждением, наделённым правами юридического лица, имеет самостоятельную бюджетную смету.

Администрация ВАО представляет соответствующим органам финансовую и статистическую отчётность в установленном законодательством порядке (п. 21 раздела VI Положения об администрации).

В соответствии с должностной инструкцией главного специалиста администрации ВАО (главного бухгалетра) главный специалист является муниципальным служащим и замещает старшую должность муниципальной службы.

Пунктами 2.2.11, 2.2.14, 2.2.15, 2.2.16, 2.2.17 должностной инструкции установлено, что главный специалист должен знать постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие материалы и нормативные документы, касающиеся деятельности администрации Вычегодского административного округа и ведения бухгалтерского учёта, положения и инструкции по ведению бухгалтерского учёта в бюджетных организациях, правила его ведения; знать порядок ведения кассовых операций в РФ, порядок оформления операций по своему участку учёта, формы и порядок финансовых расчётов.

В соответствии с пунктом 3.2 должностной инструкции в должностные обязанности главного специалиста, среди прочего, входят: осуществление предварительного контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых финансово-экономических операций; контроль за правильностью и экономичным расходованием средств в соответствии с ассигнованиями и целевым назначением по утверждённым сметам расходов по бюджету с учётом внесённых в них изменений, а также сохранностью денежных средств и материальных ценностей; составление и представление в установленные сроки бухгалтерской отчётности; осуществление разноски первичных документов, ежемесячный подсчёт итоговых данных и сверка сальдо с книгой Журнал-главная в программе 1С: Предприятие - Бухгалтерский учёт (бюджет); осуществление сбора и подготовки оперативных сведений о состоянии кредиторской и дебиторской задолженности администрации по всем статьям расходов бюджетной классификации; ведение учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками и журнала операций № 4.

В силу пунктов 4.1.1, 4.1.4 и 4.1.6 должностной инструкции главный специалист несёт ответственность за принятие к исполнению и учёту документов по операциям, которые противоречат порядку приёмки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, за составление недостоверной бухгалтерской отчётности, а также несёт ответственность за совершённые в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определённых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

В силу распоряжения № 28/к от 08 августа 2014 года главы администрации ВАО на должность главного специалиста администрации ВАО принята Румянцева Н.Д.

Протокол об административном правонарушении в отношении Румянцевой Н.Д. составлен в её присутствии правильно и в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения и сведения о Румянцевой Н.Д., как лице, его совершившем, изложены полно и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. При составлении протокола об административном правонарушении процессуальные права Румянцевой Н.Д. разъяснены, копия протокола вручена.

При ознакомлении с протоколом Румянцева Н.Д. пояснила, что по итогам 2017 года размере оплаты .... за потреблённую электрической энергии не превысил объём финансирования в размере ...., заложенный на оплату электрической энергии.

Между тем, согласно данным Главной книги за 2017 год, Администрацией ВАО приняты денежные обязательства по оплате уличного освещения (по разделу, подразделу 0503 «Благоустройство», целевой статье 2230082220 «Мероприятия по уличному освещению») на сумму ...., что на .... превышает утверждённые бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на 2017 год.

В силу п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённого Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н, документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Как явствует из копии счетов на оплату услуг электроэнергии и актов приёма-передачи оказанных услуг и выполненных работ, выставленных ПАО «Архангельская сбытовая компания» в адрес администрации ВАО ежемесячно в течение 2017 года, счета за январь-апрель 2017 года приняты руководителем администрации ВАО, что подтверждается его подписью. Сведения о принятии руководителем администрации ВАО счетов на оплату электрической энергии с актами выполненные работ за период с мая по декабрь 2017 года отсутствуют.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие подписи руководителя администрации ВАО о принятии счетов, выставленных ПАО «Архангельская сбытовая компания» за период с мая по декабрь 2017 года, сведения о таковых включены Румянцевой Н.Д. в бухгалтерский учёт и бухгалтерскую отчётность - журнал операций № 4 расчётов с поставщиками и подрядчиками, Главную книгу.

Должностное лицо на основании статьи 2.4 КоАП РФ подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей.

В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.

Как следует из пояснений Румянцевой Н.Д. в судебном заседании, она знала о лимитах бюджетных обязательств по разделу, подразделу 0503 «Благоустройство» целевой статье 2230082220 «Мероприятия по уличному освещению» в объёме .....

Главный специалист администрации ВАО Румянцева Н.Д., ненадлежащим образом исполняя возложенные на неё должностной инструкцией обязанности по контролю за правильным и экономичным расходованием средств в соответствии с ассигнованиями и целевым назначением 31 июля 2017 года, 31 августа 2017 года, 09 октября 2017 года, 31 октября 2017 года, 30 ноября 2017 года, 09 января 2018 года приняла к бухгалтерскому учёту бюджетные обязательства (денежные обязательства) сверх утверждённых объёмов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на уличное освещение на 2017 год на сумму .... (....), поэтому её действия подлежат квалификации по ст. 15.15.10 КоАП РФ, как принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.

Довод Румянцевой Н.Д. в судебном заседании о том, что выявленное нарушение не повлекло причинение какого-либо ущерба, на юридическую квалификацию вменённого административного правонарушения не влияет, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, является формальным.

Основания для признания совершённого административного правонарушения малозначительным в ходе рассмотрения дела не установлены.

При назначении административного наказания учитываются характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, влияющие на административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Румянцевой Н.Д., не установлено.

Санкция статьи 15.15.10 КоАП РФ предусматривает наказание виновному должностному лицу в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Учитывая характер и обстоятельства совершённого Румянцевой Н.Д. административного правонарушения, личность Румянцевой Н.Д., обстоятельства, влияющие на административную ответственность, считаю, что достижение цели административного наказания возможно при назначении Румянцевой Н.Д. административного наказания в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

Главного специалиста администрации Вычегодского административного округа администрации Муниципального образования «Котлас» Румянцеву Н. Д. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.10 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере .....

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: ....

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.С. Зобова