Дело <№>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<...>
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 июня 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме: 10 июня 2019 года
Судья Котельничского районного суда Кировской области Бакуновский П.В.,
при секретаре судебного заседания Козловой М.Н.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Котельничского районного суда <адрес> в отношении:
ФИО1, <дд.мм.гггг> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>, являющегося заместителем директора в ООО «Листрейд»,
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении <№> от 11 апреля 2019 года, составленному заместителем начальника ОВМ МО МВД России «Котельничский» О., 11 апреля 2019 года в 18 часов 05 минут по адресу: <адрес>, по результатам административного расследования от 26 марта 2018 года установлено, что должностное лицо – специалист отдела кадров по оформлению иностранных граждан Общества с ограниченной ответственностью Производственной торговой компании «Вят-КА» (далее по тексту – ООО ПТК «Вят-КА», Общество, Компания) ФИО1 незаконно привлек к трудовой деятельности гражданина <...>К., <дд.мм.гггг> г.р., который 20 ноября 2018 года осуществлял трудовую деятельность в ООО ПТК «Вят-КА» в качестве рабочего на строительстве здания, а именно проводил работы по установке окон по адресу: <адрес>, при отсутствии у него патента, разрешения на временное проживание и вида на жительство, чем нарушил ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Действия должностного лица в ООО ПТК «Вят-КА» ФИО1 квалифицированы должностным лицом органа внутренних дел по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении не установлено.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель начальника ОВМ МО МВД России «Котельничский» О., будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, не заявил. С учетом мнения участников судебного заседания, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии неявившегося лица.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что в период с 01 октября 2018 года до конца апреля 2019 года состоял в должности специалиста отдела кадров по оформлению иностранных граждан в ООО ПТК «Вят-КА». Общество осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>. Основным видом деятельности ООО ПТК «Вят-КА» является глубокая переработка древесины с последующей отправкой готовой продукции в КНР. В целях хозяйственной деятельности юридическим лицом приобретены соответствующая территория с двухэтажным зданием по указанному адресу, где на первом – этаже разместился производственный цех, а на втором этаже здания – офисные помещения Общества, а также общежитие для работников. С момента основания Компании – с апреля 2018 года до мая 2019 года директором и стопроцентным участником общества являлась гражданка <...>Х.. В Обществе должность заместителя директора не предусмотрена, в то же время в отсутствии Х., по договоренности с последней, он осуществляет, в том числе, функции по руководству организацией. Он обладал полномочиями по привлечению работников к трудовой деятельности в ООО ПТК «Вят-КА», определению их трудовых функций, допуску их к работам, отстранению последних от работ, работники находились в его подчинении. Помимо принятия кадровых решений по оформлению трудоустройства иностранных граждан, он занимался решением вопросов по запуску работы Компании, подготовкой документов для строительных работ на территории ООО ПТК «Вят-КА», непосредственной организацией указанных работ, закупкой сырья и материалов. 20 ноября 2018 года на территории Общества выявлен гражданин <...>К., который проводил работы по установке окон в помещении, впоследствии используемом под КПП. К. был предложен в качестве разнорабочего директором ООО «Листрейд» Ч.. Первое знакомство с К. состоялось в сентябре 2018 года, с которым была достигнута договоренность о трудоустройстве последнего в качестве разнорабочего в ООО ПТК «Вят-КА». В начале ноября 2018 года К. вновь приехал в <адрес> на предприятие, при этом Обществом организована подача К. необходимых документов в УФМС для получения патента для работы в Компании, оплачена государственная пошлина и экзамен по русскому языку. К. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. В дальнейшем он привлек К. к выполнению работ по установке окон, поскольку было недостаточно рабочих рук, а также он полагал, что с момента подачи документов в УФМС для получения патента, К. получил право осуществлять трудовую деятельность законно. Считает, что за сам факт привлечения К. к трудовой деятельности в качестве разнорабочего в ООО ПТК «Вят-КА», ответственность, с учетом имеющихся у него полномочий в Обществе, непосредственно несет он. В период привлечения К. к трудовой деятельности директор Общества <...> находилась за пределами <...> в <...>. Вину в совершенном правонарушении признает, в содеянном раскаивается, просит учесть совершение правонарушения впервые, применить к нему положения о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не было, вреда никому не причинено. В настоящее время К. работает в Компании в качестве разнорабочего на законных основаниях, с ним заключен трудовой договор, примерно через неделю после совершенного правонарушения, К. был получен патент на работу.
В судебном заседании исследованы письменные материалы дела об административном правонарушении.
Из протокола <№> от 11 апреля 2019 года об административном правонарушении, усматривается, что ФИО1 как должностному лицу ООО ПТК «Вят-КА» инкриминируется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, при изложенных в протоколе обстоятельствах, установленных в рамках проведенного административного расследования. Копия протокола вручена ФИО2 в день составления протокола (л.д. 3).
Согласно постановлению Котельничского районного суда Кировской области от 26 февраля 2019 года, ООО ПТК «Вят-КА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, за незаконное привлечение к трудовой деятельности гражданина <...>К., который 20 ноября 2018 года осуществлял трудовую деятельность в качестве рабочего на строительстве здания, а именно: проводил работы по установке окон по адресу: <адрес>, при отсутствии у него разрешения на работу, разрешения на временное проживание, вида на жительство. Постановление вступило в законную силу 29 марта 2019 года (л.д. 5 – 7).
Из приказа (распоряжения) о приеме работника на работу <№> от 01 октября 2018 года директора ООО ПТК «Вят-КА» Х., ФИО1 01 октября 2018 года принят на должность специалиста отдела кадров по оформлению иностранных граждан (л.д. 15).
Согласно трудовому договору <№> от 01 октября 2018 года, заключенному между ООО ПТК «Вят-КА» в лице директора Х., выступающей Работодателем, и ФИО1 – Работником, последний обязуется выполнять работу (обязанности) по должности специалиста отдела кадров по оформлению иностранных граждан, в том числе, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него инструкцией по охране труда, должностной инструкцией и данным трудовым договором – п. 2.1.2, работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных данным трудовым договором – п. 9.1 (л.д. 12 – 14).
Из должностной инструкции специалиста отдела кадров по оформлению иностранных граждан ООО ПТК «Вят-КА» от 01 октября 2018 года следует, что к его должностным обязанностям относятся, в том числе: оформление иностранных граждан согласно ТК РФ, ведение процедуры оформления на работу иностранных граждан, получение разрешения на работу и оформление разрешения на работу для иностранных граждан в органах Федеральной миграционной службы, осуществление контроля за трудовой деятельностью иностранных граждан – раздел 2 инструкции. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, специалист отдела кадров по оформлению иностранных граждан несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным, гражданским законодательством РФ – п. 4.3 раздела (л.д. 10 – 11).
Согласно объяснению ФИО1 от 11 апреля 2019 года, последний вину в совершении незаконного привлечения к трудовой деятельности 20 ноября 2018 года гражданина <...>К., который незаконно осуществлял трудовую деятельность в качестве рабочего на строительстве здания, а именно: в указанный день проводил работы по установке окон по адресу: <адрес>, признает, в содеянном раскаивается, принял меры к недопущению в дальнейшем подобных нарушений (л.д. 17).
Из объяснения директора ООО ПКТ «Вятка-КА» Х. от 27 марта 2019 года следует, что с 01 октября 2018 года на должность специалиста отдела кадров по оформлению иностранных граждан ООО ПКТ «Вятка-КА» назначен ФИО2, работающий в данной должности по настоящее время (л.д. 9).
В судебном заседании исследованы и иные материалы дела в их совокупности.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения ФИО1, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья по делу об административном правонарушении оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Статьей 2.4 КоАП РФ определяются правовые основания административной ответственности должностных лиц, в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к данной статье дается понятие должностного лица.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Согласно примечанию к ст. 18.15 КоАП РФ, в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 115-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Исключения, позволяющие привлекать и использовать иностранных работников, не имеющих разрешения, патента на работу, установлены в п.п. 1-12 ч. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 4.5 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
В силу положений ч. 1 ст. 13.3 ФЗ № 115-ФЗ, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно абз. 15 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ, разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Согласно абз. 16 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ, патент – документ, подтверждающий в соответствии с данным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно ч. 2 ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
При этом работодатель – организация (юридическое лицо) в РФ представляется в соответствии с нормами ТК ее руководителем (администрацией), с которым работник состоит в трудовых отношениях.
Таким образом, субъектом административного правонарушения, могут быть граждане, должностные и юридические лица, являющиеся работодателями или заказчиками работ (услуг).
Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что 20 ноября 2018 года на территории, используемой ООО ПТК «Вят-КА» по адресу: <адрес>, где Общество осуществляет экономическую деятельность, выявлен иностранный гражданин – гражданин Узбекистана К., <дд.мм.гггг> г.р., который незаконно, без соответствующего патента, при этом наличие указанного документа является обязательным в силу федерального закона, осуществлял трудовую деятельность в ООО ПТК «Вят-КА» в качестве рабочего на строительстве здания, а именно проводил работы по установке окон, то есть был допущен к выполнению работ на предприятии.
При этом, гражданин <...>К., был незаконно привлечен к трудовой деятельности в Российской Федерации в интересах ООО ПТК «Вят-КА» должностным лицом Общества – специалистом отдела кадров по оформлению иностранных граждан ФИО1, являвшимся уполномоченным представителем работодателя, при отсутствии у К. патента, при этом указанный документ требуется в соответствии с федеральным законом, в связи с чем ФИО1 нарушил ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Обстоятельств, исключающих получение патента на работу гражданином <...>К., с учетом положений ч. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ, в судебном заседании не установлено.
В судебном заседании нашло свое подтверждение в исследованных доказательствах, что ФИО1 является должностным лицом ООО ПТК «Вят-КА», ответственным за соблюдение норм миграционного законодательства, регулирующих порядок привлечения к работе иностранных граждан, применительно к положениям статьи 2.4 КоАП РФ, то есть наделен необходимой совокупностью организационно-распорядительных функций, поэтому он является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, ненадлежащее исполнение должностным лицом ООО ПТК «Вят-КА» ФИО1 своих должностных обязанностей, вследствие чего допущено нарушение ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», квалифицирую по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
При назначении наказания за совершенное административное правонарушение суд исходит из следующих правовых позиций.
Санкция ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа для должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
С учетом вышеизложенного и, по мнению суда, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры ответственности, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении административного наказания ФИО1 суд учитывает характер и обстоятельства совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1 суд в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ учитывает раскаяние лица, совершившего административное правонарушение (п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), признание вины, привлечение к административной ответственности впервые (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, не установлено.
ФИО1 заявлены доводы о малозначительности допущенного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, с учетом характера совершенного административного правонарушения, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, не усматривается. Так, объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере миграционного контроля. Совершением данного правонарушения затрагиваются интересы государства в области стабильности внутреннего рынка труда, реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы. При этом нарушение порядка привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, создает угрозу причинения вреда интересам государства, так как препятствует эффективному осуществлению полномочий по контролю в сфере миграции, обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям. Кроме того, в данном случае, угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности.
Помимо изложенного факт социальной опасности совершенного деяния подтверждается установленным законодателем повышенным размером штрафных санкций за данное правонарушение.
Также судом по указанным выше мотивам не усматривается оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
С учетом указанных обстоятельств, считаю целесообразным назначить ФИО1 наказание в виде штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ для должностных лиц, в минимальном размере. При этом, в данном случае, административное наказание в виде штрафа согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 30.1 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Должностное лицо – специалиста отдела кадров по оформлению иностранных граждан Общества с ограниченной ответственностью Производственной торговой компании «Вят-КА» ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Перечисление штрафа произвести по реквизитам: Получатель: УФК по Кировской области (МО МВД России «Котельничский» л/с <***>), ИНН <***>, КПП 431301001, номер счета получателя 40101810222020011001 в отделении ФИО3, БИК 043304001, КБК 18811640000016025140, ОКТМО 33710000, наименование платежа: штраф ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, УИН <...>.
Штраф подлежит уплате в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу. При неуплате штрафа в установленный срок наступает административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано (опротестовано) в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья П.В. Бакуновский