НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Костромского областного суда (Костромская область) от 10.11.2017 № 7-255/17

№ 7-255/2017

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кострома 10 ноября 2017 года

Председатель Костромского областного суда Иванов В.С., рассмотрев жалобу и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области Горчакова П.П. на постановление мирового судьи судебного участка № 30 Красносельского судебного района Костромской области от 21 июня 2017 года, решение судьи Красносельского районного суда Костромской области от 29 августа 2017 года, вынесенные в отношении руководителя ООО «ЮЗ «Аквамарин» Федотовой О.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ,

установил :

постановлением мирового судьи судебного участка № 30 Красносельского судебного района Костромской области от 20 февраля 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении руководителя ООО «ЮЗ «Аквамарин» Федотовой О.Ю. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Решением судьи Красносельского районного суда Костромской области от 5 апреля 2017 года постановление мирового судьи от 20 февраля 2017 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение мировому судье.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 30 Красносельского судебного района Костромской области от 21 июня 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Красносельского районного суда Костромской области от 29 августа 2017 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении руководителя ООО «ЮЗ «Аквамарин» Федотовой О.Ю. прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

В жалобе и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области Горчаков П.П., направивший данное дело на рассмотрение мировому судье, выражает несогласие с судебными актами о прекращении производства по делу, просит их изменить. Считает, что положения Налогового кодекса РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, к которым в частности отнесены карточки бухгалтерских счетов, налоговая инспекция вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, а налогоплательщик обязан предоставлять их по требованию налогового органа. Отмечает, что ООО «ЮЗ «Аквамарин» ведет бухгалтерский учет при использовании компьютерной программы «1С:Предприятие», с помощью которой возможно формирование и ведение соответствующих карточек счетов на каждого контрагента, которые были истребованы налоговым органом. Полагает, что у Федотовой О.Ю. имелась возможность и обязанность предоставить в налоговый орган запрошенные карточки бухгалтерского счета. Обращает внимание на то, что в производстве мирового судьи находилось два протокола об административном правонарушении в отношении Федотовой О.Ю. как должностного лица ООО «<данные изъяты>» и ООО «ЮЗ «Аквамарин», которые были рассмотрены мировым судьей в одном судебном заседании.

В возражениях на жалобу Федотова О.Ю. выражает несогласие с доводами заявителя, считая их необоснованными, просит принятые судебные решения оставить без изменения.

Изучив доводы жалобы и возражений на нее, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 27 января 2017 года Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в ходе проведения выездной налоговой проверки ООО «ЮЗ «Аквамарин» в адрес общества выставлено требование № 10-41/34-1 от 28 октября 2016 года о предоставлении документов (информации), в том числе карточек бухгалтерского счета 60 «Расчеты с поставщиками» по контрагентам ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», с которыми у общества в проверяемом налоговом периоде (2013-2014гг.) имелись хозяйственные операции, а также карточек бухгалтерского счета 10 «Материалы» отдельно по каждому виду материалов, перечисленных в требовании. Указанное требование было получено лично руководителем ООО «ЮЗ «Аквамарин» Федотовой О.Ю. 28 октября 2016 года. Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области от 1 ноября по ходатайству общества продлен срок предоставления (документов) информации до 21 ноября 2016 года. В установленный законодательством срок - 21 ноября 2016 года ООО «ЮЗ «Аквамарин» частично не предоставило копии истребуемых документов. Сопроводительным письмом от 17 ноября 2016 года № 275 на требование инспекции ООО «ЮЗ «Аквамарин» сообщило о том, что истребование налоговым органом карточек бухгалтерского счета 60 «Расчеты с поставщиками», бухгалтерского счета 10 «Материалы» противоречит нормам Налогового кодекса РФ. Федотова О.Ю. как руководитель ООО «ЮЗ «Аквамарин» в установленный законодательством о налогах и сборах срок не представила копии истребуемых документов, чем нарушила п. 4 ст. 93 Налогового кодекса РФ, за что предусмотрена ответственность должностных лиц по ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях руководителя ООО «ЮЗ «Аквамарин» Федотовой О.Ю. состава административного правонарушения, мировой судья указала следующее.

Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, разработанные экономическим субъектом самостоятельно.

В соответствии с учетной политикой ООО «ЮЗ «Аквамарин» по бухгалтерскому и налоговому учету бухгалтерский учет на предприятии ведется по журнально-ордерной форме учета.

Карточки бухгалтерского счета не относятся к формам первичного учета и не являются документами, необходимыми для исчисления и уплаты налогов, которые согласно п. 6 ч. 1 ст. 23 НК РФ обязаны предоставить налогоплательщики.

Доказательств того, что карточка бухгалтерского счета, которые затребовал налоговый орган, установлена руководителем предприятия как форма первичного учета, не представлено.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов или подтверждают правильность их начисления и своевременность уплаты.

При этом согласно разъяснениям Федеральной налоговой службы России налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами (письмо ФНС России от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/15309).

Материалами дела установлено и не оспаривалось представителями налогового органа, что ООО «ЮЗ «Аквамарин» в налоговый орган представлены первичные учетные документы.

Таким образом, мировой судья, проанализировав нормы действующего законодательства на момент проверяемого налоговым органом периода, и документы, представленные налоговым органом и ООО «ЮЗ «Аквамарин», пришла к выводу о том, что у налоговой инспекции не было оснований требовать карточки бухгалтерского счета 60 «Расчеты с поставщиками» по контрагентам ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», с которыми у ООО «ЮЗ «Аквамарин» имелись хозяйственные операции, а также карточки бухгалтерского счета 10 «Материалы» отдельно по каждому виду материалов перечисленных в требовании налогового органа.

Законность и обоснованность постановления мирового судьи проверены судьей районного суда с соблюдением требований ст. ст. 30.6-30.7 КоАП РФ.

Доводы жалобы не влекут отмену или изменение судебных решений о прекращении производства по делу, поскольку выводы судей нижестоящих инстанций об отсутствии в действиях Федотовой О.Ю. состава административного правонарушения основаны на нормах законодательства, действующего в проверяемый налоговый период, подтверждены исследованными при рассмотрении дела доказательствами, в связи с чем оснований не согласиться с данными выводами судей не имеется.

Приведенные в жалобе доводы, в том числе о наличии у Федотовой О.Ю. возможности предоставить в налоговый орган запрошенные карточки бухгалтерского счета, сформированные с помощью компьютерной программы «1С:Предприятие», аналогичны позиции налогового органа, высказанной при рассмотрении дела, они являлись предметом исследования судьей, проверены и обоснованно отвергнуты с приведением мотивов принятого решения.

Кроме того, следует отметить, что заявитель, указывая на то, что обществом по требованию налогового органа должны быть представлены регистры бухгалтерского учета в виде карточек бухгалтерского счета не привел доказательств того, что в ООО «ЮЗ «Аквамарин» регистры бухгалтерского учета ведутся именно в форме истребуемых налоговым органом карточек. При этом согласно пояснениям Федотовой О.Ю. и ее защитника при рассмотрении дела бухгалтерский учет на предприятии ведется в журнально-ордерной форме в подтверждение чего в налоговый орган представлены заверенные копии бухгалтерских документов, сведений об ином в материалах дела не содержится.

Каких-либо нарушений при рассмотрении дела мировым судьей не усматривается, по каждому протоколу об административном правонарушении вынесено конкретное постановление с изложением обстоятельств рассматриваемого дела.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Нарушений норм процессуального права при вынесении обжалованных судебных актов не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебных решений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

постановил :

постановление мирового судьи судебного участка № 30 Красносельского судебного района Костромской области от 21 июня 2017 года, решение судьи Красносельского районного суда Костромской области от 29 августа 2017 года, вынесенные в отношении руководителя ООО «ЮЗ «Аквамарин» Федотовой О.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области Горчакова П.П. - без удовлетворения.

Председатель

Костромского областного суда В.С. Иванов