НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Конаковского городского суда (Тверская область) от 05.09.2022 № 5-112/2022

Дело № 5-112/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

05 сентября 2022 года город Конаково

Судья Конаковского городского суда Тверской области Шейхов Т.С.,

с участием Федосеевой О.М.,

ее защитника по устному ходатайству - Мишарова А.В.,

представителя ОВМ ОМВД России по Конаковскому району Тверской области Перовой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

индивидуального предпринимателя Федосеевой Ольги Михайловны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ИНН: 691100117939, ОГРНИП: 304691105500050, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

установил:

Федосеева О.М. являясь индивидуальным предпринимателем, допустила несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, при следующих обстоятельствах.

07 июля 2022 года около 17 часов 30 минут выявлен гражданин Респ. Таджикистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который осуществлял трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего по уборке территории хозяйственного магазина по адресу: Тверская область, Конаковский район, д. Вахонино, ул. 2-й Торговый проезд, д. 3, принадлежащего ИП Федосеевой О.М., без соблюдения ограничения (запрета), установленного постановлением Губернатора Тверской области № 81-пг от 07 декабря 2021 года «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан» в соответствии с федеральным законом на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по виду экономической деятельности, предусмотренному общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД: 47) — «торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ.

Федосеева О.М. в судебном заседании вину признала, пояснила, что она по закону человека оформила, подала в УФМС документы, он работал 3 месяца, делала отчисления, он был оформлен официально. Просила учесть это, т.к. она хотела как лучше, не знала о распоряжении губернатора, а когда узнала, уводила сотрудника. Ее не предупреждали, никакого ответа от УФМС не поступило. Также сообщила, что финансовое положение у нёё сейчас плохое, муж не работает.

Защитник Федосеевой О.В. по устному ходатайству - Мишаров А.В. в судебном заседании пояснил, что Федосеева О.М. не знала о постановлении губернатора, пыталась соблюсти все требования закона, есть все подтверждающие документы, узнав о том, что не должна принимать на работу мигрантов уволила работника. Пояснил также, что согласно налоговой отчётности сумма дохода за год не превышает штраф, она работает по патентной системе налогообложения. Есть штраф, есть ограничение деятельности, возможно применение предупреждения. Есть все основания для предупреждения по ст. 4.1.1 КоАП РФ. Если нет возможности применить предупреждение просит ограничить деятельность.

Представитель ОВМ ОМВД России по Конаковскому району Тверской области Перова В.Г. в судебном заседании пояснила, что поддерживает отраженные в протоколе об административном правонарушении сведения, просит назначить наказание ИП Федосеевой О.М.

Исследовав представленные материалы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Правовое положение иностранных граждан в РФ, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории РФ и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года.

В силу п. 1 ст. 13.3 названного федерального закона работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с названным законом.

В соответствии с п. 6 ст. 18.1 того же закона высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта РФ, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.

При установлении запрета на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) определяет в порядке, установленном Правительством РФ, срок приведения в соответствие с данным запретом хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учётом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора, установленного трудовым законодательством РФ.

В соответствии с приведенной нормой закона постановлением Губернатора Тверской области № 81-пг от 07 декабря 2021 года, на 2022 год утвержден Перечень отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих свою деятельность на основании патентов.

Из приложения к названному постановлению Губернатора Тверской области следует, что установлен запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, в том числе по такому виду экономической деятельности, как торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.

Из материалов дела усматривается, что индивидуальный предприниматель Федосеева О.М. в нарушение ограничения, установленного постановлением Губернатора Тверской области № 81-пг от 07 декабря 2021 года, привлекла к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего по уборке территории хозяйственного магазина гражданина Респ. Таджикистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеющего патент серии 69 , выданный 02 марта 2022 года, который осуществлял названную выше деятельность 07 июля 2022 года около 17 часов 30 минут по адресу: Тверская область, Конаковский район, д. Вахонино, ул. 2-й Торговый проезд, д. 3, принадлежащем ИП Федосеевой О.М.

Вина ИП Федосеевой О.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, помимо собственно признания, объективно подтверждается имеющимися в материалах дела об административном правонарушении доказательствами, а именно:

- протоколом об административном правонарушении № 049176 от 20 июля 2022 года в отношении Федосеевой О.М., в котором изложено событие административного правонарушения. При этом указанный протокол составлен уполномоченным на то должностным лицом. При составлении протокола лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и положения ст. 51 Конституции РФ;

- объяснениями Федосеевой О.М. от 14 июля 2022 года, согласно которым она является индивидуальным предпринимателем, у не имеется хозяйственный магазин, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, д. Вахонино, ул. 2-й Торговый проезд, д. 3. Ассортимент в магазине разный: имеются скобяные изделия, лакокрасочные материалы, все для сада, посуда, хозтовары. ДД.ММ.ГГГГ она заключила трудовой договор с гражданином Таджикистана ФИО1, приняла его на работу в качестве подсобного рабочего. В его обязанности входят погрузки, разгрузки товара, уборка территории магазина о постановлении губернатора она не знала.

- копией протокола об административном правонарушении № 049165 от 07 июля 2022 года, составленного в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ;

- копией постановления по делу об административном правонарушении № 049165 от 07 июля 2022 года, вынесенного в отношении ФИО1, который совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ;

- копиями паспорта гражданина Республики Таджикистанна имя ФИО1, патента серии 69 , выданный 02 марта 2022 года;

- копией выписки из ЕГРИП от 12 июля 2022 года;

- копией трудового договора № 01 от 05 апреля 2022 года, согласно которому ИП Федосеева О.М. принимает ФИО1 на работу в торговую точку по адресу: Тверская область, Конаковский район, д. Вахонино, ул. 2-й Торговый проезд, д. 3 в качестве подсобного рабочего.

В судебном заседании исследованы в том числе: определение о передаче дела об административном правонарушении № 049176 от 20 июля 2022 года; рапорт инспектора ОВМ ОМВД России по Конаковскому району; определение № 338 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07 июля 2022 года; копия объяснений ФИО1; сведеняи АС ЦБДУИГ на ФИО1; копия паспорта на имя Федосеевой О.М.

Оценив совокупность, указанных доказательств в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона. Не доверять приведенным доказательствам или ставить их под сомнение оснований не имеется.

Указанные доказательства полно и объективно отражают событие административного правонарушения и подтверждают вину ИП Федосеевой О.М. в совершении инкриминируемого ей административного правонарушения.

В судебном заседании Федосеева О.М. вину в совершении инкриминируемого ей административного правонарушения признала.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ИП Федосеевой О.М. требований законодательства о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РФ, в частности Тверской области, а также свидетельствующих о том, что лицо осуществило все зависящие от нее меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется и в судебном заседании не представлено.

Таким образом, ИП Федосеева О.М. совершила несоблюдение работодателем установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в связи с чем ее действия надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение индивидуального предпринимателя.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, судьей не установлено.

В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, судья учитывает признание вины.

Судья не может согласиться с доводами защитника Мишарова А.В. о назначении наказания в виде приостановления деятельности, поскольку в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Согласно примечанию к ст. 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные статьями гл. 18 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях гл. 18 КоАП РФ установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Как указано выше, санкция ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Административное приостановление деятельности является более строгим видом административного наказания, повлечет неблагоприятные последствия для индивидуального предпринимателя.

Назначение наказания в виде штрафа будет способствовать достижению целей административного наказания.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» № 5 от 24 марта 2005 года, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении № 939-О от 26 мая 2016 года, Постановлении № 1-П от17 января 2013 года, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания, предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ, характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ).

Учитывая, что совершённое индивидуальным предпринимателем административное правонарушение, выразившееся в нарушении правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, признать деяние малозначительным не представляется возможным. Признание такого деяния малозначительным противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ.

Не могу согласиться и с доводами защитника лица о назначении наказания в виде предупреждения по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 316-ФЗ, вступившим в действие с 04.07.2016, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьёй 4.1.1 КоАП РФ.

В силу требований части 1 указанной статьи, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи РФ оснований для применения в данном случае положений статьи КоАП РФ не усматривается, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как отсутствие угрозы причинения вреда интересам государства.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ относится к административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.

Объектом преступного посягательства в данном случае являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением к труду на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Объектом охраны являются интересы государства и стабильности внутреннего рынка труда и реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Таким образом, с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к исполнению своих обязанностей по соблюдению порядка привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности.

Оснований для применения положений Федерального закона от 20 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу не усматривается.

Тот факт, что ИП Федосеева О.М. относится к субъектам малого и среднего предпринимательства в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не является безусловным основанием для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

Между тем, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, признание вины предпринимателем, а также исследовав представленные защитником документы в отношении ИП, а именно: уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого с применением патентной системы налогообложения, сведения о патентах, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2021 – 2022 года, патент на право применения патентной системы налогообложения; справка о доходах от 02 сентября 2022 года; справка о доходах и суммах налога физического лица; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения; приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником от 20 июля 2022 года; уведомление о прекращении трудового договора; заявление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей; эпикризы и медицинские заключения на Федосеева М.В., судья полагает следующее.

В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 цитируемой статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Назначение индивидуальному предпринимателю административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав индивидуального предпринимателя.

Поскольку индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ как юридические лица, то нормы материального права предусматривают возможность назначения наказания по этой статье для индивидуальных предпринимателей в размере не менее 400000 рублей, что является половиной минимальной суммы предусмотренной соответствующей санкцией.

С учётом исследованных материалов дела судья приходит к выводу о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности индивидуального предпринимателя, и, принимая во внимание также то, что ИП Федосеева О.М. ранее к административной ответственности не привлекалась, считает возможным назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 4.1-4.3, ч. 1 ст. 18.15, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

индивидуального предпринимателя Федосееву Ольгу Михайловну ИНН: 691100117939, ОГРНИП: 304691105500050, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 (четырехсот тысяч) рублей 00 копеек.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Реквизиты для уплаты штрафа: счет получателя № 40101810600000010005, БИК 042809001, получатель средств - ОМВД России по Конаковскому району, УФК по Тверской области, ИНН/КПП 69110010283/694901001, код бюджетной классификации – 18811601181019000140, ОКТМО 28630101, УИН 1889169999000009176, назначение платежа - штраф за административное правонарушение по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ по постановлению Конаковского городского суда Тверской области от 05 сентября 2022 года.

При неуплате суммы административного штрафа к указанному сроку, постановление подлежит передаче в подразделение Управления Федеральной службы судебных приставов Тверской области для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке.

Разъяснить индивидуальному предпринимателю Федосеевой О.М., что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, она будет привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, за неуплату штрафа в указанный выше срок.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня его вручения или получения копии постановления.

Судья Т.С. Шейхов