НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 27.11.2023 № 5-1120/2023

Дело № 5-1120/2023

УИД 78RS0006-01-2023-008998-49

г. Санкт-Петербург 27 ноября 2023 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <...>, Костин Федор Вячеславович,

с участием переводчика с узбекского языка ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 210 материалы дела об административном правонарушении в отношении

Курбонова Аминджона Холмумина угли, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца и гражданина Узбекистана, официально не трудоустроенного, не женатого, несовершеннолетних детей на иждивении не имеющего, проживающего по адресу: <адрес>, русским языком владеющего не в полном объеме, язык, на который требуется перевод, – узбекский, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 у., являясь иностранным гражданином, осуществлял трудовую деятельность в Российской Федерации без патента, в случае, кода патент требуется в соответствии с федеральным законом, данное правонарушение совершено в городе Федерального значения Санкт-Петербурге, а именно:

ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 45 мин. сотрудниками УМВД России по Кировскому району г. Санкт-Петербурга в ходе проведения на территории Кировского района г. Санкт-Петербурга оперативно-профилактического мероприятия Такси по адресу: <адрес>, был установлен гражданин Узбекистана ФИО2 у., который осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя такси, а именно управлял автомобилем и осуществлял перевозку пассажиров в интересах ИП ФИО3, ОГРНИП , без документов, дающих право на осуществление трудовой деятельность на территории Российской Федерации, чем нарушил требования п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», патента для работы в Российской Федерации по профессии «водитель такси» не имеет, то есть ФИО2 у. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ в городе Федерального значения – Санкт-Петербурге, таким образом, ФИО2 у. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.

В судебном ФИО2 у. вину в совершении административного правонарушения признал, сообщил, что не знал о необходимости наличия патента для того, чтобы работать таксистом. Подтвердил, что прибыл на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, затем выехал из Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Затем въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. У него имелись патенты и в <адрес>, и в Ленинградской области, которые на данный момент истекли, чеки об оплате у него не сохранились. Подтвердил, что патент в <адрес> выдавался ДД.ММ.ГГГГ, срок его действия истек ДД.ММ.ГГГГ. Выданный патент в Ленинградской области у него также истек. Близких родственников – граждан России – у него не имеется.

Исследовав материалы дела, выслушав ФИО2 у., суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 18.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.

Нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, либо в Московской или Санкт-Петербурга квалифицируется по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Согласно ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

В соответствии с п. 4. ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу или патента.

Суд считает вину ФИО2 у. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ установленной и доказанной материалами дела, в том числе:

- протоколом АП № 998 об административном правонарушении от 27.11.2023, составленным в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, при личном участии ФИО2 у. и переводчика узбекского языка, предупрежденного по ст. 17.9 КоАП РФ за осуществление заведомо неправильного перевода. В протоколе указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

- рапортом инспектора ДПС ОГИБДД ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому им выявлен ФИО2 у., который ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 45 мин. по адресу: <адрес>, который осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя такси без документов, дающих право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

- копией распоряжения начальника УМВД России по Кировскому району г. Санкт-Петербурга от 16.11.2023 № 90 «О проведении на территории Кировского района г. Санкт-Петербурга профилактического мероприятия «Такси», согласно которому организовано проведение сплошных проверок транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров легковыми такси, на предмет, в том числе, правомерности осуществления трудовой деятельности-водителями иностранцами. Мероприятие проводится с 20.11.2023 по 24.11.2023;

- копией приложения № 2 к распоряжению от 16.11.2023 № 90, согласно которому в состав специальной мобильной группы по выявлению административных правонарушений в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров легковым такси, в том числе нарушений водителями миграционного законодательства РФ включен в том числе инспектор ОГИБДД УМВД России ФИО4;

- письменными объяснениями ФИО2 у. от 24.11.2023, отобранными при разъяснении ему ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, при участии переводчика с узбекского языка, предупрежденного об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за осуществление заведомо неправильного перевода. Из объяснений следует, что у ФИО2 у. в пользовании есть автомобиль . Около недели назад он на мобильный телефон установил приложение для перевозки пассажиров за деньги, после этого через интернет подключился к автопарку. Для подключения к таксопарку представил свои документы и документы на автомобиль, после чего его удаленно подключили к таксопарку, где предпринимательскую деятельность ведет ИП ФИО3 ОГРНИП , после чего начал перевозить пассажиров за денежное вознаграждение. Работает в интересах ИП ФИО3, который за каждый заказ удерживает комиссию в размере 4% от суммы выполненного заказа, также комиссию удерживает приложение в размере 22%. ДД.ММ.ГГГГ на мобильный телефон поступил заказ на перевозку пассажиров от <адрес> За проделанную работу должен был получить оплату в размере 1221 рубль. По пути следования с пассажирами ФИО2 у. был остановлен сотрудниками полиции. Знает, что для работы на территории Российской Федерации ему необходим патент. В настоящее время действующего патента для работы на территории Российской Федерации не имеет Работал, так как нужны деньги.

- письменными объяснениями ФИО5 от. ДД.ММ.ГГГГ, отобранными при разъяснении ему ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.6 КоАП РФ, и предупреждении, об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний. Из объяснений следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 11 час. 25 мин. он вызывал себе такси через приложение Яндекс. Его необходимо было забрать от <адрес> На его заказ приехал автомобиль Хендай с Хендай Солярис, г.р.з. Стоимость поездки составила 1221 рублей. Поездка началась в 11 час. 30 мин., около 11 час. 45 мин. автомобиль остановили сотрудники ДПС у <адрес>.

- рапортом старшего инспектора ОВМ УМВД России по Кировскому району г. Санкт-Петербурга ФИО6 об источнике доказательств с фотоизображениями телефона с приложением такси о заказанной поездке с ДД.ММ.ГГГГ по маршруту от от <адрес> автомобиль Хендай Солярис, г.р.з, водитель Оминжон;

- справкой досье на физическое лицо – Территория, согласно которому ФИО2 у. в текущий период пребывания патент не выдавался. Последний выданный патент 47 № 2206636594 от 30.05.2022, годовой срок действия которого в любом случае истек;

- справкой ГИСМУ, согласно которому ФИО2 у. ДД.ММ.ГГГГ патент серии , готовой срок действия которого в любом случае истек.

Суд признает представленные доказательства достоверными, непротиворечивыми и достаточными для установления вины ФИО2 у. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.

Таким образом, действия ФИО2 у. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.

Суд учитывает, что трудовая деятельность ФИО2 у. выявлена в ходе профилактического мероприятия «Такси», не на территории, принадлежащей какому-либо юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, без вмешательства в их хозяйственную деятельность, ФИО2 у. выявлен на улице, в связи с чем проведение проверки в соответствии с требованиями федеральных законов "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не требовалось.

При этом суд полагает, что у сотрудника полиции имелись основания для проверки у ФИО2 у. наличие патента ввиду следующего.

Из п. 6 Распоряжения № 90 от 16.11.2023 следует, что сотрудниками ОГИБДД выдано распоряжение на проведение сплошных проверок транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров легковым такси.

При этом согласно п. 2.1.1 ПДД РФ Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право, в том числе, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом, принимать меры по идентификации указанных лиц.

Соответственно, сотрудник ГИБДД, проверив водительское удостоверение, из которого возможно установить иностранное гражданство у водителя, вправе проверить у иностранного гражданина документ удостоверяющий личность для целей проверки законности пребывания иностранного гражданина, поскольку отсутствие такого документа, является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.

При этом, исследуя на месте паспорт иностранного гражданина, установив, что общий срок временного пребывания иностранного гражданина, предусмотренный ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на момент проверки документов истек, вправе потребовать документы, подтверждающие продление срока временного пребывания иностранного гражданина, одним из которых является патент.

Из паспорта ФИО2 у. и справки АС ЦБДУИГ на его имя следует, что ФИО2 у. прибыл на территорию Российской Федерации 25.04.2022, затем выехал из Российской Федерации 22.10.2023. Затем въехал на территорию Российской Федерации 06.11.2023 с целью «Работа» и пребывает на территории Российской Федерации по настоящее время.

Судом не оценивается законность пребывания ФИО7 у. в период с 25.04.2022 по 22.10.2023, вместе с тем суд отмечает, что указанный период превышает общий срок временного пребывания, предусмотренный ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 90 суток в период 180 суток, а период между последней датой выезда с 22.10.2023 по 06.11.2023 составил менее 90 суток, то есть пробыв в предыдущий период временного пребывания более 90 суток, ФИО2 у. не отсутствовал на территории Российской Федерации оставшийся период в 90 суток, в связи с чем новый период пребывания 90 суток в период 180 суток не начал исчисляться. Таким образом, у ФИО2 у. могли быть проверены основания, дающие ему право на пребывание на территории Российской Федерации с 06.11.2023, например, выданные ему патенты, в соответствии с которыми срок временного пребывания иностранного гражданина может быть продлен.

Таким образом, исследовав у иностранного гражданина паспорт, и установив по штампам в паспорте вышеуказанные обстоятельства, сотрудник ГИБДД был вправе потребовать ФИО2 у. патент на осуществление трудовой деятельности как основание для продления срока временного пребывания.

Проверив на законном основании отсутствие патента и опросив свидетеля, сотрудник ГИБДД установил, что ФИО2 у. осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя такси, а именно: управлял автомобилем и осуществлял перевозку пассажиров, при этом не имея патента для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно примечанию к ст. 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Составы по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ и по ст. 18.15 КоАП РФ являются смежными, в связи с чем суд полагает возможным применить примечание в качестве разъяснений для целей ст. 18.10 КоАП РФ.

Таким образом, суд устанавливает, что выполняя заказы по перевозке такси, ФИО2 у. действовал в интересах индивидуального предпринимателя, согласно объяснениям ФИО2 у. заказ поступал от ИП ФИО3 и удерживалась комиссия в его пользу, то есть ФИО2 у. осуществлял трудовую деятельность.

Действия ФИО2 у. правильно квалифицированы по ч.2 ст. 18.10 КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя. Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено, в качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает признание вины.

Учитывая характер совершенного ФИО2 у. правонарушения, конкретные обстоятельства настоящего дела, данные о личности виновного, его имущественное положение, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, по мнению суда, в данном случае будет являться наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. С учетом того, что у ФИО2 у. имеется паспорт, билет на самолет на 30.11.2023 суд считает возможным при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, принять решение о контролируемом самостоятельном выезде ФИО2 у. из Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 18.10 ч. 2, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Курбонова Аминджона Холмумина угли, ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданина Узбекистана, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Разъяснить, что согласно ч. 6 ст. 32.10 КоАП РФ, ФИО2 у. обязан выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу данного постановления по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (ГУ МВД России по г. СПб и ЛО), ИНН <***>, КПП 784201001, номер счета получателя платежа 03100643000000017200, кор./сч. 40102810945370000005 в Северо-Западное главное управление Центрального банка РФ (Северо-Западное ГУ Банка России), БИК 014030106, КБК 18811601181019000140, ОКТМО 40338000, УИН 18891789990629219853 наименование платежа - административный штраф.

Квитанцию об оплате штрафа необходимо направить в канцелярию Кировского районного суда Санкт-Петербурга, расположенную по адресу: <...>, каб. 111, не позднее следующего дня после истечения срока для оплаты штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ф.В. Костин