Дело № 5-644/2023
УИД 47RS0007-01-2023-002284-58
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кингисепп 07 декабря 2023 года
Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
в отношении ФИО1 (Jerin Sergei) (далее – ФИО1), <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
15.04.2023 г. около 08:00 в зону таможенного контроля на направление «вход в РФ» пункта пропуска таможенного поста МАПП Ивангород Кингисеппской таможни (<...>) с целью следования на территорию ЕАЭС прибыл ФИО1
Декларирование какого-либо товара ФИО1 не производилось.
В ходе таможенного досмотра сопровождаемого багажа ФИО1 (АТД №) установлено, что в сумке черного цвета, находится товар, принадлежащий ФИО1, а именно: предмет металлический, сложной формы, серебристого цвета, на 4 колесах. Предположительно блок питания. Представляет собой предмет прямоугольной формы на колесах, 5 штекеров для подключения устройства с маркировкой: на одной стороне <данные изъяты>. Всего 1 шт. Вес изделия: 19,7 кг. Общее количество товара 1 шт. Общий вес предмета – 19,7 кг.
Товар, перемещаемый ФИО1, не может быть отнесен к товарам для личного пользования и должен быть задекларирован в общем порядке, с подачей декларации на товара (ст. ст. 104, 105, 106, 108 ТК ЕАЭС), в связи с чем, таможенным органом было вынесено Решение от 15.04.2023 № о неотнесении товаров к товарам для личного пользования: предмет металлический, сложной формы, серебристого цвета, на 4 колесах. Предположительно блок питания. Представляет собой предмет прямоугольной формы на колесах, 5 штекеров для подключения устройства с маркировкой: на одной стороне <данные изъяты>. Всего 1 шт. Вес изделия: 19,7 кг.
В ходе административного расследования была проведена товароведческая экспертиза в ЭКС – региональный филиал ЦЭКТУ г. Санкт-Петербурга.
Согласно заключению эксперта от 26.06.2023 №, определить рыночную стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, по состоянию на 15.04.2023 на территории РФ не представляется возможным.
Согласно служебной записке отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Кингисеппской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ товар, являющийся предметом административного правонарушения, классифицируется по коду ТН ВЭД – 9022.
Согласно служебной записке отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Кингисеппской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ дополнительно сообщено, что при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС физическим лицом товара, указанного в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ№, запреты и (или) ограничения в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании не установлены.
Согласно служебной записке отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Кингисеппской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ таможенная стоимость ввозимого товара рассчитана, исходя из данных из независимого источника Интернет, сайт: partsfomed.com и справочно может составлять 39 221 (тридцать девять тысяч двести двадцать один) руль 21 копейка.
Расчетная сумма таможенных пошлин, налогов за товар на основании имеющихся сведений, согласно расчеты таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ№ составляет 10 197 (десять тысяч сто девяносто семь) рублей 51 копейка.
Действия ФИО1 квалифицированы по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении –уполномоченный ОАР Кингисеппской таможни ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном порядке.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал. Пояснил, что данное металлическое плато на колесиках, которое признано таможенным органом предметом административного правонарушения, является выброшенной вещью, найденной им (ФИО1) на свалке ненужных вещей в Финляндии. Перемещал данный товар в СНТ «Юбилейные» для использования в личных целях по хозяйству. Также отметил, что таможенным органом нарушен порядок оформления процессуальных документов, поскольку один инспектор изымал товар, а следующий инспектор составлял все остальные процессуальные документы со слов инспектора прошлой смены; нарушен срок проведения административного расследования; не определена стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ влекущим наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения признается недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Объективная сторона данного административного правонарушения, состоит в недекларировании товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара.
В соответствии с положениями ч.1, 2, 3 ст. 1 ТК ЕАЭС в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами. Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе). Таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов. В соответствии с понятиями, используемыми при едином таможенном регулировании, ввозом товаров на таможенную территорию Союза является совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами; декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары; таможенной декларацией является таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров; таможенным декларированием признается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров; товарами для личного пользования являются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (п. 3, 7, 32, 35, 46 ч.1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
В силу ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Товары не подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с пунктом 4 статьи 204 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 14 - 17 статьи 286 и пунктом 7 статьи 301 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенное декларирование в письменной форме допускается: 1) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; 2) в отношении товаров для личного пользования.
Положениями ст. 105 ТК ЕАЭС установлено, что при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: 1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транспортное средство. В случаях, определяемых Комиссией, заполняется декларация таможенной стоимости, в которой заявляются сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об условиях и обстоятельствах сделки с товарами, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров. Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары. Пассажирская таможенная декларация используется при таможенном декларировании товаров для личного пользования, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при помещении товаров для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита.
В соответствии с нормами ст. 255 ТК ЕАЭС, определяются особенности порядка и условий перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, особенности порядка совершения таможенных операций, связанных с временным хранением, таможенным декларированием и выпуском товаров для личного пользования, особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров для личного пользования, а также порядок определения стоимости товаров для личного пользования и применения таможенных платежей в отношении таких товаров.
В силу ст. 256 ТК ЕАЭС товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу Союза следующими способами: 1) в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через таможенную границу Союза; 2) в международных почтовых отправлениях; 3) перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза. Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес. Количественные характеристики критериев, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией.
К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, относятся товары, для Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации: до 1 апреля 2023 г. - стоимость не превышает сумму, эквивалентную 1 000 евро, и вес не превышает 31 кг. (приложение № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107) (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), для лиц иных государств - не более 25 кг товаров на общую сумму не более 500 евро на личном транспорте на одного человека достигшего 18 лет.
Согласно заключению таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ№, товар, являющийся предметом административного правонарушения, представляет собой 4-х колесное шасси – основание для аппарата УЗИ производства <данные изъяты> На шасси установлен тороидальный силовой трансформатор и модуль фильтров с электрическими разъемами. Образец представлен с видимыми следами эксплуатации (царапины, потертости, загрязнения), какая-либо документация не представлена. Товар не является готовым изделием, представляет собой часть конструкции аппарата УЗИ. Определить фактическую работоспособность объекта исследования и соответствие их фактических характеристик заданным характеристикам завода-изготовителя, не представляется возможным в связи с отсутствием в ЭКС соответствующей материальной базы.
В доступных эксперту источниках ценовой информации отсутствует информация о стоимости идентичного или однородного объекту исследования по конструктивным особенностям, техническим характеристикам и области применения, что не позволяет сделать обоснованный вывод о рыночной стоимости объекта исследования на основании сравнительного подхода.
В связи с указанными обстоятельствами, определить рыночную стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, по состоянию на 15.04.2023 на территории РФ, по заключению эксперта, не представляется возможным.
Согласно служебной записке отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Кингисеппской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ, при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС физическим лицом товара, указанного в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ№, запреты и (или) ограничения в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании не установлены.
Отделом контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Кингисеппской таможни представлена служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что таможенная стоимость ввозимого товара рассчитана, исходя из данных из независимого источника Интернет, сайт: partsfomed.com и справочно может составлять 39 221 (тридцать девять тысяч двести двадцать один) руль 21 копейка.
Вместе с тем в данной служебной записке указано, что для более точного и достоверного расчета таможенной стоимости необходимо заключение эксперта. Должностным лицом, осуществляющим административное расследование заключение иного экспертного учреждения об определении рыночной стоимости товара, перемещаемого ФИО1 и являющегося предметом административного расследования, не получено и в материалах дела не содержится.
Согласно примечанию 1 к ст.16.2 КоАП РФ для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Таким образом, предположительный характер определения таможенной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения в силу примечания 1 к ст. 16.2 КоАП РФ, является недопустимым. Данное обстоятельство не позволяет считать установленным наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, вследствие чего производство по делу об административном правонарушению подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Доводы ФИО1 о допущении должностными лицами таможенного органа процессуальных нарушений, нахожу несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области таможенного дела проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
15 апреля 2023 года инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного пота <данные изъяты>ФИО4, то есть уполномоченным должностным лицом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 1-3), копия которого получена лично ФИО9
Сведений о составлении иным должностным лицом МАПП Ивангород Кингисеппской таможни процессуальных документов, в отношении ФИО1, материалы дела не содержат.
Согласно ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
26 апреля 2023 года на основании решения начальника таможенного поста <данные изъяты>. дело об административном правонарушении № от 15.04.2023 в отношении ФИО1 передано для осуществления дальнейшего административного расследования в Кингисеппскую таможню (л.д. 19).
На основании решения заместителя начальника Кингисеппской таможни ФИО5 от 02 мая 2023 года дело передано для проведения административного расследования уполномоченному отдела административных расследований Кингисеппской таможни ФИО6 (л.д. 22), впоследствии 20.06.2023 уполномоченному отдела административных расследований Кингисеппской таможни ФИО8 (л.д. 24).
В соответствии с п. 1, 2 ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев.
В соответствии с п. 1, 5 раздела 1 Приказа ФТС России от 23.04.2018 № 574 (ред. от 12.05.2022) «Об утверждении Положения о Северо-Западной оперативной таможне» Северо-Западная оперативная таможня (далее - Таможня) является специализированным таможенным органом Российской Федерации (далее - таможенный орган), входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности Таможни в пределах полномочий, определенных настоящим положением. Таможня осуществляет правоохранительную деятельность, связанную с деятельностью Северо-Западного таможенного управления и таможенных органов, подчиненных Северо-Западному таможенному управлению, а также иных таможенных органов в случаях, установленных приказами ФТС России.
Согласно подп. 87 п. 6 Приказа ФТС России от 23.04.2018 № 574 (ред. от 12.05.2022) таможня осуществляет продление сроков проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве таможен региона.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 содержат решение заместителя начальника Северо-Западной оперативной таможни ФИО7, курирующего оперативно-правоохранительную деятельность Кингисеппской таможни в пределах своих полномочий, о продлении срока административного расследования до 15.07.2023 включительно (л.д. 46, 51). Протокол об административном правонарушении составлен 14.07.2023, в рамках срока административного расследования.
Исходя из вышеизложенного, нарушений требований процессуального характера относительно возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, должностными лицами таможенного органа, не установлено.
В соответствии со ст. 24.7 КоАП РФ, состоят из: сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных); сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.
Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.
Согласно части 2 статьи 24.7 КоАП РФ в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения – «4-х колесное шасси – основание для аппарата УЗИ производства <данные изъяты>). На шасси установлен тороидальный силовой трансформатор и модуль фильтров с электрическими разъемами. Образец представлен с видимыми следами эксплуатации (царапины, потертости, загрязнения), какая-либо документация не представлена», изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от 15 апреля 2023 года, по вступлении постановления по делу об административном правонарушении в законную силу вернуть ФИО1
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.
Судья: Штурманова Н.В.