Дело № 5-77/202019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 марта 2020 года г. Челябинск
Судья Калининского районного суда г. Челябинска Виденеева О.В., при секретаре Фомичевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя О. Ш. О., (дата) года рождения, уроженца (адрес)(адрес), русским языком владеющего, в услугах переводчика не нуждающегося, инвалидом не являющегося, женатого, имеющего четверых несовершеннолетних детей, являющегося ИП, зарегистрированного и проживающего по адресу (адрес), №
УСТАНОВИЛ:
(дата) в отношении индивидуального предпринимателя О. Ш.О. начальником (адрес)(адрес) старшим лейтенантом полиции ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № из которого следует, что ИП О.*** привлек по адресу: (адрес), (адрес) на территории цеха по производству мебели, к трудовой деятельности гражданина (адрес)ФИО2, (дата) г.р. в качестве работника по сборке мебели, при отсутствии у указанного иностранного гражданина патента, подтверждающего право на временное осуществление трудовой деятельности на территории (адрес), чем нарушил п.4 ст.13 ФЗ №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании О.*** вину признал, суду показал, что является ИП (дата), осуществляет деятельность в сфере сборки мебели. В (дата) годах арендует нежилое помещение по (адрес), (адрес) для занятий предпринимательской деятельностью. Указал, что на момент проверки ФИО3 самостоятельно, без его ведома, пришел в цех по сборке мебели и занимался ее изготовлением. Просил прекратить производство по делу за малозначительностью, либо снизить штраф, учесть его материальное положение при рассмотрении дела.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал.
Выслушав ***О. Ш.О., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности, как непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, так и поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В части 1 Примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, ***О.*** является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается записью в ЕГРИП.
Согласно договору аренды №*** от (дата), заключенного ***О. Ш.О. с ООО «Управление Механизации и Транспорта*** осуществляет предпринимательскую деятельность на 100,0 кв.м. в здании конторы, расположенном по адресу: (адрес), в частности, помещение используется для размещения производства по изготовлению мебели. В судебном заседании ИП О. Ш.О. пояснил, что аналогичный договор им заключался в (дата) году.
В ходе проведения сотрудниками ОИК УВМ ГУ МВД России по (адрес) оперативно-профилактического мероприятия в указанную дату о местах возможного осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, было установлено, что по вышеуказанному адресу был выявлен гражданин Республики Таджикистан ФИО2, (дата) г.р., который осуществлял трудовую деятельность в качестве сборщика мебели по вышеназванному адресу. При проверке документов было установлено, что ФИО2, осуществляет трудовую деятельность в качестве сборщика мебели без патента, подтверждающего право на временное осуществление трудовой деятельности на территории (адрес).
Изложенное свидетельствует о совершении ИП О. Ш.О. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Совершение ИП О. Ш.О. административного правонарушения подтверждается:
объяснениями самого О. Ш.О., объяснениями ФИО2, согласно которым он прибыл на территорию РФ (дата) с целью работать, по прибытию встал на миграционный учет по месту пребывания по адресу: г, Челябинск (адрес)303, там и проживает. (дата) задержан сотрудниками полиции по адресу: (адрес) корпус 2 в мастерской по изготовлению мягкой мебели, где он осуществлял трудовую деятельность в качестве работника по сборке мебели, на работу пригласил знакомый О. Ш., ему принадлежит цех по сборке мебели, заработную плату получает 500-1000 рублей в день, в зависимости от объема выполненной работы, деньги выплачивал хозяин цеха О. Ш., рабочий день с 08-00 часов до 20-00 часов, на прием пищи выделялось два часа, в данном месте работает с (дата)г.,документы на получение патента сданы в УВМ ГУМВД по (адрес)(дата)г., получение патента (дата)г., в данный момент нет временного разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории (адрес); иными исследованными доказательствами.
Собранные по делу доказательства соответствуют требованиям норм КоАП РФ, являются допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения данного административного дела.
При назначении административного наказания суд учитывает личность виновного, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Довод О. Ш.О. о том, все работники имеют разрешительные документы, у ФИО2 готов пакет документов и он получит патент (дата)г., а так же то, что в его отсутствие на работе ФИО2 присутствовал в цеху и приступил к трудовой деятельности самостоятельно, без его разрешения, суд находит не состоятельным, опровергается письменными пояснениями ФИО2, а также указанием ФИО2 в протоколе об административном правонарушении от (дата) о согласии с привлечением его к административной ответственности по ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ ввиду осуществления им трудовой деятельности в качестве работника по сборке мебели без патента, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности на территории (адрес).
При назначении административного наказания суд учитывает личность виновного, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются признание вины, наличие на иждивении четверых несовершеннолетних детей. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст.3.4. КоАП предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих указанную совокупность условий, поскольку совершенное правонарушение посягает на институт государственной власти в сфере миграции, то есть создает соответствующую угрозу охраняемым общественным, государственным отношениям.
Оснований для признания указанного нарушения малозначительным судья также не усматривает, поскольку малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
При этом не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Учитывая, что противоправные действия допущены в сфере миграционного законодательства, целью которого является обеспечение предупреждения и сокращения незаконной внешней трудовой миграции и соблюдения работодателями законодательства о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации, в связи с чем, имеют повышенную степень общественной опасности, так как затрагивают интересы государства, исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Между тем, суд считает возможным учесть имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности (субъект малого бизнеса- микропредприятие), а также учесть наличие на иждивении четверых несовершеннолетних детей и применить положения ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, учитывая, что предприниматель принял меры к устранению допущенных нарушений, суд считает возможным назначить наказание за совершенное административное правонарушение в размере менее минимального штрафа, а именно в сумме 125000 рублей.
По мнению суда, установление административной ответственности в таком размере сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и будет способствовать предупреждению совершения новых правонарушений, соответствует тяжести правонарушения, принципам и соразмерности наказания.
Основания для применения ответственности в виде приостановления деятельности ИП суд не усматривает, поскольку указанный вид наказания по сравнению со штрафом является более тяжким.
Руководствуясь ст. ст. 18.15. 24.5., 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя О. Ш. О., (дата) года рождения, уроженца (адрес)(адрес), зарегистрированного и проживающего по адресу (адрес), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа: № УФК РФ по (адрес) (Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по (адрес)), №
Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд (адрес) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: