НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Калининградского областного суда (Калининградская область) от 29.09.2015 № 4А-341/15

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 4А-341/15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 сентября 2015 г. г. Калининград

Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу защитника ООО «Роскон» - Н. на постановление мирового судьи 2-го судебного участка Московского района г. Калининграда от 29 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Московского района г. Калининграда от 29 мая 2015 года ООО «Роскон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, согласно протоколу изъятия от 25 декабря 2014 года:

- консервы рыбные «сардина атлантическая в томатном соусе (из сардинеллы)» (sardine pilhardus) в ж/банках с ключом по 230 г – 1152 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 24 места (коробки);

- консервы рыбные «сардина атлантическая натуральная с добавлением масла (из сардинеллы)» (sardine pilhardus) в ж/банках с ключом по 250 г – 1152 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 24 места (коробки);

- консервы рыбные «скумбрия атлантическая в томатном соусе» (scomber scombrus) в ж/банках с ключом по 230 г – 2304 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 48 мест (коробок);

- консервы рыбные «скумбрия атлантическая натуральная с добавлением масла» (scomber scombrus) в ж/банках с ключом по 250 г – 2304 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 48 мест (коробок).

Данное судебное постановление в порядке ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не обжаловалось и вступило в законную силу.

В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 11 августа 2015 года, заявителем ставится вопрос об отмене вышеназванного постановления.

Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 24 августа 2015 года жалоба принята к рассмотрению.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Роскон» истребовано в Калининградский областной суд 24 августа 2015 года, поступило 31 августа 2015 года.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, нахожу состоявшееся по настоящему делу судебное постановление подлежащим отмене.

Частью 1 ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса.

Установлено, что 02 ноября 2014 года ООО «Роскон» в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Московского таможенного поста Калининградской областной таможни была подана и выпущена в таможенной процедуре «экспорт» декларация на товары . В данной декларации заявлены сведения о стане происхождения – Россия (графа 16) и товарах: 1) консервы рыбные «сардина атлантическая в томатном соусе (из сардинеллы)» (sardine pilhardus) в ж/банках с ключом по 230 г – 1152 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 24 места (коробки); 2) консервы рыбные «сардина атлантическая натуральная с добавлением масла (из сардинеллы)» (sardine pilhardus) в ж/банках с ключом по 250 г – 1152 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 24 места (коробки); 3) консервы рыбные «скумбрия атлантическая в томатном соусе» (scomber scombrus) в ж/банках с ключом по 230 г – 2304 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 48 мест (коробок); 4) консервы рыбные «скумбрия атлантическая натуральная с добавлением масла» (scomber scombrus) в ж/банках с ключом по 250 г – 2304 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 48 мест (коробок).

В графе № 40 названной декларации на товары указаны предшествующие декларации по товарам №№ 1, 2 – декларация на товары , по товарам №№ 3, 4 – декларации на товары , .

Согласно электронной базе таможенных деклараций Калининградской областной таможни указанные декларации на товары выпущены в таможенной процедуре «свободная таможенная зона».

В отношении товара по декларации на товары был произведен только документарный контроль.

03 ноября 2014 года данный товар был вывезен с таможенной территории Таможенного союза, что подтверждается штампом в CMR «вывоз разрешен» таможенного поста МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни от 03 ноября 2014 года.

Согласно объяснениям ООО «Роскон» от 05 ноября 2014 года при въезде в Польшу вышеназванный товар, оформленный по декларации на товары в таможенной процедуре «экспорт», не прошел ветеринарный контроль, в связи с тем, что на данный товар не был нанесен европейский номерной знак завода ООО «Роскон», дальнейшее оформление товара было запрещено, товар возвращен в Российскую Федерацию.

На данный товар ООО «Роскон» подало декларацию на товары в таможенной процедуре «реимпорт» с льготами по таможенным платежам без предоставления заключения о статусе товара, произведенного в свободной экономической зоне или на свободном складе, формы товара Таможенного союза. В графе 40 указана предшествующая декларация на товары - . В графе 16 заявлена страна происхождения – Россия, в то время как в качестве страны происхождения товаров следовало указать: «неизвестна».

Названные обстоятельства указания в декларации на товары сведений о стране происхождения товаров - России послужили основанием для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта, предусматривающую освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, и впоследствии для привлечения ООО «Роскон» мировым судьей 2-го судебного участка Московского района г. Калининграда к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о виновности ООО «Роскон» в совершении вышеназванного административного правонарушения, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым мировым судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ставить под сомнение которую не имеется оснований.

Оспаривая состоявшееся судебное постановление, заявитель в жалобе, ссылаясь на положения ст. 293 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), указывает на то, что ООО «Роскон» были соблюдены все необходимые условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта, установленные названной нормой материального права, и представлены все документы, предусмотренные ст. 294 ТК ТС. Полагает, что поскольку ст. 293 ТК ТС не содержит ограничения по обратному ввозу товаров в зависимости от страны их происхождения, следовательно, сведения о стране происхождения товаров при их помещении под таможенную процедуру реимпорта не имеют правового значения.

Данные доводы проверены, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены оспариваемого заявителем судебного акта.

В соответствии с п. 7 ст. 19 Соглашения государств - членов Таможенного союза по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее – Соглашение) при отсутствии, аннулировании или признании недействительным документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, такой товар при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны рассматривается как товар Таможенного союза для целей его вывоза с таможенной территории Таможенного союза, а в иных целях - как иностранный товар.

Согласно п. 1 ст. 212 ТК ТС экспорт - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

В соответствии с п. 2 ст. 213 ТК ТС товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 292 ТК ТС реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 настоящего Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая, что ООО «Роскон», подавая декларацию на товары – рыбные консервы, не представило документы, подтверждающие статус товара как товара Таможенного союза, мировой судья, вопреки доводам жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что помещение вышеуказанного товара под таможенную процедуру реимпорта невозможно.

Оснований не согласиться с такими выводами мирового судьи, учитывая, что в силу п. 2 ст. 213 ТК ТС помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные ООО «Роскон» с таможенной территории Таможенного союза товары – рыбные консервы, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, утратили статус товаров Таможенного союза и в силу подп. 10 п. 1 ст. 4 ТК ТС приобрели статус иностранного товара, не имеется.

По изложенным основаниям нельзя признать состоятельными и доводы жалобы о том, что сведения о стране происхождения товаров при их помещении под таможенную процедуру реимпорта не имеют правового значения.

Поскольку именно указание в графе 16 декларации на товары в качестве страны происхождения товаров России послужило основанием для помещения товара под таможенную процедуру реимпорта, предусматривающую освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Роскон» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что реимпортируемый товар (консервы) до его экспорта был произведен на территории Калининградской области и приобрел статус товаров Таможенного союза, отмену оспариваемого судебного постановления также не влекут, поскольку данный товар в силу п. 7 ст. 19 Соглашения может рассматривается как товар Таможенного союза только для целей его вывоза с таможенной территории Таможенного союза. В рассматриваемой же ситуации указанный товар, ранее помещенный под таможенную процедуру экспорта, был вновь ввезен на территорию Российской Федерации, в связи с чем он как вывезенный с таможенной территории Таможенного союза не является товаром Таможенного союза, и в декларации на такой товар не могла быть указана страна его происхождения Россия в отсутствие подтверждающих документов (заключения формы товара Таможенного союза).

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, к которым, в числе прочих, относятся документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 6 ст. 19 Соглашения в качестве документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза выдается заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза или заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром Таможенного союза.

Согласно Порядку выдачи и применения заключения формы товара Таможенного союза и заключения формы иностранного товара, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года № 437 «О форме, Порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза» заключение формы товара Таможенного союза или заключение формы иностранного товара выдаются органом (организацией) государства-члена Таможенного союза, уполномоченным на выдачу заключения формы товара Таможенного союза или заключения формы иностранного товара для представления в таможенный орган государства-члена Таможенного союза при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны или таможенной процедуры свободного склада.

Учитывая, что ни при подаче декларации на товары в таможенной процедуре «реимпорт», ни по требованию таможенного органа в течение срока выпуска товара обществом не были представлены документы, подтверждающие происхождение товара как товара Таможенного союза (заключение о статусе товара, произведенного в свободной экономической зоне или на свободном складе, формы товара Таможенного союза), ссылки в жалобе на то, что ООО «Роскон» с декларацией на товары в соответствии с таможенной процедурой экспорта были представлены документы, свидетельствующие о происхождении товара, при установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах помещения товара под таможенную процедуру экспорта в соответствии с п. 7 ст. 19 Соглашения, не свидетельствуют о незаконности выводов мирового судьи о наличии в действиях ООО «Роскон» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Поскольку ООО «Роскон» ввозило товар на территорию Калининградской области, являющуюся свободной экономической зоной, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, ссылки в жалобе на неправомерное применение при разрешении настоящего дела Соглашения государств - членов таможенного союза по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года являются несостоятельными.

Иных доводов жалоба не содержит.

Постановление о привлечении ООО «Роскон» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену оспариваемого судебного акта, допущено не было.

Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, вправе освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности административного правонарушения.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае малозначительности административного правонарушения по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.

При этом малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе имеющим формальный характер, поскольку иное не следует из содержания Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Частью 2 ст. 30.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривается, что судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Как усматривается из материалов дела, заявляя в графе таможенной декларации страну происхождения товаров Россию, ООО «Роскон» действовало открыто, не пытаясь каким-либо образом скрыть сведения о происхождении товаров, изготовленных (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при том, что ранее под таможенную процедуру экспорта обществом были помещены именно эти товары (рыбные консервы), в декларации на которые в качестве страны их происхождения также была указана Россия.

Данные обстоятельства, учитывая стоимость товаров на момент подачи декларации - <данные изъяты> руб., свидетельствуют о том, что допущенное названным юридическим лицом нарушение требований таможенного законодательства не является грубым и не представляет существенного нарушения охраняемых нормами главы 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях таможенных правоотношений.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что совершенное ООО «Роскон» деяние формально содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, у мирового судьи с учетом характера совершенного обществом правонарушения, его роли как правонарушителя, отсутствия существенных негативных последствий, имелись установленные ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях основания для освобождения данного юридического лица от административной ответственности и объявления ему устного замечания ввиду малозначительности совершенного им административного правонарушения.

Однако мировой судья безосновательно не применил положения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях к рассматриваемому делу, что влечет отмену вынесенного им постановления и прекращение производства по делу.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях изъятые в процессе производства по делу об административном правонарушении товары, явившиеся предметами административного правонарушения, подлежат возвращению законному владельцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи 2-го судебного участка Московского района г. Калининграда от 29 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить.

Объявить ООО «Роскон» устное замечание.

Возвратить товары:

- консервы рыбные «сардина атлантическая в томатном соусе (из сардинеллы)» (sardine pilhardus) в ж/банках с ключом по 230 г – 1152 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 24 места (коробки);

- консервы рыбные «сардина атлантическая натуральная с добавлением масла (из сардинеллы)» (sardine pilhardus) в ж/банках с ключом по 250 г – 1152 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 24 места (коробки);

- консервы рыбные «скумбрия атлантическая в томатном соусе» (scomber scombrus) в ж/банках с ключом по 230 г – 2304 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 48 мест (коробок);

- консервы рыбные «скумбрия атлантическая натуральная с добавлением масла» (scomber scombrus) в ж/банках с ключом по 250 г – 2304 банки, производитель ООО «Роскон», товарный знак «М.», 48 мест (коробок), законному владельцу.

Заместитель председателя

Калининградского областного суда В.Ю. Мухарычин