НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Калининградского областного суда (Калининградская область) от 28.02.2019 № 4А-95/19


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

4А-95/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 февраля 2019 года г. Калининград

Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу ООО «ВЕКТОР» в лице представителя по доверенности Мироновой Е.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 июля 2018 года, решение судьи Калининградского областного суда от 27 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ВЕКТОР»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 июля 2018 года ООО «ВЕКТОР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Решением судьи Калининградского областного суда от 27 сентября 2018 года постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 июля 2018 года оставлено без изменения.

В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 30 января 2019 года, заявитель просит вышеприведенные судебные постановления признать незаконными и отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, так как декларация о соответствии не признана недействительной в установленном порядке, в ней заявлены достоверные сведения о стране происхождения и производителе товаров. Декларация о соответствии правомерно принята ООО «ВЕКТОР» как продавцом товаров, что соответствует п. 1 Правил оформления декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 293.

Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 07 февраля 2019 года жалоба принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении в отношении ООО «ВЕКТОР», которое поступило 12 февраля 2019 года.

Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, нахожу, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных постановлений.

Положениями ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В силу абз. 5 п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в ч. 1 и ч. 2 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно примечанию № 2 к ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В силу подп. 8 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего на момент декларирования товаров по ДТ № 10012040/030217/0002176, запреты и ограничения включают в себя, помимо иных, меры технического регулирования, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

В зависимости от категорий товаров в соответствии с п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294, различными техническими регламентами ЕАЭС установлены требования о представлении в целях соблюдения мер технического регулирования документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (в настоящее время – ЕАЭС) (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при совершении таможенных операций в отношении ввозимых товаров.

Декларируемые товары являлись объектами технического регулирования, подлежащими подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Таможенного Союза (ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880, ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 98 декабря 2011 года № 881).

На момент декларирования товаров действовало Положение о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденное решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09 апреля 2013 года № 76.

Этим Положением предусмотрено, в частности, что декларация о соответствии, составленная согласно единой форме декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правилам ее оформления, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 293, подлежит регистрации в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (п. 2); регистрация деклараций о соответствии осуществляется органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза или уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (п. 3).

Пунктом 6 Положения определено, что орган по сертификации рассматривает представленные заявителем документы на предмет, в том числе правильности и полноты заполнения заявителем декларации о соответствии; соответствия заявителя, принявшего декларацию о соответствии, требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающим круг заявителей для определенного вида продукции.

По результатам рассмотрения в соответствии с п. 6 настоящего Положения документов, представленных заявителем, орган по сертификации в течение 5 рабочих дней с даты поступления на регистрацию декларации о соответствии осуществляет регистрацию этой декларации о соответствии либо уведомляет заявителя об отказе в ее регистрации (с указанием оснований отказа) (п. 7).

Пункт 8 Положения в качестве оснований для отказа в регистрации декларации о соответствии предусматривает такие как обстоятельства, как несоблюдение заявителем требований по оформлению декларации о соответствии, предусмотренных единой формой; несоответствие заявителя, принявшего декларацию о соответствии, положениям технического регламента Таможенного союза, устанавливающим круг заявителей при декларировании соответствия.

Декларация о соответствии считается зарегистрированной с момента присвоения ей регистрационного номера в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (п. 9).

Этим же Положением установлено, что действие декларации о соответствии приостанавливается, возобновляется или прекращается в порядке, установленном законодательством государств-членов. При этом в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии вносится дата, с которой действие декларации о соответствии приостанавливается, возобновляется или прекращается (п. 13); декларация о соответствии считается приостановленной, возобновленной или прекратившей свое действие с даты внесения соответствующих сведений в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (п. 14).

Действующим в настоящее время Порядком регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 марта 2018 года № 41, предусмотрены аналогичные положения, а также перечень оснований для прекращения действия декларации о соответствии с указанием органов и организаций, которые правомочны принять соответствующее решение.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе» также установлено, что сведения о декларациях о соответствии вносятся уполномоченными органами в национальные части Единого реестра в виде электронной записи, содержащей, помимо иных данных, информацию о продукции, в отношении которой принята декларация о соответствии, позволяющую идентифицировать эту продукцию; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате соответствия системы менеджмента (при необходимости), а также других документах, являющихся доказательными материалами при принятии декларации о соответствии; дату приостановления, возобновления или прекращения действия декларации о соответствии, а также срок приостановления действия декларации о соответствии.

Из приведенных положений законодательства следует, что регистрация декларации о соответствии в Едином реестре является необходимым элементом подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС, а документ о соответствии является недействительным в отсутствие такой регистрации, в случае отсутствия аккредитованной испытательной лаборатории, проводившей испытания (исследования) продукции, либо органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия, в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), а также при наличии в документе о соответствии каких-либо исправлений.

При наличии к тому оснований документ о соответствии подлежит отмене, прекращению, признанию недействительным в установленном порядке с внесением соответствующих сведений в Единый реестр.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «ВЕКТОР» оформило декларацию о соответствии на указанные товары некорректно, в частности, безосновательно указав в качестве производителя фирму «VEGETABLES MARKET PLACE B.V.» (Нидерланды), являющуюся отправителем товара, и одновременно указав при описании наименования продукции действительную страну происхождения плодов ананаса.

Данная декларация о соответствии принята на основании протоколов испытаний, составленных в 2016 году испытательным центром, имеющим соответствующую аттестацию, и зарегистрирована надлежащим органом по сертификации продукции.

Декларация о соответствии в установленном порядке не отменена, не прекращена и не признана недействительной.

Таким образом, само по себе несоблюдение формы декларации о соответствии и отсутствие подтверждения факта ввоза образцов для проведения испытаний (исследований) не свидетельствуют о недействительности документа о соответствии, действие которого ни на момент подачи декларации на товары, ни в последующем не прекращено надлежащим образом.

Кроме того, учитывая наличие регистрации уполномоченным органом декларации о соответствии в Едином реестре, не оспоренной в установленном порядке, в материалах дела отсутствуют доказательства осведомленности ООО «ВЕКТОР» о представлении при декларировании ненадлежащего документа.

При этом предъявленный таможенному органу товар возможно идентифицировать с товаром, указанным в документе о соответствии при том, что и в ДТ № 10012040/030217/0002176 при описании товара указано на то, что производителями ананасов свежих являются сельхозпредприятия Республики Панамы.

Ошибочное указание в декларации о соответствии в качестве производителя товаров нидерландской фирмы «VEGETABLES MARKET PLACE B.V.» не могло ввести в заблуждение таможенный орган о действительной стране происхождения товаров при том, что с учетом климатических условий очевидно, что Нидерланды не является и не может являться страной происхождения плодов ананаса, которые не произрастают на ее территории.

С учетом изложенного считаю, что в действиях ООО «ВЕКТОР» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для прекращения производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 июля 2018 года, решение судьи Калининградского областного суда от 27 сентября 2018 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу прекращению ввиду отсутствия в действиях ООО «ВЕКТОР» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 июля 2018 года, решение судьи Калининградского областного суда от 27 сентября 2018 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «ВЕКТОР» к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «ВЕКТОР» состава административного правонарушения.

Заместитель председателя

Калининградского областного суда В.Ю. Мухарычин